ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ по художественно-эстетическому развитию «Умелые ручки»
рабочая программа

Ташпаева Дания Даниловна

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

по художественно-эстетическому развитию

«Умелые ручки»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Золушка»

ПРИНЯТА                                                                                        

Решением педагогического совета                                                                      

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  города Когалыма  «Золушка»

Протокол  от «___»______ 2015 г.  №

УТВЕРЖДЕНА

приказом заведующего Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  города Когалыма  «Золушка»

от «___» _______ 2015 года  № ___  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по художественно-эстетическому развитию

«Умелые ручки»

средний дошкольный возраст 4-5 лет

 




Разработчик:

 Воспитатель

Ташпаева Д.Д.

г. Когалым, 2015 год

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.Пояснительная записка…………………………………………………..

3

1.1.Принципы и подходы в организации образовательной деятельности…

4

1.1.2. Планируемые результаты освоения программы……………..……….

5

1.1.3. Методика обследования уровня развития детей……….……………..

6

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Учебный план образовательной программы…………………………..

7

2.2. Перспективное планирование ...............................................................

8

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение ………………………............

11

3.2.График проведения занятий……………………………………………

12

3.3. Учебно-методическое обеспечение………. ………………………….

12

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………...............................

13

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

  • желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
  • желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

     Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работой с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.

   Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.

   Программа составлена на основе примерной  основной  общеобразовательной  программы  дошкольного образования  «От  рождения  до  школы»  под  редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и наглядно-методических пособий по изобразительной деятельности: «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыковой, «Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г.Н. Давыдовой, «Пластилиновая живопись» Т.Н. Яковлевой. 

 

   Художественный ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетичные значимые предметы. Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетичные качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта, приобретенных в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду. Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Поэтому появилось необходимость обучения детей художественному труду индивидуально, то есть создание кружка «Умелые ручки». Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.
Цель программы - создание условий для развития  познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей детей в процессе деятельности с различными материалами.

Задачи:

Образовательные:

1.Обучать детей различным приемам преобразования бумаги, природного и бросового материалов.

2. Обучение приемам и технологии изготовления композиций.

Развивающие:

2.Развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.

3.Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук, глазомер.

Воспитательные:
4.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.

1.1.ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.1. Принципы, лежащие в основе программы:

-доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

-принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

-принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

 -принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

-принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

1.1.2. Планируемые результаты освоения программы

Требования к уровню подготовки воспитанников

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами дошкольники могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

Ожидаемые результаты:

Должны знать:

-названия материалов;

- различные способы и приемы использования бумаги, пластилина, бросового материала;

Должны уметь:

– научатся различным приемам работы с бумагой и картоном, пластилином,  бросовым материалом;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы  являются организация выставок.

Формы и методы работы:

В процессе занятий используются различные формы:

традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы.

Методы, в основе которых лежит способ организации деятельности:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);

- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по схемам);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – дошкольников воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-  частично- поисковый - ребенок может сам выбирать в определенных изделиях цветовую гамму, дизайн изделия;

  - исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей:

- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

- индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

1.1.3.  Методика обследования уровня развития умений и навыков детей

Критерии качества освоения ребенком ручного труда

  1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
  2. Владеет приемами работы с различными материалами.
  3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
  4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
  5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
  6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
  7. Выполняет работу по замыслу.
  8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
  9. Показывает уровень воображения и фантазии.
  10. Использует в работе разные способы ручного труда.

Таблица критерий уровня развития (приложение 1)

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебный план образовательной программы

Рабочая программа рассчитана на один год обучения для детей среднего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю во второй половине дня.

Нормативные сроки освоения рабочей программы с 01.10.2014г. по 31.05.2015г.

Н   Начало учебного года

  Конец учебного      года

График зимних каникул

26.

0            1.11.2014

 

     31.05.2015

26.12.2014-30.12.2014

Тема

Всего часов

1

Работа с бросовым материалом

8

2

Работа с бумагой и картоном.

12

3

Работа с крупой и макаронами

7

4

Работа с пластилином

4

Итого

31

Учебный план

Перспективный план по ручному труду в средней группы.

Октябрь

1 неделя: Тема: «Овощи».
Задачи: Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность.
Материал: Пластилин, картон с трафаретом.

2 неделя: Тема: «Фруктовый сад».
Задачи: Учить правилам безопасной работы с клеем. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать поделки.
Материал: Картон с трафаретом, клей, кисточка, салфетка бумажная.

3 неделя: Тема: «Грибок».
Задачи: Учить детей работать с крупами и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию.
Материал: картон, трафарет, клей, кисть, крупа.

4 неделя: Тема: «Листопад».
Задачи: Учить детей работать с бумажными салфетками разного цвета(желтая, зеленая, оранжевая, красная). Учить получать удовольствие при работе с таким материалом. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: Картон с трафаретом, клей, кисточка, салфетки.

Ноябрь

1 неделя: Тема: «Овечка».
Задачи: Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к ручному труду.
Материал: картон, трафарет, клей, кисть, вата.

2 неделя: Тема: «Цыпленок».
Задачи: Учить сооружать не сложные поделки. Учить пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность.
Материал: бумага, трафарет птички, пшено, вата, клей ПВА, кисть.

3 неделя: Тема: «Ёж».
Задачи: Учить правилам безопасной работы с семечками. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.
Материал: пластилин, семечки.

Декабрь

1 неделя: Тема: «Снежинка» (из манной крупы).
Задачи: Учить детей работать с разным материалом. Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой, планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
Материал: манная крупа, картон ½ листа, клей, кисть.

2 неделя: Тема: «Снеговик» (из ватных дисков).
Задачи: формирование умений пользоваться в работе не одним видом материала. Развивать мелкую моторику, творческие способности, воображение детей.  Воспитывать интерес к ручному труду..
Материал: чёрный картон ½ листа, манная крупа, ватные диски, ножницы, клей ПВА, кисть.

3 неделя: Тема: «Новогодние открытки».
Задачи:  Планировать ход выполнения работы,  располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику, художественный вкус.  Воспитывать интерес к ручному труду.
Материал: картон желтого цвета ½ листа, готовые заготовки, ножницы, клей.

4 неделя: 
Тема: «Гирлянда».
Задачи: формировать умение наносить клей на концы полосок, соединять в кольцо.  Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к ручному труду.
Материал: цветная бумага разного цвета, ножницы, клей.

Январь

2 неделя: Тема: «Фонарик».
Задачи: продолжать учить детей работать ножницами, выполнять аппликацию в форме цилиндра. Развивать воображение, творческую фантазию, воспитывать терпение, усидчивость.

 Материал: цветная бумага, клей, ножницы.

3 неделя: Тема: «Цыплёнок»(Из ватных дисков)
Задачи: Учить планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах.
Материал: ватные диски, гуашь, кисть, клей.

4 неделя: Тема: «Шапка».
Задачи: формирование умений работать клеем и ватой. Развивать художественный и эстетический вкус. Воспитывать интерес к ручному труду. Материал: картон, трафарет, клей, вата.

Февраль

1 неделя: Тема: «Дом» (на основе цилиндра).
Задачи: изготовить дом на основе цилиндра, познакомить детей с техникой оригами в изготовлении крыши для дома. Развивать творческие способности детей, художественный вкус. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое  дело до конца.

Материал: цветная бумага, картон, клей, кисточка.

2 неделя: Тема: «Стол и стулья».
Задачи: Учить передавать образ, соблюдая относительную величину. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность.
Материал: картон, клей ПВА, кисть.

3 неделя: Тема: «Кружка в подарок  папе на 23 февраля».
Задачи: совершенствовать умение работать с картоном. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать композиционные умения. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Материал: картон, клей ПВА.

4 неделя: Тема: «Свитер».
Задачи:  Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику, композиционные умения. Воспитывать интерес к ручному труду.
Материал: картон, трафарет, клей, кисть, макароны .

Март

1 неделя: Тема: «Цветок для мамы» (из ватных дисков и палочек)
Задачи: совершенствовать умение  детей работать с ватными дисками для создания образов. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику, композиционные умения. Воспитывать интерес к ручному труду.
Материал: ватные диски, ватные палочки, клей, картон ½ листа.

2 неделя: Тема: «Корзиночка».
Задачи: Учить планировать ход выполнения работы. Развивать композиционные умения, восприятия цвета. Формировать самостоятельность, чувство уверенности в своих силах.
Материал:  бутылка из- под лимонада, ножницы.

3 неделя: Тема: «Жираф».
Задачи: продолжать учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность, интерес к аппликации.
Материал: картон, трафарет, клей, кисть, пшено, гречневая крупа.

4 неделя: Тема: «Тарелочка».
Задачи: Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким.
Материал: трафарет,  крупы, семена, пластилин.

5 неделя: Тема: «Печенье».

Цель: создание условий для работы с солёным тестом.

Апрель

1 неделя: Тема: Коллективная работа. «Перелетные птицы» 
Задачи: Учить детей работать с ватой и клеем, крупой. Работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к ручному труду.
Материал: ватман, трафарет, клей, кисть, ватные диски, крупы.

2 неделя: Тема: «Подснежник»
Цель: изготовление подснежников из ватных дисков.
Материал: ватные диски, трубочки для коктейля, гофрированная бумага, клей.

3 неделя: Тема: «Рыбки».
Задачи: Учить сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность.
Материал: пластилин,  крупы, доска, картон (10Х15).

4 неделя: Тема: «Дом»(пластинография)
Задачи: изготовление образа дома из пластилина, используя разные приёмы лепки. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе.
Материал: Салфетки, картон, пластилин, стека, доска для лепки.

Май

1 неделя: Тема: «Открытка для ветеранов»
Задачи: Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику, эстетический вкус.  Воспитывать интерес к занятию.
Материал: Клей ПВА, кисть, салфетки.

2 неделя: Тема : «Одуванчики» из бумажных салфеток.

Задачи: совершенствовать у детей умение подбирать приёмы и техники аппликации для создания образов, развивать творческие способности детей, эстетический вкус. Воспитывать интерес к ручному труду, аккуратность.

3 неделя: Тема: «Бабочка»
Задачи: Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к ручному труду, аккуратность.
Материал: полоски цветной бумаги, клей ПВА, кисточка.

4 неделя: Тема: «Лето».
Задачи: совершенствовать умение  сооружать не сложные поделки. Развивать инициативу. Воспитывать самостоятельность, активность.
Материал: цветная бумага, салфетки, крупы, клей, кисть.

Диагностика. Выставка работ.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 3.1. Материально-техническое обеспечение:

 Необходимый наглядный и дидактический материал:

-иллюстрации

-произведения художественной литературы.

 Для выполнения работы необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:

- различные наборы цветной бумаги и картона;

 - ножницы;

 - листы белой бумаги в формате  А4;
- альбомы;

 - карандаши, фломастеры;

 - клей (ПВА, карандаш);

 - коробка для принадлежностей;

 - наборы пластилина;

- бросовый материал: стеклянные бутылки, кусочки поролона,  ватные палочки, вата, ватные диски, крупы.

3.2. График проведения занятий

Непосредственно образовательная деятельность по ручному труду 1 раз в неделю во вторую половину дня

Продолжительность -  20  минут.

                 

                                           График проведения занятий

 

№ п/п

Направление деятельности

Руководитель

День  недели

Время, ч.

1

Кружок «Умелые ручки» 

Воспитатель

 Ташпаева Д.Д.

Среда

16.00– 16.20

3.3. Учебно-методическое обеспечение

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006.
  2. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы.- "Скрипторий 2003", 2007.
  3. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись.- М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4.  Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;
  5. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
  6.  “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг.;
  7.  Интернет –ресурсы.

Приложение

Пословицы и поговорки

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Каков мастер, такова и работа.

Умелые руки работы не боятся.

Мало хотеть надо уметь.

Делал наспех, сделал на смех.

Голова научит, а руки сделают.

Над чем постараешься, тому и порадуешься.

Кто мало говорит, тот больше делает.

Пальчиковые игры.

Сказки оживают

Кусочки пластилина катает наша Зина:

Шарики, колбаски, и оживают сказки.

Пальчики стараются, лепят, развиваются.

Все из пластилина

Из пластилина овощи, из пластилина буквы.

Смогу слепить без помощи я даже торт для куклы.

Снежинка

Я в руках листок держу, вчетверо его сложу,

Отогну еще разок, получился уголок.

Режу ровно, не спеша, как снежинка хороша!

Карандаш

Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

Бусинки – горошки

Покатаю я в руках бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Когалыма «Золушка»

ПРИНЯТА                                                                                        

Решением педагогического совета                                                                      

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  города Когалыма  «Золушка»

Протокол  от «___»______ 2016 г.  № 2

УТВЕРЖДЕНА

приказом заведующего Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  города Когалыма  «Золушка»

от «___» _______ 2016 года  № ___  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по художественно-эстетическому развитию

«Умелые ручки»

старший дошкольный возраст 5-6 лет

 




Разработчик:

 Воспитатель

Ташпаева Д.Д.

г. Когалым, 2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.Пояснительная записка…………………………………………………..

3

1.1.Принципы и подходы в организации образовательной деятельности…

4

1.1.2. Планируемые результаты освоения программы……………..……….

4

1.1.3. Методика обследования уровня развития детей……….……………..

6

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.Учебный план образовательной программы…………………………..

6

2.2. Перспективное планирование ...............................................................

7

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение ………………………............

11

3.2.График проведения занятий……………………………………………

12

3.3. Учебно-методическое обеспечение………. ………………………….

12

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………...............................

13

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Программа составлена на основе примерной  основной  общеобразовательной  программы  дошкольного образования  «От  рождения  до  школы»  под  редакцией  Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и наглядно-методических пособий по изобразительной деятельности: «Изобразительная деятельность в детском саду» И.А. Лыковой, «Бумагопластика. Цветочные мотивы» Г.Н. Давыдовой, «Пластилиновая живопись» Т.Н. Яковлевой. 

Работа в кружке «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей старшего возраста.

Цель программы -  создание условий для развития у детей творческих, конструктивных и художественных способностей в процессе деятельности с различными материалами.

Задачи:

2)Образовательные:

- учить  различным способам создания предметов (работа с бумагой и картоном, пластилином, полосками бумаги, природным и бросовым материалом).

- обучение умению планирования своей работы;

- обучение приемам и технологии изготовления композиций;

 2) Развивающие:

- развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения;

- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;

- развитие образного мышления и воображения;

- способствовать развитию мелкой моторики;

Воспитательные:

-воспитывать, усидчивость, аккуратность, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;

1.1.ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1.1. Принципы, лежащие в основе программы:

-доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем больше органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ребенка в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

-принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;

-принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

 -принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

-принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

1.1.2. Планируемые результаты освоения программы

Требования к уровню подготовки воспитанников

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами дошкольники могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

Ожидаемые результаты:

Должны знать:

-названия материалов;

- различные способы и приемы использования бумаги, пластилина;

Должны уметь:

– научатся различным приемам работы с бумагой и картоном, пластилином, природным и бросовым материалом;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы  являются организация выставок, участие в конкурсах и смотрах детского сада.

Формы и методы работы:

В процессе занятий используются различные формы:

традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы.

Методы, в основе которых лежит способ организации деятельности:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);

- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по схемам);

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – дошкольников воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-  частично- поисковый - ребенок может сам выбирать в определенных изделиях цветовую гамму, дизайн изделия

  - исследовательский – самостоятельная творческая работа дошкольников.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей:

- фронтальный – одновременная работа со всеми детьми;

- индивидуально - фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

1.1.3.  Методика обследования уровня развития умений и навыков детей

Критерии качества освоения ребенком ручного труда

  1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
  2. Владеет приемами работы с различными материалами.
  3. Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
  4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
  5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
  6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
  7. Выполняет работу по замыслу.
  8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.
  9. Показывает уровень воображения и фантазии.
  10. Использует в работе разные способы ручного труда.

Таблица критерий уровня развития (приложение 1)

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебный план образовательной программы

Рабочая программа рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю во второй половине дня.

Нормативные сроки освоения рабочей программы с 01.10.2016г. по 31.05.2017г.

 

Начало учебного года

Конец учебного года

График зимних каникул

26.

01.11.2016

 

31.05.2017

26.12.2016-30.12.2016

Учебный план

Тема

Всего часов

1

Работа с природным и бросовым материалом

3

2

Работа с бумагой и картоном.

20

3

Работа с крупой и макаронами

2

4

Пластилинография

6

Итого

31

                         

2.2. Перспективный план по ручному труду в старшей группе

Месяц

Название

Программное содержание

Октябрь

1.« Цветочная клумба» -  коллективная аппликация

Цель: Вызвать интерес к оформлению цветами коллективной работы. Упражнять в наклеивании деталей. Развивать чувство ритма. Воспитывать интерес к отражению в работах своих впечатлений о природе.        

2 Поделки из природного материала «Весёлый зоопарк»

Цель: продолжать учить выполнять поделки из различного материала; развивать у детей сообразительность, творчество, умение использовать разные средства выразительности при создании образа; учить моделировать игровую ситуацию; обогащать эмоциональную сферу и словарь.

3.Аппликация с элементами оригами «Рыбки в аквариуме»

Цель: Учить чётко выполняя инструкции воспитателя., составлять композицию, делить круги пополам, по секторам, наклеивая их на основу

4.  Аппликация «Гусеница в груше»

Цель: учить сгибать полоску бумаги гармошкой, дополнять композицию другими элементами, вырезать контур предметов, закругляя углы

Ноябрь

1."КОВЕР" - аппликация

Цель: учить детей выполнять аппликацию из природного материала на пластилиновой основе, развивать творчество, фантазию, чувство ритма, учить составлять композицию

2. « Белый лебедь» аппликация

уметь в правильном порядке наклеить фигурные детали

3.Открытка « Грибок»

Цель : продолжать совершенствовать навыки работы с клеем и крупой

4.Изготовление светофора

Цель: с помощью бумажных выкроек склеить  каркас светофора, закреплять умение работать самостоятельно.

Декабрь

1.Искусство оригами «Собака и котёнок»

Цель: продолжать учить складывать бумагу в правильном порядке, дополняя деталями

2. « Новогодняя маска»

Цель: продолжать учить детей самостоятельно вырезать по шаблону, украшать, развивать фантазию, творчество, воспитывать аккуратность

3." Новогодние украшения для ёлки»

Цель: продолжать расширять кругозор детей о  подручном материале для поделок, поощрять самостоятельность, творческий подход.

4."Рамка для картин" аппликация

Цель: учить детей работать с бумагой и картоном, делая рамку для картин, дополняя деталями.  Развивать умение выполнять работу аккуратно.

Январь

1."Рукавички»

аппликация

Цель: Продолжать украшать изделие из бумаги дополнительными деталями.

2. «Снежинки» (оригами)

Цель: продолжать совершенствовать технику оригами.

3. Объёмная аппликация  “Лилия”

Цель: продолжать учить детей делать объёмный цветок, вырезая детали (лепестки, лист) по шаблону. Совершенствовать навык работы с шаблонами,  ножницами.

Февраль

1. «Дом»

Цель: изготовить дом на основе цилиндра, познакомить детей с техникой оригами в изготовлении крыши для дома. Развивать творческие способности детей, художественный вкус. Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое  дело до конца.

2. Подарок для пап «Галстук для папы»

Цель: формировать умение работать по схемам и образцу, дополнять  деталями, воспитывать аккуратность

3. «Флажки и гирлянды к празднику»

Цель : учить детей сгибать лист пополам, совмещая углы и стороны, наклеивать флажки на ровном расстоянии, развивать глазомер, моторику рук, воспитывать усидчивость, аккуратность.

Март

1.«Плетеный коврик»

Цель: продолжать учить вырезать ровные полоски из бумаги, заранее сложив бумагу гармошкой, переплетать бумажную основу полосками цветной бумаги, развивать художественный вкус, воспитывать аккуратность, усидчивость

2. «Цветы для мамы»  

Цель: совершенствовать умение  детей работать с ватными дисками для создания образов. Планировать ход выполнения работы. Развивать мелкую моторику, композиционные умения. Воспитывать интерес к ручному труду.

3. «Закладка для книги» аппликация

Цель: Совершенствовать умение складывать бумагу по инструкции, проявлять творчество, фантазию в украшении закладки

4. «Весенние цветы»

(пластилинография)

Цель: развитие творческих способностей с помощью пластилинографии, продолжать знакомить детей с различными видами пластилиновой техники как видом изобразительной деятельности; обучать приёмам работы с пластилином – примазывание, разглаживание.

5. «Белая берёза» (пластилинография)

Цель: продолжать знакомить детей с техникой пластилинографии, развивать моторику рук, художественный вкус, воспитывать усидчивость, аккуратность

Апрель

1.Аппликация с элементами конструирования

«Нарядные пальчики» (пальчиковый театр»)

Цель: Учить детей вырезать из бумаги одежду для персонажей пальчикового театра. Закреплять способ вырезания из бумаги, сложенной вдвое. Воспитывать эстетические эмоции и чувства.

2. «Ваза с цветами» (аппликация из макаронных изделий)

Цель: Учить детей создавать на картоне композицию из природного материала — макарон, фасоли, гороха. Развивать чувство ритма и композиции.

3.«В космосе» (оригами)»

Цель: Продолжать учить детей работать в технике оригами, складывать ровно углы, соблюдая пропорции. Развивать мелкую моторику руки, творческое воображение.

4. « Лягушонок – карандашница»

Цель: продолжать использовать бросовые материалы для поделок, дополнять их различными элементами, проявлять творчество и фантазию

Май

.

1.«Божьи коровки»

(пластилинография)

Цель: Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки, шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук. Развивать творческое мышление и воображение. Развивать цветовосприятия, чувства меры гармонии, чувства эстетического восприятия.

2.«Бабочка»

(пластилинография)

Цель: Закрепить умение скатывать пальчиком короткие отрезки, шарики кругообразными движениями. Стимулировать активную работу пальцев рук. Развивать творческое мышление и воображение. Развивать цветовосприятия, чувства эстетического восприятия.

3. «Удивительный подводный мир»

(пластилинография)

Цель: Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения.

Использовать в работе различный по содержанию и структуре бросовый материал.

4. «Земляничка»

(пластилинография)

Закрепить умения создавать композиции из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия картины. Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 3.1. Материально-техническое обеспечение:

 Необходимый наглядный и дидактический материал:

-фотоматериалы

-готовые изделия

-иллюстрации

-произведения художественной литературы.

 Для выполнения работы необходимы определенные материалы, инструменты и приспособления:

- различные наборы цветной бумаги и картона;

 - ножницы;

 - листы белой бумаги в формате А3 и А4;
- альбомы;

 - карандаши, фломастеры;

 - клей (ПВА, карандаш);

 - природный материал

 - коробка для принадлежностей;

 - наборы пластилина;

- природный материал: палочки, желуди, шишки, семена тыквы, ягоды рябины;

- бросовый материал: пластиковые стаканчики, стеклянные бутылки, кусочки поролона, ткани, проволока, спички, вата, ватные диски, крупы

3.2. График проведения занятий

Непосредственно образовательная деятельность по ручному труду 1 раз в неделю во вторую половину дня.

        Продолжительность -  25  минут.

                 

                                           График проведения занятий

 

№ п/п

Направление деятельности

Руководитель

День  недели

Время, ч.

1

Кружок «Умелые ручки» 

Воспитатель

 Ташпаева Д.Д.

Среда

16.00– 16.25

3.3. Учебно-методическое обеспечение

  1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006.
  2. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы.- "Скрипторий 2003", 2007.
  3. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись.- М.: ТЦ Сфера, 2010.

Приложение

Приложение 1

Диагностика по ручному труду

п/п

Список детей

Свойства материалов

Овладение приемов работы с материалами

Развитие конструктивных способностей(резать, клеить, рвать, измерять, , вырезать, )

Мелкая моторика

природный

пластилин

бумага

картон

бросовый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

высокий - http://festival.1september.ru/articles/550275/img4.jpg

средний - http://festival.1september.ru/articles/550275/img4.jpg

низкий - http://festival.1september.ru/articles/550275/img6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников в творческой мастерской «Пластилиновая сказка»

Основная задача данной программы - это создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей посредством пластилинографии...

Презентация дополнительного образования художественно – эстетического направления "Оч. умелые ручки"

Презентация дополнительного образования художественно – эстетического направления "Оч. умелые ручки"...

Рабочая программа кружковой работы художественно-эстетического направления «Оч-умелые ручки» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели...

Рабочая программа кружка по художественно- эстетическому развитию «Умелые ручки» для воспитанников 4-5 лет

Данная методическая разработка способствует развитию индивидуальности, художественно-творческих способностей дошкольников путем экспериментирования с различными материалами, средствами нетрадици...