Эссе "Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта дошкольников"
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
1. Проектная деятельность и ее особенности.
2. Виды проектов
3. Организация проектной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектная деятельность и ее влияние на дошкольника | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему технология социального проектирования способствует
формированию социального опыта дошкольников
Содержание
Введение
- Проектная деятельность и её особенности
- Виды проектов
- Организация проектной деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Российское дошкольное образование вступило в новый этап развития, качественно более высокий. Характеризуется этот этап созданием механизмов устойчивого развития системы образования, обеспеченного требованиями социальных, экономических и гуманитарных потребностей ХХІ века, отвечающего потребностям общества и государства.
В новом Законе «Об образовании», в утверждённом ФГОС ДОУ отражено обновление дошкольного образования, в результате которого для современных дошкольных учреждений характерным «является многофункциональность, свобода в выборе приоритетного направления образовательного процесса, педагогических программ»[1].
Социально-педагогическое проектирование процесса социальной адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении является одним из элементов современной системы образования. И следует отметить, что именно это направление можно считать самым главным, самым важным для дальнейшей жизни детей, для дальнейшего их развития и включения в активную жизнь. Актуальность развития и внедрения именно этого направления в системе дошкольного образования очевидна: «Метод проектов предполагает создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать»[2].
Социальная компетентность дошкольника – это качество личности, сформированное в процессе активного творческого освоения социальных отношений, которые совершенно естественно возникают на разных как возрастных, так и видов социальных отношений дошкольника: ребёнок растёт, меняется не только его рост и возраст, но происходит и расширение его социальных контактов, социальных отношений, социальных знаний и умений. Поэтому очень важно, как мы сумеем научить ребёнка взаимодействию с миром, людьми, событиями, явлениями.
- Проектная деятельность и её особенности
В отечественной педагогике мы без труда найдём множество работ, авторы которых исследуют влияние педагогических процессов на социальное взаимодействие человека в разные годы его жизни, в разных сферах его деятельности и в разных микросредах. Но приоритетным направлением в исследованиях остаются вопросы в области социального развития, социальной адаптации детей, социализации в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Можно утверждать, что социально-педагогическое проектирование – это уникальное средство сотрудничества, сотворчества детей, педагогов, родителей, представителей той социальной среды, о деятельности которых задумывается и осуществляется проект. Кроме того, это способ реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию. Из сказанного можно сделать вывод, что метод проектов – это «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, лично значимой для ребёнка, которая должна завершиться практическим результатом, оформленным в виде конечного продукта»[3].
Использование проекта в дошкольной образовательной практике рассматривается как педагогическая инновация, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально — творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Особенность и ценность проектной деятельности в дошкольной системе образования заключается в том, что ребёнок, ещё не умеющий самостоятельно найти противоречия, сложности, опасности в окружающей среде, не может сформулировать проблему, определить пути выхода и сложившейся негативной ситуации. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
В процессе применения метода проектов происходит интегрирование сведений из разных областей знаний, что позволяет применять их для решения проблемы и применять на практике. Таким образом, процесс обучения в ДОУ становится и более экономным в смысле средств обучения и более интересным, увлекательным, что также мотивирует детей на получение новых знаний и умений.
Исследователи также отмечают, что проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, способствует развитию коммуникативных компетенций, умению взаимодействовать в группе, иметь свою точку зрения, отстаивать её, доказывать свою правоту с помощью аргументов, умения публично выступать.
Что же составляет методологическую основу педагогических проектов в ДОУ? Ответ на этот вопрос найдём в исследованиях Т.А. Куликовой, А.А. Майер, О.И. Давыдовой.
Т. А. Куликова к особенностям метода проектов относит такие характеристики как эффективность, полипарадигмальность, отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование, постоянное совершенствование технологии в течение длительного времени[4].
О. И. Давыдова педагогический проект рассматривает как мотивационный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядоченной профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающих цели проектирования,
состав, структуру объекта проектировочных усилий, логику проектирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта[5].
В современных педагогических исследованиях, например, в работах Е. С. Полат, проектная деятельность трактуется как интегративный вид деятельности, синтезирующий в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, коммуникативной деятельности: изучаются вопросы формирования инициативы в игре, в общественно полезной деятельности[6].
Обобщая сказанное, сделаем вывод: проектная деятельность в ДОУ – это средство организации образовательной среды, это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Особенность социально-педагогических проектов заключается ещё и в том, что они характеризуются протяжённостью во времени: социально-педагогический проект, начавшись в одном учебном году, может продолжаться из года в год, переродившись в организацию, например, музея, библиотечки группы, уголка пешехода и т.п. или в собственное, авторское направление в работе.
Очень важно отметить, что в процессе проектной деятельности наиболее эффективно формируются умения, свидетельствующие о позитивной роли проектирования в развитии личности: исследовательские (умение осмыслить задачу, умение генерировать идеи, выдвигать гипотезы, изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей; умение искать информацию и добывать знания; умение находить несколько вариантов решения проблемы; умение проектировать процесс); коммуникативные (умение вступать в диалог; умение вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; владение монологической речью; умение презентовать идею и варианты решения поставленных проблем)[7].
- Виды проектов
Проекты могут быть разных видов, они классифицируются по разным основаниям: по предметно-содержательной области, по характеру доминирующей в проекте деятельности, по количеству участников, по продолжительности.
По предметно-содержательной области различаются монопроекты. Их содержание ограничивается рамками одной образовательной области. Другой вид проектов – интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы.
Авторы учебника «Дошкольная педагогика» приводят такие примеры проектов: «В образовательной области «Коммуникация»: «Как рождается книга» (развитие речевого творчества детей); «Трудно ли быть вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении); «Лучше сам или все вместе?» (развитие регуляционно-коммуникативных умений; умение совместно решать бытовые и учебные задачи, доверять, поддерживать партнёра по деятельности)[8]. Опыт работы в ДОУ показал, что детям интересны такие проекты: «Я пешеход», «Я художник», «Я помощник мамы (папы)», «Пойдём в кино», «Мы идём в зоопарк» и др.
Е.С. Полат выделяет проекты по характеру доминирующей в проекте детской деятельности:
- творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);
- информационно-практические (дети осваивают новую информацию и реализуют её в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни, например, выращенный на подоконнике лук; в оформлении группы – поделки к Новому году; в подготовке сюжетно-ролевой игры (атрибуты, сделанные руками детей); во взаимодействии с детьми более младших групп (книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания, детские диафильмы и т.д.);
- творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры)[9].
Отметим также, что по количеству участников проекты могут быть индивидуальными, групповыми, коллективными, массовыми. По длительности реализации могут быть краткосрочными (мини-проекты), средней продолжительности и долгосрочными.
- Организация проектной деятельности
Существуют определённые этапы реализации проектной деятельности в ДОУ:
1 погружение в проект;
2 организация деятельности;
3 осуществление деятельности;
4 презентация результатов [10].
Педагог и дети выполняют определённые действия в процессе выбора темы проекта, его подготовки и проведения. Этот процесс можно изобразить в таблице:
Воспитатель | Дети |
Погружение в проект | |
Формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цель и задачи | Осуществляют присвоение проблемы на личном уровне, вживаются в ситуацию, принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи |
Организация деятельности | |
Создаёт условия для самостоятельной деятельности детей. Предлагает и организует (помогает): - группы детей; - распределяет роли, ответственность; - планирование детской деятельности по решению задач проекта; - предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы. | Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют роли, обязанности. Планируют свою работу и работу всех участников проекта. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов. |
Осуществление деятельности | |
При косвенном участии: - при необходимости консультирует, отвечает на вопросы, подсказывает, советует; - деликатно контролирует; - обогащает знания детей, повышает их эрудицию; - репетирует с детьми презентацию, обсуждает, помогает. | Активно и самостоятельно при косвенном участии воспитателя: - выполняют свою работу в рамках выбранной роли и обязанностей; - консультируются, задают вопросы, ищут поддержки и одобрения; - ищут необходимые и недостающие знания; - фантазируют; - готовят презентацию. |
Презентация | |
Обобщает полученные результаты проекта и подводит его итоги. Оценивает умения детей и совместную деятельность дошкольников. Поощряет каждого участника, подобрав ему свою номинацию. | Демонстрируют: - понимание проблемы, цели и задачи; - умение планировать и осуществлять работу; - найденные способы решения проблемы; - самоанализ деятельности и её результата; - взаимную оценку друг друга в деятельности, способность выбрать лучших участников. |
Заключение
Итак, социальное проектирование как вид сознательной деятельности способствует решению той или иной социальной проблемы или группы таких проблем. Проектные технологии выполняют так же важнейшую инновационную функцию в социальной области, подходя к проблеме по-новому и нестандартно. Сущность проектного способа организации деятельности – это конструирование желаемых состояний будущего некоторого социального объекта. То есть социальный проект выступает здесь неким идеальным типом.
В разных общественных сферах, исходя из разных концепций и принципов проектирования, существуют различные основания для классификации социальных проектов.
Но следует отметить, что все они идеализированы и разделены условно. Чаще всего, в «чистом» виде не существует ни одного из отмеченных проектов. На практике, большинство проектов носит смешанный характер, в которых могут совмещаться десятки стандартных видов. Возможно, это обусловлено сложностью объектов социального проектирования, и невозможностью описать с помощью одной стандартной типологии.
Список использованной литературы
- Бережнова О.В. ФГОС дошкольного образования: основные положения // Управление ДОУ. – 2014. - № 5. – С. 32-40.
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464с.
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2015.
- Куликова Т.А. Ребёнок и взрослые в едином образовательном пространстве / Т.А. Куликова. Ребёнок в современной образовательной среде: материалы научно-практической конференции МГПУ. – М., 2011. – С. 148-153.
- Мазурик М.И. Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей // Молодой учёный. – 2015. - № 20 (100). – С. 474-476.
- Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования. Методическое пособие. – СПб, 2016. – 288с.
- Полат Е.С. О методе проектов: история и теория вопроса // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2017. – С. 193-200.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // [Электронный ресурс]: http://leqalacts.ru
[1] Мазурик М.И. Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей // Молодой учёный. – 2015. - № 20 (100). – С. 474.
[2] Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – С. 197.
[3] Полат Е.С. О методе проектов: история и теория вопроса // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2017. – С. 193.
[4] Куликова Т.А. Ребёнок и взрослые в едином образовательном пространстве / Т.А. Куликова. Ребёнок в современной образовательной среде: материалы научно-практической конференции МГПУ. – М., 2011. – С. 148.
[5] Майер А.А., Давыдова О.И. Основная образовательная программа дошкольного образования. Методическое пособие. – СПб., 2016. – С. 72.
[6] Полат Е.С. О методе проектов: история и теория вопроса // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2017. – С. 193-200.
[7] Мазурик М.И. Социально-педагогическое проектирование как технология социального воспитания детей // Молодой учёный. – 2015. – 3 20 9100). – С. 476.
[8] Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – С. 198.
[9] Полат Е.С. О методе проектов: история и теория вопроса // Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2017. – С. 196.
[10] Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ «Сфера», 2015. – С. 52.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры способствующие формированию социальных навыков
Рассматривание игрушечных машин. Игра «Покатаем игрушки»Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.Цели: учить различать по в...
Игры,способствующие формированию социальных навыков 2
Социальные навыкиНазвание навыкаВозраст проявление навыка у ребенка, мес.В присутствии взрослого ...
Сюжетно – ролевая игра как средство формирования социального опыта старших дошкольников
Презентация сюжетно-ролевых игр в старшей группе....
"Влияние художественной литературы на формирование социального опыта дошкольников"
обобщение опыта работы по социализации дошкольника...
Формирование социального опыта дошкольников, через физическое развитие.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, пр...
«Роль педагога в формировании социальной компетенции дошкольника» из опыта работы
Детство – это особый период, когда ребенок взрослеет и входит в социальный мир взрослых. По мере освоения социальных, культурных, нравственных правил поведения и закономерностей общественной жиз...
Формирование социального опыта дошкольников через экологическое воспитание
Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые могут способствовать социально психологической адаптации...