Исследовательский детский проект «Самовар – символ домашнего уюта»
проект (подготовительная группа)
Проектная работа посвящена изучению истории самовара. Самовар был популярен в России потому, что был необходим для русской церемонии чаепития. Он был символом добра и домашнего уюта. Представлена информация о появлении самовара в истории русского народа, его разновидности в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 954.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ города Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»
Исследовательский детский проект
«Самовар – символ домашнего уюта»
Название номинации: «Лучший речевой проект дошкольника – 2018»
Тема проекта: «Самовар – символ домашнего уюта»
Автор проекта: Дубровский Павел Алексеевич– воспитанник группы №13 «Непоседы»МАДОУ города Нижневартовска детского сада №61 «Соловушка».
Руководитель проекта: Маликова Эльфера Дамировна – воспитатель МАДОУ города Нижневартовска детского сада №61 «Соловушка».
Аннотация
Сегодня среди нас нет такого человека, который никогда бы не пил чай, самый любимый напиток во всех странах мира. Чаепитие на Руси – это многовековая традиция гостеприимства и застолий русского народа. В древние времена, бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!». Это сейчас мы ставим чайник на электрическую или газовую плиту или, если он электрический, просто включаем его. А раньше на Руси ничего подобного не было. Воду в заварочный чайник, стакан или чашку наливали исключительно из самовара. Самовар был популярен в России потому, что был необходим для русской церемонии чаепития. Он был символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Это непременный атрибут семейного покоя.
Актуальность темы в том, что современный человек не помнит традиции своего народа. Человек, не знающий своей культуры, не может ничего оставить своим потомкам.
Для более лучшей заинтересованности и эффективной формы работы по приобщению детей к традициям своего народа, увлекая этим дошкольников и их родителей, в группе был создан книжный уголок с различными книжными изданиями: рассказы, альбом «История самовара», книжки-малышки со стихами о самоваре.
Что такое самовар? Почему он так называется? Зачем он нужен? А почему им уже не пользуются? С такими вопросами ко мне обратился воспитанник Паша. Вот это мы и решили выяснить с ним и все разузнать.
Проектная работа посвящена изучению истории самовара. Представлена информация о появлении самовара в истории русского народа, его разновидности в современном мире.
Сбор информации мы начали с изучения литературы, воспользовались также ресурсами Интернета.
В процессе реализации проекта были созданы альбом «История самовара» и выставка рисунков, которые являются конечным результатом проекта.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА | |
Тема проекта | Самовар – символ домашнего уюта |
Образовательная область | Познавательное , художественно-эстетическое развитие |
Цель |
|
Задачи |
|
Сроки реализации | 10 дней |
Конечный результаты |
|
План работы
Проект состоит из следующих этапов работы:
IЭТАП | Выявление проблемы (целеполагание) |
IIЭТАП | Сбор информационного материала по теме, подбор литературы. |
IIIЭТАП | Создание альбома «История самовара», выставки рисунков « Чаепитие за самоваром» |
Описание работы
IЭТАП
Выявление проблемы (целеполагание)
- Для начала я провела беседу и выяснила, что Паша ничего не знают об истории появления самовара, где впервые начали производить, о значении его в жизни русского народа и том, что самовары бывают разной формы и размера.
Обсуждая возникшие вопросы, я подвела его к проблемной ситуации и определила задачи проекта:
-Поиск информации в энциклопедиях, книгах, интернет - ресурсах;
- Познакомить с историей изготовления первого самовара
- Развивать личность ребенка, его творческие способности;
- Приобщать к общечеловеческим ценностям;
- Развивать любознательность, как основу познавательной активности;
- Приобщать родителей к совместной работе с детьми и воспитателями;
- Создание альбома и выставки рисунков.
IIЭТАП
Сбор информационного материала по теме. Подбор литературы.
-Изучение литературы об истории самовара в книгах, журналах, статьях газет;
-Поиск информации в интернет - ресурсах;
В детской энциклопедии Пашу привлекли рассказы о том, что самовар был не просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой благополучие, семейный уют и достаток. Очень интересно было ему рассматривать произведения искусств о самоваре. Было интересно ребятам узнать: кто первым изготовил самовар, из какого материала изготовляли самовар, из каких деталей он состоял и как происходил процесс кипячения воды?
IIIЭТАП
Вместе с Пашей прослушали рассказы об истории изготовления первого самоваров, просмотрели экспонаты музея самоваров, посетили мини-музей детского сада «Русская изба» . Провели следующую работу:
- Беседа на тему «Где сейчас можно найти самовар»;
- Чтение рассказов, стихотворений про самовар следующих авторов: С. Г. Писахов «Самоварова семья», К. И. Чуковский «Федорино горе», Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар»;
-Рассматривание произведений искусства Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем»,А.Н. Коновалов «Натюрморт с самоваром», К. Е. Маковский «За чаем», В. Ф. Стожаров «У самовара», «Чай с калачами» и др.
- Прослушивание музыкальных произведений Л. Утесов «У самовара»;
-Просмотр мультфильма «Муха-Цокотуха», «Федорино горе».
- Посещение мини-музея детского сада «Русская изба»
Для того чтобы заинтересовать воспитанника предложила приготовить дома с родителями самовар из бросового материала, нарисовать рисунок «Чаепитие с самоваром».
Провели опрос у детей, «есть ли у ваших бабушек самовар», «пили ли чай из самовара», «какой чай вкуснее: из самовара или чайника», «как часто устраиваются чаепития с самоваром». Анкетирование показало, что в современности не во всех семьях пользуются самоваром.
Отсюда вывод. В современном мире человек вечно спешащий, вечно занятый, самовар заменил на чайник электрический. Утрачено былое значение самоварного чаепития, семейного единения.
Конечный результат
Полученные знания об истории появления самовара в русском быту Павел воплотил в творческой работе: красочный иллюстрированный альбом с познавательным материалом «История самовара» и выставка рисунков «Чаепитие с самоваром». Дети в группе с удовольствием читают, рассматривают иллюстрации альбома.
Список используемых ресурсов
- Буровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин.- М.: Дрофа-плюс, 2004. – с.169-171.
- Волков С. В. Русские самовары в собрании всероссийского музея декоративно – прикладного и народного искусства. // «Музей 6». - М: Советский художник. – 1986.
- Госберг М. Самоварное производство. – В кн.: По тульскому краю. – Тула. - 1995.
- Иванова Е.А. Русские самовары. - Л. – 1971.
Москалева Л.А, Ашевский С.Д. Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 1988.
- ниверсальный иллюстрированный словарь русского языка: в 18 томах. Т.14.- Кишенев.- Москва.- 2012.- с. 159.
- Энциклопедия для детей «Просто о простом» Попова А.
- http://www.kultura-rf.ru/pub/samovar.php
- http://www.rusamovar.ru/historyhp
- http://vashsamovar.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/07/picture-804921-1470587200.jpg)
Исследовательские детские проекты "Где живет голос?", "Что умеет делать язык?", "Зачем нужен язык?"
Совместные работы детей и родителей под руководством учителя-логопеда. Это первый опыт защиты проектов в новом корпусе №3 нашего детского сада № 111 "Дашенька". Проекты детей стали лауреатами всеросси...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/18/picture-869585-1589801223.jpg)
Исследовательский детский проект "Домашние опыты"
Исследовательский детский проект "Домашние опыты"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/10/picture-479332-1410371401.jpg)
Детский проект "Самовар"
Сегодня среди нас нет такого человека, который никогда бы не пил чай, самый любимый напиток во всех странах мира. Чаепитие на Руси – это многовековая традиция гостеприимства и застолий русского ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/05/13/picture-222974-1715580606.jpg)
Исследовательский детский проект «Каша-сила наша» Номинация: Лучший проект дошкольника с ОВЗ-2023
Полезнее завтрака нет предмета на земле. Завтрак должен составлять25% от дневного рациона. Каша – одно из самых древнейших блюд вРоссии. Наравне со щами каша стала чуть ли не нашим национальным ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/08/picture-1239249-1728411338.jpg)
Исследовательский детский проект "Почему в детском саду не дают Кока-колу?
Паспорт проекта:Тип проекта: познавательно-исследовательскийВид проекта: групповойУчастники проекта: дети подготовительной группыРуководитель проекта: Порядина Наталья Юрьевна, воспитательСрок реализа...