Создание условий для формирования предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста
статья по теме

Зихохова Асланхан Майоровна

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требования актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и психологическими особенностями возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

           

Доклад на тему:

«Создание условий для формирования предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста».

                                          Воспитатель: МБ ДОУ №1 а.Кошехабль  

                                                                    Зихохова А.М.

Тема: «Создание условий для формирования предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста».

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требования актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и психологическими особенностями возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Предметно-развивающая среда в младшем дошкольном возрасте:

Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.  

 

Предметно-развивающая среда в среднем дошкольном возрасте:

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

Предметно-развивающая среда группы организуется с учетом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

Предметно-развивающая среда в старшем дошкольном возрасте:

 В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.

Основные составляющие при проектировании предметно-развивающей среды в группе:

Пространство

Время

Предметное окружение

Такое проектирование среды показывает ее влияние на развитие ребенка. Проектирование среды с использование таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде. Успешность представить все особенности жизнедеятельности на ребенка обусловлена ее активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребенка.

В среде необходимо выделить следующие зоны разного вида активности:

-рабочая

-активная

-спокойная

Предметно-развивающая среда должна быть:

Содержательно-насыщенной:

Насыщенность среды предполагает:

Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе.

Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы.

Доступной:

Доступность среды предполагает:  

Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

Свободный доступ к игра, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности

Исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасной:

Безопасность среды:

Соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

В нашей дошкольной организации 14 возрастных групп, имеется музыкальный и спортивный залы, национальный музей, комната логопеда, комната психолога.

Предметно-игровая среда групп организована таким образом, чтобы дети имели возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет им объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

В группах созданы центры и зоны: сюжетно-ролевой игры; здоровья и двигательной активности; речевого развития; искусства; познавательного развития; строительно-конструктивных игр; уголки безопасности. Организация и расположение центров и зон рационально, логично и удобно для детей. Все центры наполнены развивающим содержанием, динамично изменяющимся в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными возможностями детей, интересами мальчиков и девочек.

Зоны сюжетно-ролевой игры. Игра - ведущий вид деятельности, поэтому особое место в групповой комнате занимает игровая мебель с полным набором атрибутов для сюжетно-ролевых игр в соответствии с программными требованиями. В младшем и среднем дошкольном возрасте пособия и атрибуты для игр представлены в виде игровой ситуации, побуждающей детей к началу игры и развертыванию сюжета. В старшем дошкольном возрасте детям предоставляется большая самостоятельность в выборе игровых сюжетов, создаются условия для развития режиссерских игр.

В последнее время все большую актуальность представляют игры современной тематики (магазин сотовой связи и т.д.), поэтому педагоги используют атрибуты для новых творческих игр. В каждой возрастной группе имеется неоформленный материал, который может быть использован в качестве предметов-заместителей (волшебные сундучки, чудесные мешочки и т.д.).

Центры здоровья и зоны двигательной активности содержит:

- инвентарь и оборудование для физической активности детей, нестандартное физкультурное оборудование, пособия и атрибуты для занятий корригирующей гимнастикой и проведения закаливающих мероприятий; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения; атрибуты, маски-шапочки для подвижных и спортивных игр, которые организуются как в группах, так и на улице.

Центр грамотности и уголки детской книги включают:

- пособия и материалы по развитию всех сторон речи (оборудование для дидактических игр и картотека к ним, картотека словесных игр, набор материалов для диагностирования речи детей, сюжетные и предметные картины, подборка детских рисунков для рассказывания, схемы, альбомы, другие материалы по работе с детьми, родителями); материалы по подготовке детей к грамоте (в старшем дошкольном возрасте);

уголок детской книги и детская библиотека (детские книги, журналы, детские рисунки, иллюстративный материал по художественным произведениям, подборки загадок, песенок, потешек, оформленных в виде картотеки, фонотека с записями художественных текстов). Размещение материалов рациональное и удобное для детей (библиотеку уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где есть небольшой столик, диванчик и т.д.).

Центр озеленения включает в себя материалы по разделам:

формирование экологической культуры дошкольников (в каждой возрастной группе выделен уголок озеленения, где размещены растения, оборудование для труда в природе, ручного труда, информационный материал об объектах живой природы, альбомы, дидактические игры по формированию экологических представлений);

Центр искусства и театрализованной деятельности содержит материалы:

для изобразительной деятельности (материалы по рисованию, лепке, аппликации, альбомы с образцами рисунков, декоративно-прикладного искусства, книжки-раскраски, трафареты,

изделия художественных промыслов, сменные выставки детских ; работ, совместных работ детей и родителей);

музыкальной деятельности (музыкальные центры, фонотека

музыкальных произведений);        

театрализованной деятельности (материалы о разных видах театра, атрибуты для игр-драматизаций, театрализованной деятельности (элементы костюмов), переносные ширмы, которые используются как для показа театрализованных представлений, так и для создания стены в уголке уединения, где ребенок может заняться любимым делом);

Центр познавательного развития включает в себя материал для работы с детьми по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал (по лексическим темам, основным сенсорным эталонам — форме, цвету, величине и т.д.). В уголке имеются дидактические игры и картотека к ним. Уголки математики для старших дошкольников оснащены занимательным материалом для развития логического мышления и интеллектуальных способностей.

Центр строительно-конструктивных игр оснащен строительным материалом, современными конструкторами типа «Лего», различными модулями. В старшем дошкольном возрасте центр пополняется конструкторами типа «Механик», конструкторами для создания архитектурных построек, а также альбомами и материалами для ознакомления дошкольников с архитектурой, схемами, чертежами, моделями.

Уголки безопасности включают в себя макеты по пожарной безопасности, правилам дорожного движения, плакаты, дидактические игры, наглядный материал, подборку детской художественной литературы по данной тематике. Необходимость создания этого уголка обусловлена требованиями современной жизни, актуальностью проблемы формирования основ безопасной жизнедеятельности.

Таким образом, целенаправленно организованная образовательная среда в нашем дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании каждого ребенка. Помимо основных, она несет еще и эстетическую функцию: вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание каждый день посещать его.

Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы мы учитываем психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды, психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. В связи с глобальными изменениями в законодательстве дошкольного образования обновляются все детские сады, их интерьеры, материально-техническое оснащение. И наш детский сад находится в процессе изменения и преобразования, мы обновляем игровое оборудование, детскую и игровую мебель, что так же благоприятно сказывается на наших воспитанниках.                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание эффективной предметно – развивающей среды для детей дошкольного возраста в домашних условиях»

Главное условие для полноценного развития детей – это окружающая среда. В связи с этим, в нашем детском саду, мы постарались создать предметную среду, включающую в себя все, что доступно непосредствен...

Эссе на тему: «Создание условий для формирования здоровье-формирующей культуры личности детей дошкольного возраста»

Формирование здорового поколения - это одна из главных задач развития нашей страны. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка - это основа формирования личности. Поэтому задача любого ДОУ - п...

Доклад на тему: «Создание условий для формирования предметно- развивающей среды для детей дошкольного возраста»

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной, вне предметной среды, в противн...

Создание условий для формирования предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста.

Создание условий для формирования предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста....