Исследовательский детский проект «Самовар – символ домашнего уюта»
проект (подготовительная группа)

Маликова Эльфера Дамировна

Проектная работа посвящена изучению истории самовара. Самовар был популярен в России потому, что был необходим для русской церемонии чаепития. Он был символом добра и домашнего уюта. Представлена информация о появлении самовара в истории русского народа, его разновидности в  современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_samovar_-_simvol_domashnego_uyuta.docx954.46 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ города Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»

Исследовательский детский проект

«Самовар – символ домашнего уюта»

Название номинации: «Лучший речевой проект дошкольника – 2018»

Тема проекта: «Самовар – символ домашнего уюта»

Автор проекта: Дубровский Павел Алексеевич– воспитанник группы №13 «Непоседы»МАДОУ города Нижневартовска детского сада №61 «Соловушка».

Руководитель проекта: Маликова Эльфера Дамировна – воспитатель МАДОУ города Нижневартовска детского сада №61 «Соловушка».

Аннотация

Сегодня среди нас нет такого человека, который никогда бы не пил чай, самый любимый напиток во всех странах мира. Чаепитие на Руси – это многовековая традиция гостеприимства и застолий русского народа. В древние времена, бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!». Это сейчас мы ставим чайник на электрическую или газовую плиту или, если он электрический, просто включаем его. А раньше на Руси ничего подобного не было. Воду в заварочный чайник, стакан или чашку наливали исключительно из самовара. Самовар был популярен в России потому, что был необходим для русской церемонии чаепития. Он был символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Это непременный атрибут семейного покоя.

Актуальность темы в том, что современный человек не помнит традиции своего народа. Человек, не знающий своей культуры, не может ничего оставить своим потомкам.

Для более лучшей заинтересованности и эффективной формы работы по приобщению детей к традициям своего народа, увлекая этим дошкольников и их родителей, в группе был создан книжный уголок с различными книжными изданиями: рассказы, альбом «История самовара», книжки-малышки со стихами о самоваре.

Что такое самовар? Почему он так называется? Зачем он нужен? А почему им уже не пользуются? С такими вопросами ко мне обратился воспитанник Паша.  Вот это мы и решили выяснить с ним и все разузнать.

Проектная работа посвящена изучению истории самовара. Представлена информация о появлении самовара в истории русского народа, его разновидности в  современном мире.

Сбор информации мы начали с изучения литературы,   воспользовались также ресурсами Интернета. 

В процессе реализации проекта были созданы альбом «История самовара» и выставка рисунков, которые  являются конечным результатом проекта.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

Самовар – символ домашнего уюта

Образовательная  область

Познавательное , художественно-эстетическое  развитие

Цель

  • Познакомиться с историей самовара, о его значении для семьи

Задачи

  • Поиск информации в энциклопедиях, книгах, интернете;
  • Выяснить, какой формы и размера изготовляли самовары;
  • Привлечь родителей к исследовательской и творческой деятельности.
  • Развивать личность ребенка, его творческие способности;
  • Развивать любознательность, как основу познавательной активности;
  • Познакомить детей своей группы с результатом исследования.

Сроки реализации

10 дней

Конечный результаты

  • Создание выставки рисунков «Чаепитие за самоваром»
  • Создание альбома «История  самовара»

План работы

Проект состоит из следующих этапов   работы:

IЭТАП

Выявление проблемы (целеполагание)

IIЭТАП

Сбор информационного материала по теме,

подбор литературы.

IIIЭТАП

Создание альбома «История самовара»,  выставки рисунков « Чаепитие за самоваром»

Описание работы

IЭТАП  

Выявление проблемы (целеполагание)

- Для начала я провела беседу  и выяснила, что Паша ничего не знают об истории появления самовара, где впервые начали производить,  о значении его в жизни русского народа  и  том, что самовары бывают разной формы и размера.

Обсуждая    возникшие вопросы,  я подвела его к проблемной ситуации и определила задачи проекта:

 -Поиск информации в энциклопедиях, книгах, интернет - ресурсах;

- Познакомить с историей изготовления первого самовара

- Развивать личность ребенка, его творческие способности;

- Приобщать к общечеловеческим ценностям;

- Развивать любознательность, как основу познавательной активности;

- Приобщать родителей к совместной работе с детьми и воспитателями;

-  Создание альбома и выставки рисунков.

IIЭТАП

Сбор информационного материала по теме. Подбор литературы.

-Изучение  литературы об истории самовара в книгах, журналах, статьях газет;

-Поиск информации в интернет - ресурсах;

В детской энциклопедии Пашу привлекли рассказы о том, что самовар был не просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой благополучие, семейный уют и достаток. Очень интересно было ему рассматривать произведения искусств о самоваре. Было интересно ребятам узнать: кто первым изготовил самовар, из какого материала  изготовляли самовар, из каких деталей он состоял и  как происходил процесс кипячения воды?

IIIЭТАП

Вместе с Пашей прослушали рассказы об истории изготовления первого самоваров, просмотрели экспонаты музея самоваров, посетили мини-музей детского сада «Русская изба» . Провели следующую работу:

- Беседа на тему «Где сейчас можно найти самовар»;

- Чтение рассказов, стихотворений  про самовар следующих авторов: С. Г. Писахов «Самоварова семья», К. И. Чуковский «Федорино горе», Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар»;

-Рассматривание произведений искусства Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем»,А.Н. Коновалов «Натюрморт с самоваром», К. Е. Маковский «За чаем», В. Ф. Стожаров «У самовара»,  «Чай с калачами» и др.

- Прослушивание музыкальных произведений Л. Утесов «У самовара»;

 -Просмотр мультфильма  «Муха-Цокотуха», «Федорино горе».

- Посещение  мини-музея детского сада  «Русская изба»

C:\Users\Соловушка\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20180205_113729.jpg

Для того чтобы заинтересовать воспитанника предложила приготовить дома  с родителями  самовар из бросового материала, нарисовать рисунок «Чаепитие с самоваром».

C:\Users\Соловушка\Desktop\IMG_20180314_095346.jpg

Провели опрос  у детей, «есть ли у ваших бабушек  самовар», «пили ли чай из самовара», «какой чай вкуснее: из самовара или чайника», «как часто устраиваются чаепития с самоваром». Анкетирование показало, что в современности не во всех семьях пользуются самоваром.

Отсюда вывод.  В современном мире человек вечно спешащий, вечно занятый, самовар заменил на чайник электрический. Утрачено былое значение самоварного чаепития, семейного единения.

Конечный результат

Полученные знания об истории появления самовара в русском быту Павел воплотил в творческой работе: красочный иллюстрированный альбом с познавательным материалом «История самовара» и выставка рисунков «Чаепитие с самоваром». Дети в группе с удовольствием читают, рассматривают иллюстрации альбома.

Список используемых ресурсов

  1. Буровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин.- М.: Дрофа-плюс, 2004. – с.169-171.
  2. Волков С. В. Русские самовары в собрании всероссийского музея декоративно – прикладного и народного искусства. // «Музей 6». - М: Советский художник. – 1986.
  3. Госберг М. Самоварное производство. – В кн.: По тульскому краю. – Тула. - 1995.
  4. Иванова Е.А. Русские самовары. - Л. – 1971.

Москалева Л.А, Ашевский С.Д. Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 1988.

  1. ниверсальный иллюстрированный словарь русского языка: в 18 томах. Т.14.- Кишенев.- Москва.- 2012.- с. 159.
  2. Энциклопедия для детей «Просто о простом» Попова А.
  3. http://www.kultura-rf.ru/pub/samovar.php
  4. http://www.rusamovar.ru/historyhp
  5. http://vashsamovar.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские детские проекты "Где живет голос?", "Что умеет делать язык?", "Зачем нужен язык?"

Совместные работы детей и родителей под руководством учителя-логопеда. Это первый опыт защиты проектов в новом корпусе №3 нашего детского сада № 111 "Дашенька". Проекты детей стали лауреатами всеросси...

Исследовательский детский проект "Домашние опыты"

Исследовательский детский проект "Домашние опыты"...

Исследовательский детский проект "Загадки морской воды"

После проведения проекта «Мир моря», для воспитания экологической культуры, двое детей подготовительной группы  задумались: «А почему же вода в море солёная, чем она отличается ...

Проект "Самовар - символ России"

Беседы о самоваре. Подвижные, дидктические игры....

Детский проект "Самовар"

Сегодня среди нас нет такого человека, который никогда бы не пил чай, самый любимый напиток во всех странах мира. Чаепитие на Руси – это многовековая традиция гостеприимства и застолий русского ...

Проект "Самовар - символ России"

Материал для работы с дошкольниками...

Исследовательский детский проект «Каша-сила наша» Номинация: Лучший проект дошкольника с ОВЗ-2023

Полезнее завтрака нет предмета на земле. Завтрак должен составлять25% от дневного рациона. Каша – одно из самых древнейших блюд вРоссии. Наравне со щами каша стала чуть ли не нашим национальным ...