Самообразование
консультация (средняя группа)

любовь михайловна широкова

 

                         МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №21 "Золотая рыбка"

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей".

 

Консультация для родителей

на Тему: «Нетрадиционное рисование с детьми в детском саду и дома»

                               Воспитатель:Широкова Любовь Михайловна

Общение с детьми, наблюдение за ними в повседневной жизни, изучения уровня освоения умений и навыков детей в процессе рисования, изучение методических советов, привело меня к тому, что использование разнообразных техник рисования нетрадиционной формы, будет способствовать развитию творчества и фантазии у детей. Я отбирала более интересные методы и приёмы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей, рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Работа детей с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования, позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме.                                                   

  Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности. Смысл ребёнка в рисовании – рисовать и играть, а не рисовать – изображать, ему важен процесс деятельности, а результат – только как необходимость, как условие, средство осуществление игры, как своеобразная«полуготовнаигрушка».                                                                                         

  Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете.  Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!».                                                                        

 Наиболее интересный и любимый способ рисования ребенка- это рисование ладошкой или пальчиком, так как детям интерес сам процесс, когда ребёнок опускает ладонь или пальчик в краску, а затем прикладывает её на лист бумаги, здесь вы можете по фантазировать с ребёнком, что у вас получилось.    

Один из интересных детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении, сначала дети акварелью рисуют, например снежинку, потом пока краска не высохла по линиям наносят соль, ждём когда она впитает в себя воду, а затем лишнюю соль ссыпаем.    

Техника рисования кляксография. Это всегда полет фантазии и неожиданные решения. Но на первых порах мыслительную деятельность можно направить в определенное русло, задать, так сказать, направление. Например, увидеть в кляксах удивительные планеты, прилет птиц, неожиданных зверей, подводный мир, рассыпанные ягоды. Поставим на лист бумаги большую кляксу(жидкая краска) и осторожно подуем каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем. А можно сделать ещё одну, но другого цвета, пусть встретятся. Что получится,думайте сами.                                                                                   

  Любя дети рисовать и манной крупой. Да, да, крупа используется не только для приготовления вкусной и полезной каши, но и для развития детского творчества.    Сначала рисуем картинку карандашом. Потом аккуратно покрываем клеем ПВА, насыпаем манную крупу на изображение, аккуратно стряхиваем остатки крупы на тарелку, чтобы не приклеенные крупинки осыпались, такое рисование способствует снятию стресса и часто рекомендуетсяпсихологами.                                                                                              Очень интересный способ нетрадиционного рисования- рисование пенной для бритья.Ведь многие папы используют её для бритья, а с ребёнком можно ей рисовать. Например, на поднос или тарелочку наносим пенку, разравниваем поверхность с помощь линейки, далее наносим кисточкой акварельные краски разных цветов в хаотичном порядке, затем прикладываем трафарет бабочки вырезанную из бумаги, прижимаем, чтобы изображение  отпечаталось на ней. Аккуратно снимаем бабочку и ждём несколько минут, чтобы впиталась краска.

А ведь можно рисовать и зубной щёткой, мятой бумагой, ватными палочками, пеной для бритья и клей ПВА, нитками, мыльными пузырями, речным песком, рисование по стеклу, создавать композиции свеча + мелки, помадой и т.д.

 Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми. Использование различных материалов, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка. А если вам нравится, когда глаза ваших детей блестят от восторга на занятиях¸ если вы хотите, чтобы каждое занятие было праздником, если вы желаете смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми–нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №21 "Золотая рыбка"

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей".

 

Консультация для родителей по нетрадиционному рисованию

                                     Воспитатель: Широкова Любовь Михайловна

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через нетрадиционные техники рисования».

Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования.

Задачи:

1.                Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

2.                Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

3.                Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.

4.                Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

5.                Научить совершенствовать технические умения и навыки рисования.

6.                Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность темы:

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования. 

 Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей

 Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начинаем с рисования пальчиками - это самый простой способ получения изображения, который вызывает эмоциональный отклик у малыша. Работу надо начинать с одного цвета, а потом давать два - три цвета.

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ:

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, влажные салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Сначала рисуем рука в руке. Далее просто показываю малышу пример – на своем листочке, принцип рисования ребенок быстро схватывает сам.

В ходе рисования дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание).

Делать отпечатки ладошек - не менее весело, чем отпечатки пальчиков, такое занятие требует большей сосредоточенности, так же развивает мелкую моторику.

РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ:

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдца с гуашью, плотная бумага любого цвета, влажные салфетки.

Способы получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисует правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Отпечатки ладошек дополняем недостающими элементами, и превращаем в рыбок, птичек, солнышко и т.д. Малышам всегда заранее говорю, что будем рисовать, но некоторым детям могу предложить сначала сделать разноцветный отпечаток и рассмотреть - кто «спрятался» в этом отпечатке». В ходе рисования предлагаю малышам «расколдовать» спрятавшийся рисунок, совместно дорисовывая с ребенком недостающие детали карандашом или фломастером. Можно предложить детям рисовать прямо на ладошках, в этот момент незаметно для ребенка происходит естественный массаж биологически активных точек

КЛЯКСОГРАФИЯ

Кляксография –  это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве  артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).

Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования  хорошо, получается, изображать различные  деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т.д.). Попробуйте, результат Вам понравится!

                          

Вывод

Младший возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и окружающий мир.

Из личного опыта знаю, что некоторые дети даже в 1,5-2 года уже с опаской относятся к рисованию пальцами и ладошками, не хотят «пачкать» ручки, отказываются от рисования. Возможно, это связано с особенностями характера и/или воспитания (ведь мы учим детей аккуратности, и некоторые дети воспринимают краску как грязь, боятся испачкать руки, одежду). Но в результате целенаправленной, систематической и планомерной работы мягко и ненавязчиво меняется отношение детей к нетрадиционному рисованию.

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества и конечно развития мелкой моторики.

В течение года от занятия к занятию по рисункам детей можно проследить, как развивается их мелкая моторика. Конечно, овладевая нетрадиционным рисованием, ребенок не научится писать. Но эта деятельность делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль движений руки. Помогает образованию связи рука – глаз.

Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

 

 

 

                         МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №21 "Золотая рыбка"

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей".

 

Консультация для всей семьи

«Развитие воображения и фантазии у детей
            среднего и старшего дошкольного возраста»

                                 Воспитатель: Широкова Любовь Михайловна

Разбудить в ребенке волшебника – это значит развить у него воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона нашей жизни.

Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как бы они могли усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановиться. Значит, воображение и фантазия являются высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 4 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Воображение тесно связано с изодеятельностью, вся совместная деятельность с детьми направлена на развитие фантазии. Так же воображение связано и с музыкой.

Большое внимание в группе уделяется играм разного направления, так как почти во всех видах игр идет работа по развитию воображения.

Дети с большим удовольствием играют в дидактические игры, такие как «На что похожи облака» или «Смешные животные» - цель таких игр развить воображение, наблюдательность.

В сюжетно-ролевых играх так же ребенку надо научиться вжиться в эту роль, что бы игра была интересной, а это тоже воображение. И этому тоже нужно учить. В группе есть картотека игр на развитие воображения. Она сделана на отдельных карточках и удобна для пользования. На выходные дни игры предлагаем родителям, чтобы поиграли с детьми дома, в гостях, на прогулке. Так же предлагаем родителям самим вместе с детьми придумывать разные игры на развитие воображения.

Большую роль в развитии воображения играют игры-драматизации, постановка небольших сценок, спектаклей. Для развития воображения предлагаем детям разные задания, например: «Представьте себе море, песчаный берег. Мы все лежим на теплом песке, загораем. А теперь быстро встали и побежали к морю. Прыгнули в море и поплыли». Даем задания, такие как: «Пройдитесь как старая бабушка, как царевна».

В своей работе используем мимические этюды. Один ребенок рассказывает, другой показывает с помощью мимики и жестов то, о чем говориться.

Интересны такие упражнения с воображаемыми предметами, типа: «Представьте себе мяч, возьмите его, подбросьте его, бросьте его своему другу» и т.д.

После сна проводим игры такого типа: все становимся в круг и по команде начинаем делать разные произвольные движения. По сигналу все играющие замирают в разных позах. Затем воспитатель или родитель спрашивает, что ребенок задумал и показал.

Учим детей отгадывать и придумывать загадки: покажи своего героя в движении сначала без слов, потом со словами, а все должны отгадать, кто это был. Работая над развитием творческих способностей, обратились к сказкам. Вначале читаем сказку, а затем проводим беседу по вопросам. В конце беседы даем задание: «Придумайте и расскажите новую сказку про этих же героев. Покажите их такими, как вам хочется».

В работе по приобщению детей к изобразительной деятельности перед нами стоят три основные задачи:

1. Вызвать у детей интерес к рисованию (и лепке).

2. Создать благоприятные условия для того, что бы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо.

3. Подводить детей к пониманию того, что очертания, пятна, линии и т.п. могут что-то изображать. Поддерживать попытки ребенка сравнивать и называть эти изображения по ассоциациям со знакомыми ему объектами окружающего мира. 4. Побуждать детей вносить в рисунки (лепку) дополнения.

В процессе свободного рисования дети стремятся что-то изобразить доступными им средствами выразительности (линией, формой, цветом). Из собственного опыта вы знаете, что рисовать даже взрослому человеку довольно трудно, тем более, это необычайно сложно сделать маленькому ребенку. Жизненный опыт у него ограничен, мелкая мускулатура рук развита слабо, а, следовательно, надо помнить о том, что это стоило ему огромных усилий, и ребенок заслуживает похвалы.

Создавая изображение, он не только испытывает потребность выплеснуть свои чувства на лист бумаги, ему нужен «благодарный зритель»

а) Поинтересуйтесь, что он изобразил.

б) Увидев слабые стороны его произведения, соответствующими вопросами побудите его к усовершенствованию работы, внесению в нее некоторых изменений и дополнений.

в) Если ребенок отвечает: «А я не умею рисовать…» (травку), не торопитесь с показом способов изображения (травки). Прежде напомните малышу, как она выглядит (иллюстрация, живой пример).

г) Если эти методы не помогают, то на отдельном листе бумаги покажите несколько способов изображения травы.

Запоминание в памяти ребенка графических образцов способствует превращению их в шаблоны, что представляет собой большую опасность для развития изобразительной деятельности и способностей детей. Ведь в дальнейшем ребенок может так и не научиться рисовать, кроме нескольких усвоенных штампов.

Общий метод руководства самостоятельной деятельностью детей несложен.

а) вначале все дети рисуют, а вы наблюдаете за ними, намечая для себя детей, с которыми вы будете сегодня работать.

б) как только первый из этих детей закончит, вы подсаживаетесь к нему и начинаете беседовать в той последовательности, которая приведена выше.

в) закончив беседовать с одним, вы переходите к следующему и так изо дня в день, можно охватить всех детей.

 

Советы родителям

Фантазия обеспечивает создание сего-то нового, а мышление подвергает это новое критическому анализу. Таким образом, ребенок должен не только демонстрировать оригинальные результаты в предполагаемых заданиях, но и сопровождать их определенной критической оценкой, уметь объяснять свою логику.

Свои выводы о развитии воображения у вашего ребенка вы можете подкрепить по следующему тесту.

 

Тест: «Как развито воображение у вашего ребенка»

·         Увлекается ваш ребенок рисованием?                                           2              1

·         Часто ли он грустит?                                                                        1              2

·         Когда он рассказывает какой-нибудь                                

подлинный случай, прибегает ли он

к вымышленным подробностям для                                         1             0

украшения?

·         Проявляет ли от инициативу в игре?                                              2             1

·         Красивые ли у него рисунки?                                                          1             0

·         Когда ему скучно, рисует ли одни и те же фигурки

 «от скуки»?                                                                                  0             1

·         Любит ли он импровизировать под музыку             

танцы или стихи?                                                                        1             0

·         Ему сняться необыкновенные сны?                                                 1             0

·         Он легко ориентируется в обстановке, знакомой ему

только по описанию?                                                                   1             0

 

 

 

             Посчитайте полученные очки. Если ваш ребенок набрал:

14-16очков: у него буйная фантазия (воображение). Если ее умело направлять, то жизнь ребенка станет гораздо богаче и принесет много радости и ему, и окружающим людям.

9-12очков: фантазия ребенка не из самых слабых, однако нуждается в тренировке и дозировке.

5-8очков: скорее всего, ваш ребенок реалист, он не витает в облаках. В определенной степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Вы можете ему помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии, в том числе и приемами в книге «Развитие воображения у детей» автор Л.Ю.Субботина.

 

Можно придумать правило: каждому пальчику определенный цвет, особенно хорошо рисовать, когда нет кисточки под рукой. Для этого удобны гуашевые краски, которые наливают в плоские тарелочки, крышки от баночек с гуашью.

 

1. Обмакнув подушечки пальцев в краску, можно нарисовать: «Новогоднее конфетти», «Рассыпавшиеся бусы», «Огоньки на елке», «Веселый горох», «Следы», «Узоры для платья», «Пушистый снег», «Одуванчики», «Распустилась вербочка», «Сладкие ягодки», «Гроздья рябины», «Цветы для мамы».

2. Если обмакнуть в краску боковую сторону пальца и приложить к бумаге, то получаются «Следы более крупных животных зверей», «Летние и осенние листья», «Овощной салат», «Праздничные листочки». Если таким образом проводить линии разной длинны, вновь набирая краску, то можно нарисовать более сложные предметы: деревья, птиц, животных, пейзажные картинки и даже декоративные узоры.

3. Сжать руку в кулак и наложить ее на краску, затем приложить к листу бумаги, получаются «Бутоны цветов», «Детеныши зверей», «Птицы».

4. Если приложить боковую часть кулака, то получаются «Гусеницы», «Драконы», «Сказочные деревья».

5. Рисование ладонью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №21 "Золотая рыбка"

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей".

 

Консультация для родителей и педагогов

 «Такого не бывает! Или как развивать фантазию у детей»

                                         Воспитатель: Широкова Любовь Михайловна

Дорогие родители, если вы хотите воспитать творческую и активную личность, то эта информация для вас! Дошкольный период – это один из самых благоприятных периодов в развитии фантазии ребенка. Если воображение отстает в развитии, ребенок оказывается не готов к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представлять, фантазировать. Ребенок с богатой фантазией успешнее решает нестандартные, а значит, сложные задачи, легче переживает неприятности и пользуется уважением сверстников. Думаю, никто не будет спорить с тем, что фантазия двигатель прогресса. Без фантазеров у нас не было бы ни компьютеров, ни автомобилей, ни даже простейших орудий труда. Именно благодаря умению фантазировать человечество вышло на современный уровень прогресса и, конечно, культуры и искусства. Давайте поможем и нашим детям развить способность воображать, фантазировать.

Предлагаем вам поиграть в очень простые, не требующие специального оборудования, игры.

На что это похоже?

Показывайте ребенку и спрашивайте, на что похожи:
• геометрические фигуры или тела,
• кляксы (случайные или сделанные специально),
• «каляки-маляки» младшего брата, абстрактные картины настоящих художников,
• камушки на пляже,
• палочки или коряги в парке или в лесу,
• облака,
• лужи,
• листики, шишки, семена разных растений,
• другие предметы.

Предложите ребенку закрыть глаза и потрогать разные предметы. На что похожи:
• кусочек меха,
• шелковый платочек,
• кусочек наждачной бумаги,
• толстая веревка,
• подушечка для иголок (естественно, пустая),
• грецкий орех,
• глянцевый журнал,
• пульт от телевизора,
• газета, свернутая в трубочку,
• и так далее.

Во время подобных игр старайтесь не спорить с ребенком, не говорить: «А вот и совсем не похоже!». Лучше расспросите ребенка, почему ему так показалось. Поделитесь своими впечатлениями. Исключения составляют, пожалуй, только игры с геометрическими фигурами и телами. Если ребенок говорит, что квадрат похож на яблочко, он конечно, не совсем прав. Но в ответ на ваше недоумение малыш смело заявит, что «Это волшебное такое яблочко, ты, что ли, не понимаешь!». Тогда договоритесь с ним, что лучше вы будете пока сравнивать с настоящими предметами, а волшебное яблочко вы нарисуете чуть позже.

Волшебные предметы

С героями сказок, приключенческих книг и фильмов постоянно случаются всякие невероятные истории. Они попадают в очень сложные, порой безвыходные ситуации. Предложите ребенку придумать, какой волшебный предмет или удивительный прибор он бы хотел подарить герою книги или фильма, чтобы тому легче было справиться с неприятностями. Какими свойствами этот предмет должен обладать, как может выглядеть. Пусть малыш нарисует героя, а рядом с ним — волшебного «помощника». Спросите ребенка, а что бы он сделал, окажись у него в руках такой предмет или прибор.

Рисуем впечатления

Когда ребенок достаточно хорошо овладеет карандашом и кисточкой, начнет рисовать не «просто человечков», а более сложные «жанровые сцены», предлагайте ему нарисовать по вашей просьбе:
• персонажей любимой сказки (можете заранее обсудить, как выглядит тот или иной персонаж, во что он может быть одет, в какой именно момент сказочного действия ребенок хочет его изобразить),
• впечатления от недавнего похода в зоопарк, в цирк, в театр (вместе припомните, как вели себя животные, кто именно участвовал в представлении, как были одеты актеры и так далее),
• себя и членов семьи во время поездки к морю, похода на лыжах и так далее.

Воображаем и рисуем

Предложите ребенку представить себе и нарисовать:
• разных фей и волшебников;
• королей и королев, царей, царевичей, цариц и царевен разных удивительных государств;
• неведомых, несуществующих зверей: известных по сказкам — гипогриф, соплохвост, слонопотам, тяни-толкай, змей-горыныч; или выдуманных — геометрин, круглохвост, роговолос, искроглаз, ползун чешуйчатый и так далее (придумайте сами или вместе с ребенком);
• жителей других планет (можно придумать вместе с ребенком название этих существ или названия планет);
• несуществующие виды транспорта (как земные, так и инопланетные), заранее обсудив, какими свойствами они будут обладать;
• сказочные предметы — волшебные палочки, шапки невидимки, ковры-самолеты, скатерти-самобранки и многое другое;
• разные города — инопланетные, сказочные (из той или иной сказки или «просто так»), настоящие (находящиеся в разных уголках земного шара);
• известных людей, портретов которых ребенок никогда не видел.

Что и как можно сделать

Обсудите с ребенком, что можно сделать из:
• пластмассовой бутылки от лимонада: целой, с одним, двумя, тремя отверстиями, разрезанной вдоль или поперек, на равные или неравные части, не одной, а двух-трех одновременно, с использованием не менее двух, но не более четырех других предметов
• коробки от конфет (с соблюдением одного или нескольких дополнительных требований — см. выше или придумайте сами),
• круглой коробки от плавленого сыра,
• жестяной банки от кофе,
• крышек от бутылок или банок,
• спичечных коробков (одного, двух, десяти),
• проволоки, веревочек, палочек,
• деревянной ложки и лоскутка,
• шишек (одинаковых или разных),
• гладкой досточки,
• разноцветных кусочков оргстекла, кожи, ткани,
• разноцветных ватных шариков,
• пуговиц,
• старой варежки, перчатки, вязаной шапки,
• ненужных «малышовых» кубиков, из которых ваш ребенок «вырос»,
• старого неработающего будильника или радиоприемника,
• остатков обоев,
• и многого другого.

Давая задание, уточните, должен ли результат труда приносить какую-либо практическую пользу или это будет что-то «для красоты». Когда ребенок высказывает какое-либо предположение, спросите, какие еще материалы или инструменты могут понадобиться для воплощения идеи. В эту игру можно играть как устно, так и зарисовывая проект изделия или изготавливая его в реальном виде.

Можно играть «наоборот»:
Из чего можно сделать:
• вазочку для цветов, фруктов или сахара,
• рамочку для фотографии,
• копилку,
• поддон или кашпо (подставку) для комнатного растения,
• подсвечник,
• ящичек для мелких разнородных предметов,
• куклу би-ба-бо или куклу на палец,
• коллаж,
• витраж,
• бусы, брошку, браслетик, другую детскую бижутерию,
• обложку для книги,
• закладку,
• одежду для кукол,
• козырек для уличного звонка на даче,
• много других полезных или интересных предметов.

Этот вариант игры можно проводить, в основном, устно, так как у вас может не найтись какого-нибудь нужного предмета, но если бы он был, то «вещь» получилась бы.

Сочиняем чепуху

Начните рассказывать какое-нибудь хорошо известное ребенку стихотворение. В конце второй или четвертой строчки сделайте паузу, а затем произнесите не то слово, которое должно быть, а совсем другое, желательно в рифму (если это возможно), да еще так, чтобы было смешно. Начните читать другое четверостишие, сделайте паузу и подождите, пока ребенок сам добавит какое-либо слово. Если ребенок не откликается, добавьте что-нибудь сами. На третий-четвертый раз ребенок подхватит игру, и будет придумывать очень смешные концовки.

Представь, что ты…

Предложите ребенку представить себе, что он вдруг превратился в кого-нибудь или во что-нибудь. Что он будет слышать, видеть вокруг себя, что он будет чувствовать, в каком окружении окажется.

«Превратиться» ребенок может:
• во взрослого человека,
• в ребенка другого возраста, своего или противоположного пола,
• в героя сказки, песни или даже знаменитой картины,
• во всем известного человека (актера, президента, банкира и т.д.),
• в любое животное,
• в любой предмет.

Потом поменяйтесь ролями — вы превращаетесь и рассказываете ребенку все, что «видите, чувствуете» и так далее. Можно «превратиться» вместе и разговаривать друг с другом от имени своих «героев». Можно придумывать своим героям различные события. Получится целая сказка или рассказ. Если ребенку понравятся подобные игры, обязательно почитайте (или перечитайте) сказки, в которых действуют предметы (таких сказок немало у Андерсена) или животные.

Сочиняем сказки

Попробуйте вместе с ребенком придумать продолжение всем известной сказки. Или дочитав сказку до середины, придумайте конец. А потом сравните с тем, что придумал автор сказки. Попробуйте перемешать героев нескольких сказок и придумать для них новое приключение. Наиболее удачные варианты записывайте, но не в процессе сочинения, так как это будет отвлекать и вас и ребенка. А потом, еще раз проговорив все подробности. «Свою» сказку издайте тиражом в два-пять экземпляров и подарите бабушкам и дедушкам. Естественно, с иллюстрациями юного художника.

Придумываем правила игры

Если ребенок любит играть в разные настольные игры, сделайте вместе с ним свою игру. Сначала обсудите, какая это будет игра — просто «ходилка» с дополнительными стрелками, указывающими, куда идти фишкам. Или игра, где есть задания, написанные на карточках. Игра, в которой надо что-то собирать, или, наоборот, раскладывать по полю в процессе продвижения. Игра, где надо отвечать на вопросы и т.д.

Затем можете придумать вместе сюжет — о ком или о чем в игре пойдет речь. И дополнительные условия — что делать при прохождении тех или иных клеток, что нужно собирать или раскладывать, что может быть написано на карточках. Чем больше инициативы и фантазии проявит ребенок, тем лучше. Ваша задача проследить за тем, чтобы правила игры были не слишком сложными, запутанными и помочь ребенку изменить их, чтобы игра была и понятной и интересной.

Когда все условия обговорены и записаны, приступайте к изготовлению самой игры. Помогите ребенку в разметке игрового поля (ребенок еще не может хорошо пользоваться линейкой). Кружочки для продвижения фишек можно сделать по трафарету. Рисунки ребенок пусть делает сам или вырежет из старых журналов и наклеит. Если игра с карточками, нарежьте их и помогите ребенку писать задания. Фишки можно и кубик взять от любой покупной игры или сделать самостоятельно из подручных материалов.

Сочиняем… рекламу

В наше время рекламой никого не удивишь. Она сопровождает нас практически везде — на улице, в метро, мы слышим ее по радио и видим по телевизору. Есть реклама красивая и интересная, с юмором. А есть безвкусная, навязчивая реклама.

Попробуйте вместе с ребенком придумать свою рекламу. Это может быть, например, сказочная реклама. Как будто в некоей волшебной стране есть магазин, где продают разные чудесные предметы. Определите, что вы будете рекламировать. Для кого и для чего может быть предназначен данный товар. Будет ли это рекламный рисунок или информация, предаваемая по сказочному радио. Можно «организовать» целую рекламную компанию данного продукта.

Если ребенка уже не интересуют сказки, или вы уже наигрались в эту игру, попробуйте рассмотреть рекламные щиты возле вашего дома или посмотрите свежие ролики по телевизору и обсудите, нравиться ли ребенку реклама. Считает ли он ее эффективной. Как бы он отрекламировал данный товар или услугу (естественно, заранее нужно обсудить, для кого предназначена реклама, чем можно привлечь данный слой населения).

И в заключении хочется пожелать взрослым — мамам, папам, бабушкам и дедушкам подавать своим малышам пример — фантазируйте, сделайте свою жизнь, свой быт необычными, интересными! А для начала попробуйте украсить свою квартиру ни на что не похожими, сделанными своими руками предметами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx49.03 КБ

Предварительный просмотр:

                         МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №21 "Золотая рыбка"

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей".

Консультация для родителей

на Тему: «Нетрадиционное рисование с детьми в детском саду и дома»

                               Воспитатель:Широкова Любовь Михайловна

Общение с детьми, наблюдение за ними в повседневной жизни, изучения уровня освоения умений и навыков детей в процессе рисования, изучение методических советов, привело меня к тому, что использование разнообразных техник рисования нетрадиционной формы, будет способствовать развитию творчества и фантазии у детей. Я отбирала более интересные методы и приёмы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всём его протяжении. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей, рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Работа детей с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования, позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, даёт возможность закрепить знание о цвете, форме.                                                   

  Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь, сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать разные краски (гуашь, акварель), тушь, мелки, учить детей пользоваться этими изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности. Смысл ребёнка в рисовании – рисовать и играть, а не рисовать – изображать, ему важен процесс деятельности, а результат – только как необходимость, как условие, средство осуществление игры, как своеобразная«полуготовнаигрушка».                                                                                         

  Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На листочке дерева, на газете.  Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это сделал Я – всё это моё!».                                                                        

 Наиболее интересный и любимый способ рисования ребенка- это рисование ладошкой или пальчиком, так как детям интерес сам процесс, когда ребёнок опускает ладонь или пальчик в краску, а затем прикладывает её на лист бумаги, здесь вы можете по фантазировать с ребёнком, что у вас получилось.    

Один из интересных детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении, сначала дети акварелью рисуют, например снежинку, потом пока краска не высохла по линиям наносят соль, ждём когда она впитает в себя воду, а затем лишнюю соль ссыпаем.    

Техника рисования кляксография. Это всегда полет фантазии и неожиданные решения. Но на первых порах мыслительную деятельность можно направить в определенное русло, задать, так сказать, направление. Например, увидеть в кляксах удивительные планеты, прилет птиц, неожиданных зверей, подводный мир, рассыпанные ягоды. Поставим на лист бумаги большую кляксу(жидкая краска) и осторожно подуем каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернём лист и снова подуем. А можно сделать ещё одну, но другого цвета, пусть встретятся. Что получится,думайте сами.                                                                                   

  Любя дети рисовать и манной крупой. Да, да, крупа используется не только для приготовления вкусной и полезной каши, но и для развития детского творчества.    Сначала рисуем картинку карандашом. Потом аккуратно покрываем клеем ПВА, насыпаем манную крупу на изображение, аккуратно стряхиваем остатки крупы на тарелку, чтобы не приклеенные крупинки осыпались, такое рисование способствует снятию стресса и часто рекомендуетсяпсихологами.                                                                                              Очень интересный способ нетрадиционного рисования- рисование пенной для бритья.Ведь многие папы используют её для бритья, а с ребёнком можно ей рисовать. Например, на поднос или тарелочку наносим пенку, разравниваем поверхность с помощь линейки, далее наносим кисточкой акварельные краски разных цветов в хаотичном порядке, затем прикладываем трафарет бабочки вырезанную из бумаги, прижимаем, чтобы изображение  отпечаталось на ней. Аккуратно снимаем бабочку и ждём несколько минут, чтобы впиталась краска.

А ведь можно рисовать и зубной щёткой, мятой бумагой, ватными палочками, пеной для бритья и клей ПВА, нитками, мыльными пузырями, речным песком, рисование по стеклу, создавать композиции свеча + мелки, помадой и т.д.

 Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и единения с вашими детьми. Использование различных материалов, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка. А если вам нравится, когда глаза ваших детей блестят от восторга на занятиях¸ если вы хотите, чтобы каждое занятие было праздником, если вы желаете смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми–нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать.    

                         МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №21 "Золотая рыбка"

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей".

Консультация для родителей по нетрадиционному рисованию

                                     Воспитатель: Широкова Любовь Михайловна

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.

Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через нетрадиционные техники рисования».

Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования.

Задачи:

  1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.
  3. Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию.
  4. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
  5. Научить совершенствовать технические умения и навыки рисования.
  6. Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Актуальность темы:

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования. 

 Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.

Занятия данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии, логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей

 Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начинаем с рисования пальчиками - это самый простой способ получения изображения, который вызывает эмоциональный отклик у малыша. Работу надо начинать с одного цвета, а потом давать два - три цвета.

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ:

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, влажные салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Сначала рисуем рука в руке. Далее просто показываю малышу пример – на своем листочке, принцип рисования ребенок быстро схватывает сам.

В ходе рисования дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание).

Делать отпечатки ладошек - не менее весело, чем отпечатки пальчиков, такое занятие требует большей сосредоточенности, так же развивает мелкую моторику.

РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ:

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдца с гуашью, плотная бумага любого цвета, влажные салфетки.

Способы получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисует правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Отпечатки ладошек дополняем недостающими элементами, и превращаем в рыбок, птичек, солнышко и т.д. Малышам всегда заранее говорю, что будем рисовать, но некоторым детям могу предложить сначала сделать разноцветный отпечаток и рассмотреть - кто «спрятался» в этом отпечатке». В ходе рисования предлагаю малышам «расколдовать» спрятавшийся рисунок, совместно дорисовывая с ребенком недостающие детали карандашом или фломастером. Можно предложить детям рисовать прямо на ладошках, в этот момент незаметно для ребенка происходит естественный массаж биологически активных точек

КЛЯКСОГРАФИЯ

Кляксография –  это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве  артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).

Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования  хорошо, получается, изображать различные  деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т.д.). Попробуйте, результат Вам понравится!

                          

Вывод

Младший возраст – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и окружающий мир.

Из личного опыта знаю, что некоторые дети даже в 1,5-2 года уже с опаской относятся к рисованию пальцами и ладошками, не хотят «пачкать» ручки, отказываются от рисования. Возможно, это связано с особенностями характера и/или воспитания (ведь мы учим детей аккуратности, и некоторые дети воспринимают краску как грязь, боятся испачкать руки, одежду). Но в результате целенаправленной, систематической и планомерной работы мягко и ненавязчиво меняется отношение детей к нетрадиционному рисованию.

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества и конечно развития мелкой моторики.

В течение года от занятия к занятию по рисункам детей можно проследить, как развивается их мелкая моторика. Конечно, овладевая нетрадиционным рисованием, ребенок не научится писать. Но эта деятельность делает руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивает зрительный контроль движений руки. Помогает образованию связи рука – глаз.

Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность, и работоспособность на протяжении всего времени рисования.

                         МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №21 "Золотая рыбка"

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей".

Консультация для всей семьи

«Развитие воображения и фантазии у детей
           среднего и старшего дошкольного возраста»

                                 Воспитатель: Широкова Любовь Михайловна

Разбудить в ребенке волшебника – это значит развить у него воображение. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона нашей жизни.

Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как бы они могли усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать – лишите человека фантазии и прогресс остановиться. Значит, воображение и фантазия являются высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 4 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Воображение тесно связано с изодеятельностью, вся совместная деятельность с детьми направлена на развитие фантазии. Так же воображение связано и с музыкой.

Большое внимание в группе уделяется играм разного направления, так как почти во всех видах игр идет работа по развитию воображения.

Дети с большим удовольствием играют в дидактические игры, такие как «На что похожи облака» или «Смешные животные» - цель таких игр развить воображение, наблюдательность.

В сюжетно-ролевых играх так же ребенку надо научиться вжиться в эту роль, что бы игра была интересной, а это тоже воображение. И этому тоже нужно учить. В группе есть картотека игр на развитие воображения. Она сделана на отдельных карточках и удобна для пользования. На выходные дни игры предлагаем родителям, чтобы поиграли с детьми дома, в гостях, на прогулке. Так же предлагаем родителям самим вместе с детьми придумывать разные игры на развитие воображения.

Большую роль в развитии воображения играют игры-драматизации, постановка небольших сценок, спектаклей. Для развития воображения предлагаем детям разные задания, например: «Представьте себе море, песчаный берег. Мы все лежим на теплом песке, загораем. А теперь быстро встали и побежали к морю. Прыгнули в море и поплыли». Даем задания, такие как: «Пройдитесь как старая бабушка, как царевна».

В своей работе используем мимические этюды. Один ребенок рассказывает, другой показывает с помощью мимики и жестов то, о чем говориться.

Интересны такие упражнения с воображаемыми предметами, типа: «Представьте себе мяч, возьмите его, подбросьте его, бросьте его своему другу» и т.д.

После сна проводим игры такого типа: все становимся в круг и по команде начинаем делать разные произвольные движения. По сигналу все играющие замирают в разных позах. Затем воспитатель или родитель спрашивает, что ребенок задумал и показал.

Учим детей отгадывать и придумывать загадки: покажи своего героя в движении сначала без слов, потом со словами, а все должны отгадать, кто это был. Работая над развитием творческих способностей, обратились к сказкам. Вначале читаем сказку, а затем проводим беседу по вопросам. В конце беседы даем задание: «Придумайте и расскажите новую сказку про этих же героев. Покажите их такими, как вам хочется».

В работе по приобщению детей к изобразительной деятельности перед нами стоят три основные задачи:

1. Вызвать у детей интерес к рисованию (и лепке).

2. Создать благоприятные условия для того, что бы каждый ребенок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо.

3. Подводить детей к пониманию того, что очертания, пятна, линии и т.п. могут что-то изображать. Поддерживать попытки ребенка сравнивать и называть эти изображения по ассоциациям со знакомыми ему объектами окружающего мира. 4. Побуждать детей вносить в рисунки (лепку) дополнения.

В процессе свободного рисования дети стремятся что-то изобразить доступными им средствами выразительности (линией, формой, цветом). Из собственного опыта вы знаете, что рисовать даже взрослому человеку довольно трудно, тем более, это необычайно сложно сделать маленькому ребенку. Жизненный опыт у него ограничен, мелкая мускулатура рук развита слабо, а, следовательно, надо помнить о том, что это стоило ему огромных усилий, и ребенок заслуживает похвалы.

Создавая изображение, он не только испытывает потребность выплеснуть свои чувства на лист бумаги, ему нужен «благодарный зритель»

а) Поинтересуйтесь, что он изобразил.

б) Увидев слабые стороны его произведения, соответствующими вопросами побудите его к усовершенствованию работы, внесению в нее некоторых изменений и дополнений.

в) Если ребенок отвечает: «А я не умею рисовать…» (травку), не торопитесь с показом способов изображения (травки). Прежде напомните малышу, как она выглядит (иллюстрация, живой пример).

г) Если эти методы не помогают, то на отдельном листе бумаги покажите несколько способов изображения травы.

Запоминание в памяти ребенка графических образцов способствует превращению их в шаблоны, что представляет собой большую опасность для развития изобразительной деятельности и способностей детей. Ведь в дальнейшем ребенок может так и не научиться рисовать, кроме нескольких усвоенных штампов.

Общий метод руководства самостоятельной деятельностью детей несложен.

а) вначале все дети рисуют, а вы наблюдаете за ними, намечая для себя детей, с которыми вы будете сегодня работать.

б) как только первый из этих детей закончит, вы подсаживаетесь к нему и начинаете беседовать в той последовательности, которая приведена выше.

в) закончив беседовать с одним, вы переходите к следующему и так изо дня в день, можно охватить всех детей.

Советы родителям

Фантазия обеспечивает создание сего-то нового, а мышление подвергает это новое критическому анализу. Таким образом, ребенок должен не только демонстрировать оригинальные результаты в предполагаемых заданиях, но и сопровождать их определенной критической оценкой, уметь объяснять свою логику.

Свои выводы о развитии воображения у вашего ребенка вы можете подкрепить по следующему тесту.

 

Тест: «Как развито воображение у вашего ребенка»

  • Увлекается ваш ребенок рисованием?                                           2              1
  • Часто ли он грустит?                                                                        1              2
  • Когда он рассказывает какой-нибудь                                

подлинный случай, прибегает ли он

к вымышленным подробностям для                                         1             0

украшения?

  • Проявляет ли от инициативу в игре?                                              2             1
  • Красивые ли у него рисунки?                                                          1             0
  • Когда ему скучно, рисует ли одни и те же фигурки

 «от скуки»?                                                                                  0             1

  • Любит ли он импровизировать под музыку             

танцы или стихи?                                                                        1             0

  • Ему сняться необыкновенные сны?                                                 1             0
  • Он легко ориентируется в обстановке, знакомой ему

только по описанию?                                                                   1             0

 

 

             Посчитайте полученные очки. Если ваш ребенок набрал:

14-16очков: у него буйная фантазия (воображение). Если ее умело направлять, то жизнь ребенка станет гораздо богаче и принесет много радости и ему, и окружающим людям.

9-12очков: фантазия ребенка не из самых слабых, однако нуждается в тренировке и дозировке.

5-8очков: скорее всего, ваш ребенок реалист, он не витает в облаках. В определенной степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Вы можете ему помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии, в том числе и приемами в книге «Развитие воображения у детей» автор Л.Ю.Субботина.

 

Можно придумать правило: каждому пальчику определенный цвет, особенно хорошо рисовать, когда нет кисточки под рукой. Для этого удобны гуашевые краски, которые наливают в плоские тарелочки, крышки от баночек с гуашью.

 

1. Обмакнув подушечки пальцев в краску, можно нарисовать: «Новогоднее конфетти», «Рассыпавшиеся бусы», «Огоньки на елке», «Веселый горох», «Следы», «Узоры для платья», «Пушистый снег», «Одуванчики», «Распустилась вербочка», «Сладкие ягодки», «Гроздья рябины», «Цветы для мамы».

2. Если обмакнуть в краску боковую сторону пальца и приложить к бумаге, то получаются «Следы более крупных животных зверей», «Летние и осенние листья», «Овощной салат», «Праздничные листочки». Если таким образом проводить линии разной длинны, вновь набирая краску, то можно нарисовать более сложные предметы: деревья, птиц, животных, пейзажные картинки и даже декоративные узоры.

3. Сжать руку в кулак и наложить ее на краску, затем приложить к листу бумаги, получаются «Бутоны цветов», «Детеныши зверей», «Птицы».

4. Если приложить боковую часть кулака, то получаются «Гусеницы», «Драконы», «Сказочные деревья».

5. Рисование ладонью.

                         МАДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №21 "Золотая рыбка"

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей".

Консультация для родителей и педагогов

 «Такого не бывает! Или как развивать фантазию у детей»

                                         Воспитатель: Широкова Любовь Михайловна

Дорогие родители, если вы хотите воспитать творческую и активную личность, то эта информация для вас! Дошкольный период – это один из самых благоприятных периодов в развитии фантазии ребенка. Если воображение отстает в развитии, ребенок оказывается не готов к усвоению учебного материала, ведь любое обучение связано с необходимостью что-то представлять, фантазировать. Ребенок с богатой фантазией успешнее решает нестандартные, а значит, сложные задачи, легче переживает неприятности и пользуется уважением сверстников. Думаю, никто не будет спорить с тем, что фантазия двигатель прогресса. Без фантазеров у нас не было бы ни компьютеров, ни автомобилей, ни даже простейших орудий труда. Именно благодаря умению фантазировать человечество вышло на современный уровень прогресса и, конечно, культуры и искусства. Давайте поможем и нашим детям развить способность воображать, фантазировать.

Предлагаем вам поиграть в очень простые, не требующие специального оборудования, игры.

На что это похоже?

Показывайте ребенку и спрашивайте, на что похожи:
• геометрические фигуры или тела,
• кляксы (случайные или сделанные специально),
• «каляки-маляки» младшего брата, абстрактные картины настоящих художников,
• камушки на пляже,
• палочки или коряги в парке или в лесу,
• облака,
• лужи,
• листики, шишки, семена разных растений,
• другие предметы.

Предложите ребенку закрыть глаза и потрогать разные предметы. На что похожи:
• кусочек меха,
• шелковый платочек,
• кусочек наждачной бумаги,
• толстая веревка,
• подушечка для иголок (естественно, пустая),
• грецкий орех,
• глянцевый журнал,
• пульт от телевизора,
• газета, свернутая в трубочку,
• и так далее.

Во время подобных игр старайтесь не спорить с ребенком, не говорить: «А вот и совсем не похоже!». Лучше расспросите ребенка, почему ему так показалось. Поделитесь своими впечатлениями. Исключения составляют, пожалуй, только игры с геометрическими фигурами и телами. Если ребенок говорит, что квадрат похож на яблочко, он конечно, не совсем прав. Но в ответ на ваше недоумение малыш смело заявит, что «Это волшебное такое яблочко, ты, что ли, не понимаешь!». Тогда договоритесь с ним, что лучше вы будете пока сравнивать с настоящими предметами, а волшебное яблочко вы нарисуете чуть позже.

Волшебные предметы

С героями сказок, приключенческих книг и фильмов постоянно случаются всякие невероятные истории. Они попадают в очень сложные, порой безвыходные ситуации. Предложите ребенку придумать, какой волшебный предмет или удивительный прибор он бы хотел подарить герою книги или фильма, чтобы тому легче было справиться с неприятностями. Какими свойствами этот предмет должен обладать, как может выглядеть. Пусть малыш нарисует героя, а рядом с ним — волшебного «помощника». Спросите ребенка, а что бы он сделал, окажись у него в руках такой предмет или прибор.

Рисуем впечатления

Когда ребенок достаточно хорошо овладеет карандашом и кисточкой, начнет рисовать не «просто человечков», а более сложные «жанровые сцены», предлагайте ему нарисовать по вашей просьбе:
• персонажей любимой сказки (можете заранее обсудить, как выглядит тот или иной персонаж, во что он может быть одет, в какой именно момент сказочного действия ребенок хочет его изобразить),
• впечатления от недавнего похода в зоопарк, в цирк, в театр (вместе припомните, как вели себя животные, кто именно участвовал в представлении, как были одеты актеры и так далее),
• себя и членов семьи во время поездки к морю, похода на лыжах и так далее.

Воображаем и рисуем

Предложите ребенку представить себе и нарисовать:
• разных фей и волшебников;
• королей и королев, царей, царевичей, цариц и царевен разных удивительных государств;
• неведомых, несуществующих зверей: известных по сказкам — гипогриф, соплохвост, слонопотам, тяни-толкай, змей-горыныч; или выдуманных — геометрин, круглохвост, роговолос, искроглаз, ползун чешуйчатый и так далее (придумайте сами или вместе с ребенком);
• жителей других планет (можно придумать вместе с ребенком название этих существ или названия планет);
• несуществующие виды транспорта (как земные, так и инопланетные), заранее обсудив, какими свойствами они будут обладать;
• сказочные предметы — волшебные палочки, шапки невидимки, ковры-самолеты, скатерти-самобранки и многое другое;
• разные города — инопланетные, сказочные (из той или иной сказки или «просто так»), настоящие (находящиеся в разных уголках земного шара);
• известных людей, портретов которых ребенок никогда не видел.

Что и как можно сделать

Обсудите с ребенком, что можно сделать из:
• пластмассовой бутылки от лимонада: целой, с одним, двумя, тремя отверстиями, разрезанной вдоль или поперек, на равные или неравные части, не одной, а двух-трех одновременно, с использованием не менее двух, но не более четырех других предметов
• коробки от конфет (с соблюдением одного или нескольких дополнительных требований — см. выше или придумайте сами),
• круглой коробки от плавленого сыра,
• жестяной банки от кофе,
• крышек от бутылок или банок,
• спичечных коробков (одного, двух, десяти),
• проволоки, веревочек, палочек,
• деревянной ложки и лоскутка,
• шишек (одинаковых или разных),
• гладкой досточки,
• разноцветных кусочков оргстекла, кожи, ткани,
• разноцветных ватных шариков,
• пуговиц,
• старой варежки, перчатки, вязаной шапки,
• ненужных «малышовых» кубиков, из которых ваш ребенок «вырос»,
• старого неработающего будильника или радиоприемника,
• остатков обоев,
• и многого другого.

Давая задание, уточните, должен ли результат труда приносить какую-либо практическую пользу или это будет что-то «для красоты». Когда ребенок высказывает какое-либо предположение, спросите, какие еще материалы или инструменты могут понадобиться для воплощения идеи. В эту игру можно играть как устно, так и зарисовывая проект изделия или изготавливая его в реальном виде.

Можно играть «наоборот»:
Из чего можно сделать:
• вазочку для цветов, фруктов или сахара,
• рамочку для фотографии,
• копилку,
• поддон или кашпо (подставку) для комнатного растения,
• подсвечник,
• ящичек для мелких разнородных предметов,
• куклу би-ба-бо или куклу на палец,
• коллаж,
• витраж,
• бусы, брошку, браслетик, другую детскую бижутерию,
• обложку для книги,
• закладку,
• одежду для кукол,
• козырек для уличного звонка на даче,
• много других полезных или интересных предметов.

Этот вариант игры можно проводить, в основном, устно, так как у вас может не найтись какого-нибудь нужного предмета, но если бы он был, то «вещь» получилась бы.

Сочиняем чепуху

Начните рассказывать какое-нибудь хорошо известное ребенку стихотворение. В конце второй или четвертой строчки сделайте паузу, а затем произнесите не то слово, которое должно быть, а совсем другое, желательно в рифму (если это возможно), да еще так, чтобы было смешно. Начните читать другое четверостишие, сделайте паузу и подождите, пока ребенок сам добавит какое-либо слово. Если ребенок не откликается, добавьте что-нибудь сами. На третий-четвертый раз ребенок подхватит игру, и будет придумывать очень смешные концовки.

Представь, что ты…

Предложите ребенку представить себе, что он вдруг превратился в кого-нибудь или во что-нибудь. Что он будет слышать, видеть вокруг себя, что он будет чувствовать, в каком окружении окажется.

«Превратиться» ребенок может:
• во взрослого человека,
• в ребенка другого возраста, своего или противоположного пола,
• в героя сказки, песни или даже знаменитой картины,
• во всем известного человека (актера, президента, банкира и т.д.),
• в любое животное,
• в любой предмет.

Потом поменяйтесь ролями — вы превращаетесь и рассказываете ребенку все, что «видите, чувствуете» и так далее. Можно «превратиться» вместе и разговаривать друг с другом от имени своих «героев». Можно придумывать своим героям различные события. Получится целая сказка или рассказ. Если ребенку понравятся подобные игры, обязательно почитайте (или перечитайте) сказки, в которых действуют предметы (таких сказок немало у Андерсена) или животные.

Сочиняем сказки

Попробуйте вместе с ребенком придумать продолжение всем известной сказки. Или дочитав сказку до середины, придумайте конец. А потом сравните с тем, что придумал автор сказки. Попробуйте перемешать героев нескольких сказок и придумать для них новое приключение. Наиболее удачные варианты записывайте, но не в процессе сочинения, так как это будет отвлекать и вас и ребенка. А потом, еще раз проговорив все подробности. «Свою» сказку издайте тиражом в два-пять экземпляров и подарите бабушкам и дедушкам. Естественно, с иллюстрациями юного художника.

Придумываем правила игры

Если ребенок любит играть в разные настольные игры, сделайте вместе с ним свою игру. Сначала обсудите, какая это будет игра — просто «ходилка» с дополнительными стрелками, указывающими, куда идти фишкам. Или игра, где есть задания, написанные на карточках. Игра, в которой надо что-то собирать, или, наоборот, раскладывать по полю в процессе продвижения. Игра, где надо отвечать на вопросы и т.д.

Затем можете придумать вместе сюжет — о ком или о чем в игре пойдет речь. И дополнительные условия — что делать при прохождении тех или иных клеток, что нужно собирать или раскладывать, что может быть написано на карточках. Чем больше инициативы и фантазии проявит ребенок, тем лучше. Ваша задача проследить за тем, чтобы правила игры были не слишком сложными, запутанными и помочь ребенку изменить их, чтобы игра была и понятной и интересной.

Когда все условия обговорены и записаны, приступайте к изготовлению самой игры. Помогите ребенку в разметке игрового поля (ребенок еще не может хорошо пользоваться линейкой). Кружочки для продвижения фишек можно сделать по трафарету. Рисунки ребенок пусть делает сам или вырежет из старых журналов и наклеит. Если игра с карточками, нарежьте их и помогите ребенку писать задания. Фишки можно и кубик взять от любой покупной игры или сделать самостоятельно из подручных материалов.

Сочиняем… рекламу

В наше время рекламой никого не удивишь. Она сопровождает нас практически везде — на улице, в метро, мы слышим ее по радио и видим по телевизору. Есть реклама красивая и интересная, с юмором. А есть безвкусная, навязчивая реклама.

Попробуйте вместе с ребенком придумать свою рекламу. Это может быть, например, сказочная реклама. Как будто в некоей волшебной стране есть магазин, где продают разные чудесные предметы. Определите, что вы будете рекламировать. Для кого и для чего может быть предназначен данный товар. Будет ли это рекламный рисунок или информация, предаваемая по сказочному радио. Можно «организовать» целую рекламную компанию данного продукта.

Если ребенка уже не интересуют сказки, или вы уже наигрались в эту игру, попробуйте рассмотреть рекламные щиты возле вашего дома или посмотрите свежие ролики по телевизору и обсудите, нравиться ли ребенку реклама. Считает ли он ее эффективной. Как бы он отрекламировал данный товар или услугу (естественно, заранее нужно обсудить, для кого предназначена реклама, чем можно привлечь данный слой населения).

И в заключении хочется пожелать взрослым — мамам, папам, бабушкам и дедушкам подавать своим малышам пример — фантазируйте, сделайте свою жизнь, свой быт необычными, интересными! А для начала попробуйте украсить свою квартиру ни на что не похожими, сделанными своими руками предметами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...