Рабочая программа по дополнительному образованию "Почемучка"
материал (средняя группа)
Формирование и развитие познавательной активности и исследовательских умений детей среднего дошкольного возраста в ходе экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.docx | 38.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Почемучка»
На 2018-2019 уч. год
Руководитель: Онякова Н.В.
МБДОУ «Чебурашка» п. Плесецк
Содержание:
- Пояснительная записка…………………………………стр.3
- Методические рекомендации по
организации занятий…………………………………….стр.5
- Учебно-тематический план занятий…………………...стр.5
- Ожидаемые результаты и способы определения результативности………………………………………..стр.11
- Методическое обеспечение…………………………….стр.12
- Литература……………………………………………....стр.12
1.Пояснительная записка
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира: рвёт бумагу и смотрит, что получиться; проводит опыты с разными предметами, измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды и т.д. Всё это – объекты исследования.
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. У детей 4 - 5 лет ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует, как минимум, о трех важных достижениях: у детей накопились определенные знания: появилось понимание, что знание можно получить вербально от взрослого человека: сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробел в своих знаниях. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку поставить небольшой опыт. Дети младшего возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий обязательно. Во время работы можно иногда предлагать выполнить не одно, а два действия подряд, если они просты. Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если...» Приобретая личный опыт, дети 4 лет уже могут предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого, но сами следить за соблюдением правил безопасности совершенно неспособны. Младшие дошкольники уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому, впервые начинают задавать вопрос «Почему?» и даже сами отвечать на него. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.
Цель: формирование и развитие познавательной активности и исследовательских умений детей среднего дошкольного возраста в ходе экспериментальной деятельности.
Задачи:
Формировать знания детей о свойствах и качествах объектов неживой природы, таких как солнце, вода, воздух, песок, глина, магнит, бумага, дерево, металл, снег, лед.
Развивать умения и навыки проведения элементарных опытов с предметами неживой природы, развивать наблюдательность.
Помочь в освоении умений диалогической и монологической речи.
Пользоваться элементарными формами объяснительной речи.
Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности, экологической культуре.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, направлять ее на элементарную взаимопомощь друг другу.
Основное оборудование:
Приборы – помощники: увеличительные стекла, магниты;
Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;
Природный материал: камешки, глина, песок,
Утилизированный материал: кусочки дерева, металла, пробки;
Разные виды бумаги: обычная, гофрированная, газетная, картон, бумажные салфетки;
Красители: гуашь, акварельные краски;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи, мука, сахар, коктейльные трубочки.
2.Методические рекомендации по организации занятий
Режим занятий: 1 раз в неделю по 20 минут; форма работы с детьми – подгрупповая.
Формы работы:
1. Беседы с применением наглядных пособий
2. Практическая работа
3. Опытно-исследовательская работа
4. Мини-занятия (дидактические игры, рассматривание иллюстраций, чтение литературы и т. д.)
3. Учебно-тематический план занятий в кружке «Почемучка»
Перспективное планирование по работе кружка «Почемучка»
месяц | тема занятия | цели | оборудование |
С Е Н Т Я Б Р ь | Путешествие с капелькой | Создать целостное представление о воде, как о природном явлении. Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к воде. | Вода, емкости для воды различной формы. |
Свойства воды | Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса). Закреплять умение пользоваться простыми предметами. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов. | Бутылка с водой, пластиковые стаканчики, стаканчик с молоком, коктейльные трубочки. | |
Вода прозрачная, может изменять цвет | Продолжать изучать свойства воды (окрашивание). Обогащать и активизировать словарь за счет существительных и прилагательных. Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования. | Вода, пластиковые стаканчики для воды, краски. | |
Вода - растворитель | Познакомить детей со свойством воды – растворитель, дать знания о том, какие вещества может растворить вода. Учить детей развивать внимание и любознательность в процессе проведения опытов. | Пластиковые стаканчики, одноразовые ложечки, вода, мука, песок, сахар. | |
О К Т Я Б Р ь | Ветер, ветер, ветерок | Познакомить детей с таким явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и совместно с воспитателем делать выводы. | Тазик с водой, бумажный кораблик, веер, мыльные пузыри. |
Воздух повсюду | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования. | Воздушные шары, тазик с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. | |
Свойства воздуха | Познакомить детей со свойствами воздуха (не видим, без запаха, не имеет формы). Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, обогащать словарь детей. | Два целлофановых пакета – один с водой, другой с воздухом. | |
Воздух легче воды | Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, доказать что воздух легче воды. Учить детей наблюдательности в ходе проведения опытов, делать совместные выводы. | Тазик с водой, надувные игрушки. | |
Н О Я Б Р ь | В гостях у карандаша - Карандашовича и гвоздя - Гвоздовича | Дать знания о свойствах дерева, металла; воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей: (шероховатый, хрупкое, плавится), формировать познавательно – исследовательский интерес методом исследования. | Карандаши, гвозди, тазик с водой, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, спички, свеча, пинцет. |
Плавает - тонет | Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку - тонет, плавает, расширять интерес к окружающим нас предметам, их свойствам. | Тазик с водой, предметы из различных материалов (металла, дерева, пластмассы), камень, бумага, ткань. | |
Легкий - тяжелый | Продолжать знакомить детей со свойствами предметов, научить определять вес предметов (легкий, тяжелый), дать знания о том, что вес предметов зависит от материала и размера. | Предметы из одного материала разных размеров, мешочек, непрозрачные коробочки одного размера. | |
Мы - фокусники | Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом, формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность. | Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри. | |
Д Е К А Б Р Ь | Волшебный песок | Познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать знания о свойствах песка, учить свободно пользоваться простыми предметами, обогатить речь детей прилагательными: «сыпучий», «липкий». | Чистый песок, лоток, лупа, стакан с водой, трубочка для коктейля, бумажные салфетки. |
«Сухой – мокрый» - игры с песком | Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка, развивать интерес к познавательно – исследовательской деятельности. | Чистый песок, вода, лоток. | |
Глина | Дать детям знания о глине, помочь определить её качества и свойства (мягкая, пластичная, мнётся, бьётся и размокает). Развивать мелкую моторику, активизировать словарь детей (глина, твердеет, мнётся, мягкая). | Глина, дощечки для лепки, фигурки из глины, шарики из влажной и сухой глины, баночки с водой. | |
Глина и песок | На основе сравнения выявить отличительные свойства песка и глины. Развивать любознательность, расширять представление о свойствах песка и глины, поддерживать интерес к опытнической деятельности. | Ёмкости с влажным песком и влажной глиной, дощечки, лупа, вода. | |
Я Н В А Р ь | Таяние снега | Выяснить какими свойствами обладает снег (цвет, запах, на ощупь). Подвести детей к пониманию того, что снег тает при любом источнике тепла, учить делать совместные выводы в ходе экспериментирования. | Снег, тазик. |
Можно ли пить талую воду? | Показать детям в ходе экспериментирования, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор, снег грязный, его нельзя брать в рот. Учить детей делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов. | Снег, тазик, лупа. | |
Цветной снег | Показать детям, что снег можно раскрасить красками в разные цвета. Формировать интерес детей к эстетической стороне окружающей действительности. | Снег, пластиковые стаканчики, вода, краски, кисти. | |
Ф Е В Р А Л ь | Свойства льда | Выяснить какими свойствами обладает лед (холодный, прозрачный, твердый, гладкий, тает на ладошке). Развивать познавательные интересы через опытно – экспериментальную деятельность. | Лед, емкости для льда. |
Снег и лед, сходства и различия | Продолжать изучать свойства льда, выяснить сходства и различия снега и льда. Обогащать словарь детей за счет прилагательных: белый, липкий, рассыпчатый, не прозрачный, холодный, гладкий, прозрачный. Учить детей делать совместные с воспитателем выводы. | Комок снега, кубик льда, тазики для опыта. | |
Лед и вода | Выяснить что лед – это замерзшая вода, выявить особенности их взаимодействия. Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, делать совместные выводы. | Кубики льда, пластиковые стаканчики. | |
Вода, снег, лед | Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать причинно – следственные связи: снег тает и превращается в воду, вода на морозе замерзает и превращается в лед. Формировать умение делать совместные выводы и заключения в ходе экспериментирования. | Три емкости - со снегом, льдом и водой | |
М А Р т | Солнечные зайчики | Формировать представления о свойствах солнечных лучей, дать понятие, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). | Зеркало, лист бумаги. |
Волшебный фонарик | Расширять представления детей о свойствах известных предметов. Продолжать знакомство со свойствами солнечных лучей, развивать любознательность, познавательные способности. | Фонарики, бумага, стекло прозрачное, стекло цветное. | |
Расческа и тени | Дать детям знания о неизвестных свойствах известных вещей. Продолжать развивать любознательность и познавательные способности. | Лампа, бумага, расческа. | |
Игры с тенью | Дать детям знания о тени. Развивать любознательность, творческую активность. | Фонарик. | |
А П Р Е Л ь | Путешествие на бумажную фабрику | Формировать у детей знания и представления о способе изготовления бумаги, развивать любознательность, бережное отношение к природным ресурсам. | Компьютер, флэшка. |
Свойства бумаги | Дать детям знания о бумаге, её свойствах. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой. | Тазик с водой, бумажная салфетка, тетрадный лист, целлофановый пакет, кусочек ткани, фломастер. | |
Виды бумаги | Познакомить детей с различными видами бумаги, развивать умение сравнивать, делать совместные выводы. | Образцы различных видов бумаги. | |
Бумага и вода | Продолжать расширять представления детей о свойствах бумаги, знакомить с различными видами бумаги, с взаимодействием ее с водой, развивать любознательность. | Тазик с водой, бумажные салфетки, альбомный лист, бумажные кораблики. | |
М А й | Такая разная бумага | Обобщить и закрепить знания о свойствах и видах бумаги, создание коллекционного альбома «Виды бумаги». | Образцы различных видов бумаги, ножницы, клей, фломастеры. |
Веселые путешественники | Обобщить и закрепить знания о свойствах воды и воздуха. Игры с водой и воздухом: «Ловкие пальчики», «Бульбочки» | Вода, два тазика, поролоновые губки, резиновые игрушки. | |
Песчаный замок | Обобщить и закрепить знания о свойствах песка и глины. Игра на прогулке: «Построим замок из песка». | Лейка с водой, песок. | |
Волшебные превращения | Обобщить и закрепить знания о солнечном свете и тени. Игра с тенью: «Угадай сказку». | Настольная лампа, фонарик, экран. |
4. Ожидаемые результаты и способы определения результативности
Показателями результативности реализации программы, является:
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
-формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
-развитие интереса к любознательности, наблюдательности;
-активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями.
-отчет о проделанной работе: презентации, фотоматериалы, выставки, открытые занятия.
5. Методическое обеспечение
В центре экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:
1. Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
2. Место для приборов;
3. Место для хранения материалов (природного, "бросового");
4. Место для проведения опытов;
5. Место для неструктурированных материалов (песок, вода, глина и др.).
Список используемой литературы:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» -ООО «ТЦ Сфера», 2001
2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
3. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
4. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
5. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"
Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»
Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа разработана для детей средней группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...
Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)
Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок - «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...
Рабочая программа педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности «Краски» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования составлена на основе основной общеобразовательной программы дошкольно
Цель программы : формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности....
Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»
Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)
Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...