Рабочая программа по дополнительному образованию "Почемучка"
материал (средняя группа)

Онякова Наталья Владимировна

Формирование и развитие познавательной активности и исследовательских умений детей среднего дошкольного возраста в ходе экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx38.2 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

 «Почемучка»

На 2018-2019 уч. год

                                                Руководитель:  Онякова Н.В.

МБДОУ «Чебурашка» п. Плесецк

Содержание:

  1. Пояснительная записка…………………………………стр.3
  2. Методические рекомендации по

организации занятий…………………………………….стр.5

  1. Учебно-тематический план занятий…………………...стр.5
  2. Ожидаемые результаты и способы определения результативности………………………………………..стр.11
  3. Методическое обеспечение…………………………….стр.12
  4. Литература……………………………………………....стр.12

1.Пояснительная записка

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание окружающего мира: рвёт бумагу и смотрит, что получиться; проводит опыты с разными предметами, измеряет глубину снежного покрова на участке, объём воды и т.д. Всё это – объекты исследования.

Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. У детей 4 - 5 лет ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы, что свидетельствует, как минимум, о трех важных достижениях: у детей накопились определенные знания: появилось понимание, что знание можно получить вербально от взрослого человека: сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробел в своих знаниях. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку поставить небольшой опыт. Дети младшего возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий обязательно. Во время работы можно иногда предлагать выполнить не одно, а два действия подряд, если они просты. Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если...» Приобретая личный опыт, дети 4 лет уже могут предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого, но сами следить за соблюдением правил безопасности совершенно неспособны. Младшие дошкольники уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому, впервые начинают задавать вопрос «Почему?» и даже сами отвечать на него. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Исследовательская деятельность вызывает у ребенка неподдельный интерес к природе, дает возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия.

Цель: формирование и развитие познавательной активности и исследовательских умений детей среднего дошкольного возраста в ходе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Формировать знания детей о свойствах и качествах объектов неживой природы, таких как солнце, вода, воздух, песок, глина, магнит, бумага, дерево, металл, снег, лед.

Развивать умения и навыки проведения элементарных опытов с предметами неживой природы, развивать наблюдательность.

Помочь в освоении умений диалогической и монологической речи.

Пользоваться элементарными формами объяснительной речи.

Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности, экологической культуре.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, направлять ее на элементарную взаимопомощь друг другу.

Основное оборудование:

Приборы – помощники: увеличительные стекла, магниты;

Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;

Природный материал: камешки, глина, песок,

Утилизированный материал: кусочки дерева, металла, пробки;

Разные виды бумаги: обычная, гофрированная, газетная, картон, бумажные салфетки;

Красители: гуашь, акварельные краски;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи, мука, сахар,  коктейльные трубочки.

2.Методические рекомендации по организации занятий

Режим занятий: 1 раз в неделю по 20 минут; форма работы с детьми – подгрупповая.

Формы работы:

1. Беседы с применением наглядных пособий

2. Практическая работа

3. Опытно-исследовательская работа

4. Мини-занятия (дидактические игры, рассматривание иллюстраций, чтение литературы и т. д.)

3. Учебно-тематический план занятий в кружке «Почемучка»

Перспективное планирование по работе кружка «Почемучка»

месяц

тема занятия

цели

оборудование

 

    С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

ь

Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении. Дать понятие о значимости воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к воде.

Вода, емкости для воды различной формы.

Свойства воды

Познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса). Закреплять умение пользоваться простыми предметами. Развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Бутылка с водой, пластиковые стаканчики, стаканчик с молоком, коктейльные трубочки.

Вода прозрачная, может изменять цвет

Продолжать изучать свойства воды (окрашивание). Обогащать и активизировать словарь за счет существительных и прилагательных.

Формировать у детей  познавательный интерес в ходе экспериментирования.

Вода, пластиковые стаканчики для воды, краски.

Вода - растворитель

Познакомить детей со свойством воды – растворитель, дать знания о том, какие вещества может растворить вода. Учить детей развивать внимание и любознательность в процессе проведения опытов.

Пластиковые стаканчики, одноразовые ложечки, вода, мука, песок, сахар.

    О

К

Т

Я

Б

Р

ь

Ветер, ветер, ветерок

Познакомить детей с таким явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и совместно с воспитателем делать выводы. 

Тазик с водой, бумажный кораблик, веер, мыльные пузыри.

Воздух повсюду

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость. Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования.

Воздушные шары, тазик с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Свойства воздуха

Познакомить детей со свойствами воздуха (не видим, без запаха, не имеет формы). Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, обогащать словарь детей.

Два целлофановых пакета – один с водой, другой с воздухом.

Воздух легче воды

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха, доказать что воздух легче воды. Учить детей наблюдательности в ходе проведения опытов, делать совместные выводы.

Тазик с водой, надувные игрушки.

   

    Н

О

Я

Б

Р

ь

В гостях у карандаша - Карандашовича и гвоздя - Гвоздовича

Дать знания  о свойствах дерева, металла; воспитывать бережное  отношение к предметам. Пополнять словарь детей: (шероховатый, хрупкое, плавится), формировать познавательно – исследовательский интерес методом исследования.

Карандаши, гвозди, тазик с водой, молоток, металлическая пластина, деревянный брусок, спички, свеча, пинцет.

Плавает - тонет

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку - тонет, плавает, расширять интерес к окружающим нас предметам, их свойствам.

Тазик с водой, предметы из различных материалов (металла, дерева, пластмассы), камень, бумага, ткань.

Легкий - тяжелый

Продолжать знакомить детей со свойствами предметов, научить определять вес предметов (легкий, тяжелый), дать знания о том, что вес предметов зависит от материала и размера.

Предметы из одного материала разных размеров, мешочек, непрозрачные коробочки одного размера.

Мы - фокусники

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом, формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Волшебный песок

Познакомить детей с песком как с природным компонентом и его составом, дать знания о свойствах песка, учить свободно пользоваться простыми предметами, обогатить речь детей прилагательными: «сыпучий», «липкий».

Чистый песок, лоток, лупа, стакан с водой, трубочка для коктейля, бумажные салфетки.

«Сухой – мокрый» - игры с песком

Продолжать знакомить детей со свойствами сухого и мокрого песка, развивать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Чистый песок, вода, лоток.

Глина

Дать детям знания о глине, помочь определить её качества и свойства (мягкая, пластичная, мнётся, бьётся и размокает). Развивать мелкую моторику, активизировать словарь детей  (глина, твердеет, мнётся, мягкая).

Глина, дощечки для лепки, фигурки из глины, шарики из влажной и сухой глины, баночки с водой.

Глина и песок

На основе сравнения выявить отличительные свойства песка и глины. Развивать любознательность, расширять представление о свойствах песка и глины, поддерживать интерес к опытнической деятельности.

Ёмкости с влажным песком и влажной глиной, дощечки, лупа, вода.

   

    Я

Н

В

А

Р

ь

Таяние снега

Выяснить какими свойствами обладает снег (цвет, запах, на ощупь). Подвести детей к пониманию того,  что снег тает при любом источнике тепла, учить делать совместные выводы в ходе экспериментирования.

Снег, тазик.

Можно ли пить талую воду?

Показать детям в ходе экспериментирования, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор, снег грязный, его нельзя брать в рот. Учить детей делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов.

Снег, тазик, лупа.

Цветной снег

Показать детям, что снег можно раскрасить красками в разные цвета. Формировать интерес детей к эстетической стороне окружающей действительности.

Снег, пластиковые стаканчики, вода, краски, кисти.

    Ф

Е

В

Р

А

Л

ь

Свойства льда

Выяснить какими свойствами обладает лед (холодный, прозрачный, твердый, гладкий, тает на ладошке). Развивать познавательные интересы через опытно – экспериментальную деятельность.

Лед, емкости для льда.

Снег и лед, сходства и различия

Продолжать изучать свойства льда, выяснить сходства и различия снега и льда. Обогащать словарь детей за счет прилагательных: белый, липкий, рассыпчатый, не прозрачный, холодный, гладкий, прозрачный. Учить детей делать совместные с воспитателем выводы.

Комок снега, кубик льда, тазики для опыта.

Лед и вода

Выяснить что лед – это замерзшая вода, выявить особенности их взаимодействия. Развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, делать совместные выводы.

Кубики льда, пластиковые стаканчики.

Вода, снег, лед

Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать причинно – следственные связи: снег тает и превращается в воду, вода на морозе замерзает и превращается в лед. Формировать умение делать совместные выводы и заключения в ходе экспериментирования.

Три емкости - со снегом, льдом и водой

    М

А

Р

т

Солнечные зайчики

Формировать представления о свойствах солнечных лучей, дать понятие, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Зеркало, лист бумаги.

Волшебный фонарик

Расширять представления детей о свойствах известных предметов. Продолжать знакомство со свойствами солнечных лучей, развивать любознательность, познавательные способности.

Фонарики, бумага, стекло прозрачное, стекло цветное.

Расческа и тени

Дать детям знания о неизвестных свойствах известных вещей. Продолжать развивать любознательность и познавательные способности.

Лампа, бумага, расческа.

Игры с тенью

Дать детям знания о тени. Развивать любознательность, творческую активность.

Фонарик.

 

    А

П

Р

Е

Л

ь

Путешествие на бумажную фабрику

Формировать у детей знания и представления о способе изготовления бумаги, развивать любознательность, бережное отношение к природным ресурсам.

Компьютер, флэшка.

Свойства бумаги

Дать детям знания о бумаге, её свойствах. Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

Тазик с водой, бумажная салфетка, тетрадный лист, целлофановый пакет, кусочек ткани, фломастер.

Виды бумаги

Познакомить детей с различными видами бумаги, развивать умение сравнивать, делать совместные выводы.

Образцы различных видов бумаги.

Бумага и вода

Продолжать расширять представления детей о свойствах бумаги, знакомить с различными видами бумаги, с взаимодействием ее с водой, развивать любознательность.

Тазик с водой, бумажные салфетки, альбомный лист, бумажные кораблики.

   

    М

А

й

Такая разная бумага

 Обобщить и закрепить знания о свойствах и видах бумаги, создание коллекционного альбома «Виды бумаги».

Образцы различных видов бумаги, ножницы, клей, фломастеры.

Веселые путешественники

Обобщить и закрепить знания о свойствах воды и воздуха. Игры с водой и воздухом: «Ловкие пальчики», «Бульбочки»

Вода,  два тазика, поролоновые губки, резиновые игрушки.

Песчаный замок

Обобщить и закрепить знания о свойствах песка и глины. Игра на прогулке: «Построим замок из песка».

Лейка с водой, песок.

Волшебные превращения

Обобщить и закрепить знания о солнечном свете и тени. Игра с тенью: «Угадай сказку».

Настольная лампа, фонарик, экран.

4. Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Показателями результативности реализации программы, является:

-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-развитие интереса к  любознательности, наблюдательности;

-активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями.

-отчет о проделанной работе: презентации, фотоматериалы, выставки, открытые занятия.

5. Методическое обеспечение

В центре экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:


1. Место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
2. Место для приборов;
3. Место для хранения материалов (природного, "бросового");
4.  Место для проведения опытов;
5.  Место для неструктурированных материалов (песок, вода, глина и др.).

Список используемой литературы:

1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» -ООО «ТЦ Сфера», 2001

2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
3. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
4. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
5. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)

Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...