Педагогические условия для формирования предметных действий у детей с ОВЗ
методическая разработка (младшая группа)
Педагогические условия для формирования предметных действий у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогические условия для формирования предметных действий у детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями не могут в полной мере освоить окружающий мир. Их развитие замедленно и патологично. Поэтому появляется потребность в «обходных» путях, т.е. специально организованном образовательном процессе, который требует комплексного воздействия специалистов: врачей, педагогов, психологов, специальных педагогов (дефектологов, логопедов, сурдо-, тифло- и олигофренопедагогов). Основной задачей специального обучения является достаточно полная коррекция и компенсация дефектов развития у детей, максимально возможное приближение его психического развития к норме и овладение предметными действиями в как можно более полном объеме.
Одно из важных направлений коррекционно-развивающего обучения – развитие игровой деятельности.
Основные разделы данного педагогического направления:
- формирование умения действовать игрушками разнообразно в зависимости от их свойств, подражать игровым действиям взрослого и сверстников;
- формирование умения производить в игре ряд последовательных действий (по показу, просьбе, самостоятельно);
- формирование умения воспроизводить в игре воображаемые действия, использовать предметы- заместители;
- формирование умения переносить усвоенные способы действия с одним предметом на другие или в другую ситуацию;
- развитие всех видов игровых действий (манипулятивных, орудийно- предметных, перцептивных и др.)
- формирование предпосылок к развитию сюжетно-ролевой игры (усвоение игровых действий, объединение их в цепочку последовательно выполняемых операций, организация участников вокруг заданной темы, образа, объекта);
- организация всех видов игр: предметно-практических, дидактических, речевых, подвижных [17, с.79].
В данное направление включается работа по формированию продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование):
- развитие изобразительной деятельности (рисовать прямые линии, зигзаги, штрихи фломастером, мелом, правильно держать кисточку, окунать в краску и рисовать, ориентироваться на листе бумаги, рисовать по образцу и собственному замыслу: знакомить со свойствами материала, отщипывать, раскатывать, лепить простые и сложные предметы по образцу)
- развитие конструктивных навыков и умений (строить башенку, простые и сложные постройки по образцу и собственному замыслу).
Так же для полноценного формирования предметной деятельности необходимо проводить работу по развитию общей и мелкой моторики, познавательному и социально-эмоциональному развитию, речевому развитию, так как все эти разделы взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Рассмотрим также особенности формирования педагогических условий для развития предметных действий у слабослышащих детей раннего возраста.
Глухие и слабослышащие дети, поступающие в дошкольные учреждения, как правило, не владеют элементарными навыками самообслуживания, оказываются беспомощными в различных бытовых ситуациях. В некоторой степени это связано с физической ослабленностью, моторной неловкостью детей, но часто бывает обусловлено повышенной опекой их со стороны родителей: стремлением заменить (вследствие трудностей общения) доступные ребенку действия по самообслуживанию собственными. При правильной организации трудовой деятельности дошкольников она может иметь достаточно развитые формы, быть средством всестороннего развития детей с нарушением слуха.
Для того, чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться.
С возрастом кроме бытовых предметов детей начинают привлекать и другие вещи, в частности орудия труда взрослых. Так предметно-манипулятивная деятельность детей расширяется до трудовой. Трудовая деятельность человека направлена на изменение, преобразование окружающего мира, на создание общественно полезного продукта. Цель труда заключается не в нем самом, а в его продукте. Мотивы труда имеют общественный характер. Эта деятельность осуществляется с помощью особых предметов - орудий труда. Поэтому успешность трудовой деятельности зависит от того, насколько человек владеет действиями с орудиями, имеет ли практические умения и навыки. Эффективность труда обеспечивается постановкой его цели, планированием последовательности действий.
Общественно-социальное значение труда детей с нарушениями слуха связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.
Труд в дошкольном возрасте имеет большое значение для умственного развития детей: в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.
Для детей с нарушением слуха условия осуществления трудовой деятельности создают возможности для речевого развития, так как практические действия способствуют усвоению значений слов, необходимых для обозначения инструментов, материалов (картон, ткань, игла); объектов труда (коробочка, закладка); определения последовательности действий (сначала наметим, а потом пришьем пуговицы). В коллективной трудовой деятельности создаются условия для общения детей, усвоения основных типов коммуникативных высказываний в связи с выполнением различных практических действий. Дети учатся понимать и выполнять трудовые поручения.
Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у этих видов деятельности общий источник - потребность принимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. В труде и в игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых.
На всем протяжении дошкольного детства связь игры и труда сохраняется. Следует отметить, что преемственность между трудом и игрой дошкольника состоит в том, что в этих видах деятельности ребенок получает, обобщает и систематизирует представление о труде взрослых.
Общие психолого-педагогические рекомендации в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья:
- принимать ребенка таким, какой он есть;
- как можно чаще общаться с ребенком;
- избегать переутомления;
- использовать упражнения на релаксацию;
- не сравнивать ребенка с окружающими;
- поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее;
- способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать, за что;
- обращаться к ребенку по имени;
- не предъявлять ребенку повышенных требований;
- стараться делать замечания как можно реже;
- оставаться спокойным в любой ситуации.
Таким образом, соблюдение педагогических условий для формирования предметных действий для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья позволит им развиваться на пределе своих возможностей и достичь как можно более позитивных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Педагогические условия технологии формирования психологической готовности детей к школе
Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, ее решение в единстве с другими задачами дошкольного образования позволяет обеспечить Под...
Формирование предметных действий у ребенка с синдромом Секкеля: из опыта работы
В статье рассматривается поэтапное развитие предметных действий у ребенка раннего возраста с редким наследственным заболеванием - синдромом Секкеля...
Презентация на тему:«Педагогические условия реализации формирования основ и правил поведения в общественных местах детей дошкольного возраста»
•1. Актуальность темы, мотивация её выбора.•2. Противоречия и их обусловленность педагогической практикой на современном этапе.•3.Механизм реализации выдвинутых идей.•4. Полученный или прогнозируемый ...
Создание условий для формирования предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста
Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной, вне предметной среды, в противн...
Буклет "Выявление особенностей развития предметных действий у детей"
Уважаемые родители! Вашему ребенку исполнился год? Среди его игрушек должны быть рамки-вкладыши, формочки, пирамидки, кубики, машинки, куклы, музыкальные инструменты, игр...
Доклад на тему: «Создание условий для формирования предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста»
Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной, вне предметной среды, в противн...
План по самообразованию " Формирование предметных действий детей раннего возраста в процессе игровой деятельности"
План по самообразованию ранний возраст...