План работы по самосовершенствованию педагогического мастерства «Конструктивно – модельная деятельность как средство развития творческой активности детей 4-5 лет».
методическая разработка по конструированию, ручному труду (средняя группа)
План работы по самосовершенствованию педагогического мастерства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 13.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Цветик-семицветик»
поселка Беркакит Нерюнгринского района
План работы
по самосовершенствованию педагогического мастерства
Тема: «Конструктивно – модельная деятельность как средство развития творческой активности детей 4-5 лет».
2020 – 2021 год
Конструктивно – модельная деятельность как средство развития творческой активности детей 4-5 лет
«Ребёнок — прирождённый конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество» Л.В. Куцакова
Актуальность темы — Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ. На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.
Проблема формирования интереса к конструированию у детей дошкольного возраста занимает значимое место в дошкольной педагогике. Так как, разнообразное конструктивное творчество дает возможность детям не только познавать окружающий мир, но и всесторонне развивать свои способности.
Актуальность проблемы проведения занятий по конструированию в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется мало часов для освоения детьми, нежели другим дисциплинам (развитию речи, математике, рисованию и др.)
Конструктивно-модельная деятельность
Под конструктивно-модельной деятельностью принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового (картонные коробки, катушки и т.п.) материала. Она способствует развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением.
Цель работы:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; изучить особенности конструктивно – модельной деятельности, как средства развития творческой активности у дошкольников.
Задачи:
- Выявить и изучить особенности конструктивно – модельной деятельности.
- Систематизировать работу по использованию разнообразных способов конструирования.
- Познакомить детей с различными видами сооружения построек из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разных цветов для украшения построек;
- развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу;
- обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, приклеивать к основной форме детали;
- приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала;
- учить использовать для закрепления деталей (природный материал, бумага) клей, пластилин;
- воспитывать умение работать коллективно.
Виды конструирования.
- конструирование из строительного материала;
- конструирование из крупногабаритных модулей;
- конструирование из природного материала;
- конструирование из бумаги;
- конструирование из бросового материала;
Формы конструирования.
- по образцу;
- по показу;
- по замыслу;
Перспективное планирование работа по самосовершенствованию педагогического мастерства
№ | Форма работы | Срок | Ожидаемые результаты |
1. | Информационно-аналитический этап | Сентябрь – декабрь 2020 | 1. Изучение опыта работы по введению конструктивно-модельной в образовательный процесс с дошкольниками в Интернете. 2.Знакомство с программами по конструктивно – модельной деятельности с дошкольниками, статьям и учебно-методической литературой по данной теме. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-синтез, 2006. Шайдурова Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие, - М.: ТЦ Сфера, 2008 3. Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования 4.Привлечение родителей к сбору природного и бросового материала для пополнения уголка конструктивно-модельной деятельности |
2. | Внедрение в практику | Сентябрь – май 2020 -2021 | 1. Освоение детьми разнообразных способов конструирования; - развитие у детей умение удерживать замысел будущей постройки; 2. Формировать умение работать с различными видами конструкторов, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности. 3.Воспитывать умения обыгрывать постройку. 4. Пополнение предметно-развивающей среды группы для конструктивно-модельной деятельности. 5. Индивидуальные консультации для родителей: «Как дома создать условия для конструирования из бытовых предметов» Стендовая информация для родителей. 6. Изготовление универсальных игр, карточек дидактических игр по конструированию для совместной и самостоятельной деятельности детей: «Продолжи цепочку», «Выложи по цвету и по цифрам», «Собери по схеме», «Найди домик для кирпичика», «Таинственный мешочек» (учить отгадывать на ощупь), «Найди такую же деталь», «Собери кирпичики» «Подбери одинаковую деталь», «Что изменилось», «Подбери по форме». |
3. | Предоставление опыта работы | май | 1. Самоанализ и самооценка проделанной работы. 2. Анализ по осуществлению плана по самообразованию. 3. Предоставление опыта работы на тему «Конструктивно-модельная деятельность в возрасте 4-5 лет» на методическом объединении воспитателей. 4. Публикация собственного опыта педагогической деятельности на личном сайте. 5. Участие в конкурсах, конференциях, семинарах с обобщённым опытом работы. |
Перспективное планирование совместной и самостоятельной деятельности детей.
Месяц | Вид деятельности | Название образовательной деятельности | Задачи образовательной деятельности |
СЕНТЯБРЬ | Конструирование из природного материала | «Ковер из листьев» (по показу) | Учить составлять композицию из осенних листьев, творчески дополнять композицию деталями, развивать фантазию и творчество |
Конструирование из бумаги | «Пригласительный билет» (по образцу) | Знакомить детей со свойствами бумаги; учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая при этом углы и стороны листа, проглаживать линию сгиба | |
Конструирование из строительного материала | «Двухэтажный дом» (по образцу) | Учить детей сооружать высокие постройки с перекрытиями, по образцу определять, из каких деталей сделаны отдельные части постройки, в какой последовательности её выполнять, познакомить с понятием «фундамент». | |
Конструирование из бросового материала | «Жучки, паучки, божьи коровки» (по показу) | Создание выразительных образов насекомых из бросового материала, развивать образное мышление и мелкую моторику рук. | |
Октябрь | Конструирование из природного материала
| «Ёжик» (по образцу) | Учить детей видеть образ в природном материале, использовать для закрепления частей пластилин, делать поделки аккуратными и устойчивыми |
Конструирование из деревянного строительного материала | «Сарайчики и гаражи для своей машинки» (по замыслу) | Учить создавать варианты знакомых сооружений по условию – преобразование постройки в длину, ширину, соблюдая заданный принцип конструкции | |
Конструирование из бумаги | «Самолет» (по образцу) | Продолжать учить складывать лист пополам, работать с клеем аккуратно. | |
Конструирование из бросового материала | «Веселые погремушки» (по образцу) | Учить создавать оригинальные игрушки из использованных ранее ёмкостей, развивать фантазию, мелкую моторику рук. | |
Ноябрь | Конструирование из строительного материала | «Мостик» (по образцу) | Закреплять представление о назначении и строении мостов, название их частей: опоры, пролет, скаты, делать постройку устойчивой, формировать умение различать «длинный – короткий». |
Конструирование из бумаги | «Фонарики» (по показу) | Учить складывать 3 круга пополам, склеивать их между собой, действовать по показу воспитателя слаженно, четко соединяя половинки кругов. | |
Конструирование из готовых геометрических форм | «Мебель» | Учить видеть и сооружать постройки. | |
Конструирование из строительного материала | «Улицы нашего города» (по замыслу) | Активизировать знания детей, умение творчески применять ранее приобретенные конструктивные навыки; учить размещать свои постройки на определенном участке; воспитывать умение трудиться в коллективе. | |
Декабрь | Конструирование из бумаги | «Лягушка» (по показу) | Учить сгибать лист бумаги пополам, совмещать стороны и углы; учить следовать инструкции. |
Конструирование из бумаги | «Ёлочка» (по образцу) | Упражнять в обрывании бумаги по контуру, скатывании бумажных шариков, составлении изображения из частей на плоскости. | |
Конструирование из строительного материала | «Трамвай» (по образцу) | Формировать умение рассматривать образец, выделять в нем части, определять, из каких деталей выполнен образец. | |
Конструирование из бросового материала | «Игрушки на ёлку» (по показу) | Учить делать игрушки из различных материалов, развивать мелкую моторику рук и творческие способности | |
Январь | Конструирование из бросового материала. | «Прокатим зайчика на санках» | Учить детей создавать санки из бросового материала, развивать чувство цвета, формы |
Конструирование из бумаги | «Шапочка» | Учить складывать лист бумаги, совмещая углы и стороны; развивать мелкие мышцы кистей рук, координацию движений. | |
Конструирование из строительного материала | «Ворота» (по образцу) | Закрепить умение делать постройку, соразмерную игрушке, уточнить понятия «высокий», «низкий». | |
Февраль | Конструирование из строительного материала | «Гараж» (по замыслу) | Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки, для которой она предназначается, упражнять детей в употреблении слов длинный, спереди, сбоку, слева, справа. |
Конструирование из бросового материала | «Веселые поросята» (по показу) | Продолжать учить детей создавать образы животных из бросового материала, развивать у детей воображение. | |
Конструирование из бумаги | «Открытка для папы» | Закреплять умения складывать прямоугольный лист пополам | |
Конструирование из природного материала. | «Лодочка» из природного материала | Продолжать развивать у детей интерес с природным материалом, знакомить их с его свойствами, названием. Учить приему склеивания для скрепления частей поделки | |
Март | Конструирование из природного материала. | «Цветы для мам и бабушек» (по образцу) | Учить детей делать несложные композиции из природного материала, развивать моторику рук, воображение |
Конструирование из строительного материала | «Лесной детский сад» | Учить делать постройки по словесному описанию и по схеме | |
Конструирование из бросового материала | «Вазочка для цветов» | Учить детей украшать баночки из под йогуртов, показать зависимость узора от формы и размера изделия | |
Конструирование из строительного материала | « Кораблики». | Дать обобщённое представление о кораблях: « у всех кораблей есть нос, корма, труба, днище, палуба; на кораблях перевозят грузы, пассажиров». Развивать способность к моделированию | |
Апрель | Конструирование из строительного материала | «Терема» (по образцу) | Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями. |
Конструирование из бумаги | «Корзиночка» (по образцу) | Закреплять умение складывать квадрат пополам, делать надрезы, соединять и склеивать их. | |
Конструирование из строительного материала | «Постройка по рисунку» | Учить определять последовательность, отбирать материал, согласовывать свои действия с действиями товарищей. | |
Конструирование из природного материала | «Птичка» из природного материала | Вызвать у детей интерес к работе с природным материалом, познакомить с его свойствами; учить видеть в природных формах сходство с реальными предметами: большая шишка – туловище, поменьше - голова; учить скреплять детали пластилином. | |
Май | Конструирование из строительного материала | «Домик с заборчиком для гномов» (по замыслу) | Учить детей соблюдать план постройки, учитывать цвет, форму, размер |
Конструирование из строительного материала | «Грузовые автомобили» | Закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки; способствовать развитию их творчества и самостоятельности | |
Конструирование из природного материала | «Букет ромашек» | Продолжить учить делать поделки из природного материала, соединяя детали кусочком пластилина. Развивать интерес к данному виду труда. Воспитывать усидчивость, аккуратность. | |
Конструирование из строительного материала | По собственному замыслу | Закрепить у детей полученные знания и конструктивные навыки; способствовать развитию их творчества и самостоятельности. | |
Целевые ориентиры:
- Ребёнок овладевает основными способами деятельности.
- Проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.
- Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда и другим людям, учитывает интересы других, умеет договариваться.
- Обладает развитым воображением.
- У ребёнка хорошо развита крупная и мелкая моторика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию по теме "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей средней группы" на 2014-2015 год.
quot;Развитие творческих способностей через нетрадиционную технику рисования в средней группе"...
Педагогический проект «Проектно – исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Предлагаемый проект представляет педагогическую работу с детьми старшего дошкольного возраста.Целью: изучение влияния проектной деятельности на развитие познавательной активности детей старшего дошкол...
План по самообразованию на меж аттестационный период "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей"
Анализ практики дошкольного образования показывает, что в настоящее время на всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значе...
«Театрально-игровая деятельность как средство развития творческой активности детей»
Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в воспитательно-образовательном процессе. Современные дошкольные учреждения ищут новые г...
Проект "Конструктивно-модельная деятельность, как основа развития творческих способностей детей"
проект "Конструктивно-модельная деятельность, как основа развития творческих способностей детей"...
Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»
Самообразование по теме: «Конструктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС в ДОУ»...
Конструктивно-модельная деятельность как средство развития умственной активности у дошкольников по средством конструктора «CUBROID Coding Block».
Конструктивно-модельная деятельность является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников.В наш век новых технологий на смену одним конструкторам приходят другие бол...