Проект "Перелетные птицы"
проект (старшая группа)
Краткосрочный проект «Перелетные птицы» для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_perelyotnye_ptitsy.docx | 97.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект
«Перелетные птицы»
Дети старшей группы
Цель:
- Воспитывать детей в духе миролюбия, уважения, бережного отношения ко всему живому на земле.
Задачи:
- дать детям новые знания о перелетных птицах;
- обобщить и систематизировать знания детей о ласточке и скворце;
- учить детей чувствовать настроения, выраженные в музыке, в поэтическом слове;
- добиваться осознанного, активного выполнения детьми всех видов движений;
- формировать стремление к активному участию в развлечениях.
Ожидаемый результат:
- интерес детей;
- расширение кругозора, бережное отношение к окружающему миру;
- проявление творчества и двигательной деятельности;
- использование полученных знаний в жизни, осознание необходимости оказания помощи нуждающимся в ней.
Срок исполнения: две недели
Анализ ситуации:
Началу проекта послужила необходимость дать детям представления о перелетных птицах, об их повадках и возможности выразить их через движение с помощью музыки.
Используемая литература:
1. О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»/Санкт – П., Детство – Пресс, 2006.
2 Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?»/М., 2003.
3. С. Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии»/ М., Педагогическое общество России, 2005.
4. С.Н.Николаева « Место игры в экологическом воспитании дошкольников»,М.,
5. О.А.Скоролупова « Занятия с детьми старшего дошкольного возраста.»
6. Н.Сладков « Скворцы- молодцы.»
Этапы проекта
1 этап. Организационный
Проектная деятельность | Задачи | Сроки реализации |
Изучение уровня знаний по теме | Определить актуальные знания детей о перелётных птицах | За неделю до начала проекта |
Подбор методической литературы | Методическое обеспечение проекта | В течение недели до начала проекта |
Подбор художественной литературы | Информационное обеспечение проекта | В течение недели до начала проекта |
Изготовление дидактических пособий по теме | Обеспечение проекта наглядными материалами | В течение недели до начала проекта |
Написание конспектов непосредственной образовательной деятельности | Планирование предстоящей работы | В течение недели до начала проекта |
2 этап. Планирование деятельности
Проектная деятельность | Задачи | Сроки реализации |
Рисование «Ласточка». Д/и «Назови перелётных птиц», «Назови птенцов перелётных птиц» | Учить рисовать птиц, передавая их характерные особенности их внешнего вида. Развивать воображение. Активизировать в речи названия перелётных птиц и их птенцов. | 1 день 1 день |
Чтение рассказов Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Г. Снегирёв «Птицы наших лесов» | Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов к заданному слову. | 2 день |
Беседа «Птицы - наши друзья». | Развивать умение отличать птиц от других представителей животного мира, называть основные отличительные признаки: умение летать, наличие крыльев, клюва, обтекаемая форма тела. | 3 день |
Загадки о перелётных птицах | Учить детей отгадывать загадки о птицах, построенные на описании и сравнении. | 3 день |
Составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» | Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков. | 4 день |
Консультация для родителей «Хочу всё знать» | Познакомить родителей с требованиями программы по теме «Перелётные птицы». | 4 день |
Прослушивание музыки, подражающая голосам птиц | Учить воспринимать и подражать голосам птиц с помощью музыкальных произведений. | 5 день |
Оригами «Грачи прилетели» | Учить создавать складывать из бумаги птицу. Учить применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности. | 5 день |
Выставка книг по теме «Перелётные птицы» с иллюстрациями. | Формировать интерес к книге. Объяснить, как важны в книге рисунки, показать, как много интересного можно узнать, рассматривая книжные иллюстрации. | 6 день |
Беседа о жизни перелётных птиц, чем питаются птицы, где выводят потомство, зачем птицам перелёт в тёплые края | Формировать представление о том, что дикие животные приспосабливаются к изменениям погодных условий. Учить устанавливать причинно-следственные связи. | 6 день |
Д/и «Кто как говорит?» | Активизировать глагольный словарь. Развивать способность к подражанию голосам птиц. | 7 день |
Заучивание пальчиковой гимнастики «Птицы» | Развивать выразительность речи, развитие моторики рук. | 7 день |
Д/и «Кто где живет?» | Учить детей называть, где какая птица живёт. | 8 день |
Создание альбома для рассматривания «Перелётные птицы» | Обобщить представления детей о характерных особенностях внешнего вида перелётных птиц. | 8 день |
Чтение стихов о птицах и разучивание стихотворения | Развивать выразительность речи, Обогащать словарный запас. | 8 день |
Д/и «Чей хвост?», «Чей клюв?» | Расширить словарь прилагательных и существительных по теме «Перелётные птицы». | 9 день |
Непосредственная образовательная деятельность «Перелётные птицы» | Уточнить и расширить представления детей какие птицы являются перелётными; продолжать учить детей образовывать уменьшительно – ласкательные имена существительные; учить понимать образный смысл загадок. | 9 день |
Наблюдение за птицами | Расширить представления детей о перелётных птицах, об их жизни. | 9 день |
3 этап. Заключительный
Проектная деятельность | Задачи | Сроки реализации |
Развлечение «Перелётные птицы» | Обобщить и систематизировать знания о птицах. Формировать устойчивый интерес к живой природе. | 10 день |
Презентация диска для рассматривания «Перелётные птицы нашего леса» | Способствовать желанию рассказывать о птицах, выражать свои эмоции. | 10 день |
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста по теме: «Перелетные птицы»
Цель: Уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах.
Образовательные задачи: Уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах весны и о том, какие птицы являются перелётными; продолжать учить детей образовывать уменьшительно – ласкательные имена существительные; учить понимать образный смысл загадок; продолжать учить чётко и полным предложением отвечать на вопросы (познание, коммуникация).
Развивающие задачи: Развивать связную речь детей, обогащать их словарь; интерес к жизни пернатых; высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, память (музыка, коммуникация, физическая культура).
Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родной культуре, традициям; доброе, бережное отношение к пернатым друзья, продолжать знакомить детей с художественными произведениями (познание, социализация, чтение художественной литературы).
Материал: звуковая фонограмма «Голоса природы»; картинки с изображением перелётных птиц: скворца, грача, ласточки, жаворонка, чижа, стрижа, утки, лебедя, соловья;
Предварительная работа:
- Беседы на темы: «Перелётные птицы», «Приметы весны» и др.;
- рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему;
- чтение художественной литературы загадывание загадок про времена года, птиц; прослушивание аудиокассет «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры: «Покажи без слов» и др.
1.Мотивация.
Дети входят в зал и становятся вокруг воспитателя.
Воспитатель: Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал с постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?…. (весна)
2. Сообщение темы:
Воспитатель: После холодной зимы пришла к нам снова весна.Сегодня мы собрались здесь, чтобы Весну – Красну встречать, первых птиц в гости ждать. Давайте с вами представим, что мы попали в весенний лес. Весной в лесу всё оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков.
Опустилось на землю тихое: ″Ау!″
На неведомом суку вздрогнуло: ″Ку-ку!″
Застучало по стволам: ″Тук-тук!″
Лес встаёт навстречу нам: ″Кто там?″
Давайте с вами присядем на стульчики и послушаем звуки и голоса весеннего леса.
Дети прослушивают музыкальную запись «Голоса природы», потом рассказывают, что они услышали.
3. Работа по теме:
- Что вы услышали? Чьи голоса были слышны? (Птиц).
- Когда и где так поют птицы? (Весной, когда прилетают).
- Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
22 марта – это день, когда начинают прилетать жаворонки. Раньше в домах пекли из теста этих птиц, раздавали их детям. А дети с жаворонками выбегали на пригорки и кричали:
Жаворонки, прилетите,
Студёную зиму унесите,
Тёплую весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Таким образом, дети закликали, то есть звали жаворонков, а вместе с ними и Весну – Красну. Предлагаю вам тоже позвать весну.
А какие птицы прилетают весной? (Скворцы, грачи, стрижи, ласточки, жаворонки, утки, лебеди, горихвостки.) По ходу того, как дети отвечают, воспитатель выставляет картинки на ноутбуке (слайды 4-13).
- Как одним словом можно назвать этих птиц? (Перелётные)
- Кто знает, какие названия имеют эти птицы и как их отличить от других?
(У ласточки голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, клюв маленький, хвост как две косички.
У иволги жёлтое оперение, а крылышки и кончик хвоста – чёрные.
Скворец весь чёрный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку. И т. п.
Игра «Назови птиц ласково».
- Назовите птиц ласково. Что они делают? Отвечая на вопрос изменяйте слово “летает”.
Скворец – скворушка…(вылетает)
Соловей – соловушка…(улетает)
Кукушка – кукушечка…(прилетает)
Журавль – журавушка…(подлетает)
Грач – грачик…(залетает)
Строение птиц.
- Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?
(У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями).
Упражнение «Скажи одним словом»
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
Воспитатель: — А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/.
Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу (слайды 14-16).
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
Дети выделяют птицу, которая «заблудилась» (Слайды 17-21).
Пальчиковая игра «Птички»
Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать крыльями, полетать и т. д.)
Воспитатель: Действительно, весной солнце уже не только светит, но и греет. Возвращаются птицы перелётные и несут на своих крылышках весну. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете этих птиц. Есть такая игра – «Зимующие и перелётные птицы», давайте в неё поиграем.
Игра «Зимующие и перелётные птицы»
Дети надевают шапочки птиц – перелётных и зимующих; в середине зала стоят Солнышко и Снежинка. Птицы бегают врассыпную под музыку, со словами:
Птички летают,
Зерна собирают.
Маленькие птички,
Птички – невелички.
После этих слов музыка заканчивается и ″перелётные″ птицы должны собраться около Солнышка, а ″зимующие″ около снежинки.
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.
- Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека?
(Приносят пользу). Птицы радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить.
- А что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
(Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить по земле семена ягод, растений. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.)
- Спасибо вам, наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.
Анализ занятия:
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- О каких новых перелетных птицах вы узнали?
- Что интересного мы узнали о кукушке?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Работа с родителями
- Анкетирование родителей.
- Консультации.
- Рекомендации по наблюдению.
Работа логопеда
- Рекомендации родителям по ознакомлению с перелётными птицами.
- Рекомендуемые стихи, считалки, загадки о перелётных птицах.
- Рекомендуемые дидактические игры о перелётных птицах.
- Рекомендуемая пальчиковая гимнастика.
Анкета для родителей
«Экологическое воспитание детей»
ФИО________________________________________________
Возрастная группа____________________________________
Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________________________________________________________
Интересует ли Вас лично данная проблема?__________________
Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ______________________________________________________________________________________________________
Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?______________________________
В чем это проявляется? __________________________________
___________________________________________________
Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).
Наблюдаете ли вы за животными, птицами, насекомыми? Как?_____
______________________________________________________________________________________________________
Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ___________________________________________________
Нужно ли это делать? ___________________________________________________
Ваши предложения, пожелания. ___________________________________________________
Консультации для родителей
«Мешочек добрых дел»
Ваш ребёнок вполне способен понять, что есть плохие и хорошие поступки. И, наверняка, вы не раз говорили об этом. Но одних слов с детьми бывает недостаточно.
«Мешочек добрых» дел поможет вам провести незабываемый наглядный урок. Положите рядом с мешочком цветные камешки, или крупные пуговицы, или кубики, или бусины. Помыл свою чашку (пусть даже и разбил, но ведь – помыл!)- положите вместе с ним в мешочек светлую пуговицу; пожалел на улице собачку – ещё одну, покормил птиц – ещё. А если, например, ударил мальчика во дворе или не убрал за собой игрушки – в мешочек опускается тёмная пуговица. И обязательно объясняйте ребёнку, почему какой-то поступок считается хорошим, а какой-то – нет. Если он спорит с вами, не соглашается – выслушайте его точку зрения, выскажите свою, ведь в этом моменте крайне важно не диктовать что-то, а прийти к соглашению, чтобы ребёнок вас действительно понял.
И тоги заполнения «мешочка добрых дел» хорошо подводить в конце недели всей семьёй. Высыпанные на всеобщее обозрение цветные пуговицы будут выглядеть весьма красноречиво и без долгих педагогических разборок, стоит только подсчитать количество тёмных и светлых пуговиц, камешков или кубиков.
В повседневном воспитании не бывает мелочей.
Учимся наблюдать за изменениями в природе
- Если во время прогулки в парке вы увидели скворцов, знайте, что весна наступила. Эти птицы прилетают к нам, когда снег ещё лежит на земле. Обратите внимание малыша на пёстренькие пёрышки скворцов, на то, как суетятся они, устраивая гнёзда в своих домиках-скворечниках: носят былинки, делают мягкую подстилку.
- Прочитайте ребёнку стихотворение и прочитайте загадку об этих птицах. Может быть он захочет запомнить их.
***
На берёзе скворушка-
Пёстренькие пёрышки.
Песни звонкие поёт,
Нас весну встречать зовёт.
***
На шесте – весёлый дом
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец-
Он и лётчик, и певец.
(Скворец).
Учимся наблюдать за изменениями в природе
- Расскажите малышу, что скворцы, грачи, зяблики не только радуют нас своими песнями и украшают наши парки и леса, но и охраняют зелёные насаждения от вредителей, сберегают урожай на полях, в садах и огородах. Покажите ребёнку скворечники, которые развешены для птиц в парке, расскажите о том, что никогда нельзя трогать птичьи яйца и птенцов, если гнездо с ними устроено в траве.
- Рассмотрите с ребёнком набухшие почки на деревьях и кустах, растаявший снег в приствольных кругах деревьев. Объясните, что природа просыпается после долгого зимнего сна.
- Если удастся, найдите вместе с малышом на солнечной проталинке мать-и-мачеху, аккуратно выкопайте, а дома посадите в горшочек с землёй и полейте. Теперь вы сможете показать ребёнку, как будет изменяться растение с каждым днём. Сначала стебельки станут выше, потом бутоны на них нальются и раскроются, появятся жёлтые цветки, похожие на маленькие солнышки. Каждый вечер цветки будут закрываться, а каждое утро – раскрываться. Когда растение отцветёт, вместе отнесите его на то место, откуда выкопали. Летом вы увидите на этом месте большие листья, Расскажите ребёнку, что растение прозвали мать-и-мачехой именно за эти листья, мягкие и тёплые, как руки мамы, с одной стороны и гладкие и холодные, как руки мачехи, с другой стороны.
Тема: «Перелетные птицы»
Родителям рекомендуется:
- познакомить ребёнка с перелетными птицами: журавлем, гусем, лебедем, уткой, ласточкой, грачом, скворцом;
- рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указав отличительные черты;
- объяснить, почему они называются перелетными, рассказать, куда и когда они улетают;
- по возможности во время прогулки показать детям перелетных птиц – стаю улетающих уток, гусей и т. д.;
- рассказать, какую пользу приносят птицы: уничтожают червяков, гусениц;
- обратить внимание на то, как появляются птенцы: строятся гнезда, откладываются яйца, появляются птенцы, птенцы учатся летать.
Задание 1. Прочитать ребёнку стихотворение и обсудить его.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала... (Алексей Плещеев)
Задание 2. Выучить считалку:
Начинается считалка: на дубу – скворец и галка.
Улетел домой скворец, и считалочке конец.
Задание 3. Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию». (Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребёнок называет её.)
Задание 4. Дидактическая игра «Улетает – не улетает». (Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребёнок отвечает – улетает она на зиму или нет.)
Задание 5. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Лебедь, дикая утка, журавль, голубь.
Задание 6. Упражнения для пальчиков (при назывании птицы – загибать пальчики на руке).
Птичек стайка.
Пой – ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель.
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.
Это – зяблик, это – стриж, это – развеселый чиж.
Ну, а это – злой орлан. Птички, птички, по домам!
(Сжать пальчики в кулачки).
(И. Токмакова)
Задание 7. Описать птиц по внешнему виду, знать строение: крылья, хвост, клюв, перья…
Задание 8. Отгадать загадки.
Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей.
Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг.
Приложение №1
Дидактические игры
«Найди ошибку»
Цели: развивать слуховое внимание; учить отчётливо произносить многосложные слова громко.
Ход игры:
Воспитатель показывает картинку с изображением птицы и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит эта птица. Дети должны ответить правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данная птица.
Например: «Скворец читает. Может скворец читать?» Дети отвечают: «Нет». «А что может делать собака?» дети перечисляют. Затем называются другие птицы.
«Какое время года?»
Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определённым временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры:
Воспитатель задаёт вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
«Кто (что) летает?»
Цели: закрепить знания детей о животных, насекомых и птицах.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Выбранный ребёнок называет какой-нибудь предмет или животное, причём поднимает руки вверх и говорит «Летает». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летает», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.
«Что это за птица?»
Цели: Уточнять и расширять представления о жизни птиц; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход игры:
Дети делятся на две подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа.
«Третий лишний»
Цели: закрепить знания детей о многообразии птиц.
Ход игры:
Воспитатель называет по три названия птиц (перелётные и зимующие), одно из которых «лишнее». Например: воробей, ворона, скворец. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши. (Воробей, ворона - зимующие, скворец - перелётная.)
«Знаешь ли ты?»
Цели: обогащать словарный запас детей названиями птиц; закрепить знания моделей.
Ход игры:
Заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд- изображения птиц, во второй- животных, в третий -рыб, в четвёртый- насекомых. Играющие поочерёдно называют сначала птиц, затем животных и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.
«Назови одним словом»
Цель: учить подбирать обобщающие слова; закрепить обобщающие слова: птицы, перелётные птицы, зимующие птицы.
Ход игры:
Воспитатель называет несколько названий птиц: воробей, грач, ласточка, ворона, голубь. Дети обобщают в группу «птицы». Затем разбивают её на группы: « перелётные птицы», « зимующие птицы».
Можно использовать иллюстрации с изображением птиц.
«Ласковые слова»
Цель: учить образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ход игры:
Воспитатель называет слово, а дети, используя уменьшительно-ласкательный суффикс, образовывают существительные.
Например: птица-птичка, воробей-воробышек, птенец-птенчик, гнездо-гнёздышко и т.д.
«Сравни»
Цель: учить детей сравнивать различных птиц.
Ход игры:
Дети сравнивают изображения различных птиц. Находят сходства и различия.
«Придумай предложение»
Цель: учить составлять предложения с заданным словом.
Ход игры:
Воспитатель называет слово, а дети, по очереди, придумывают предложения.
Например: птицы, гнёзда, птенец. Или названия птиц: ласточка, скворец, грач и т.д.
«Кто как поёт?»
Цель: закрепить звукопроизношение голосов птиц.
Ход игры:
Дети произносят звукоподражательные слова, передающие звуки различных птиц.
«Угадай по описанию»
Цель: Учить детей составлять описательный рассказ.
Ход игры:
По плану, предложенному воспитателем, ребёнок составляет описание птицы, не называя её.
«Доскажи фразу»
Цель: научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.
Ход игры:
Ребёнку предлагается закончить фразу, ответив на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».
Например: «Птица…(какая?) маленькая, красивая и т.д.»
«Времена года»
Цель: развивать внимание, мышление, логику, речь.
Ход игры:
Воспитатель называет приметы времени года, а дети определяют.
«Кто больше назовёт действий?»
Цель: расширить словарный запас подбором глаголов.
Ход игры:
По предложению воспитателя дети перечисляют действия объекта.
Например: скворец поёт, летает, клюёт и т.д.
«Когда это бывает?»
Цель: закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки. Развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.
Ход игры:
Воспитатель даёт описательный рассказ одного из времён года, дети его называют.
«Сосчитай»
Цель: сформировать лексико-грамматический строй речи: согласование количественных числительных с существительными и прилагательными.
Ход игры:
Дети составляют предложения, включающие в себя числительные, прилагательные и существительные.
Например: Прилетело два чёрных грача.
«Угадай птицу по описанию»
Цель: учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь.
Ход игры:
По плану, предложенному воспитателем, ребёнок составляет описание птицы, не называя её. Остальные дети отгадывают.
«Загадай, мы отгадаем»
Цель: закрепить знания детей о птицах, перелётных и зимующих, назвать их признаки и характерные особенности.
Ход игры:
Ребёнок даёт описательный рассказ выбранной птицы, называя её характерные особенности. Остальные дети отгадывают (если ребёнок испытывает затруднения можно дать иллюстрацию с изображением данной птицы).
Приложение № 2
Подвижные игры
«Гуси-лебеди»
Цель игры: научить бегущего уворачиваться, развить навыки пространственной ориентации.
Ход игры:
Гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой!
Что он там делает?
Сереньких, беленьких рябчиков щиплет.
Ну, бегите же домой!
(Волк догоняет.)
«Гуси»
Цель игры: Учить детей диалоговой речи.
Ход игры:
-Гуси, гуси!
-Га-га-га!
-Есть хотите?
-Да, да, да!
-Хлеба с маслом?
-Нет!
-А чего же вам?
-Конфет!!!
-Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
Раз, два, три- домой беги!
(Гуси бегут, волк догоняет.)
«Веснянка»
Цель игры: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.
Ход игры:
Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетели сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх.
«Перелёт птиц»
Цель игры: научить детей бегать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.
Ход игры:
Дети -«птицы» собираются на одной стороне площадки. По сигналу «Полетели!» «птицы» «разлетаются» по всей площадке. По сигналу «Буря!»-«летят» к «деревьям»
«Птички летают»
Цель игры: научить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать в рассыпную, действовать по сигналу воспитателя, приучить детей помогать друг другу.
Ход игры:
На сигнал «Птички летают!» дети бегают по площадке, изображая птиц. На сигнал «Кот!» «птички» «улетают» в свои домики.
«Филин и пташки»
Цель игры: упражнять в беге в рассыпную.
Ход игры:
Играющие выбирают «филина». Он уходит в своё гнездо. Дети «летают» по площадке, подражая крику той птицы, которую выбрали. На сигнал «Филин!» все птицы «улетают» в свои гнёзда. Если «филин» успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманная становится «филином».
«Охотник»
Цель игры: упражняться в бросании и метании мяча.
Ход игры:
Одного выбирают «охотником», все остальные-«дичь». «Охотник» играет в мяч, остальные в это время ходят по площадке. После 3-4 упражнений он кричит: «Дичь!».Все останавливаются, и он со своего места пятнает кого-то из детей. Запятнанный становится помощником охотника. Игра продолжается пока не появится определенное количество помощников (3-5 чел.).
«Пчёлки и ласточка»
Цель игры: развивать ловкость, быстроту реакции.
Ход игры:
Дети-«пчёлки» сидят на корточках. «Ласточка»- в своём гнезде.
Пчёлки летают, медок собирают! ( Дети напевают).
Зум, зум, зум! Зум, зум, зум!
Ласточка летает, пчёлок поймает. ( Поёт «ласточка» ).
«Ласточка» «вылетает» и ловит «пчёлок».
Приложение № 3
КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ
Беседа «Птицы - наши друзья»
Цель: развивать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и жизнью живых организмов; отличать птиц от других представителей животного мира, называть основные отличительные признаки: умение летать, наличие крыльев, клюва, обтекаемая форма тела.
Ход беседы:
- Какие изменения произошли в поведении птиц?
- Назовите зимующих и перелётных птиц.
- Чем отличаются птицы от других животных?
Чтение стихотворения:
Идёт матушка – весна,
Отворяй-ка ворота.
Месяц март пришёл,
Белый снег сошёл.
Приметы марта:
Март не верен: то плачет, то смеётся.
Раненько март веснянку затягивает – ненадёжное тепло.
Снег скоро тает и вода бежит дружно – к мокрому лету.
Длинные сосульки – к долгой весне.
Поздняя весна не обманет.
Рано затает – долго не растает.
Если в мороз на реке вода выступит на лёд – скоро будет дождь или большое тепло.
Увидел грача – весну встречай.
Ранний прилёт грачей и жаворонков – к тёплой весне.
Грачи прямо на гнёзда летят – к дружной весне.
Грач зиму расклевал.
Вороны ранней весной купаются в лужах – к теплу.
Пасмурная холодная погода проясняется к ночи – будет заморозок.
Рассказ о месяце марте, прилёте пернатых.
Всё выше поднимается солнце в яркой синеве небосвода, всё сильнее становятся его лучи. Слабеют морозы, тает снег, и побежали по оврагам первые ручьи. Дорогу весне открывает март – месяц сосулек, звонкой капели и первых проталин на земле.
Не дожидаясь схода снега, тронулись в рост многие травянистые растения. Пробуждаются от зимнего сна кустарники и деревья – краснеют на солнце кроны берёзы, ольхи и липы и зеленеет кора на ветках осины.
В первые же тёплые весенние деньки выбираются из зимних укрытий жуки, пауки и другие насекомые. Они сидят на пнях и стволах деревьев и греются на солнце. А в обнажающейся из-под снега почве готовятся к выходу из куколок взрослые бабочки.
Шумно радуются приходу весны пернатые, проведшие зиму в родном лесу. С появлением насекомых опасность голода для них становится всё меньше. У одних птиц в разгаре пора ухаживания, а совы, сойки и вороны ремонтируют старые или сооружают новые гнёзда и готовятся отложить в них яйца. Начинают толковать тетерева и глухари.
С появлением проталин возвращаются на родину первые перелётные птицы – грачи, скворцы и жаворонки. А гостившие у нас зимой свиристели, щуры и чечётки мало-помалу отлетают на родной север.
В заботах и хлопотах проводят мартовские дни четвероногие. Одни продолжают справлять весенние свадьбы, а в волчьем логове на свет уже появились волчата. Начинается весенняя линька у белок, зайцев, ласок и лисиц: животные меняют густой мех на более лёгкую летнюю шерсть. На голове у лося пускаются в рост молодые рога – старые рога сохатый сбросил зимой. В подземной норе просыпается барсук.
Отгадай загадку:
Снится ночью червяку чудо – юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла. А кого червяк боится?
Угадали? Это…(птица).
Подвижная игра:
Русская народная игра
«Зимующие и перелётные птицы».
Цель игры: развивать двигательные навыки; закрепить представления о поведении птиц зимой.
Ход игры:
Дети надевают шапочки птиц (перелётных и зимующих). В середине участка на расстоянии друг от друга стоят два ребёнка в шапочках Солнышка и Снежинки. «Птицы» бегают врассыпную со словами:
Птички летают, зёрна собирают.
Маленькие птички, птички-невелички.
После этих слов «перелётные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» к Снежинке. Чей круг быстрее соберётся, тот и выиграл.
Приложение № 4
***
Стрижи
-Улетели сегодня стрижи…
-А куда улетели, скажи?
-А туда улетели они,
Где на солнышке греются дни,
Где совсем не бывает зимы.
Но милее им всё-таки мы!
И они прилетят по весне
И опять засвистят в вышине.
Е.Благинина.
***
Грачи-кулички
(русская народная песенка)
Грачи-кулички, из-за моря летите
Весну красную несите.
Лютая зима пристоялась.
По полям- лесам разгулялась,
Холод- стужу напустила,
Ручки, ножки познобила,
Белый снег натрясла,
Всё тепло унесла!
***
Дети и птичка
-Птичка, нам жаль твоих песенок звонких.
Не улетай от нас прочь…подожди!
-Милые крошки! Из вашей сторонки
Гонят меня холода и дожди.
Вон на деревьях, на крыше беседки
Сколько меня поджидает подруг!
Завтра вы спать ещё будете детки,
А уж мы все понесёмся на юг.
Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
Ветер листы не срывает с ветвей,
Солнышко в тучи не спрячется там…
-Скоро ли птичка. вернёшься ты к нам?
-Я с запасом новых песен
К вам вернусь, когда с полей
Снег сойдёт, когда в овраге
Зажурчит блестя ручей…
***
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
…Скоро гости к тебе соберутся.
Сколько гнёзд понавьют,- посмотри!
Что за звуки, за песни польются,
День- деньской от зари до зари!
И.С.Никитин.
***
Весенняя гостья
Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьётся
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою…»
Загадки
Верст не считали
По дорогам езжали,
А за морем бывали...(перелетные птицы)
Эту птицу знает всякий
На месте его дворец
Червяков птенцам таскает
Да трещит весь день...( скворец)
Кто без нот и свирели
Лучше всех заводит трели?...(соловей)
Гости приходят весной,
А уходят осенью...(перелетные птицы)
Шея тонкая и ноги,
Не боясь воды и капли,
Рыб, лягушек ловят много
Клювом длинным. Это...(цапли)
Начинает песни в мае,
Трели льются средь ветвей,
Всё вокруг ему внимает!
А певец тот...(соловей)
Весной и летом
За пахарем ходит,
А под зиму
С криком уходит...(грач)
В синем небе голосок
Будто крошечный звонок...(жаворонок)
По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон птица.
Для деревьев наших врач-
Насекомых ест всех...(грач)
Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая.
Известная персона
По имени...(ворона)
Эта птица желтого цвета,
Ярким солнцем она согрета.
Песнь красива ее и долга-
Флейтой свищет в лесу..(иволга)
Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут...(кукушки)
Всех приметных птиц черный,
Чистит землю от червей
Вдоль по пашням мчится вскачь
А зовется птица...(грач)
На месте — дворец,
Во дворе — певец...(скворец)
Это хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекозится белобока
А зовут её...(сорока)
Черный, кричит : «Кра»
Червякам враг...(грач)
Пословицы и поговорки о птицах русского народа
- Где птица ни летает, а свое гнездо знает.
- Журавль летает высоко, да видит далеко.
- Ласточка день начинает, а соловей кончает.
- Не нужна соловью золотая клетка, лучше зеленая ветка.
- Соловей с вороной в одном лесу живут, да по-разному песни поют.
- Соловей поет месяц, а ворона каркает круглый год.
- Без первой ласточки весна не обходится.
- Одна ласточка весны не делает.
- Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья
- Увидел скворца - весна у крыльца.
Пословицы и поговорки народов мира о птицах
- Журавль на засохшем дереве
Гнезда не свивает. (Япон.)
- Когда улетают дикие гуси,
Улетают и голуби. (Япон.)
- Истинную цену розе знает лишь соловей. (Азерб.)
Сколько ворона ни каркай.
- Не быть ей соловьем. (Калм.)
Приметы о птицах
- Аисты строят гнездо на вашем доме - дом никогда не сгорит и не будет ограблен.
- Увидеть, как аисты возвращаются в старые гнезда - примета к счастью
- На вашей земле селятся грачи – примета к счастью.
- Грачи сбиваются в кучу клювами к ветру - будет буря.
- Гусь летит в море - знамение хорошей погоды.
- Большой дрозд, поющий на ветру с вершины дерева – примета к дождю
- Медленно опускающийся жаворонок - примета к хорошей погоде.
- Жаворонки, поющие высоко в небе, - примета к хорошей погоде.
- Услышать зимородка справа - примета к успеху в делах.
- Ласточки вьют гнезда на вашем доме - примета к счастью, дом будет защищен от пожара и бурь. Причинить вред ласточке, съесть ее птенцов или яйца - к несчастью.
- Ласточки - божьи птицы.
- Увидеть в море лебедя - примета к счастью.
- Увидеть лебедей утром в пятницу - к счастью.
- Увидеть первую малиновку в году - если вы успеете загадать желание, пока птица не улетела, оно исполнится.
- Увидеть малиновок возле дома или в саду - удача для владельцев дома
- Услышать соловья раньше кукушки - примета предвещает успех в любви.
- Языки соловья улучшают певческий голос.
- Встретить трясогузку - примета к удаче.
- Пестрая трясогузка на подоконнике - ждите в гости незнакомца.
- Если утки плывут и хлопают крыльями - примета к дождю.
- Услышать, как крякает утка - добрый знак, предвещающий богатство.
Приложение № 5
Конспект наблюдения
Наблюдение за птицами
Цель: расширить представления детей о перелётных птицах.
Ход наблюдения:
Рассказать детям о том, что птицам стало тепло, но земля ещё холодная, им нечего есть: нет ни травинок, ни червячков, ни мошек.
Нам надо ещё подкармливать птиц.
Насыпать в кормушки зёрен, крошек, семечек.
Учить детей заботиться о птицах.
Прочитать стихотворение:
Возвращаются скворцы-
Наши старые жильцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
Т. Ладонщиков.
Вопросы:
- Какие птицы прилетают к нам на участок?
- А скворцы - зимующие или перелётные птицы?
- Где живут скворцы, когда прилетают из тёплых стран?
- А есть ли у нас такой домик?
- Для чего скворцам нужен скворечник?
Давайте сейчас понаблюдаем за нашими скворушками. Что они делают?
Рассказать о заботе птиц о своём потомстве.
Отметить строение тела птиц, их повадки.
Подвижная игра:
«Птички, раз! Птички, два!»
Цель игры: научить детей выполнять движения по счёту.
Ход игры:
Сколько у птички лапок, глаз, крыльев?
Птички, раз! Выставляют вперёд одну ногу.
Птички, два! Выдвигают другую ногу.
Скок, скок, скок! Скачут на обеих ногах.
Птички, раз! Поднимают одну руку.
Птички, два! Поднимают другую руку.
Хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлопают в ладоши.
Птички, раз! Закрывают рукой один глаз.
Птички, два! Закрывают другой глаз.
Всё, улетели!
Открывают глаза, бегают, машут крылышками, чирикают, пищат.
Дидактическая игра:
«Третий лишний»
Цели: закрепить знания детей о многообразии птиц.
Ход игры:
Воспитатель называет по три названия птиц ( перелётные и зимующие), одно из которых «лишнее». Например: воробей, ворона, скворец. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши. (Воробей, ворона - зимующие, скворец - перелётная.)
Приложение № 6
Конспект непосредственной образовательной деятельности по оригами «Грачи прилетели»
Цели:
-Развивать навыки конструированию из бумаги по схеме.
-Учить читать схему, понимать условные обозначения.
-Учить придерживаться предложенной в схеме последовательности выполнения поделки.
-Учить украшать поделку « оживлять» ее с помощью рисования или аппликации.
-Развивать интерес к искусству оригами.
Материал : квадратные листы бумаги ( от 10 до 15 см) черного или темно-синего ,темно-фиолетового цвета. Схема, на которой указана последовательность изготовления грача .Ножницы, клей, цветная бумага .Краска и кисти для рисования.
1 часть. Рассказ воспитателя.
Воспитатель:
-Мы с вами уже не раз убеждались, что один и тот же предмет, или животное, или явление природы можно изобразить разными способами и получить очень выразительное, красивое изображение.
Я сегодня предлагаю вам сделать грачей из бумаги в хорошо вам известной технике оригами.
2 часть. Воспитатель.
-Давайте внимательно рассмотрим схему, которую я вам приготовила. Какую базовую модель мы будем использовать? Верно, «простой треугольник» . Это одна из самых простых моделей, вы умеете ее делать правильно и аккуратно.
- 2.
1.Сгибаем квадрат по диагонали, аккуратно совмещая углы; придерживая их пальцами левой руки, правой делаем четкий, аккуратный сгиб. Получается базовая модель « простой треугольник».
2.Получившийся треугольник располагаем большой стороной вниз. Мысленно намечаем линию сгиба недалеко от большой стороны. Линия сгиба идет в том же направлении, что и большая сторона. Отгибаем верхний внешний угол треугольника по направлению к себе вниз по намеченной линии сгиба. Результат показан на рисунке.
3.
3.Серым цветом обозначен отогнутый угол.
4.Образовавшиеся при большей стороне уголки сгибаем пополам кверху. Намеченные линии сгиба показаны пунктиром.
5.
5.Делаем вертикальный сгиб по диагонали . Разворачиваем фигурку так, чтобы она « встала на ножки».
6.Верхний левый угол отгибаем сначала вперед, потом назад, потом заправляем внутрь.
6
7.Вот такой получился грач!
7.
3 часть.
Предлагает детям самостоятельно выполнить поделку. Задача воспитателя-не показывать последовательность работы ребенку, а учить его работать со схемой, учить читать чертеж: «Посмотрите внимательно на схему: что ты сделал неправильно? Подумай. А что ты должен сделать дальше?»
После выполнения поделки дети могут украсить ее, приклеив глаза, сделав клюв желтым с помощью аппликации или красок, вырезать из бумаги червячка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....