ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (младшая группа)
Автор делится с коллегами свим опытом работы с детьми раннего и младшего возраста по использлванию здоровьесберегащих технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_razrabotki.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Е. Г. Добычкина
ГБДОУ детский сад № 125 Центрального района СПб
Всем нам хорошо известны фразы: «Дети – наше будущее», «Дети – цветы жизни», «Все лучшее - детям», - они так ярко демонстрируют понимание взрослыми важности и необходимости бережного и сохранного отношения к ребенку, начиная с его рождения. Именно от нас, взрослых, зависит, каким будет будущее каждого ребенка и нации в целом.
Современное образование определяет повышенные требования к физическому, психическому, личностному развитию детей. Ведь, не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем.
Поэтому, одним из важных условий, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка, начиная с периода раннего и младшего возраста, является использование в ДОУ комплекса мер, направленных на сохранение эмоционального здоровья детей.
Я работаю воспитателем около 20 лет. Ранний и младший возраст – самый важный период в жизни ребенка, наблюдается интенсивное физическое и психическое развитие ребенка, происходит становление всех функций организма. Малыш попадает в новые условия, которые могут привести к напряжению жизненных сил, нарушить его развитие. Для успешной адаптации ребенка к ДОУ важно обеспечить эмоциональный комфорт малыша в группе. Одна из основных задач моей работы: способствовать благоприятной адаптации детей к детскому саду, поддерживать эмоционально-положительное состояние детей. Ребенок должен получить от взрослых все – ласку, внимание, заботу. Дети познают мир и развиваются быстрее, если растут в обстановке любви и внимания, одобрения и поощрения, получая полноценную пищу и хороший уход. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности, тогда он лучше будет в дальнейшем справляться с жизненными трудностями. Но тут, самое главное – не навредить!
Потребности (умственные и физические, эмоциональные и социальные) у мальчиков и девочек в раннем возрасте приблизительно одинаковы. И тем, и другим одинаково необходимы забота и внимание. Как правило, малыши выражают плачем свои потребности. Утешая ребенка, держа его на руках, мы даем ему ощущения безопасности и защищенности. Необходимо проявлять к малышу терпение и понимание, когда он выражает свои эмоции (отрицательные или положительные). Тогда высока вероятность того, что ребенок вырастет счастливым, уравновешенным и уверенным в себе.
В группе стараюсь создать домашнюю обстановку, обеспечивая все условия для разностороннего развития детей, чтобы они чувствовали себя уютно и комфортно.
Работа с детьми раннего и младшего возраста предполагает построение образовательного процесса на основе особых взаимоотношений с детьми: абсолютного принятия, эмоционального содействия, сотрудничества и уважения к личности ребенка.
В своей работе я стараюсь применять технологии обучения ЗОЖ, сохранения и стимулирования здоровья: образовательная деятельность по физическому развитию детей в игровой форме, подвижные игры, элементы телесной терапии, релаксационные и развивающие игры, дыхательные и бодрящие гимнастики… Использование «дорожек здоровья», после дневного сна малышей, способствует профилактике плоскостопия у детей, что очень важно в формировании здоровья и доставляет малышам огромное эмоциональное удовольствие. Провожу упражнения, способствующие: формированию осанки, профилактике плоскостопия, развитию органов дыхания, развитию опорно-двигательного аппарата.
У малышей очень высокая природная потребность в двигательной активности. Полноценная двигательная активность - залог успешного оздоровления. Наши малыши любят: кататься с горки, на машинах, играть в подвижные и пальчиковые игры. С увлечением танцуют, рисуют и лепят, играют все вместе дружно и с удовольствием. Игры улучшают эмоциональное состояние ребенка, повышают умственную работоспособность, развивают не только игровые навыки детей, но и служат формированию здоровья малыша. Проведение физкультурных занятий в игровой форме три раза в неделю, способствуют не только физическому развитию малышей, но и развитию целеустремленности, вниманию, самостоятельности.
Они отражают интересы детей, расширяют знания, опыт и помогают детям развивать любознательность и укрепляют уверенность в себе. А значит и общему развитию малыша.
Считаю важным обеспечить полноценный двигательный режим детей в различных видах динамической деятельности, как организованной, так и самостоятельной. Соблюдение режима дня – очень важно, особенно в раннем возрасте. Чередование видов деятельности, воспитание культурно-гигиенических навыков, рациональное и полноценное питание, здоровый сон, закаливающие процедуры – все это, важные шаги в формирование здоровья малышей.
Помня о том, что психическое здоровье тесно связано с физическим, я стараюсь создать в группе условия по сохранению, укреплению, формированию здоровья детей в сочетании оздоровительных и образовательных задач. Это позволяет формировать у малышей опыт заботы о себе и своем здоровье; навыки ухода за телом; охраны личной гигиены и здоровья окружающих.
Работа по здоровьесбережеию носит последовательный характер и предполагает проведение мониторинга здоровья малышей (наблюдение и игры с детьми, анкетирование родителей и беседы) в начале года, изучение полученных результатов и планирование дальнейшей работы (составление индивидуальных карт здоровья малышей), направленной на поддержание здоровья детей и их развития.
Созданию здоровьесберегающей среды в группе я уделяю большое внимание: созданы картотеки разнообразных гимнастик, постоянно обновляется игровое оборудование. Работаю в тесной связи с медицинской сестрой, врачом, педагогом-психологом, и конечно же, родителями наших воспитанников.
Одним из важных условий, обеспечивающих нормальное эмоциональное и физическое развитие, хорошее самочувствие детей раннего возраста, является единство педагогического взаимодействия со стороны всех, взрослых: семьи и педагогов. Очень важно, чтобы требования были одинаково посильны для малышей, согласованными между родителями и воспитателями.
Родители – наши первые помощники! Принимают активное участие в жизни группы. Только все вместе мы сможем вырастить малыша здоровым и гармонично развитым. Дружно проводим праздники, маленькому ребенку комфортно рядом со своими близкими. В работе с родителями используем беседы, консультации (индивидуальные и подгрупповые), мастер-классы, круглые столы. Очень важно, чтобы требования были одинаково посильны для малышей, согласованными между родителями и воспитателями.
Важными факторами, которые способствуют развитию, сбережению и укреплению здоровья детей в группе раннего и младшего возраста являются соблюдение температурного режима, проветривание группы по графику, чистота и уют в группе, много света, ежедневные прогулки два раза в день, добрый и спокойный воспитатель.
Как показывает моя практика, такая работа дает хороший результат, малыши меньше болеют и с удовольствием посещают ДОУ.
Литература:
1. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие. / Авт. – сост. Белкина Л.В. Воронеж, 2006.
2.Давайте познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников: Пособие для практических работников детских садов / Автор – составитель И.А. Пазухина – Спб., 2004.
3. К.С. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г Голубева. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М, 2002.
4.Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. -М., 2010.
5. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. cада / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович и др.-М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ВОЗРАСТЕ
В консультации представлены здоровьесберегающие технологии, которые я использую во время адаптационного периода детей раннего возраста к условиям детского сада...
Консультация для педагогов "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего и младшего возраста"
Ковролин - материал интересный, необычный и очень приятный на ощупь. Если у вас остался кусок, не выбрасывайте, а смело применяйте в работе с детьми....
Использование игровых технологий с детьми раннего возраста.
Используемые в нашей работе игровые технологии направлены на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и...
Использование игровых технологий с детьми раннего возраста
Игра — важная деятельность, через которую педагог может решить любую образовательную задачу.Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицате...
Методическая разработка по теме: использование здоровьесберегающих технологий с детьми раннего возраста
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...
Консультация для педагогов "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего и младшего возраста"
Консультация для педагогов "Использование ковролинографии в работе с детьми раннего и младшего возраста"...
«Игры с использованием природного материала с детьми раннего и дошкольного возраста»
laquo;В природе нет ничего бесполезного» Мишель МонтеньИгра с природным материалом – это естественная и доступная форма деятельности для детей. Поэтому, нужно использовать самый разнообра...