Конспект занятия по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР в старшей группе по теме: "Прогулка в лес"
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) по теме
Конспект занятия включает в себя задания и игры на развитие эмоций детей с ОНР и представляет в игровой форме упражнения на развитие эмоциональной лексики (антонимы, прилагательные в сравнительной степени, существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными значениями).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_otkr_zanyatiya.docx | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования г. о. Электросталь Московской области
МДОУ «Детский сад № 38 компенсирующего вида»
Конспект открытого занятия
по формированию эмоциональной лексики
в старшей группе с детьми с ОНР
Подготовила и провела
на ГМО логопедов
учитель-логопед
Солодко О.В.
7.12.2011
Электросталь 2011 г.
Цели:
- закрепление употребления антонимов;
- употребление прилагательных в сравнительной степени;
- упражнять в словообразовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными значениями.
- подбор прилагательных к существительным;
- учить различать эмоции и эмоциональные состояния;
- развивать мимику детей;
Оборудование:
- 2 корзинки;
- муляжи овощей, фруктов, грибов, орехи, шишка;
- шапочки зайчика и белочки;
- двухтональная полоска для образования сравнительной степени имен прилагательных;
- 3 квадрата (большой, средний, маленький);
- маска «зайчик»;
- солнышки настроений, прищепки;
- наборное полотно;
- схемы для составления рассказа;
- декорация леса.
Ход.
Организационный момент.
Дети под музыку входят в зал.
Логопед: Посмотрите, как красиво в лесу!
Основное содержание.
Логопед: Даже в таком красивом лесу погода бывает переменчивой.
1.Игра «Скажи наоборот» То хмуро, пасмурно, а то наоборот –
Дети: Солнечно!
Логопед: То холодно, а то наоборот –
Дети: Тепло!
Логопед: Ночь стала длинной, а день наоборот -
Дети: Коротким!
Логопед: Скажите, а кого можно встретить в лесу?
Дети: Зайчика.
2.Игра «Подбери признак»
Логопед: А какой бывает зайчик?
Дети: Зайчик маленький, серенький, пугливый.
Логопед: Кого еще можно повстречать в лесу?
Дети: Еще можно встретить лису.
Логопед: Правильно, а какая лиса?
Дети: Лиса рыжая, хитрая.
Логопед: Молодцы, а еще кто живет в лесу?
Дети: В лесу живет белка.
Логопед: Расскажите, какая белка?
Дети: Белка рыженькая, маленькая, пушистенькая.
Аналогично дети называют и подбирают признаки других животных.
Логопед: Какая чудесная поляна! Присядем отдохнуть. (Дети садятся на стульчики).
3.Рассказ по ролям «Белочка и зайчик». (На двух детей надеваются шапочки с изображением серого зайца и рыжей белочки.)
Логопед: Встретились однажды на лесной полянке белочка и зайчик и решили познакомиться. (По ходу рассказа логопед выставляет схемы-опоры для составления рассказа.)
Белочка: Я белочка.
Зайчик: Я зайчик.
Белочка: У меня шубка рыжая.
Зайчик: У меня шубка серая.
Белочка: У меня ушки маленькие, остренькие с кисточками.
Зайчик: У меня ушки длинные, широкие.
Белочка: У меня хвостик рыженький, пушистенький.
Зайчик: У меня хвостик маленький, кругленький.
Белочка: Я питаюсь орешками, шишками, грибами.
Зайчик: А я ем морковку, капусту.
Белочка: Я живу на дереве в дупле.
Зайчик: А я под кустами прячусь.
Логопед: Каждый день приходили белочка и зайчик на лесную поляну играть. Но однажды подул холодный ветер, выпал снег. Наступила зима. (Снять с детей шапочки.) И вот на той же полянке снова встретились белочка и зайчик (надеть шапочки с изображениями белого зайца и серой белочки), встретились и не узнали друг друга.
Белочка: Ты кто?
Зайчик: Я зайчик.
Белочка: Какой же ты зайчик? Мой зайчик серенький.
Зайчик: Я поменял шубку на белую, что бы меня на снегу не было видно. А ты кто?
Белочка: Я белочка.
Зайчик: Какая же ты белочка? Моя белочка рыженькая.
Белочка: А я поменяла шубку на серую, что бы на дереве было не заметно.
Логопед: Вот такие чудеса происходят в природе. (Снять шапочки с детей.) Посмотрите, наши зверушки оставили для нас свои любимые угощения.
4.Игра «Назови удивленно».
Логопед: Интересно, что же лежит в этой корзине? Подойдите по одному к корзине, возьмите любой предмет и назовите его удивленно. Например: « Это морковь?!»
Дети подходят к корзинке, достают понравившийся им предмет и стараются назвать его с вопросительной интонацией: «Это яблоко?!», «Это капуста?!», «Это морковь?!».
Логопед: Молодцы. Ой, какая красивая шишка лежит в другой корзинке! Попробуйте показать голосом, что вы рады увидеть в корзине эти угощения: «Смотри, орехи!!!».
Дети подходят к корзинке, достают понравившийся им предмет и стараются произнести с восклицательной интонацией: « Шишка!!», «Орех!!», «Грибок!!».
Логопед: Вы старались, молодцы. Скажите (на наборное полотно выставляются схемы для образования сравнительной формы имен прилагательных – двухтональная полоска и картинки с изображением яблока и моркови), что полезнее, а что вкуснее.
5.Игра «Скажи со словом еще».
Логопед: Морковь сочная, а яблоко еще…
Дети: Сочнее!
Логопед: Морковь вкусная, а яблоко еще…
Дети: Вкуснее!
Логопед: Яблоко крепкое, а морковь еще…
Дети: Крепче!
Логопед: Яблоко полезное, а морковь еще…
Дети: Полезнее!
Логопед: Я вам по секрету расскажу, что в нашем лесу поселилось Чудовище. Отойдем подальше от леса (Дети выходят на свободное пространство).
6.Динамическая пауза. Дети, используя мимику лица изображают сначала чудовище, а затем мышку.
Чудовище.
Живет в норе чудовище.
Хранит в лапах сокровище.
У чудовища – длинный хвостище,
Крепки у него лапищи.
Кривы на лапищах когтищи.
Остры у него зубищи.
Черны у него глазищи.
Блестящи его усищи.
Да ты не бойся, малышка,
Чудовище – это мышка.
Пещера – мышкина норка,
А сокровище – хлебная корка.
Логопед: Страшное было чудовище?
Дети: Да.
Логопед: А мышка?
Дети: Нет.
Логопед: Если не боитесь мышки, то можно и на свои места вернуться.
7.Образование существительных с уменьшительно- ласкательным и увеличительным значением. На наборное полотно выставляются большой, средний и маленький квадраты.
Логопед: Вспомните, что было у чудовища, а что у мышки. Я назову вам слово-предмет, а вы измените мое слово.
Логопед: Хвост, а у чудовища?
Дети: Хвостище!
Логопед: А у мышки?
Дети: Хвостик!
Логопед: Лапы, а у чудовища?
Дети: Лапищи!
Логопед: А у мышки?
Дети: Лапки!
Логопед: Когти, а у чудовища?
Дети: Когтищи!
Логопед: А у мышки?
Дети: Коготки!
Логопед: Зубы, а у чудовища?
Дети: Зубищи!
Логопед: А у мышки?
Дети: Зубки!
Логопед: Глаза, а у чудовища?
Дети: Глазищи!
Логопед: А у мышки?
Дети: Глазки!
Логопед: Усы, а у чудовища?
Дети: Усищи!
Логопед: А у мышки?
Дети: Усики!
Логопед: Молодцы, хорошо умеете играть со словами. А сможете ли отгадать настроение зайчика.
8.Игра «Угадай настроение зайчика».
Логопед: Зайчик должен произнести одну фразу: «Я зайчик», но сделать это надо один раз очень-очень весело «я зайчик!!!», а другой раз – вздохнуть и грустно-грустно «я зайчик». Зайчик может сказать с любой интонацией, а вы должны угадать, какое настроение у зайчика. Игра проводится два раза.
Логопед: Настроение зайчика вы отгадали, молодцы. А какое у вас сейчас настроение? (Демонстрируются два солнышка, одно с грустным выражением, а другое с радостным.)
Заключение.
Логопед: Как вы думаете, какое настроение у этого солнышка?
Дети: Это солнышко грустное.
Логопед: Правильно, а как вы догадались?
Дети: У солнышка губы вниз опущены.
Логопед: Какое настроение у этого солнышка?
Дети: Это солнышко веселое.
Логопед: Правильно, как вы это узнали?
Дети: Солнышко улыбается!
Логопед: Поделитесь с нами своим настроением. Выберите солнышко, которое соответствует вашему настроению, и прищепите к нему прищепку.
Дети называют свое настроение и прищепляют прищепку к выбранному солнышку.
Логопед: Мне очень приятно, что у вас радостное, хорошее, веселое, замечательное настроение. Но нам пора уходить из леса и возвращаться в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия По формированию элементарных математических представлений на тему: «Математическая сказка» (старшая группа)
Здесь представлен конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе. Данное занятие поможет начинающим воспитателям понять как правильно провести заняти...
Конспекты занятий по формированию эмоциональной лексики у дошкольников
Занятия по формирования эмоционально-оценочной лексики у дошкольников...
Конспект занятия по формированию элементарных экологических представлений и ИЗО деятельности, в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Путешествие в зимний лес»
Расширяет знания детей о зимних явлениях природы (обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы). Формирует основы экологической культуры, приучает детей бережно...
Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие по железной дороге»
Цель:· Закрепить навык произношения звука[ ч] в слогах, словах, фразах;· Соверше...
Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие по железной дороге»
Цель:· Закрепить навык произношения звука[ ч] в слогах, словах, фразах;· Соверше...
Конспект занятия по формированию целостной картины мира и речевому развитию в старшей группе Тема: «Путешествие в мир посуды»
Задачи:Продолжать расширять представления о предметах рукотворного мира;Учить составлять притяжательные прилагательные, формировать предложения по образцу;Учить детей определять целевое назначение пос...
Конспект комплексного занятия по «Формированию навыков самообслуживания у детей с ОВЗ в старшей группе.»
Конспект комплексного занятия по«Формированию навыков самообслуживания у детей с ОВЗ в старшей группе.»...