Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (подготовительная группа)
рабочая программа
Рабочая программа кружковой деятельности "Умелые ручки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_umelye_ruchki.odt | 40.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СШ № 18»
662155 г.Ачинск Красноярский край привокзальный р-он, 3-й м-он, дом 36 «А»
Телефон: 8(39151) 6-32-98 Email: achinsk-shkola18@yandex.ru
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Педагогический совет Директор МБОУ «СШ№18»
МБОУ «СШ № 18» ___________ Н.В. Ягодкина Приказ № _______________
Протокол №_____ от «____»_______ 2021г Приказ №______________
от «___ »___________2021 г
Рабочая программа кружка
по художественно-эстетическому развитию
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
(подготовительная группа)
Разработала воспитатель
Кутузова С.В.
г. Ачинск, 2021 год
СОДЕРЖАНИЕ
| 2 |
| 3 |
| 4 |
| 5 |
| 5 |
| 5 |
| 6 |
| 6 |
| 6 |
| 7 |
Список литературы | 11 |
Список детей, посещающих кружок | 11 |
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (подготовительная группа) |
5. | 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28. 09.2020 г. №28). 4. Устав МБОУ «Средняя школа №18» 6. Образовательная программа дошкольного образования МБОУ «Средняя школа № 18» дошкольный уровень |
Цель программы | Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности |
Задачи программа | Познакомить детей с различными техниками рисования, аппликации и лепки. Познакомить детей с техникой безопасности в работе с ножницами, клеем. Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию. Обогащать речь детей, расширять словарный запас, учить проговариванию своих действий. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности; |
Авторы программы | Воспитатель Кутузова Светлана Васильевна |
Направление деятельности программы | Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста |
Сроки реализации программы | 2021-2022 |
Участники программы | Педагогический коллектив ДОУ, дети, родители. |
Ожидаемый результат | 1. Организован в группе центр творчества «Умелые ручки», содержащий различные виды материалов, операционные схемы, шаблоны, результаты ручного труда 2. Повышение уровня развития творческих способностей у старших дошкольников. 3. Расширение и обогащение художественного опыта детей. 4. Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом. 5. Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, плести и т.п.). 6. Сформируются навыки трудовой деятельности и самостоятельности.
|
2. Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Этому я хочу научить детей своей группы. Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления работы постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
Актуальность
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
- Цели и задачи:
ЦЕЛЬ: Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности
ЗАДАЧИ:
Познакомить детей с различными техниками рисования, аппликации и лепки.
Познакомить детей с техникой безопасности в работе с ножницами, клеем.
Развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять инструкцию.
Обогащать речь детей, расширять словарный запас, учить проговариванию своих действий.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять
6.формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
2.2. Мониторинг освоения результатов
Критерии качества освоения ребенком ручного труда
1. Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.
2. Владеет приемами работы с различными материалами.
3 .Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.
4. Умеет самостоятельно провести анализ поделки.
5. Использует свои конструктивные решения в процессе работы.
6. Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.
7. Выполняет работу по замыслу.
8. Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и
способы скрепления, соединения деталей.
9. Показывает уровень воображения и фантазии.
10.Использует в работе разные способы ручного труда.
- Содержание программы
- Методы и приемы обучения.
Для реализации программы в зависимости от поставленных задач на
занятиях используются различные методы обучения (словесные, наглядные,
практические), чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседа, вопросы, чтение художественной литературы,
образное слово (стихи, загадки, пословицы), объяснение, напоминание,
поощрение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности
товарищей.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету
(выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий
наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия
ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В
конце занятия наглядность используется для подкрепления результата,
развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.
Используется на занятиях и такой приём, как практический. Изготовление
поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание
вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и
проговаривать действия.
Для того чтобы детские работы были интересными, качественными, имели
эстетичный вид, необходимо стимулировать творческую активность детей,
обеспечить ребёнку максимальную самостоятельность в деятельности не
давать прямых инструкций, создавать условия для проявления собственной
фантазии.
- Этапы работы.
Весь образовательный цикл делится на 5 этапов.
1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов
занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.).
2 этап - знакомство со свойствами материалов.
3 этап - обучение приемам изготовления.
4 этап - изготовление поделок.
5 этап – выставки детских работ.
Занятия с детьми проводятся по следующей схеме:
1 Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо
мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи,
проводятся беседы.
2 Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют
форму, обращают внимание на цвет, структуру.
3 Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
4 Объяснение приёмов создания, важно побудить детей к высказыванию
предложений о последовательности выполнения задания, отметить
особенности работы с данным материалом.
5 Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6 Самостоятельное изготовление поделки.
7 Анализ готовых поделок своих и товарищей.
8 Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.
- Организация занятий.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на
развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные
наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира;
на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих
способностей. Приоритет в обучении отдается пониманию и оценке
происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей
Программа предполагает проведение одно занятия в две недели в режиме дня.
Продолжительность занятия 30 минут. Программа разработана на 1 год обучения для детей 6-7лет. В год 18 занятий.
3.4.Оборудование, материалы.
·Краски – гуашь, акварель; тушь.
·Бумага разных форматов, цвета, фактуры;
·Ножницы, клей, пластилин, кисти, подставки под кисти, стаканы для воды;
·Свеча, мелки восковые.
·Палочки или старые стержни для торцевания.
·Матерчатые салфетки;
·Бумага чертежно-рисовальная, писчая, оберточная, обойная,
гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картон цветной,
тонкий, упаковочный; открытки, салфетки, фантики.
·Ткань.
·Различные оригинальные материалы: пуговицы, ракушки, камешки, бисер,
стеклярус, блестки, бусины разного размера и формы для создания
нетрадиционных изделий.
·Клеенка: клеенчатые обложки для книг, дневников, папки; самоклеющаяся
пленка разных цветов.
·бросовый материал: коробки картонные, пластиковые стаканчики,
стеклянные бутылки, кусочки поролона, кожи, ткани, проволока, спички.
·Клей ПВА и «Момент».
·Ножницы, кисточки, линейки, и пр.
·Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для росписи
игрушек.
3.5.Тематическое планирование.
№ | Дата | ТЕМА | ЗАДАЧИ | МАТЕРИАЛ |
1 | Сентябрь 2021 | «Осенние фантазии» (из природного материала) | Продолжать учить детей создавать не сложную композицию; по-разному располагать изображение цветка на листе. Закреплять приёмы создания композиции и приёмы её наклеивания, умение подбирать цвета для цветового решения композиции. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного. | Листья (березы, дуба, клена…), цветы, картон,ножницы,клей. |
2 | Сентябрь 2021 | Лебедь» (из природного материала). | Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие, создать у детей радостное настроение. | Еловая шишка, пластилин белый, 3 перышка. |
3 | Октябрь 2021 | 1.«Чайный сервиз» (аппликация). | Развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, образное мышление, эстетическое восприятие, креативность. | Альбомный лист, трафарет чайной посуды, цветная бумага, простой карандаш, клей, кисть, тряпочка, поднос. |
4 | Октябрь 2021 | Картина « Море» (рисование). | Учить рисовать графически волнистые линии. Развивать мелкую моторику, чувство ритма. Воспитывать аккуратность и усидчивость. | Лист белого картона, гуашь белая, синяя, трафареты морских обитателей, простой карандаш, ножницы. |
5 | Ноябрь 2021 | «Барашек» (соленое тесто) | Продолжать учить детей лепить из соленого теста. Совершенствовать приемы лепки: раскатывание (прямое и круговое), соединение. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать сосредоточенность, аккуратность. Закрепить умение пользоваться красками (гуашью). | Гуашь серая и белая, стаканчики с водой, кисточки. Соленое тесто, стека, шаблоны. |
6 | Ноябрь 2021 | « Дом в котором я хочу жить» (пластилино -графия) | Знакомство с новой техникой; обогащение интеллектуальной сферы. Развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, эстетическое восприятие. Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность. | Цветной картон, пластилин, стека, дощечка |
7 | Декабрь 2021 | «Снеговичок» (сминание, надрывание бумаги, оригами) | Закрепить знания детей в технике «надрывания» полоски бумаги. Воспитывать интерес к природе и конструированию из бумаги, развивать фантазию и воображение детей, а также приучать их к аккуратности, прилежанию и усидчивости. | Гофрированная бумага (белая, синяя, красная, зеленая, желтая), ножницы, клей – карандаш, клеенка, карандаш. |
8 | Декабрь 2021 | «Собачка» (игрушки из полос бумаги) | Вызвать интерес к созданию образа. Развивать воображение, чувство композиции, мелкую моторику. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность при выполнении работы. | Цветная бумага (коричневая, черная, белая), ножницы, карандаши, шаблоны, клей-карандаш, клеенка. |
9 | Январь 2022 | «Зима» (лепка) | Продолжать учить лепить способом налепа на белом фоне, закрепить способ раскатывания столбика и расплющивание, добиваться аккуратности в работе | Пластилин разного цвета, лист белого картона, стека, салфетка. |
10 | Январь 2022 | “Клубнички-невелички” (рисование). | Учить смешивать краски, поучать новые оттенки розового цвета из красной и белой краски. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма. Воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость. | Гуашь белая, красная, зеленая, кисть, салфетка. |
11 | Февраль 2022 | «Мимоза» (объемное наклеивание) | Продолжать учить детей наклеивать готовые округлые формы, составляя из них изображения знакомых предметов, совершенствуя при этом ориентировку на плоскости листа бумаги | Альбомный лист, 2 желтые бумажные салфетки, 3 прямоугольника светло-зеленого цвета размером 3 х7см, розетка с влажной губкой, ножницы, клей ПВА, кисть, зеленый фломастер |
12 | Февраль 2022 | «Маленький солдат» (аппликация) | Усовершенствовать технику рисования гуашью. Развивать глазомер и координацию движений рук. Развивать фантазию, аккуратность, умение самим подбирать нужный цвет. | Картон белого цвета, желтого цвета с выполненным на нем контуром мальчика, пшено, клей ПВА, кисть клеевая, гуашь, кисть для рисования. |
13 | Март 2022 | Подарки для мам «Нарциссы» (симметричное вырезывание) | Продолжать учить детей наклеивать элементы узора в центре круглой формы и по краям. Развивать чувство ритма, чередуя элементы узора. Упражнять детей в аккуратном наклеивании. Воспитывать эстетическое восприятие, умение видеть красоту и рассказывать о ней. | Одноразовая белая тарелка, полоски зеленой бумаги разных оттенков 3х12см, полоски желтой, оранжевой гофрированной бумаги, ножницы, шаблоны, карандаши, клей, клеенки. |
14 | Март 2022 | Открытка «Мак» (аппликация из картона). | Учить детей изготавливать цветы, пользуясь шаблонами, составлять композицию, закрепить прием симметричного вырезывания, развивать чувство прекрасного. | Картон красный, вишневый, зеленый и бежевый, зеленая пуговица, карандаши, ножницы, клей, черный фломастер. |
15 | Апрель 2022 | «В космосе» (оригами) | Продолжать учить детей работать в технике оригами, складывать ровно углы, соблюдая пропорции. Развивать мелкую моторику руки, творческое воображение. | Цветная бумага: желтая, красная, синяя, зеленая, золотая (на звезды)), ножницы, карандаши, клей, клеенки. |
16 | Апрель 2022 | «Цыпленок» (бумагопластика) | Закрепить умение работы с бумагой, складывая ее, получая поделку, передавая образ животных. Развивать мышление, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие, создать у детей радостное настроение. | Картон белого цвета, цветная бумага, ножницы, карандаши, клей ПВА, кисть, салфетка. |
17 | Май 2022 | «Закладка для книги». (аппликация) | Продолжать учить наклеивать готовые формы на лист картона в правильной последовательности, проявлять фантазию, смекалку. | Картон, простой карандаш, ножницы. Цветная бумага, клей ПВА |
18 | Май 2022 | «Бабочка» ( из бросового материала). | Продолжать развивать мышление, фантазию, мелкую моторику рук, развивать эстетическое восприятие, создать у детей радостное настроение. | Трафарет бабочки, фломастеры, ножницы, клей, проволока, бусины. |
Итогом в реализации программы являются выставки детских работ в центре творчества, в детском саду; дни презентации детских работ родителям, сотрудникам, составление альбома лучших работ. Развлечение для детей «Путешествие в страну ИЗО» (ноябрь).Мастер класс «Подарок для папы» (февраль)
Список литературы
1. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз
– Дидактика», 2006
2. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006
3. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного
творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001
4. Румянцева Е. А. Необычные поделки из природного материала - Дрофа,
2007 г
5.С. Соколова Школа оригами. Аппликации и мозаика. – Москва: Эксмо
2005г
6. Азбука соленого теста» О.Чибрикова.- М.:Эксмо, 2008.- (Азбука рукоделия).
7.«Бумажная мозаика» Х. Линд ООО «Издательство «Айрис-Пресс», 2007г.
8. «Бумажная пластика. Конструирование» «Издательство «Какрапуз», 2002г.
9.«Волшебная бумага, или бумажные фокусы» О.В. Белякова, А.В. Щеглова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006г.
10.«Волшебные полоски». - Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»; 2009г.
11.Основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: Изд. «Мозаика - синтез», 2014.
12. Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М: «Просвещен .
13.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа.ие»
Список детей, посещающих кружок
Винник Ярослав | |
Гноинский Матвей | |
Дурнева Мария | |
Даутова Александра | |
Кравцова Кира | |
Свиридова Яна | |
Кузьменко Анастасия | |
Павленко Анастасия | |
Перегеря Александра | |
Плавко Сережа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в подготовительной к школе группе
Предполагаемая программа по изобразительной деятельности предусматривает: формирование у детей эстетического восприятия, обучение способам действия, развитие творчества. Все эти процессы ме...
Рабочая программа кружка по "Художественно - эстетическому развитию" (нетрадиционные техники рисования) в старшей группе (5 -6)
Вся НОД кружка направлена на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребёнок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реал...
Рабочая программа кружковой работы художественно-эстетического направления «Оч-умелые ручки» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ПО «ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ» (НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ) В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ (4-7) НА 208-19 УЧЕБНЫЙ ГОД
В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире....
Рабочая программа кружка по художественно- эстетическому развитию «Умелые ручки» для воспитанников 4-5 лет
Данная методическая разработка способствует развитию индивидуальности, художественно-творческих способностей дошкольников путем экспериментирования с различными материалами, средствами нетрадици...
Рабочая программа кружка по Художественно- эстетическому развитию «Пластилиновый мир» (разновозрастная группа)
Рабочая программа составлена для детей 2.5-7 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государ...
Рабочая программа кружка по художественно-эстетическому развитию «Мастерская Самоделкина» (Нетрадиционные техники рисования) в старшей группе №11 «Колокольчик»
Пояснительная записка.В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его п...