Сюжетно-ролевые игры с детьми раннего и младшего возраста по теме "Одежда и обувь"
картотека
Применить свои знания на практике и еще раз закрепить пройденный материал помогут сюжетно-ролевые игры, в которых дети так же учатся вживаться в определенный образ, воспроизводить свои впечатления, переосмысливать и раскрывать их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-rolevye_igry_odezhda.docx | 134.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевые игры.
Игра «Куклы»
Цель. Воспитание культуры поведения во время еды. Закрепление знаний о названиях одежды. Закрепление у детей навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду.
Игровой материал. Куклы, игрушечная посуда, картинки с изображением элементов картины «Игра с куклой».
Подготовка к игре. Рассматривание иллюстрации «Игра с куклой».
Игровые роли. Мама, повар, няня.
Ход игры. Подготовка к игре начинается с рассматривания картины «Игра с куклой». Дети сидят за двумя-тремя сдвинутыми в линию столами, лицом к воспитателю. Рассматривают картину, называют то, что видят («Купают куклу», «Девочка купает», «Смывает с куколки мыло», «Мальчик держит полотенце, чтобы вытереть куклу»).
После этого воспитатель обращается к детям: «Перед вами картинки (лежат изображением вниз), переверните их. Посмотрите на свои картинки и скажите, у кого ванночка, у кого мыло? у кого колготки?...» Ребенок, нашедший нужную картинку, кладет ее около большой картины.
Вот и помогли мы девочке в белом фартуке. Все приготовили для того, чтобы выкупать куклу».
Педагог предлагает вниманию детей рассказ по этой картине: «Решили дети выкупать куклу. Принесли табуретку, поставили на нее ванночку, налили в ванночку теплой воды. Рядом, на красную скамеечку, положили зеленую губку и мыло. Раздели куклу. Одежду ее аккуратно разложили на большом стуле, а малюсенькие синие ботиночки поставили под стул. «Сейчас, сейчас, потерпи еще немножко, — уговаривает куклу девочка в белом фартуке. — Смою с тебя мыло, а потом сухо-насухо вытру. Видишь, Илюша рядом стоит, большое белое полотенце в руках держит...».
Воспитатель может использовать различные варианты игр с куклами.
«Кукла хочет спать».
Педагог приносит куклу и говорит, что кукла очень устала и хочет спать, просит детей помочь ей раздеться.
Дети поочередно по указанию воспитателя снимают с куклы одежду и, аккуратно сложив ее, кладут на кукольный стул. Так, один ребенок снимает фартук, другой — платье и т. д. Воспитатель руководит их действиями, помогая правильно сложить ту или иную часть туалета куклы, показывая, как надо правильно это сделать. Когда кукла совсем разделась (осталась лишь в рубашке), ей надевают тапочки и ведут ее к кровати. Уложив куклу в постель, воспитатель поворачивает ее набок, кладет ее руки под щеку, заботливо укрывает, нежно гладит по голове и говорит: «Спи!» Показав детям, что кукла заснула, воспитатель просит их вести себя тихо и, приложив палец к губам, на цыпочках, вместе с детьми покидает групповую, где спит кукла.
«Куклы проснулись».
На кроватках спят 2 куклы: большая и маленькая. На полочках шкафа лежит одежда. Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель: «Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее? Да, это кукла Катя. А кто спит на этой? Это кукла Таня». Воспитатель обращается к одной кукле: «Катя, ты уже проснулась? Будешь вставать? Ребята, она говорит, что хочет встать, но сначала надо найти ее одежду. Что нужно, чтобы одеть Катю?». «Посмотрите внимательно на полочку. Вы видите одежду? Принесите платье. Примеряем платье, если маленькое, складываем у кроватки Тани. Платье сразу наденем или сначала надо надеть другие вещи? Ищем для кукол нижнее белье по размеру, другие вещи». Дети по очереди надевают одежду на куклу Катю, затем одевают Таню. По окончании этой игры одетая с помощью детей кукла здоровается с каждым из детей, благодарит каждого из них за помощь. При последующем проведении этой игры воспитатель побуждает детей играть самостоятельно. Педагог должен обращаться с куклами, как с живыми существами.
Игра «Постираем кукле платье».
Задачи:
Образовательные:
- способствовать обогащению содержания игр «в семью»;
- учить детей действовать по определённому алгоритму;
-учить использовать полученные знания в самостоятельной игре.
Развивающие:
- формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности по теме «Одежда»; формировать представление о действиях и предметах, необходимых для стирки.
- учить соотносить речь и движения при воспроизведении потешки;
- развивать долговременную зрительную и слуховую память;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к труду, желание принимать посильное участие в нём;
- закрепить представления о необходимости содержать одежду в чистоте;
- воспитывать аккуратность.
Методы и приёмы:
Практические: дидактические игры, трудовые и игровые действия.
Наглядные: рассматривание предметов, показ трудовых действий.
Словесные: рассказ воспитателя, вопросы к детям.
Формы организации совместной деятельности.
Трудовая: стирка кукольного белья, полоскание, сушка.
Игровая: игровое упражнение «Запомни».
Коммуникативная: рассказ воспитателя по теме, вопросы к детям по теме.
Двигательная: физминутка « Мы стираем».
Познавательно - исследовательская: наблюдение за действиями воспитателя, дидактические игры.
Оборудование: стол, кукольное белье (платье, штаны, кофта, рубашка); таз (2 шт.); теплая вода; мыло; кроватка; кукла Катя; верёвка со стойками для просушивания одежды, салфетки или полотенца для рук.
Ход игры:
Сюрпризный момент: (стук в дверь) появление куклы Кати.
К нам сегодня в гости
Катенька пришла.
Дома кашу ела,
В гости нас звала.
Только вот беда случилась,
Катя в каше извозилась.
Плачет, плачет Катя наша,
Замарала платье в каше.
Чем же Кате мы поможем?
Что мы здесь поделать можем?
- Что надо сделать, чтобы кукла была чисто одета? (Выстирать грязную одежду.)
- Что нужно, чтобы постирать одежду? (Нам необходима вода, таз, мыло.)
Дети усаживаются вокруг небольшого столика, на котором воспитатель будет показывать трудовые действия.
Создан интерес к предстоящей деятельности, развиваются умение познавать окружающий мир через непосредственные действия.
- Можно ли сразу начинать стирать грязную одежду? Почему? (одежда находится на кукле)
- Значит, что нам нужно сделать? (снять всю грязную одежду)
- Молодцы! Я буду снимать грязную одежду с куклы Маши, а вы представьте и покажите, что вы тоже снимаете одежду с куклы.
Дети следят за действиями воспитателя, отвечают на вопросы, имитируют снимание одежды со своей воображаемой куклы.
Развиваются познавательно-исследовательские способности; пополняется словарный запас.
Воспитатель говорит: «А теперь пусть наша кукла отдохнет, она устала». Просит одного ребенка отнести куклу Катю на кроватку в кукольный уголок.
- Одежду сняли, что делаем дальше? (платье нужно замочить в воде)
Чтобы платье постирать,
Нужно тазик срочно взять.
И туда налить водицы,
И намылить платье мыльцем.
- Замачиваем платье в тазике с тёплой водой.
Здесь воспитатель дает возможность потрогать воду в тазу и определить, что она теплая. Грязное белье лежит на стульчике рядом с тазиком. Воспитатель берет платье, стирая, приговаривает: «Возьму мыло и платье выстираю». Намыливает так, чтобы было много пены.
Воспитатель: «А это, что?». (Ответ детей – пена).
Воспитатель стирая, спрашивает:
- Что я сейчас делаю? (Ответы детей).
- Я взяла мыло и намыливаю мокрое платье. Повторите «намыливаю».
-А это что? (Показывает на носочки, штанишки, кофточку).
- И носочки, и кофточку, и штанишки тоже постираем – всё будет чистое.
-Одежду мы постирали, а что теперь надо сделать? (прополоскать в чистой воде).
Воспитатель наливает в другой таз тёплой воды и начинает полоскать бельё.
- Что мы сейчас с вами делали? (прополоскали одежду).
Предложить Юлиане помочь воспитателю прополоскать и отжать платье.
Дети следят за действиями воспитателя, отвечают на вопросы, повторяют каждое действие воспитателя с воображаемой одеждой, повторяют за воспитателем слова, одновременно с воспитателем имитируют стирку.
Физминутка
Мы стираем, мы стираем, (повторение действия дважды)
Раз, два, три - руками трём.
А потом мы прополощем,
Сильно-сильно отожмём,
А потом вот так встряхнём
И прищепочки возьмём.
- Вот теперь вся одежда чистая!
- Можно надевать одежду на куклу?
- Почему? (одежда мокрая)
- Что мы должны сделать, чтобы она стала сухой? (высушить) Как?
- Для этого мы повесим одежду на верёвку, чтобы одежда высохла.
Воспитатель предлагает повесить белье на веревку и закрепить его прищепками. Педагог предлагает детям повторить слово «прищепки». Далее воспитатель предлагает детям повесить остальное белье, постоянно спрашивая, что они вешают?
А сейчас мы с вами поиграем в игру.
Упражнение на развитие внимания: «Запомни».
На столе несколько предметов одежды. Воспитатель предлагает детям запомнить их, а затем предлагает закрыть глаза и убирает один предмет, после этого просит детей определить чего не стало.
Дети запоминают предметы одежды, закрывают глаза, открывают глаза, называют недостающий предмет одежды.
Развивается зрительная память, закреплены знания детей о предметах одежды, сформировано умение эмоционально откликаться на игру.
Воспитатель говорит:
Высохнет платье,
Его мы погладим,
И нашу Катюшу
Мы в платье нарядим.
Когда белье высохнет, мы с вами погладим его и оденем на нашу куклу Катю.
Игра «Куклы на прогулке»
Цель: Продолжать развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом. Учить пользоваться приобретёнными умениями при сооружении несложных построек. Закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом.
Задачи:
Образовательная: знакомить детей со способами сооружения не сложных построек, закрепляем алгоритм одевания куклы
Развивающая: развиваем стремление детей устанавливать взаимоотношения в игре, обогащаем словарный запас-прогулка, дорога, поезд, машина, горка
Воспитательная: воспитывать интерес и уважение к друг другу, воспитываем желание соблюдать нормы поведения, закрепляем умение распределять роли, поощряем самостоятельность детей.
Интеграция областей: безопасность, коммуникация, чтение худ. литературы
Виды деятельности: двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, чтение худ. литературы
Предварительная работа: занятия по конструированию(темы построек-дорожки, поезд, машина, ворота, горка и т.д), рассматривание сюжетных картинок, стихотворение «мчится поезд», «Катя в яслях», потешка «Катя, Катя, маленька».
Материал и оборудование: 1. Набор крупного строительного материала: кирпичики, кубики, призмы, пластины.
2. Куклы разных размеров.
3. Машины разной величины.
4. Образные игрушки: матрёшки, зайцы, мишки и т.д.
Методы и приемы: участие воспитателя в игре, обеспечение игровым материалом, беседы и разговоры по поводу замысла игры, совместное изготовление элементов игры
Содержание:
Воспитатель говорит, что куклы хотят гулять.
-Давайте оденем их на прогулку. А наших мальчиков попросим построить для дочек дорожки, поезд, машину, горку, чтобы всем было весело и интересно на прогулке.
Дети одевают кукол
Воспитатель спрашивает, кто и что будет сооружать для кукол. В ходе строительства закрепляет названия деталей конструктора, их величину, цвет, поощряет самостоятельность детей, дружную игру. При необходимости помогает одевать кукол на прогулку.
Во время одевания кукол желательно прочитать стихотворение З. Александровой «Катя в яслях»:
Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
Одели на ножки
Красные сапожки.
Когда куклы одеты и постройки готовы, можно предложить детям погулять с куклами по дорожкам, сопровождая их действия словами потешки:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке,
Топни, Катя, ноженькой.
Или:
Большие ноги шли по дороге:
Топ-топ! Топ-топ!
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!
Если дети построят дома, то можно обойти их вокруг и прочитать стихотворение:
Ходит Катенька с трудом,
В первый раз обходит дом:
Топ-топ.
Мама водит взад-вперёд,
Дочка ходит взад-вперёд:
Топ-топ.
(Из кабардино-балкарской песенки" Топ-топ".)
Если же дети построят поезд, то во время поездки на нём уместно вспомнить стихотворение э. Мошковской «Мчится поезд».
При повторении игры вводится строительство одной - двух новых, более сложных построек. Воспитатель даёт образец их обыгрывания не только с куклами, но и с другими образными игрушками, (если на кеглю одеть юбку и косынку, то получится матрёшка).
В ходе таких игр педагог постепенно подводит детей к совместной игровой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего и младшего возраста"
Ковролин - материал интересный, необычный и очень приятный на ощупь. Если у вас остался кусок, не выбрасывайте, а смело применяйте в работе с детьми....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Автор делится с коллегами свим опытом работы с детьми раннего и младшего возраста по использлванию здоровьесберегащих технологий....
Статья «Адаптация с детьми раннего и младшего возраста в ДОУ посредством песочной терапии»
Песочная терапия для детей - это прекрасная возможность для самовыражения, развития его творческих способностей, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, пере...
«Усвоение сенсорных эталонов детьми раннего и младшего возраста на занятиях по ФЭМП»
Тема: «Что катится, что не катится».Цель: Формировать умения различать и называть геометрические фигуры ( кубик и шарик) и называть признак предмета форму (круглый, квадратный)...
. Игры с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации в ДОУ
Игры с детьми раннего и младшего дошкольного возрастав период адаптации К ДООАдаптация – это приспособление к новым условиям существования.Адаптация детей к новым социальным услов...
Консультация для педагогов "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего и младшего возраста"
Консультация для педагогов "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего и младшего возраста"...
Игры с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Игры с детьми раннего и младшего дошкольного возраста ...