Формирование социального опыта дошкольников, через физическое развитие.
статья (старшая группа) на тему

Колотушкина Татьяна Николаевна

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_sotsialnogo_opyta_cherez_fr.docx25.76 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социального опыта дошкольников, через  физическое развитие.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Влияние институтов социализации выступает внешним фактором, подает содержание и формы социализации ребенка, направления формирования его социальной компетентности. В специальных социальных институтах, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся дошкольные учебные заведения, школа, профессиональные учебные заведения, детские и молодежные организации и объединения, семья. К внутренним факторам социализации можно отнести возрастные и индивидуальные особенности самого ребенка, которые воплощаются в субъективной системе переживаний социальных отношений и формировании картины мира.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.

Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л.С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным».

Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, взаимодействия с окружающим миром. Социальный опыт ребенка является результатом его социализации и воспитания. Овладение социальным опытом происходит тремя взаимосвязанными путями.

Во-первых, оно идет стихийно, так как ребенок с самых первых шагов свою выстраивает индивидуальную жизнь как человеческое существо, как член человеческого сообщества. Причем ребенок не пассивно вбирает воздействия окружающей среды, а, включаясь в совместные с другими людьми акты поведения, присваивает социальный опыт.

Во-вторых, овладение социальным опытом реализуется как целенаправленный процесс: воспитание, просвещение, обучение.

В-третьих, социальный опыт ребенка складывается и спонтанно. Даже в самые ранние периоды жизни, когда активная деятельность в социуме еще невозможна, ребенок уже способен быстро приспосабливаться к условиям жизни, к людям.

Социальное обучение – специально организованный процесс по овладению учащимися знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления личностью основных социальных функций, результатом которого является готовность активно действовать в различных жизненных ситуациях. Содержание социального обучения определяется требованиями, предъявляемыми к личности или группе людей социальными функциями, а также образовательными потребностями, необходимыми для решения личностно и общественно значимых задач.

 Для формирования социального опыта через физическое развитие требуется соблюдение следующих  важных параметров:

Режим дня − это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Основной его целью служит обеспечение высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования. Строится режим на основе биологического ритма функционирования организма.

 Существует несколько опорных пунктов при планировании режима дня:

В этом возрасте важным элементом режима являются обязательные занятия. Максимальная длительность их для детей 5 − 7 лет − до 25 − 30 минут.

Большое значение в режиме дня для детей дошкольного возраста придается трудовому воспитанию. Трудовое воспитание малышей выражается в формировании навыков самообслуживания, элементарной помощи взрослым. Детей 6 − 7 лет можно привлекать к уборке своей постели, чистке обуви, приготовлению несложных блюд и прочей посыльной работе (длительность такой работы − 20 минут).

Примерный режим дня детей от 5 до 7 лет.

7.00 − 8.00  Пробуждение, утренняя гимнастика, утренний туалет, водные процедуры.

 8.00 − 8.30  Подготовка к завтраку, завтрак.

8.30 − 9.30  Игра, посильная помощь по дому.

9.30 − 11.30  Прогулка.

11.30 − 12.30  Игры, занятия с родителями.

12.30 − 13.00  Подготовка к обеду, обед.

13.30 − 16.00  Подготовка ко сну, сон.

16.00 − 16.30  Подъем после сна, полдник.

16.30 − 18.30  Игры, прогулка.

18.30 − 19.00  Приход с прогулки, занятия с родителями.

19.00 − 19.30   Подготовка к ужину, ужин.

19.30 − 21.00  Спокойные игры, подготовка ко сну.

21.00 − 7.00  Ночной сон.

Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3 − 7 лет составляет 5,5 − 6 часов.

Ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4 − 4,5 часа. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину − до обеда и во вторую половину дня − после дневного сна. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещения.

 Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 − 12,5 часа, из которых 2,0 − 2,5 отводится дневному сну. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр.

Особое внимание надо обращать на усиление двигательной активности.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка.

Помимо организованных форм работы по развитию движений в двигательном режиме детей 5-7 лет большое место занимает самостоятельная деятельность. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели. Добиваясь успешного её осуществления, он изменяет способы действий, сопоставляя их и выбирая наиболее целесообразные.

У ребёнка появляется возможность играть, двигаться по своему собственному желанию. Здесь его действия во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве двигательной  активностью детей можно в значительной степени повлиять на разнообразие их игр, движений, не подавляя инициативы. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры. А в дальнейшем  достижения в учебной и трудовой деятельности.

Можно использовать разнообразные формы работы по физическому воспитанию ( утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, динамическая пауза, спортивные праздники). В самостоятельной активности детей используются  разнообразные подвижные игры, способствующие всестороннему развитию детей, содействуют оздоровлению организма , обогащают жизнь детей новым содержанием, воспитывают их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.

К организованным формам двигательной активности относятся:

физкультурные занятия;

физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);

активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы;

домашние задания по физкультуре;

индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии);

секционно-кружковые занятия;

профилактические и реабилитационные мероприятия (по плану врача).

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Питание детей дошкольного возраста имеет социальное значение, ведь обед завтрак и ужин объединяют членов семьи.

Питание детей дошкольного возраста должно быть разнообразно. Следить за рационом ребенка, вводить в него новые продукты, контролировать количество потребляемой пищи нужно не только в самом раннем периоде развития (от рождения и до 2-х лет), но и каждый последующий год. С каждым годом (иногда даже месяцем) меняются потребности детей. Это зависит не только от роста и развития, но и от того, насколько ребенок подвижный или усидчивый. Родителям надо внимательно наблюдать за детьми и чутко реагировать на их потребности.

Калорийность питания и виды продуктов


   Начиная с пяти лет, ребенок перестает так интенсивно расти, как это было еще год назад. Необходимость особенно калорийного питания уменьшается. Дневное количество потребляемых калорий составляет примерно 1990-2000 ккал. 

   В этот период лучше несколько снизить потребление животных белков и сделать акцент на растительные белки. Соотношение углеводов к белкам и жирам примерно такое: 4:1. При таком рационе ребенок получает все необходимые полезные вещества, у него отсутствует чувство голода, но угроза перегрузки пищеварительной системы (за счет употребления тяжелой пищи) и увеличения веса значительно снижается. 

   Нужно увеличить потребление свежих овощей и фруктов – они обеспечат организм нужным количеством микроэлементов и минералов. Желательно снизить употребление мучных и сладких продуктов, исключить газированные напитки. Перекусы и прием пищи между основными приемами тоже лучше исключить.


   Каждый день в меню ребенка должны быть следующие продукты:

  • хлеб (60 г – черный, 120 г- белый)
  • мясо (110-120 г)
  • овощи (260 г)
  • фрукты (260 г –свежие, 20 г -сухофрукты)
  • сахар (50 г)
  • масло (сливочное – 25 г, растительное – 10 г), молоко (550 мл)


   Продукты, которые нужно давать 1-3 раза в неделю:

  • рыба (45-60 г)
  • яйца (3 шт)
  • сыр (10 г)
  • творог (50 г)
  • сметана (15 г)
  • крупы и макароны (50 г)
  • картофель (250 г)

Режим питания


   Четырехразовый режим питания вполне подойдет для детей этого возраста. Оптимальное время приема пищи:

завтрак: 8-8.30
обед: 12.30-13
полдник: 15.45-16
ужин: 18.30-19

   Примерно такой режим питания организован и в детских дошкольных учреждениях, что подтверждает его эффективность.


Советы родителям

Существуют некоторые моменты в состоянии здоровья детей, которые особенно должны настораживать родителей.

  1. Если наблюдается неловкость движений, плохая координация, головокружение, головные боли, рвота и укачивание в транспорте, срочно необходимо проконсультироваться с невропатологом.
  2. Чрезмерная подвижность или вялость и быстрая утомляемость, нарушения сна и страхи, плаксивость – основные симптомы детского нервного перенапряжения. Необходима консультация детского психиатра.
  3. Если наблюдается нарушение стула, рвота, тошнота, боли в животе, то следует обратиться к детскому гастроэнтерологу.
  4. Гнусавость, храп во сне, частый насморк, ангины, иногда отсутствует реакция на обращение, необходима консультация ЛОРа.
  5. Кожная сыпь, слезоточивость могут быть реакцией на аллергены. Необходима консультация врача-аллерголога.
  6. Неодинаковая высота плеч или лопаток, сутулость могут говорить о возможной проблеме с позвоночником. В такой ситуации поможет врач-ортопед.

Зачастую родители считают, что достаточно профилактического осмотра участкового педиатра, но это мнение ошибочно. Помимо вышеперечисленных узких специалистов необходим регулярный осмотр эндокринолога, хирурга, стоматолога. При необходимости нужно организовать занятия с логопедом для правильного становления речи и произношения.

Таким образом, забота о здоровье детей зависит от родителей и окружающих его людей. Заботясь о здоровье своих детей в дошкольный период, родители создают благоприятные условия для нормального развития организма в будущем и формировании здоровой во всех отношениях личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социальной компетентности дошкольника через семейную социализацию.

Наблюдая за общением родителей и детей в детском саду, выяснилось, что большинство родителей имеет слабое представление об особенностях дошкольного возраста. Родители предъявляют к детям неадекватные ...

Сценарий тематического педсовета «Обогащение социального опыта дошкольников через культурологический подход в образовании» Подготовила Михнёва И.Н. старший воспитатель МБДОУ "ДСОВ №47" г.Братска

Педсовет посвящен созданию условий по обогащению социального опыта дошкольников средствами культурных практик, освоение нового содержания в проектировании образовательной среды...

Эссе "Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта дошкольников"

1. Проектная деятельность и ее особенности.2. Виды проектов3. Организация проектной деятельности...

Формирование ценностных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников через физическое развитие

Физическое воспитание является основой для развития личности, охватывает более широкую область педагогического влияния на детей. Наряду с физическим развитием оно призвано возбужд...

Формирование социального опыта дошкольников через экологическое воспитание

Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах - семье и группе детского сада, которые могут способствовать социально психологической адаптации...

РМО Формирование ценностных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников через физическое развитие.

Физическое воспитание является основой для развития личности, охватывает более широкую область педагогического влияния на детей. Наряду с физическим развитием призвано возбуждать у дете...

Презентация "Формирование ценностных представлений о здоровом образе жизни у дошкольников через физическое развитие."

Физическое воспитание является основой для развития личности, охватывает более широкую область педагогического влияния на детей. Наряду с физическим развитием призвано возбуждать у дете...