Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Волшебные ладошки".
рабочая программа (младшая группа)
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Волшебные ладошки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyeladoshki.odt | 51.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю
заведующий МБДОУ
«Белоярский ДС»
_______/Т.А. Мухина
Рабочая программа
дополнительного образования
по художественно-эстетическому развитию
«ВОЛШЕБНЫЕ ЛАДОШКИ»
для детей младшего и среднего дошкольного возраста
на 2019-2021 учебный год.
Составил (а): воспитатель,
О.В. Когодеева
2019 г.
Содержание
I. Пояснительная записка
1.1 Пояснительная записка
1.2 Актуальность
1.3 Педагогическая целесообразности программы
1.4 Цели и задачи
1.5 Дидактические принципы построения работы
1.6 Средства, необходимые для реализации программы
1.7 Ожидаемые результаты усвоения программы
II Содержательный раздел
2.1 Закономерности психического развития детей дошкольного возраста
2.1.1 Познавательная сфера дошкольника
2.1.2 Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
2.1.3.Особенности изобразительной деятельности дошкольника
2.3 Структура занятия
2.3 Интеграция образовательных областей посредством нетрадиционного рисования
2.4 Методы и приёмы обучению нетрадиционному рисованию
2.5 Факторы, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия
2.6 Нетрадиционные художественные техники
2.7 Календарно- тематическое планирование
2.8. Работа с родителями
III Организационный раздел
3.1. Организация образовательного процесса
3.2. Механизм отслеживания качества дополнительной образовательной программы стр.41
Заключение
Литература
Программа кружка «Волшебные ладошки», знакомит детей раннего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по художественно-эстетическому развитию. Программа предназначена для педагогов дошкольного образования.
I. Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Л.С. Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания, и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком. При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей. Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника.
Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными, ведь каждый ребенок рисует свой рисунок. Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию. У леворуких же детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки.
Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев, картофеля получаются такие красивые фигуры, что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.
В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают, а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами.
Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
1.2 Актуальность.
Актуальность программы «Волшебные ладошки» в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Художественно - творческая деятельность – это ведущий способ эстетического воспитания, основное средство художественного развития детей. Данная разработка воплощает новый подход к художественно - творческому развитию дошкольников через обучения нетрадиционным техникам рисования. Важным периодом для развития художественно-творческих способностей детей является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте ребенок выражает все свои переживания, фантазии, впечатления об окружающем мире через рисунок.
1.3 Педагогическая целесообразность программы.
Программа предназначена для развития творческих задатков детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционного способа рисования; развития мотивации к познанию творчества, т.к. художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес. Формирования ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладения основами творческой деятельности, что дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир искусства.
1.4 Цели и задачи.
Цель: развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи.
Развивающие:
- Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
- Развивать фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
1.5 Дидактические принципы построения работы.
- принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
- принцип систематичности и последовательности: постановка и корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса: предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития.
- принцип развивающего характера художественного образования: проектирование содержания продуктивной деятельности осуществляется в логике развивающей и развивающейся деятельности (ребёнок развивается в деятельности, и сама деятельность развивается). Приоритетными становятся задачи развития каждого ребёнка, с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
1.6 Средства, необходимые для реализации программы.
- создание художественно-развивающей среды в детском саду, в группе;
- разработка ОД по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация;
- использование дополнительной методической литературы по нетрадиционному рисованию.
1.7 Ожидаемые результаты усвоения программы.
По итогам 1 года обучения должны знать:
- название техники, элементов нетрадиционного рисования, основных и составных приёмов рисования;
- изобразительно-выразительные средства: пятно, набрызг, цвет, печать, эстамп (оттиск).
- произведения мастеров нетрадиционного искусства рисования;
- различные способы создания изображения;
- значение терминов: краски, палитра, цвет, композиция, художник, живопись (ладоневая, пальчиковая,).
Должны уметь:
- пользоваться инструментами и материалами для нетрадиционного рисования;
- создавать разнообразные изображения предметов с помощью нетрадиционных приемов рисования;
- создавать индивидуальный, парный, коллективный и в сотворчестве со взрослыми рисунок;
- создавать рисунок по собственной инициативе.
По итогам 2 года обучения должны знать:
- названия основных и составных нетрадиционных приемов рисования, их виды и различия;
- значение терминов: контур, абстракция, мозаика, контраст, монотипия, цвет, замысел.
Должны уметь:
- определять и называть технику и элементы нетрадиционного рисования;
- экспериментировать разными нетрадиционными способами рисования при создании образа;
- создавать рисунок, используя несколько приемов нетрадиционного рисования; на свободную тему;
- стилизовать природные объекты в декоративные на основе художественного отбора.
- владеть разными нетрадиционными приёмами выполнения работы с гуашью, природным и бросовым материалом.
- проявлять оригинальность и новизну во время решения творческой задачи.
II Содержательный раздел.
2.1 Закономерности психического развития детей дошкольного возраста
2.1.1 Познавательная сфера дошкольника
В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех познавательных процессов. Это относится и к сенсорному развитию.
Сенсорное развитие - это совершенствование ощущений, восприятий наглядных представлений. У детей снижаются пороги ощущений.
Повышается острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоение сенсорных эталонов. Наиболее доступными для дошкольника сенсорными эталонами являются геометрические формы и цвета спектра.
Мышление дошкольника, также, как и другие познавательные процессы, имеет ряд особенностей. Ребенок среднего дошкольного возраста не умеет еще выделять существенные связи в предметах и явлениях и делать обобщающие выводы.
На протяжении дошкольного возраста мышление ребенка существенно меняется. Это в первую очередь выражается в том, что он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Развитие его происходит поэтапно, и каждый предыдущий уровень необходим для последующего.
Мышление развивается от наглядно-действенного к образному. Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое дает возможность устанавливать связи и отношения между предметами и их свойствами.
В младшем дошкольном возрасте на третьем году жизни речь сопровождает практические действия ребенка, но она еще не выполняет планирующей функции. В четыре года дети способны представить ход практического действия, но не умеют рассказать о действии, которое нужно произвести. В среднем дошкольном возрасте речь начинает предшествовать выполнению практических действий, помогает планировать их. Однако на этом этапе образы остаются основой мыслительных действий. Только на следующем этапе развития ребенок оказывается способным решать практические задачи, планируя их словесными рассуждениями.
На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия. В младшем дошкольном возрасте еще заметную роль в развитии памяти играет узнавание при повторном восприятии предмета. Но все большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению. В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти.
Продолжается интенсивное развитие образной памяти (запоминание предметов и их изображений). Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической.
Развитие произвольной памяти начинается с возникновения и развития произвольного воспроизведения, а затем следует произвольное запоминание. Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго, начале третьего года жизни. Развитию воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие как игра, конструирование, лепка и рисование. Особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации.
Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения. В ходе развития оно превращается в относительно самостоятельную психическую деятельность.
Интенсивное развитие в дошкольном возрасте познавательных процессов оказывает влияние и на эмоциональную сферу детей.
2.1.2 Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им окраску и выразительность. Маленький ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.
Внешнее выражение чувств у ребенка по сравнению со взрослым человеком носит более бурный, непосредственный и непроизвольный характер. Чувства ребенка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут; бурное веселье, нередко сменяется слезами.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми: взрослыми и детьми. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработка у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.
На протяжении дошкольного детства чувства ребенка значительно меняются. Чувства дошкольника трех-четырех лет хотя и ярки, но еще очень ситуативные и неустойчивые. Ребенок еще не способен на длительное сочувствие и заботу о других, даже очень любимых людях.
Дошкольный возраст является возрастом возникновения воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения, под влиянием требований взрослых и сверстников формируется возможность подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодолевая возникающие трудности. Он овладевает умением констатировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать.
Дошкольник начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением. Сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Волевые действия сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными, возникающими под влиянием ситуативных чувств и желаний.
2.1.3. Особенности изобразительной деятельности дошкольника.
У ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Однако интерес к этой деятельности проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди.
Рисование - это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем ребенок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал дошкольник и что он не всегда может выразить словесно. Рисование способствует развитию: зрения, координации движений, речи, мышления, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, упорядочить все более усложняющиеся представления о мире.
С возрастом дети перестают рисовать, потому что большее значение приобретает слово.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.
В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.
Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства и становятся базой для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Дети очень любят рисовать. Как только маленькая ручка становится способной ухватить карандаш, сразу же у ребенка появляется стремление что-то изобразить на листке бумаги. А также - на стене, на асфальте, короче, вообще, на всем, на чем можно оставлять заметные следы. На этой особенности изобразительной деятельности дошкольника и основываются нетрадиционные способы рисования.
Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков. Зато в отношении возрастной эволюции изобразительной деятельности детей ясности несколько больше.
Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.
Первая стадия доизобразительного этапа - стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно.
Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.
Вторая стадия - от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка - каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это - папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром.
В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности.
Первую стадию изобразительного этапа составляют рисунки с примитивной выразительностью, происходит это в 3-5 лет. Эти рисунки детей весьма специфические.
Вторую стадию составляют схематичные рисунки (в 6-7 лет). Ребенок начинает понимать и практически ориентироваться на то, что прыжки и мимика к изображению никакого отношения не имеют. Ребенок начинает изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат.
Уже к 4-5 годам выделяются два типа маленьких рисовальщиков: предпочитающих рисовать отдельные предметы и склонные к изображению сюжета, повествования. Дети, склонные к сюжетно-ролевому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная деятельность развивается у этих детей хуже, в то время как дети, сосредоточенные на самом изображении объектов, активно воспринимают их и заботятся о качестве своих изображений. У них появляется интерес к декорированию изображений.
Зная эти особенности развития изобразительной деятельности детей, взрослый может целенаправленно руководить творческими проявлениями детей. Одних он может направлять на плоскость рисунка, а другим показывать, как изображение связано с игрой, сказкой, драматургией. При этом сам взрослый может и не быть хорошим художником. Если он не умеет рисовать, он может играть с ребенком на равных. Взрослый просто в силу своего опыта владеет языком изображения лучше, чем ребенок. Он всегда может подсказать ребенку конкретные приемы схематизации и рисунка.
2.2 Структура занятия может быть гибкой и изменяться от целей, задач, но включает в себя 3 части:
- вводная часть – организационный момент, создание эмоционального настроения, объяснение нового материала, мотивация;
- основная часть – практическая – самостоятельная, творческая деятельность детей под руководством педагога, педагогом ведется индивидуальная работа по раскрытию замысла каждого ребенка
- заключительная часть – анализ детских рисунков (рассматривание рисунков, положительные высказывания детей и педагога о проделанной работе).
2.3 Интеграция образовательных областей посредством нетрадиционного рисования.
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие направлено на развитие общения, взаимодействия ребенка со взрослыми в непосредственной деятельности рисовании; развитие эмоциональной отзывчивости, формирование позитивных установок нетрадиционному рисованию.
Познавательное развитие: развитие интересов детей, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о их свойствах (форме, цвете, размере, материале).
Речевое развитие: помогать детям овладевать речью как средством общения; обогащать активный словарь.
Художественно-эстетическое развитие: развивать предпосылки восприятия и понимания мира природы; способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру; реализовывать творческую деятельность детей (изобразительную).
2.4 Методы и приёмы обучению нетрадиционному рисованию.
Наглядные методы и приемы.
К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры,
- репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.
- показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом; показ приемов изображения.
Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями. Показ воспитателем способов изображения показ сопровождается словесными пояснениями.
При повторных упражнениях по закреплению умений и затем самостоятельному их применению показ дается лишь в индивидуальном порядке детали, не усвоившим тот или иной навык. Постоянный показ приемов выполнения задания приучит детей во всех случаях ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов.
Словесные методы и приемы обучения.
Беседа. Её вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию, изображать или разъяснить новые приемы работы.
Художественное слово. Оно дополнит друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять кисть и краски.
Игровые приемы обучения. Это использования моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к постепенной задаче, облегчает работу мышления и воображения.
Их цель – сделать более эффективным процесс обучения детей. Соединение образа и движения в игровой ситуации значительно ускоряет овладение
умениями изображать линии и простейшие формы Включение игровых моментов в изобразительную деятельность продолжается и при изображении предметов.
При использовании игровых моментов весь процесс обучения не должен превращаться в игру, так как она может отвлечь детей от выполнения учебной задачи, нарушить систему в приобретении знаний, умений и навыков.
Эмоциональный настрой. Этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: умеривает возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание детей. Музыка может сопровождать процесс изобразительного творчества на занятии.
Педагогическая драматургия. На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования. Занимательный сюжет сказки, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.
2.5 Факторы, позволяющие не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия:
- Разнообразие мотивационного момента; разнообразие и вариативность работы с детьми;
- Новизна обстановки;
- Необычное начало работы;
- Красивые и разнообразные материалы;
- Интересные для детей неповторяющиеся задания;
- Возможность выбора;
- Рисования с помощью бросового материала.
Нетрадиционные художественные техники
- «Пальцеграфия» – рисование пальцами руки.
- «Ладоневая живопись» – рисование ладошками
- «Пяточки» – рисование ножками.
- «Эстамп» – штампик из веревочки, картона, овощей.
- Рисование листиками растений
- Рисование поролоном.
- «Набрызг» – с помощью зубной щетки.
- «Тонировка» – рисование солью, песком, крупой .
- «Точнография» – рисование ватными палочками
- «Кляксография» – рисование кляксой
- «Монотипия» – двойная печать на бумаге.
- «Выдувание» – рисование с помощью трубочки.
- «Коллаж» – сочетание рисования и аппликаци
- «Рисование бусинками, шариками, камешками».
- «Мокрая живопись» – рисование на мокрой бумаге.
- «Тампонирование» – рисование промакиванием тампоном из ваты, поролона. Работа с использованием разнообразных нетрадиционных техник изображения является эффективным средством развития творческих способностей детей дошкольного возрасте при условии систематической образовательной деятельности в взаимосвязи с разнообразными приемами обучения.
2.7 Календарно- тематическое планирование.
Младшая группа (2-3 года).
Месяц | Тема | Программное содержание | Оборудование | Количество занятий |
Сентябрь | «Окраска воды» (освоение цветовой гаммы) | Закреплять названия основных цветов; усилить их познавательную активность к фольклорным произведениям; воспитывать аккуратность при рисовании пальчиками; развивать моторику рук, речь, воображение. | Игрушка Петушок, изображение тарелки, , иллюстрации с петушком, пальчиковые краски, тряпочки | 1 |
«Дождик кап-кап-кап» | Закреплять навыки работы с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень), используя точку и линию как средство выразительности. | Лист бумаги белый, большой и маленький гриб, гуашь, вода, салфетки, зонтик для игры | 1 | |
«Мухомор» | Вызвать интерес к рисованию, воспитывать интерес к природе; обучать наносить точки, пятнышки в заданный контур; отрабатывать уверенные движения и свободное перемещение руки. | Иллюстрация мухомора, рисунок мухомора без белых пятнышек, белая краска, салфетки | 1 | |
«Пушистое облако» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать эмоционально-чувственное восприятие. | листы бумаги, гуашь, вода | 1 | |
Октябрь | «Разноцветные листочки осень подарила» (коллективная работа) | Учить рисовать пальчиками (окунать в краску кончики пальцев и ставить отпечатки). Развивать интерес к нетрадиционному изображению предметов (листьев) на бумаге. Закреплять умение узнавать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Формировать познавательный интерес. | Листы бумаги белого или светло голубого цвета для «осенних окошек»; гуашь для пальчикового рисования красного и желтого цветов; плоские емкости бумажные и матерчатые салфетки; осенние листочки, вырезанные педагогом из цветной бумаги. | 1 |
«Разноцветные шарики – горошинки на зонтике» | формировать представления детей о назначении зонта, закреплять знания о характерных особенностях осенней погоды; учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни; учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхности зонта, не выходя за контур; продолжать знакомить с основными цветами (красный, синий, желтый, зеленый); развивать мелкую моторику пальцев рук. | У детей: альбомный лист с нарисованным изображением зонта, гуашь: красная, желтая, зеленая, синяя.У воспитателя: картонная туча сине-фиолетового цвета с прикрепленными к ней каплями на нитке, зонтик, мольберт, гуашь и бумага для показа детям способов изображения. | 1 | |
«Веточка рябины» | Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – ягодки. Развивать цветовое восприятие. | Лист с нарисованной веткой без листьев, краски гуашевые, влажные салфетки | 1 | |
«Ах, какие ягодки на тарелочке лежат» | Формировать умения детей правильно обмакивать в краску пальчик и лёгким движением наносить отпечаток на бумагу, представление о геометрической фигуре - круг. Упражнять в различии основных цветов, в группировке предметов по цветам. Развивать мелкую моторику, речь у детей. | Тарелочка с ягодами, нарукавники, клеёночки, листы, салфетки, баночки с водой, крышечки с краской. | 1 | |
Ноябрь | «Усатый полосатый друг» | Продолжать знакомить с новой техникой нетрадиционного рисования; развивать мелкую моторику; учить чувствовать грань рисунка; развивать творческий потенциал. Учить передавать выразительный образ котёнка, его пушистую шёрстку, используя приём рисования тычком, углублять представления о цвете и геометрических формах, совершенствовать навыки работы с гуашью, вызвать у детей эмоциональный отклик. | Альбомный лист с карандашным контуром кошки, гуашь, кисть тычок, фломастеры, салфетки. | 1 |
«Звездное небо» | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке. | листы бумаги темно-синего цвета с аппликацией - крыши домов; гуашь желтого цвета в чашечках; салфетки; иллюстрации с ночным звездным небом | 1 | |
«Солнышко за тучкой» | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой -отпечаток картофелем. Учить детей делать отпечаток картофелем. Воспитывать аккуратность. Развивать чувство ритма и композиции, мышление, память. | нарисованное солнце на белом листе; гуашь синего цвета в чашечках; салфетки; кружки картофеля; | 1 | |
«Мой щенок дружок» | Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисточку. Развивать мелкие мышцы руки. Расширять знания детей о домашних животных, обогащать словарь. Закреплять умение подбирать цвета. Воспитывать аккуратность при рисовании красками. | 1/2 альбомного листа с нарисованным контуром щенка, гуашь черного и красного цветов, две кисточки (одна жесткая, другая беличья) и все остальные принадлежности для рисования (подставка для кисточек, салфетки, тряпочки и др.). Два демонстрационных образца: на одном контур щенка, нарисованный простым карандашом, на другом – щенок, закрашенный способом тычка. Игрушка – щенок. | ||
Декабрь | «Снежинки» | Познакомить с новой техникой рисования свечой. Учить наносить рисунок на всей поверхности листа, затем закрашивать лист акварелью в один или несколько цветов. | Свеча, плотная бумага, акварель, кисти, картинка с изображением снежинки | 1 |
«В лесу родилась елочка» (тычок жесткой кистью) | Упражнять в технике тычкования. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Развивать чувство ритма. | Маленькая ёлочка, вырезанная из плотной бумаги, зелёная гуашь, жёсткая кисть, гуашь красного и оранжевого цвета в мисочках, салфетки | 2 | |
Январь | «Снеговик» (тычок жесткой кистью) | Познакомить детей с техникой рисования методом тычка (жёсткой полусухой кистью и ватными палочками) развивать чувство композиции. | Плотная бумага серого, голубого и других цветов или цветной картон, гуашь белого цвета, мисочки, жесткие кисти, ватные палочки, вырезанные из бумаги нос морковкой и шапочка, кисть, клей ПВА в блюдце, эскизы с изображениями снеговиков разными техниками. | 1 |
Февраль | «Мои рукавички» (оттиск) | Упражнять в технике печатания пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах | Силуэт рукавички, пробки, гуашь разного цвета, выставка рукавичек, салфетки. | 1 |
«Птички клюют ягоды на рябиновой веточке». (скатывание бумаги) | Воспитывать эстетически нравственное отношение к птицам и растениям через изображение их образов в нетрадиционной технике, упражнять в скатывании бумаги, развивать чувство цвета, объёмности композиции. | Салфетки красного цвета, клейстер, голубой лист бумаги с изображением веточек рябины, птички вырезанные, заготовки листьев рябины, картины рябины в разное время года. | 1 | |
«Кораблик для папы» | Помочь детям освоить новый способ - рисование поролоновой губкой, побуждать детей передавать образ знакомой игрушки - кораблика; закреплять умение изображать форму частей, их относительную величину, расположение, цвет. | Альбомный лист, 2 кусочка поролоновой губки, тонкая кисть, салфетка | 1 | |
Март | «Веточка мимозы маме в подарок» | учить технике пальчикового рисования, создавая изображение путем использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (желтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много), качестве (пушистый) предмета; формировать навыки аппликационной техники; развивать ассоциативное мышление, восприятие цвета, формы, величины предмета; воспитывать интерес к творческой изобразительной деятельности | Гуашь желтого цвета, разлитая в баночки, клей, шарики из бумажных салфеток, листы бумаги, на которых нарисованы листья мимозы на каждого ребенка, изображения солнышка, пушистых цыплят и воздушных шариков круглой формы; музыкальный материал: П. Чайковский «Подснежник» из детского альбома «Времена года» | 1 |
«Нарядные матрешки» Оттиск печатками | Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность бумаги. Упражнять в технике печатания. Развивать чувство ритма, композиции. | Матрешки, вырезанные из бумаги, разные печатки, пальчиковая краска, салфетки | 1 | |
«Колючий ежик» | Познакомить с новым способом рисования. Учить рисовать животных способом оттиск смятой бумагой. Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком | Иллюстрации с изображением ежей, корзинка, нефритовый шарик, ёмкости с краской, листы А-4, ватные палочки | 1 | |
«Бусы для бабушки» | Развивать интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую радостному праздничному настроению; развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей; вызвать положительный отклик на результаты своего творчества; прививать любовь к родному человеку | Альбомный лист с изображением ниточки, гуашь, ватные палочки, салфетки для рук. | 1 | |
Апрель | «Все сосульки плакали» | Воспитывать эмоциональное восприятие природных явлений, вызывая интерес к рисованию капели. Развивать навыки работы кистью и ватной палочкой методом тычка. Учить ритмично, наносить мазки, располагая их на листе бумаги в соответствии с направлением сосулек. Закрепить умения в рисовании солнышка. | ½ А4 альбомного листа с изображением сосулек; стаканчик с водой; кисть; 2-3 ватные палочки; гуашевые краски голубого цвета и желтого; салфетка. | 1 |
«Весенние листочки» | Продолжать знакомить детей с техникой печать, учить наносить краску на листья дерева, и делать отпечатки на листе | Листы А-4 с нарисованным силуэтом берёзы | 1 | |
«Вкусный компот» оттиск пробкой | Упражнять в технике печатания, воспитывать аккуратность | Силуэт банки, красная гуашь, жёлтая, салфетки, яблоки натуральные и муляжи. | 1 | |
«Носит одуванчик желтый сарафанчик» | Продолжать знакомить детей с техникой рисования методом тычка жёсткой полусухой кистью, закреплять названия основных цветов, развивать эстетические представления. | Картинки с изображением одуванчика, жёлтая гуашь, тонированная зелёным цветом бумага, жёсткие кисти. | 1 | |
Май | «Мячики» | Познакомить детей с техникой печатания пробкой, печаткой из картофеля. Показать прием получения отпечатка. Воспитывать радостное настроение от полученного результата. | Пробки, печать из картофеля | 1 |
«Золотая рыбка в аквариуме живет» | Упражнять в технике работы с гуашью, в правильном держании кисти(не напрягая мышц, не сжимая пальцы; учить набирать краску на кисть аккуратно, снимать лишнюю краску о край баночки продолжать учить рисовать нестандартной техникой; воспитывать любовь к домашним животным . | Игрушка рыбка в аквариуме, нарисованные аквариумы, блюдо с краской, влажные салфетки, краски, кисточки. | 1 | |
«Разноцветные бабочки» | Упражнять в технике печатания ладошками. Учить наносить быстро гуашь и делать отпечатки – ладошкой. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | - листы бумаги белого цвета; - гуашь разного цвета в чашечках; - салфетки; - магнитофон | 1 | |
«Земное солнце – подсолнух» (коллективная работа) | Учить анализировать рисунок, выделять признаки и особенности; развивать зрительную память, постоянно сравнивая изображение с натурой; закреплять технику пальчикового рисования | альбомные листы, гуашь, кисти, стаканы с водой, палитра, салфетки, фартуки, иллюстрации с изображением подсолнуха | 1 |
Средняя группа (3-4 года)
Месяц | Тема | Программное содержание | Оборудование | Количество занятий |
Сентябрь | «Цветик-семицветик» | Дать представления детям о цветовом многообразии, познакомить с основными цветами; расширить знания цветовой гаммы путём введения новых оттенков, освоения способов их получения, -закреплять навык закрашивания внутри контура | Спектральный круг, альбомный лист, гуашь, кисть, стаканы с водой, палитра, разноцветные ленточки | 1 |
«Грибочки в лукошке» | Формировать эстетическое отношение и вкус к композициям предметов знакомить с понятием «натюрморт»; упражнять в комбинировании двух различных техник; развивать чувство композиции и ритма. | листы формата А4 на выбор, гуашь, кисть, мисочки для печати и рисования пальчиками, муляжи грибов, рисунок леса, лукошко, кукла, игрушечная белочка, сумочка, иллюстрации и педагогические эскизы, печатки в форме овалов. | 1 | |
«Ветка рябины» | Помочь детям осознать ритм как изобразительно выразительное средство; учить анализировать натуру, выделять её признаки и особенности; закрепить приём вливания одного цвета в другой | Альбомный лист в форме овала, тонированный , набор гуашевых красок, кисть, стаканы с водой, влажные салфетки, фартук, гроздь рябины ( натура или иллюстрация) | 1 | |
«Чудо- дерево» | Закреплять навыки рисования ладошками; развивать умение рисовать крупно и аккуратно; -упражнять в составлении композиции и гармоничном сочетании цветов, | Листы акварельной бумаги А3, гуашь влажные салфетки, кисти | 1 | |
Октябрь | «Звёздное небо» - набрызг | Познакомить с новой техникой рисования – набрызгом. | Бумага, гуашь, зубная щетка, расческа | 1 |
«Осенний коврик - набрызг | Упражнять детей в использовании нетрадиционной техникой рисования «набрызг». | Картинки осенних листьев разных деревьев, листы формата А3, опавшие листья, гуашь, кисти, щетки, полоски картона или палочки. | 1 | |
«Путешествие в лесное царство» | Учить использовать различные виды техник: печать ладошкой и скомканной бумагой, оттиск пробкой, рисование палочкой в изображении деревьев, листвы, птиц, травы; упражнять в изображении по всей поверхности листа. | Воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в пейзаже; - продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования;- развивать мелкую моторику пальцев. | 1 | |
«Осень на опушке краски разводила» (печать) | Воспитывать интерес к осенним явлениям природы; -ознакомить с новым видом изобразительной техники- «печать растений»; - развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы; - развивать чувство композиции | Листья разных пород, альбомные листы, набор гуашевых красок, кисть, стаканы с водой, салфетки, репродукции картины Левитана» Золотая осень» | 1 | |
Ноябрь | «Осенний ковёр» (печать) | Систематизировать знания детей об осени и осени и осенних явлениях; -продолжать знакомить с новым видом изобразительной техники- печать растений; - учить подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для осеннего сезона | Листья разных пород, альбомные листы, набор гуашевых красок, кисть, стаканы с водой, салфетки, репродукции картины Левитана» Золотая осень» Аудиозапись П. Чайковский «Осень» | 1 |
«Загадочные струйки» | Совершенствовать навыки рисования нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией. Развивать дыхательную систему. Развивать воображение и мыление. | Образец; - бумага; - акварель; -трубочки для коктейля. | 1 | |
«Дерево осенью» | Научить детей рисовать осеннее дерево с помощью трубочки из под сока (нетрадиционная техника рисования), вносить в рисунок дополнения (листва разного цвета, трава и т.д.), обогащающие его содержание. | Два домика и два медвежонка, мольберт, на каждого ребёнка: акварельные краски, непроливайки, кисточки, трубочки из под сока, альбомные листы, салфетки. | 1 | |
«Каракулеграфия» | Познакомить с таким способом рисования, как каракулеграфия, упражнять в изображении недостающих деталей объекта; -закрепить навык поведения линий с соблюдением контура дорисовываемых предметов | Альбомный лист с каракулями, простой карандаш, набор цветных карандашей | 1 | |
Декабрь | «Рисуем зимний пейзаж» | совершенствовать навыки работы с нетрадиционной техникой рисования – «набрызг», развивать у детей творческие способности. | слайд – шоу с зимними пейзажами; конверт с письмом, зубные щётки, гуашь синего, голубого и белого цвета; силуэты деревьев, шаблон сугроба, палитры, белые листы, салфетки. | 1 |
«Морозный узор» - рисование свечой | Вызвать интерес к зимним явлениям природы; -совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям освоить метод спонтанного рисования | Альбомный лист, акварельные краски, кисть с широким ворсом свеча | 1 | |
«Зимнее чудо-снежинка». Рисование в нетрадиционной технике (рисование восковыми мелками, тонирование бумаги) | Учить использовать в работе нетрадиционную технику - рисование восковыми мелками и тонирование бумаги; развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; закреплять знание цветов способствовать появлению желания самостоятельно придумать ритмичный узор. Расширять представление детей о явлениях природы, помочь установить причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивать умение слышать и понимать заданный вопрос. Обогащать словарный запас детей. | Оборудование и материал: снежинки, листы бумаги (по количеству детей), восковые мелки, гуашь синего цвета, широкие кисти, стаканчики с водой, салфетки. | 1 | |
«Рисуем, что хотим». | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все имеющиеся в наличии. | 1 | |
Январь | «Зимние узоры». (кляксография) | Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор. Развивать навыки общения и речь. Расширять кругозор детей, стимулировать познавательные процессы. Совершенствовать навыки нетрадиционного изображения предмета (кляксография с трубочкой). Воспитывать интерес к зимним явлениям. | Тонированные листы, жидко разведенная гуашь в мисочке белого цвета, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков). | 1 |
«Рисуем по шаблону» | Расширять представления детей о строении сложных предметов, обучать способом изображения разных объектов приёмом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм; развивать координацию движений, мелкую моторику рук. | Альбомный лист, набор шаблонов геометрических фигур разного размера, простой карандаш, набор цветных карандашей; картинки- разгадки. | 1 | |
Февраль | «Верблюд в пустыни» | Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон, Расширение представлений о пустыне, развивать умения передавать свои впечатления в рисунке. Ознакомление с новым приёмом рисования «расчёсывание «краски. Освоение нового графического знака- волнистая линия, отработка плавного непрерывного движения руки. Закреплять умение передавать колорит, характерный для пустыни подбирая нужные слова | Альбомный лист Набор гуашевых красок Кисть № 1,4 Пластмассовая вилка, салфетка, набор репродукций с изображением растений, животных пустыни. | 1 |
«Медуза» (ладошка-аппликация | Закреплять технику рисования ладонью, дополнять рисунок дополнительными деталями, развивать фантазию, воображение. | Гуашь Заготовки для аппликации, самоклеящиеся глаза, клей, альбомный лист | 1 | |
«Зоопарк» | Расширять представления детей о мире животных; учить изображать животных способом обведения готовых шаблонов различных геометрических форм - развивать координацию движений, мелкую моторику рук. | Альбомный лист, набор шаблонов геометрических фигур разного размера, простой карандаш, набор цветных карандашей; картинки с изображением животных | 1 | |
«Ёжик» Тычок жесткой кистью | Развивать эмоционально- чувственное восприятие. | Жесткая кисть, гуашь, бумага | 1 | |
Март | «Цветы для лесовика» | Учить детей рисовать цветы нетрадиционным методом -мыльными пузырями. Воспитывать аккуратность, усидчивость, чувство сострадания к окружающим - Лесовичку. Прививать любовь и бережное отношение к природе. | Баночки с краской, трубочки для коктейлей, трафареты листьев, печатки, ватные палочки. Лесовичок –игрушка. Музыкальное сопровождение. Образцы цветов, нарисованных мыльными. Альбомные листы. | 1 |
«Весенние цветы для моей мамы» | Воспитывать эстетическое отношение к образу мамы через изображение цветов в различных техниках; развивать цветовосприятие, чувство композиции, воображение. | Белая и бледно-зеленая бумага формата A3 иллюстрации, восковые мелки, акварель, зеленая гуашь, гуашь в мисочках для печати, тампоны из поролона, трафареты, кисти № 9 и № 2, эскизы с изображением цветов, карточки из картона различного цвета для игры. | 1 | |
«Весёлые кляксы» | Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать её выразительные возможности; учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения; -поощрять творчество и инициативу. | Альбомный лист гуашь набор фломастеров кисть салфетка | 1 | |
| ||||
«Подснежники» | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Акварель, восковые мелки | 1 | |
Апрель | «Весёлые кляксы» (кляксография) | Продолжать знакомить с новым способом изображения, показать её выразительные возможности; -учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения развивать воображение, фантазию. | Альбомные листы, кисти, набор фломастеров, салфетки, готовые работы по кляксографии, набор карточек с изображением клякс. | И.А.Шаляпина стр.42 |
«Моя любимая чашка на столе» | развивать эстетическое восприятие обычных предметов, умение рисовать их, комбинировать различные техники; формировать чувство композиции и ритма. | Чашки, одна из них разбитая, бумага формата А4 разного цвета, гуашь, печатки, пробка, трафареты, гуашь в мисочках для печати и рисования пальчиками, игрушечный мишка, педагогические эскизы, | 1 | |
«Насекомые! (бабочка, паук, божья коровка, гусеница) | Учить рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Изображения с насекомыми, аудиозапись, краски, палитра, салфетка, бумага. | 1 | |
«Черёмуха» (тычок ватными палочками) | Учить красиво располагать ветку черёмухи на листе бумаги; совершенствовать умение рисовать тычком цветочки, собранные в соцветия развивать чувство ритма, учить свободно владеть кистью | Тонированная бумага синего или феолетового цветов, гуашь, кисти, подставка для кистей, салфетки, ватные палочки. | 1 | |
Май | «Пейзаж у озера» (монотипия) | -закрепить знания детей о пейзаже как о жанре изобразительного искусства; - познакомить с нетрадиционной техникой изображения-монотипией, показать её изобразительные особенности; - развивать у детей умения создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гамму. | Листы акварельной бумаги, с готовой линией сгиба, акварельные краски, наборы фломастеров, кисти, палитра, салфетки, фартуки, фотоиллюстрация с пейзажем, отражённым в озере. | 1 |
«Бабочка красавица» (монотипия) | -Расширять знания и представления об особенностях внешнего вида бабочек; -упражнять в умении получать оттиск в зеркальном отображении; - учить рисовать бабочку, используя прём монотипии; - развивать эстетическое восприятие; умение видеть красоту окружающей природы. | Листы акварельной бумаги, с готовой линией сгиба, акварельные краски, наборы фломастеров, кисти, палитра, салфетки, фартуки | 1 | |
«Живописный луг» (оттиск скомканной бумагой) | Познакомить с пейзажем как о виде живописи; -знакомить с техникой рисования скомканной бумагой; -развивать навыки коллективной работы | Гуашь, кисть, стаканы с водой, салфетка, иллюстрации изображающие луговые цветы и растения | 1 | |
«Лесная полянка» (коллективная работа) | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Все имеющиеся в наличии | 1 |
2.8. Работа с родителями.
Успех работы с дошкольниками во многом зависит от взаимодействия с родителями.
Чем теснее это взаимодействие, тем успешнее становится ребёнок. Каждый успех ребёнка в творчестве и в личностном плане следует довести до
сведения родителей, тем самым ребёнок имеет возможность получить похвалу не только от воспитателя, но и от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».
Цель: Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей; укрепление и развитие тесной связи, и взаимодействия с семьей; знакомство с различными техниками изобразительной деятельности; воспитание художественного вкуса. Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных видов рисования.
Задачи:
●Показать родителям актуальность развития творческих способностей детей.
● Познакомить родителей с нетрадиционными формами рисования с детьми раннего возраста.
● Познакомить с возможностями детского сада в художественном воспитании детей.
● Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.
Применяемые формы работы с родителями
- Проведение общих (групповых, индивидуальных) собраний;
- Педагогические беседы с родителями;
- Тематические консультации;
- Организация ―уголков для родителей;
- Мастер-классы.
- Оформление выставок
- Предварительная работа
- Анкетирование родителей
Принципы взаимодействия с родителями.
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на
общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа
педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон.
2. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
3. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
4. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных
педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
5. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
6. Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их
Образовательные потребности воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
III Организационный раздел.
3.1. Организация образовательного процесса
Общее количество занятий в год -35/36. Количество детей не больше 12 человек.
Дети в возрасте 2,5-4 лет, посещающие детский сад. В состав группы входит не более 12 человек. Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей. Занятия кружка начинаются с сентября и заканчиваются в мае. Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).
Участники реализации программы: дети от 2,5 – 4 –х лет, родители, узкие специалисты.
Продолжительность и периодичность занятий: в младшей группе (2,5 – 3 лет) занятия 12-15 мин.; в средней группе (3 – 4 лет) – занятия по 15-17 мин.
3.3. Механизм отслеживания качества дополнительной образовательной программы
В программе «Волшебные ладошки» разработан механизм диагностики качества образовательного процесса, который позволяет отследить уровень освоения воспитанниками теоретической и практической части программы, динамику роста знаний, умений и навыков. С этой целью используются адаптированная диагностическая методика Волегова Н.Р. (Методическая разработка нетрадиционной техники изобразительной деятельности как способ развития детей дошкольного возраста)
Уровни развития художественных способностей детей дошкольного возраста:
Разделы | Уровни развития | |
Средний | Высокий | |
Техника работы с материалами | Дети знакомы с необходимыми навыками нетрадиционной техники рисования и умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь. | Самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты. Владеют навыками нетрадиционной техники рисования и применяют их. Оперируют предметными терминами. |
Предметное и сюжетное изображение | Передают общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Обладает наглядно-образным мышлением. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным. | Умеет передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета. Умело передает расположение частей при рисовании сложных предметов и соотносит их по величине. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. Развито художественное восприятие и воображение. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается качественным. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество. |
Декоративная деятельность | Различают виды декоративного искусства. Умеют украшать предметы простейшими орнаментами и узорами с использованием нетрадиционной техники рисования. | Умело применяют полученные знания о декоративном искусстве. Украшают силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи с помощью нетрадиционных материалов с применением нетрадиционной техники рисования. Умеют украшать объемные предметы различными приемами. |
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – май). Результаты обследования заносятся в разработанную таблицу-матрицу.
В диагностической таблице используется следующее обозначение: высокий уровень - В, средний - С, низкий - Н.
На основе полученных данных делаются выводы, строится стратегия работы, выявляются сильные и слабые стороны, разрабатываются технология достижения ожидаемого результата, формы и способы устранения недостатков.
Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты нужны, чтобы правильно построить образовательную работу, понять, чем и как можно помогать детям.
Заключение.
Использование нетрадиционной техники рисования стимулирует художественно-творческое развитие детей, положительно влияет на развитие способностей, умений и навыков детей. Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Принимая во внимание индивидуальные особенности, развитие творческих способностей у детей, педагог дает возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творчества.
Легко и непринужденно дошкольники пользуются всеми нетрадиционными техниками, развивая фантазию, восприятие цвета, навыки нежного и легкого прикосновения. Так же решаются задачи развития психических познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, внимания, памяти и речи. Различные технологии способствуют развитию мелкой мускулатуры пальцев руки, глазомера, координации движений. У детей формируется умение ориентироваться на листе бумаги. Дети получают знания о свойствах материалов и способе работы с ними, с помощью чего у ребят развивается познавательный интерес.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности – это своеобразные игры с различными материалами. В такой игре дети осваивают тот объем знаний, умений и навыков, который им малодоступен на обычных занятиях. Поэтому приемы нетрадиционной технике необходимо использовать для полноценного развития детей. Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным, увидеть и передать на бумаге то, что обычными средствами сделать труднее. А главное, они дают детям возможность удивиться и порадоваться миру. Ведь всякое открытие чего-то нового, необычного несет радость, дает новый толчок к творчеству.
Литература.
1. Баймашова В.А. 33 занятия по рисованию в детском саду– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2013.
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
3. Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2016.
4. Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т. В. Смагина. Р54 Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. (Серия «Вместе с детьми».)
5. Немешаева Е. Разноцветные ладошки –М.: «Айрис Пресс», 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлая ритмика» (для детей шестого года жизни)
программа по допобразованию...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию кружок лепки "Умелые ладошки"
Кружок «Умелые ладошки» - лепим из пластилина, способен увести детей в увлекательную страну пластики, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образователь...
Рабочая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию "Россинка" детей 4 - 6 лет
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче вс...
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Самоделка» для детей 5-6 лет
Труд детей должен воспитывать, наполнять содержанием их умственные и творческие интересы, возвышая эстетическую красоту. А если учесть, что в художественном труде дошкольник обнаруживает высокую заинт...
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию "Разноцветный мир"
Рабочая программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию "Разноцветный мир" включает работу с использованием нетрадиционных техник изодеятельности...
Рабочая программа дополнительного образования по художественно - эстетическому развитию "Самоделкин"
I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию (театрально-игровая деятельность)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию (театрально-игровая деятельность)...