План работы по самосовершенствованию педагогического мастерства
материал (младшая группа)
Тема: "Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 11.27 КБ |
samoobrazovanie.docx | 11.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Цветик-семицветик»
Поселка Беркакит Нерюнгринского района
План работы
по самосовершенствованию педагогического мастерства
Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора».
2018 – 2019 г.
Тема:
«Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора».
Цель:
Развитие речи детей второй группы младшего возраста с помощью малых
фольклорных форм.
Задачи работы:
- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём
изучения литературы, журналов дошкольного воспитания, информаций из интернета, самообразования;
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Привлечь родителей к проблемам речевого развития детей;
- Приобщить детей к фольклору, увлечь народными сюжетами;
- Пополнить уголок по развитию речи новыми пособиями и новыми
видами театра, иллюстрациями, масками;
- Подготовить материал мастер- класс для родителей по теме:
«Пальчиковые игры для малышей».
Практические выходы:
- Проведение мастер-класс для родителей на групповом
родительском собрании. Тема: «Пальчиковые игры для малышей»;
- Оформление папки-передвижки. Тема: «С пальчиками играем –
речь развиваем!»
- Пополнение центра театрализованной деятельности новыми
видами театра;
- Составление картотеки игр - потешек;
- Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Актуальность выбранной темы:
Возраст от 1,6 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития
ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей
раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речью родного
языка.
Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку отрождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. Авзрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенкаразвивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенкаразвивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит отдостаточной речевой практики, нормального социального и речевогоокружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых
дней его жизни.
К сожалению, родители в наше время из-за сложныхсоциальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс
развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи
являются произведения устного народного творчества, в том числе
малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки,
песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора
огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей
действительности, развивает умение чувствовать художественную
форму, мелодику и ритм родного языка.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения.
Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект
музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух,
произношение звуков.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается
положительное отношение к режимным моментам: умывание,
причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать
В произведениях устного народного творчества заложен тонкий
педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Обогащение словаря.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие монологической и диалогической речи.
- Развитие мелкой моторики.
Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным
творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить,
раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Литература:
Л.Н. Павлова Фольклор для маленьких Журнал «Дошкольное воспитание»2000, № 4, 7, 10
В.Г. Лунина Воспитание детей на традициях русской культуры 2005 М. : ЦГЛ
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры 2008 сПб Сост.
Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет 2009 М
Перспективный план самообразования педагога:
Месяц | Работа воспитателя | Работа воспитателя с детьми | Работа воспитателя с родителями |
Сентябрь | 1.Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями по теме: ««Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора». 2. Постановка целей и задач по данной теме; 3. Составление перспективного плана по теме самообразования. | 1. Использовать потешки в режимных моментах; 2.Чтение детям русских народных сказок; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; | 1.Знакомство с родителями, выявление творческих способностей родителей. |
Октябрь | 1.Подбор методической литературы по теме; 2.Изучение методической литературы; | 1. Использование потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Чтение детям русских народных сказок; 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; | 1.Участие родителей в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя Семья»; 2.Оформление папки – передвижки на тему: « С пальчиками играем, речь развиваем». |
Ноябрь | 1.Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»; 2.Создание картотеки потешек для работы с детьми; | 1. Использование потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек. 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Игровое занятие « Репка». | 1.Оформление папки -передвижки на тему: «Устное народное творчество. Потешки» |
Декабрь | 1.Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»; 2.Создать театральный уголок в группе (обновить имеющие виды театры, пополнить новыми видами). | 1.Использовать потешки в режимных моментах; 2.Разучивание и проговаривание потешек. 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; | 1.Составление рекомендаций для родителей по использованию театрализованной деятельности дома; 2.Оказание помощи в изготовлении пальчикового театра к р.н.с. «Репка»; |
Январь | 1.Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»; 2.Обустроить уголок ряженья; 3.Обновление и пополнение театра на фланелеграфе (потешки, сказки); | 1.Использовать потешки в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек. 3.Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»; Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото); 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; | 1.Изготовление театра масок по русским народным сказкам; 2.Оказание помощи в рисовании иллюстраций к песенкам и потешкам; 3. Оказание помощи в шитье кокошников, юбок, косыночек...; |
Февраль | 1.Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей»; 2.Пополнить книжный уголок детскими книгами согласно возрастным особенностям; | 1.Использование Потешек, песенок, прибауток, колыбельных; в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры -драматизации); 5. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото); | 1. Консультация «Почитай мне мама сказку»; 2.Оказание помощи в изготовлении настольного театра на стаканах к р.н.с. «Теремок»; |
Март | 1.Изучение темы: Настольно –печатные игры по русским народным сказкам; 2.Ремонт настольно –печатных игр по сказкам; | 1.Использование потешек, песенок, прибауток, колыбельных; в режимных моментах; 2.Разучивание и проговаривание потешек. 3.Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке(иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»; 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 5. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры -драматизации); 6. Настольно –печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото). | 1.Оформление родителями: альбом потешек, книжка-игрушка; 2.Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы»; |
Апрель | 1.Изучение темы: «Использование хороводных игр»; | 1.Использование потешек, песенок, прибауток, колыбельных в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры- драматизации); 5. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото); 5. Разучивание п/игр «Мыши водят хоровод», «Жили у бабуси»; | 1.Оказание помощи в изготовлении пальчикового театрак р.н.с. «Репка». |
Май | 1.Использование потешек, песенок, прибауток, колыбельных в режимных моментах; 2. Разучивание и Проговаривание потешек; 3. Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры -драматизации); 5. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото). | 1.Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Цветик-семицветик»
Поселка Беркакит Нерюнгринского района
План работы
по самосовершенствованию педагогического мастерства
Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора».
2018 – 2019 г.
Тема:
«Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора».
Цель:
Развитие речи детей второй группы младшего возраста с помощью малых
фольклорных форм.
Задачи работы:
- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём
изучения литературы, журналов дошкольного воспитания, информаций из интернета, самообразования;
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Привлечь родителей к проблемам речевого развития детей;
- Приобщить детей к фольклору, увлечь народными сюжетами;
- Пополнить уголок по развитию речи новыми пособиями и новыми
видами театра, иллюстрациями, масками;
- Подготовить материал мастер- класс для родителей по теме:
«Пальчиковые игры для малышей».
Практические выходы:
- Проведение мастер-класс для родителей на групповом
родительском собрании. Тема: «Пальчиковые игры для малышей»;
- Оформление папки-передвижки. Тема: «С пальчиками играем –
речь развиваем!»
- Пополнение центра театрализованной деятельности новыми
видами театра;
- Составление картотеки игр - потешек;
- Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Актуальность выбранной темы:
Возраст от 1,6 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития
ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей
раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речью родного
языка.
Речь - чудесный дар природы, который не дается человеку отрождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. Авзрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенкаразвивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенкаразвивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит отдостаточной речевой практики, нормального социального и речевогоокружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых
дней его жизни.
К сожалению, родители в наше время из-за сложныхсоциальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс
развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи
являются произведения устного народного творчества, в том числе
малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки,
песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора
огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей
действительности, развивает умение чувствовать художественную
форму, мелодику и ритм родного языка.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения.
Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект
музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух,
произношение звуков.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается
положительное отношение к режимным моментам: умывание,
причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать
В произведениях устного народного творчества заложен тонкий
педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Обогащение словаря.
- Формирование грамматического строя речи.
- Развитие монологической и диалогической речи.
- Развитие мелкой моторики.
Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным
творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить,
раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Литература:
Л.Н. Павлова Фольклор для маленьких Журнал «Дошкольное воспитание»2000, № 4, 7, 10
В.Г. Лунина Воспитание детей на традициях русской культуры 2005 М. : ЦГЛ
Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры 2008 сПб Сост.
Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет 2009 М
Перспективный план самообразования педагога:
Месяц | Работа воспитателя | Работа воспитателя с детьми | Работа воспитателя с родителями |
Сентябрь | 1.Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями по теме: ««Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора». 2. Постановка целей и задач по данной теме; 3. Составление перспективного плана по теме самообразования. | 1. Использовать потешки в режимных моментах; 2.Чтение детям русских народных сказок; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; | 1.Знакомство с родителями, выявление творческих способностей родителей. |
Октябрь | 1.Подбор методической литературы по теме; 2.Изучение методической литературы; | 1. Использование потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Чтение детям русских народных сказок; 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; | 1.Участие родителей в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя Семья»; 2.Оформление папки – передвижки на тему: « С пальчиками играем, речь развиваем». |
Ноябрь | 1.Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»; 2.Создание картотеки потешек для работы с детьми; | 1. Использование потешек в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек. 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Игровое занятие « Репка». | 1.Оформление папки -передвижки на тему: «Устное народное творчество. Потешки» |
Декабрь | 1.Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»; 2.Создать театральный уголок в группе (обновить имеющие виды театры, пополнить новыми видами). | 1.Использовать потешки в режимных моментах; 2.Разучивание и проговаривание потешек. 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; | 1.Составление рекомендаций для родителей по использованию театрализованной деятельности дома; 2.Оказание помощи в изготовлении пальчикового театра к р.н.с. «Репка»; |
Январь | 1.Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»; 2.Обустроить уголок ряженья; 3.Обновление и пополнение театра на фланелеграфе (потешки, сказки); | 1.Использовать потешки в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек. 3.Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке (иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»; Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото); 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; | 1.Изготовление театра масок по русским народным сказкам; 2.Оказание помощи в рисовании иллюстраций к песенкам и потешкам; 3. Оказание помощи в шитье кокошников, юбок, косыночек...; |
Февраль | 1.Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей»; 2.Пополнить книжный уголок детскими книгами согласно возрастным особенностям; | 1.Использование Потешек, песенок, прибауток, колыбельных; в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры -драматизации); 5. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото); | 1. Консультация «Почитай мне мама сказку»; 2.Оказание помощи в изготовлении настольного театра на стаканах к р.н.с. «Теремок»; |
Март | 1.Изучение темы: Настольно –печатные игры по русским народным сказкам; 2.Ремонт настольно –печатных игр по сказкам; | 1.Использование потешек, песенок, прибауток, колыбельных; в режимных моментах; 2.Разучивание и проговаривание потешек. 3.Дидактическая игра «Узнай потешку по картинке(иллюстрации)», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?»; 4.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 5. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры -драматизации); 6. Настольно –печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото). | 1.Оформление родителями: альбом потешек, книжка-игрушка; 2.Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы»; |
Апрель | 1.Изучение темы: «Использование хороводных игр»; | 1.Использование потешек, песенок, прибауток, колыбельных в режимных моментах; 2. Разучивание и проговаривание потешек; 3.Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры- драматизации); 5. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото); 5. Разучивание п/игр «Мыши водят хоровод», «Жили у бабуси»; | 1.Оказание помощи в изготовлении пальчикового театрак р.н.с. «Репка». |
Май | 1.Использование потешек, песенок, прибауток, колыбельных в режимных моментах; 2. Разучивание и Проговаривание потешек; 3. Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, потешек, прибауток, колыбельных; 4. Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры -драматизации); 5. Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото). | 1.Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА "О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ ВОСПИТАТЕЛЯ "
Тема: «Поделимся опытом» (сценарий ) Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать ...
ПЛАН работы Школы педагогического мастерства (ШПМ) педагогов коррекционных групп ДОУ
Повышение теоретического, научно-методического и практического уровня компетентности специалистов коррекционно-логопедической службы в области специальной педагогики и психологии: ознакомление с...
План проведения недели педагогического мастерства "Книжкина неделя"
Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. План проведения ...
Перспективный план работыпо сюжетно-ролевым играм в старшей группе.
Перспективный план работы по сюжетно-ролевым играм....
План работы по самосовершенствованию педагогического мастерства «Конструктивно – модельная деятельность как средство развития творческой активности детей 4-5 лет».
План работы по самосовершенствованию педагогического мастерства...
Консультация «Пути самосовершенствования педагогического мастерства»
Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта....
Перспективный план работы "Школа педагогического мастерства"
Перспективный план...