Исследовательский детский проект «Самовар – символ домашнего уюта»
проект (подготовительная группа)

Маликова Эльфера Дамировна

Проектная работа посвящена изучению истории самовара. Самовар был популярен в России потому, что был необходим для русской церемонии чаепития. Он был символом добра и домашнего уюта. Представлена информация о появлении самовара в истории русского народа, его разновидности в  современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_samovar_-_simvol_domashnego_uyuta.docx954.46 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ города Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»

Исследовательский детский проект

«Самовар – символ домашнего уюта»

Название номинации: «Лучший речевой проект дошкольника – 2018»

Тема проекта: «Самовар – символ домашнего уюта»

Автор проекта: Дубровский Павел Алексеевич– воспитанник группы №13 «Непоседы»МАДОУ города Нижневартовска детского сада №61 «Соловушка».

Руководитель проекта: Маликова Эльфера Дамировна – воспитатель МАДОУ города Нижневартовска детского сада №61 «Соловушка».

Аннотация

Сегодня среди нас нет такого человека, который никогда бы не пил чай, самый любимый напиток во всех странах мира. Чаепитие на Руси – это многовековая традиция гостеприимства и застолий русского народа. В древние времена, бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!». Это сейчас мы ставим чайник на электрическую или газовую плиту или, если он электрический, просто включаем его. А раньше на Руси ничего подобного не было. Воду в заварочный чайник, стакан или чашку наливали исключительно из самовара. Самовар был популярен в России потому, что был необходим для русской церемонии чаепития. Он был символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Это непременный атрибут семейного покоя.

Актуальность темы в том, что современный человек не помнит традиции своего народа. Человек, не знающий своей культуры, не может ничего оставить своим потомкам.

Для более лучшей заинтересованности и эффективной формы работы по приобщению детей к традициям своего народа, увлекая этим дошкольников и их родителей, в группе был создан книжный уголок с различными книжными изданиями: рассказы, альбом «История самовара», книжки-малышки со стихами о самоваре.

Что такое самовар? Почему он так называется? Зачем он нужен? А почему им уже не пользуются? С такими вопросами ко мне обратился воспитанник Паша.  Вот это мы и решили выяснить с ним и все разузнать.

Проектная работа посвящена изучению истории самовара. Представлена информация о появлении самовара в истории русского народа, его разновидности в  современном мире.

Сбор информации мы начали с изучения литературы,   воспользовались также ресурсами Интернета. 

В процессе реализации проекта были созданы альбом «История самовара» и выставка рисунков, которые  являются конечным результатом проекта.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

Самовар – символ домашнего уюта

Образовательная  область

Познавательное , художественно-эстетическое  развитие

Цель

  • Познакомиться с историей самовара, о его значении для семьи

Задачи

  • Поиск информации в энциклопедиях, книгах, интернете;
  • Выяснить, какой формы и размера изготовляли самовары;
  • Привлечь родителей к исследовательской и творческой деятельности.
  • Развивать личность ребенка, его творческие способности;
  • Развивать любознательность, как основу познавательной активности;
  • Познакомить детей своей группы с результатом исследования.

Сроки реализации

10 дней

Конечный результаты

  • Создание выставки рисунков «Чаепитие за самоваром»
  • Создание альбома «История  самовара»

План работы

Проект состоит из следующих этапов   работы:

IЭТАП

Выявление проблемы (целеполагание)

IIЭТАП

Сбор информационного материала по теме,

подбор литературы.

IIIЭТАП

Создание альбома «История самовара»,  выставки рисунков « Чаепитие за самоваром»

Описание работы

IЭТАП  

Выявление проблемы (целеполагание)

- Для начала я провела беседу  и выяснила, что Паша ничего не знают об истории появления самовара, где впервые начали производить,  о значении его в жизни русского народа  и  том, что самовары бывают разной формы и размера.

Обсуждая    возникшие вопросы,  я подвела его к проблемной ситуации и определила задачи проекта:

 -Поиск информации в энциклопедиях, книгах, интернет - ресурсах;

- Познакомить с историей изготовления первого самовара

- Развивать личность ребенка, его творческие способности;

- Приобщать к общечеловеческим ценностям;

- Развивать любознательность, как основу познавательной активности;

- Приобщать родителей к совместной работе с детьми и воспитателями;

-  Создание альбома и выставки рисунков.

IIЭТАП

Сбор информационного материала по теме. Подбор литературы.

-Изучение  литературы об истории самовара в книгах, журналах, статьях газет;

-Поиск информации в интернет - ресурсах;

В детской энциклопедии Пашу привлекли рассказы о том, что самовар был не просто бытовой принадлежностью, он олицетворял собой благополучие, семейный уют и достаток. Очень интересно было ему рассматривать произведения искусств о самоваре. Было интересно ребятам узнать: кто первым изготовил самовар, из какого материала  изготовляли самовар, из каких деталей он состоял и  как происходил процесс кипячения воды?

IIIЭТАП

Вместе с Пашей прослушали рассказы об истории изготовления первого самоваров, просмотрели экспонаты музея самоваров, посетили мини-музей детского сада «Русская изба» . Провели следующую работу:

- Беседа на тему «Где сейчас можно найти самовар»;

- Чтение рассказов, стихотворений  про самовар следующих авторов: С. Г. Писахов «Самоварова семья», К. И. Чуковский «Федорино горе», Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар»;

-Рассматривание произведений искусства Б.М. Кустодиева «Купчиха за чаем»,А.Н. Коновалов «Натюрморт с самоваром», К. Е. Маковский «За чаем», В. Ф. Стожаров «У самовара»,  «Чай с калачами» и др.

- Прослушивание музыкальных произведений Л. Утесов «У самовара»;

 -Просмотр мультфильма  «Муха-Цокотуха», «Федорино горе».

- Посещение  мини-музея детского сада  «Русская изба»

C:\Users\Соловушка\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20180205_113729.jpg

Для того чтобы заинтересовать воспитанника предложила приготовить дома  с родителями  самовар из бросового материала, нарисовать рисунок «Чаепитие с самоваром».

C:\Users\Соловушка\Desktop\IMG_20180314_095346.jpg

Провели опрос  у детей, «есть ли у ваших бабушек  самовар», «пили ли чай из самовара», «какой чай вкуснее: из самовара или чайника», «как часто устраиваются чаепития с самоваром». Анкетирование показало, что в современности не во всех семьях пользуются самоваром.

Отсюда вывод.  В современном мире человек вечно спешащий, вечно занятый, самовар заменил на чайник электрический. Утрачено былое значение самоварного чаепития, семейного единения.

Конечный результат

Полученные знания об истории появления самовара в русском быту Павел воплотил в творческой работе: красочный иллюстрированный альбом с познавательным материалом «История самовара» и выставка рисунков «Чаепитие с самоваром». Дети в группе с удовольствием читают, рассматривают иллюстрации альбома.

Список используемых ресурсов

  1. Буровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин.- М.: Дрофа-плюс, 2004. – с.169-171.
  2. Волков С. В. Русские самовары в собрании всероссийского музея декоративно – прикладного и народного искусства. // «Музей 6». - М: Советский художник. – 1986.
  3. Госберг М. Самоварное производство. – В кн.: По тульскому краю. – Тула. - 1995.
  4. Иванова Е.А. Русские самовары. - Л. – 1971.

Москалева Л.А, Ашевский С.Д. Тула: Из глубин веков до наших дней. — Тула: ПРИОК. КН. ИЗД-ВО, 1988.

  1. ниверсальный иллюстрированный словарь русского языка: в 18 томах. Т.14.- Кишенев.- Москва.- 2012.- с. 159.
  2. Энциклопедия для детей «Просто о простом» Попова А.
  3. http://www.kultura-rf.ru/pub/samovar.php
  4. http://www.rusamovar.ru/historyhp
  5. http://vashsamovar.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские детские проекты "Где живет голос?", "Что умеет делать язык?", "Зачем нужен язык?"

Совместные работы детей и родителей под руководством учителя-логопеда. Это первый опыт защиты проектов в новом корпусе №3 нашего детского сада № 111 "Дашенька". Проекты детей стали лауреатами всеросси...

Исследовательский детский проект "Домашние опыты"

Исследовательский детский проект "Домашние опыты"...

Проект "Самовар - символ России"

Беседы о самоваре. Подвижные, дидктические игры....

Детский проект "Самовар"

Сегодня среди нас нет такого человека, который никогда бы не пил чай, самый любимый напиток во всех странах мира. Чаепитие на Руси – это многовековая традиция гостеприимства и застолий русского ...

Проект "Самовар - символ России"

Материал для работы с дошкольниками...

Исследовательский детский проект «Каша-сила наша» Номинация: Лучший проект дошкольника с ОВЗ-2023

Полезнее завтрака нет предмета на земле. Завтрак должен составлять25% от дневного рациона. Каша – одно из самых древнейших блюд вРоссии. Наравне со щами каша стала чуть ли не нашим национальным ...

Исследовательский детский проект "Почему в детском саду не дают Кока-колу?

Паспорт проекта:Тип проекта: познавательно-исследовательскийВид проекта: групповойУчастники проекта: дети подготовительной группыРуководитель проекта: Порядина Наталья Юрьевна, воспитательСрок реализа...