Проект "Самовар - символ России"
проект (старшая, подготовительная группа)
Беседы о самоваре. Подвижные, дидктические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_samovar-simvol_rossii.docx | 67.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 27 «Петушок»
Проект: «Самовар – символ России»
группа общеразвивающей направленности для детей 6 – 7 лет
Разработала:
Посохова Анастасия Александровна,
воспитатель
г. Камень-на-Оби
Алтайский край
2022 г
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Самовар – символ России»
Актуальность:
Воспитание у детей чувства патриотизма начинается в пору дошкольного детства. Ребенок впитывает культуру своего народа через знакомство с народным творчеством, культурными традициями, с предметами старины.
Одним из главных символов русской бытовой культуры является самовар. Едва ли найдется другой символ, несущий в себе и быт, и душу народа. Являясь украшением дома, самовар с момента своего появления занял особое место среди других изделий. Это синоним гостеприимства, символ русского чаепития, добра, домашнего уюта и семейного покоя, он всегда занимал почетное место в центре стола и даже в жизни русских людей. Именно вокруг самовара собирались все члены семьи, родственники, гости. Ни одно из застолий и народных гуляний не обходилось без самовара. Он занял центральное место в каждом доме, став его сердцем, объединяющим людей, настраивающим их на чистую и спокойную беседу.
В настоящее время наши традиции с большим успехом становятся забытыми, что в итоге становится большим минусом в дальнейшем становлении человека как патриота. Для нас очень важно поддерживать патриотическое воспитание детей. Поэтому важной задачей для педагога в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста становится почитание старинных обычаев и традиций.
Участники проекта: дети, родители и воспитатели подготовительной группы.
Вид проекта: групповой, краткосрочный, творческий.
Цель:
Расширять знания детей об истории самовара, русском народном фольклоре, предметах народного промысла. Побуждать любовь к народной культуре.
Задачи:
- Расширять знания детей о самоваре.
- Формировать умения узнавать новую информацию.
- Познакомить детей с историей возникновения самовара.
- Развивать воображение, творческое мышление, фантазию.
- Продолжать знакомить детей с элементами русского народного быта.
- Развивать личность ребёнка и его творческие способности.
- Воспитывать умение слушать друг друга, задавать вопросы по теме.
- Привлечь внимание родителей к истории самовара и культуре своего народа.
Проблема:
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших и актуальных проблем на сегодняшний день. Одним из принципов такого воспитания является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям, истории и культуре государства. К сожалению, дети очень поверхностно знакомы с традициями, бытом русского народа. А история самовара является неотъемлемой частью русских традиций, но в настоящее время сложно представить в доме наличие самовара, а его применение, вообще область прошлого. Хотя как ни странно они актуальны на сегодняшний день и являются символом России, а также примером объединения семьи, гармонии и общения.
Так появилась идея углубленного изучения темы ««Самовар – символ России»».
Сроки проведения: 23-25 марта
Ожидаемые результаты (продукт проекта):
- Дети будут знать назначение и историю самовара; особенности внешнего вида; разновидности;
- Дети будут уметь определять самовар по внешнему виду; научатся выполнять «Пластилиновую мозаику»; украшать самовар «Гжельской розой»;
- Активизируется словарный запас детей;
- Развитие познавательного интереса, мышления и речи детей старшего дошкольного возраста;
- Пополнится уголок с дидактическими играми;
Реализация проекта:
1 этап: Организационно- подготовительный:
- Сформулировать проблему.
- Постановка цели и задач проекта.
- Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, загадок;
- Составление плана проекта.
- Разработка консультации для родителей.
2 этап: Основной этап:
День неде- ли | Режимные моменты | Виды деятельности | Программное содержание | Предметная среда |
Среда 23.03 | Утро | Комплекс упражнений утренней гимнастики «Зарядка 17» (По плану инструктора по физической культуре) Беседа «Знакомство с самоваром» (Приложение1) Дидактическая игра «Найди заплатку» (Приложение 2) Дидактическое упражнение «Посчитай и напиши» (Приложение 2) | Развивать двигательную активность, ловкость, быстроту. Приобщать детей к русской народной культуре. Познакомить детей с самоваром. Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, нежность, щедрость, гостеприимство) Развивать внимание, логическое мышление и зрительное восприятие у детей; закреплять умение находить заплатку подходящую к узору. Расширять и углублять представления детей о количестве предметов и счете. Учить пересчитывать предметы, записывая итоговое число. Закреплять знания цифр, соотносить их с числом предметов. | Гимнастические палки. Самовар. Иллюстрации – разновидностей самоваров. Карточки на липучках. Индивидуальные карточки с заданиями. |
Вторая половина дня | Сюжетно-ролевая игра: «Чаепитие» (Приложение 2) Чтение сказки М.Горького «Самовар» (Приложение 3) | Развивать сценические способности детей; Воспитывать в детях желание интересно проводить время; Способствовать гармонизации отношений между детьми и родителями посредством включения в совместную деятельность. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе; Помочь почувствовать красоту и выразительность языка произведения; Прививать чуткость к художественному слову. Формировать умение бережно относиться к народным традициям. | Самовар, посуда для инсценировки с/р игры. | |
Вечер | Дидактическая игра «Найди отличия» (Приложение 4) Интересные факты о самоваре. (Приложение 4) | Развивать умения сопоставлять объекты, выявлять сходные черты и различия.
| Парные карточки, изображающие одинаковые сюжеты с различиями в деталях. |
День неде- ли | Режимные моменты | Виды деятельности | Программное содержание | Предметная среда |
Четверг 24.03 | Утро | Комплекс упражнений утренней гимнастики «Зарядка 18» (По плану инструктора по физической культуре) Беседа «Народные промыслы России» (Приложение 5) Дидактическая игра «Предметы народного промысла» разрезные картинки. (Приложение 6) | Развивать двигательную активность, ловкость, быстроту. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства; умение различать стили наиболее известных выводов декоративной живописи: хохломской, городецкой, гжельской, и др.; Развивать внимание, логическое мышление и зрительное восприятие у детей; закреплять умение находить заплатку, подходящую к узору. Продолжать знакомить детей с предметами народного промысла. Упражнять в составлении целой картинки. Развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства. | Обручи Наглядный материал (книжки – раскраски «Гжель», «Хохлома», «Матрешки», иллюстрации), игрушки – Богородская, дымковская, матрешки; деревянная посуда с хохломской росписью, росписью гжель; Елецкие кружева. Разрезные картинки и изображением предметов народного промысла. |
НОД | Рисование Украсим самовар «Гжельская роза» (Приложение 7) | Продолжать знакомить с русских художественным гжельским промыслом; учить выделять характерные особенности промысла, рисовать основные элементы гжельской росписи, гжельскую розу; совершенствовать технические умения и навыки кистевой росписи; развивать эстетический вкус, творческие способности. | Изделия гжельских мастеров; иллюстративный материал с изображением гжельской керамики; таблицы с изображением элементов росписи; гуашь, палитра; шаблоны самоваров формата А5. | |
Вторая половина дня | Подвижная игра «Печём блинчики» (Приложение 8) Чтение стихотворения Даниила Хармса «Иван Иванович Самовар» (Приложение 8) | Развивать координацию движений и ориентировки в пространстве; Развивать слуховое внимание, музыкальное восприятие. Развивать интерес к художественной литературе; Учить эмоционально, воспринимать и осознавать содержание текста; Помочь понять юмор в стихотворении; Развивать умение отвечать на вопросы по произведениям Д. И. Хармса; Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | Сковорода с блинчиками, две тарелочки. Фотография писателя. Иллюстрация самовара. | |
Вечер | Дидактическая игра «Где спряталась маленькая матрешка?» (Приложение 8) Раскраска «Самовары бывают разные» (Приложение ) | Развивать логическое мышления и навыки порядкового счета. Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, закрепить знания цветов, формы; Воспитывать усидчивость, аккуратность и самостоятельность. | Набор из 5-8 матрешек. Раскраски с изображением разных самоваров, цветные карандаши. |
День неде- ли | Режимные моменты | Виды деятельности | Программное содержание | Предметная среда |
Пятница 25.03 | Утро | Комплекс упражнений утренней гимнастики «Зарядка 18» (По плану инструктора по физической культуре) Пословицы и поговорки. (Приложение 8) | Развивать двигательную активность, внимательность, меткость, ловкость, быстроту. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; Продолжать учить детей понимать смысл пословиц и поговорок; Учить различать пословицу и поговорку; Развивать речь; Воспитывать желание запоминать пословицы, поговорки и применять их в повседневной жизни. | Мячи |
Совместная деятельность взрослого и детей. | Пластилиновая мозаика «Украсим самовар» (Приложение 9) | Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; Формировать интерес к работе с пластилином; Развивать мелкую моторику. | Картонные шаблоны самоваров; Пластилин; Дощечки. | |
Вторая половина дня | Подвижная игра «Собери шишки» (Приложение 10) Дидактическая игра «Продолжи». (Приложение 10) | Развивать быстроту, внимательность, аккуратность, умение играть в коллективе; Упражнять в беге не наталкиваясь друг на друга. Развивать речевую активность детей, логическое мышление, слуховое внимание; Чувство рифмы; Развивать творческое воображение. | Две корзинки; шишки; | |
Вечер | Малоподвижная игра «У кого сушка» (Приложение 10) | Развивать активность, внимательность, наблюдательность; Формировать умение играть в малоподвижные игры. | «Сушка»-кольцо. | |
Взаимодействие с родителями: Размещение информации в родительском уголке. Консультация «Русский самовар и его история». Привлечь родителей к созданию мини – музея «В гостях у самовара». Помощь в организации приобретения литературы. |
- этап: Итоговый
- Итоговая фото презентация
- Оформление выставки работ воспитанников. (Приложение 11)
Приложение 1
Беседа «Знакомство с самоваром»
Программное содержание: Приобщать детей к русской народной культуре. Познакомить детей с самоваром. Воспитывать через устное народное творчество положительные нравственные качества (доброту, отзывчивость, заботливость, нежность, щедрость, гостеприимство)
Материалы: Самовар; Иллюстрации – разновидности самоваров;
Ход беседы:
У каждого народа есть много обычаев. Но среди них есть те, которые любят все: и взрослые, и дети. Одним из таких обычаев является чаепитие. Такой обычай есть у всех народов, был он и на Руси. Я сейчас загадаю вам загадку, а вы подумайте, о чём речь.
Стоит толстячок,
Подбоченившийся бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит.
Что же это за толстячок, вы догадались, о чем идет речь?
Вы правы, это самовар. Давно на белом свете.
Живет годами стар, Поэтами воспетый
Пузатый самовар. Сиянье излучая,
Морозным зимним днем. Он сердце согревает. Особенным теплом.
А для чего же служит самовар? Ответы детей (для приготовления чая)
Самовар – это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» — отсюда и слово "Самовар" произошло.
Только на Руси пили чай из самовара.
Самовар кипит, уходить не велит.
С самоваром – буяном чай важнее и беседа веселее.
Внутри самовара находилась труба. В нее засыпали сосновые, сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.
Со временем самовары стали делать разной формы
Раньше лакомством был сахар и баранки, которые стряпали хозяйки сами. Готовые баранки нанизывали на верёвку и когда садились пить чай на самовар вешали баранки.
Как вы думаете, что сейчас заменяет самовар? Ответы детей (Чайник)
Да, прошло много лет. Но, тем не менее, ребята, самовар – это часть жизни и судьбы нашего народа, это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой...
Приложение 2
Дидактическая игра «Найди заплатку»
Программное содержание:
Материалы: карточки на липучках.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям карточки с изображением самоваров с недостающим элементом. Детям нужно найти подходящую заплатку к самовару и прикрепить в нужное место.
Дидактическое упражнение «Посчитай и напиши»
Программное содержание: Расширять и углублять представления детей о количестве предметов и счете. Учить пересчитывать предметы, записывая итоговое число. Закреплять знания цифр, соотносить их с числом предметов.
Материалы: Индивидуальные карточки с заданиями.
Ход игры: Ребята, сегодня у нас в гостях Матрёшка. Она приготовила для вас задания, хочет проверить на сколько вы готовы к школе. Давайте сосчитаем самовары и запишем ответы в пустые окошки.
Сюжетно ролевая игра «Чаепитие»
Программное содержание: Развивать сценические способности детей; Воспитывать в детях желание интересно проводить время; Способствовать гармонизации отношений между детьми и родителями посредством включения в совместную деятельность.
Материалы: Самовар, посуда для инсценировки с/р игры.
Ход игры: Воспитатель организует сюжетно – ролевую игру. Ребята, в середине трудовой недели, отдохнуть мы все вместе решили. Друзей в гости пригласили, поделиться настроеньем, сладким к чаю угощеньем.
Здравствуйте, гости дорогие!
Гости званые, желанные!
Заходите, проходите,
В нашей ‘’Чайной” посидите!
Ребята само продолжают игру.
Приложение 3
Чтение сказки М.Горького «Самовар»
Программное содержание: Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе; Помочь почувствовать красоту и выразительность языка произведения; Прививать чуткость к художественному слову. Формировать умение бережно относиться к народным традициям.
Содержание сказки:
Было это летней ночью на даче.
В маленькой комнате стоял на столе у окна пузатый самовар и смотрел в небо, горячо распевая:
Замечаете ли, чайник, что луна
Чрезвычайно в самовар влюблена?
Дело в том, что люди забыли прикрыть трубу самовара тушилкой и ушли, оставив чайник на конфорке; углей в самоваре было много, а воды мало — вот он и кипятился, хвастаясь пред всеми блеском своих медных боков.
Чайник был старенький, с трещиной на боку, и очень любил дразнить самовар. Он уж тоже начинал закипать; это ему не нравилось, — вот он поднял рыльце кверху и шипит самовару, подзадоривая его:
На тебя луна
Смотрит свысока,
Как на чудака, —
Вот тебе и — на!
Самовар фыркает паром и ворчит:
Вовсе нет. Мы с ней — соседи.
Даже несколько родня:
Оба сделаны из меди,
Но она — тусклей меня,
Эта рыжая лунишка, —
Вон на ней какие пятна!
Ах, какой ты хвастунишка,
Даже слушать неприятно!
— зашипел чайник, тоже выпуская из рыльца горячий пар. Этот маленький самовар и вправду очень любил хвастаться; он считал себя умницей, красавцем, ему давно уже хотелось, чтоб луну сняли с неба и сделали из неё поднос для него.
Форсисто фыркая, он будто не слышал, что сказал ему чайник, — поёт себе во всю мочь:
Фух, как я горяч!
Фух, как я могуч!
Захочу — прыгну, как мяч,
На луну выше туч!
А чайник шипит своё:
Вот извольте говорить
С эдакой особой.
Чем зря воду-то варить.
Ты — прыгни, попробуй!
Самовар до того раскалился, что посинел весь и дрожит, гудит:
Покиплю ещё немножко,
А когда наскучит мне, —
Сразу выпрыгну в окошко
И женюся на луне!
Так они оба всё кипели и кипели, мешая спать всем, кто был на столе. Чайник дразнит:
Она тебя круглей.
Зато в ней нет углей,
— отвечает самовар.
Синий сливочник, из которого вылили все сливки, сказал пустой стеклянной сахарнице:
Всё пустое, всё пустое!
Надоели эти двое!
Да, их болтовня
Раздражает и меня,
— ответила сахарница сладеньким голосом. Она была толстая, широкая и очень смешлива, а сливочник — так себе, горбатенький господин унылого характера с одной ручкой; он всегда говорил что-нибудь печальное:
Ах, — сказал он, —
Всюду — пусто, всюду — сухо,
В самоваре, на луне.
Сахарница, поёжившись, закричала:
А в меня залезла муха
И щекочет стенки мне…
Ох, ох, я боюсь,
Что сейчас засмеюсь!
Это будет странно —
Слышать смех стеклянный…
— невесело сказал сливочник.
Проснулась чумазая тушилка и зазвенела:
Дзинь! Кто это шипит?
Что за разговоры?
Даже кит ночью спит,
А уж полночь скоро!
Но, взглянув на самовар, испугалась и звенит:
Ай, люди все ушли
Спать или шляться,
А ведь мой самовар
Может распаяться!
Как они могли забыть
Обо мне, тушилке?
Ну, придётся им теперь
Почесать затылки!
Тут проснулись чашки и давай дребезжать:
Мы скромные чашки,
Нам всё всё равно!
Все эти замашки
Мы знаем давно!
Нам ни холодно, ни жарко,
Мы привыкли ко всему!
Хвастун самоварко,
И не верим мы ему.
Заворчал чайник:
Ф-фу, как горячо,
Жарко мне отчайно.
Это не случайно,
Это чрезвычайно!
И — лопнул!
А самовар чувствовал себя совсем плохо: вода в нём давно вся выкипела, а он раскалился, кран у него отпаялся и повис, как нос у пьяного, одна ручка тоже вывихнулась, но он всё ещё храбрился и гудел, глядя на луну:
Ах, будь она ясней,
Не прячься она днём,
Я поделился б с ней
Водою и огнём!
Она со мной тогда
Жила бы не скучая,
И шёл бы дождь всегда. Из чая!
Он уж почти не мог выговаривать слов и наклонялся набок, но всё ещё бормотал: А если днём она должна ложиться спать,
Чтоб по ночам светлей сияло её донце, —
Я мог бы на себя и днём и ночью взять
Обязанности солнца!
И света и тепла земле я больше дам,
Ведь я его и жарче и моложе!
Светить и ночь и день ему не по годам, —
А это так легко для медной рожи!
Тушилка обрадовалась, катается по столу и звенит:
Ах, это очень мило!
Это очень лестно!
Я бы солнце потушила,
Ах, как интересно!
Но тут — крак! — развалился самовар на кусочки, кран клюкнулся в полоскательную чашку и разбил её, труба с крышкой высунулась вверх, покачалась, покачалась и упала набок, отколов ручку у сливочника; тушилка, испугавшись, откатилась на край стола и бормочет:
Вот смотрите: люди вечно
Жалуются на судьбу,
А тушилку позабыли
Надеть на трубу!
А чашки, ничего не боясь, хохочут и поют:
Жил-был самовар,
Маленький, да пылкий,
И однажды не прикрыли
Самовар тушилкой!
Был в нём сильный жар,
А воды немного;
Распаялся самовар, —
Туда ему дорога,
Туда и дорога-а!
Приложение 4
Дидактическая игра «Найди отличия»
Программное содержание: Развивать умения сопоставлять объекты, выявлять сходные черты и различия. Развивать внимание, память, мыслительная способность.
Материалы: Парные карточки, изображающие одинаковые сюжеты с различиями в деталях.
Ход игры: Ребята внимательно рассмотрите картинки. Скажите, кто изображен на карточке - кто изображен на другой - эти персонажи одинаковые или различаются - чем схожи - чем различаются – посчитайте, сколько различий между картинками и отметьте их.
Интересные факты о самоваре.
Программное содержание: Приобщать детей к русской народной культуре, расширять общий кругозор, воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине.
Содержание:
За свою почти трехсотлетнюю историю этот русский “чайник” успел побывать дорогим предметом быта, который передавался по наследству, покрыться пылью на полках в постсоветское время и вновь стать популярным гостем на дачных посиделках.
1. Первые самовары изготовили на Урале в 1740 году
Наряду с пряником, самовар считается одним из символов Тулы, где их массово производили еще с конца XVIII века. Однако первое упоминание о "водогрейной машине" историки нашли в документах 1740 года - речь идет о медном самоваре, произведенном на уральском заводе предпринимателей Демидовых в городе Суксун.
2. Для разогрева использовали шишки
Первые самовары были жаровыми (состояли из трубы и жаровни). Для нагрева воды в них использовались любые горючие материалы: уголь, дерево, шишки.
В отличие от дерева, шишки быстро прогорают, зато придают воде аромат хвои. Подобные устройства используют и сегодня, но шишки добавляют к основному топливу уже перед самым закипанием.
3. Самовары начищают кирпичом
Самовар радует блеском только в том случае, если он хорошо начищен. Раньше их чистили абразивными материалами – мелким мокрым песком или золой. В ход шли даже тертые кирпичи. Начистить самовар – дело, требующее немало времени, поэтому занимались этим чаще всего перед праздниками.
4. Бывают нескольких десятков видов
Самовары отличаются формой ручек, кранов и основного сосуда. Самые дешевые и распространенные – в виде "банки". Следом по популярности идут формы "рюмки", "шара", "вазы" и "яйца".
Например, "рюмка" – это самовар, зауженный книзу, с разными вариациями.
Делали самовары и в форме пушки, и пули, закругленные книзу; и круглые, как арбуз, в формах груши, валенка и разных животных. На Пасхальную неделю на стол ставили яйцеобразные самовары. Популярен был и дорожный вариант – прямоугольной или кубической формы со съемными ножками.
5. Продавались на вес
В начале XIX века цена самовара зависела от веса и материала, из которого он был изготовлен. Сначала их делали из меди, но они быстро выходили из строя после чистки. Поэтому мастера переключились на латунь, мельхиор и томпак.
Большой вес косвенно свидетельствовал о качестве самовара: толстые стенки служат дольше, чем тонкие, вода внутри медленнее остывает, да и вмятины на корпусе появляются реже.
6. Самый большой рассчитан на 2 000 человек
Самый большой действующий самовар в мире вмещает 555 литров воды и может “напоить” сразу 2220 человек. Его высота с трубой – 2,5 м, а без трубы – 1,72 м. Его автор – Александр Новокшонов . Самовар был изготовлен из нержавеющей стали в 2014 году в Перми и отмечен в «Книге рекордов России».
7. Удостоен нескольких памятников
Восьмиметровая скульптура самовара в городе Мытищи Московской области.
Памятники можно увидеть на родине самовара – в городе Суксуне Пермского края, и конечно в Туле. Четырехметровый бронзовый красавец со связкой бубликов установлен и в бывшем купеческом городе Елабуге.
Монументы также стоят в Кунгуре (в XIX веке город считался чайной столицей России) и в Городце, что под Нижним Новгородом.
8. И сегодня остается популярным объектом в искусстве
С момента своего создания самовар прочно обосновался в русском искусстве. Он был и остается самым притягательном объектом домашней утвари, своеобразным символом достатка и домашнего уюта. Он увековечен на полотнах многих художников, а позже и в фотографии.
Приложение 5
Народные промыслы России.
Программное содержание: Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства; умение различать стили наиболее известных выводов декоративной живописи: хохломской, городецкой, гжельской, и др.; Развивать внимание, логическое мышление и зрительное восприятие у детей; закреплять умение находить заплатку, подходящую к узору.
Материалы: Наглядный материал (книжки – раскраски «Гжель», «Хохлома», «Матрешки», иллюстрации), игрушки – Богородская, дымковская, матрешки; деревянная посуда с хохломской росписью, росписью гжель; Елецкие кружева.
Ход беседы:
- Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
- Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.
Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.
Хохлома
У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.
Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской.
Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.
Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эти стихотворные строки точно передают особенности хохломских изделий:
Как волшебница жар – птица,
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица,
Золотая хохлома.
И богата и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной хохломы.
Сине-голубое чудо Гжели.
- А сейчас посмотрим на рисунки этой посуды (просмотр альбома «Гжель»). Что общего в ней? Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с.Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400 лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка – легенда:
«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
Елецкие кружева.
В Начале XIX века в Ельце стали осваивать ремесло кружевоплетения на частной фабрике Протасовой. (Показ кружев)
Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. А плетут кружево с помощью гладких деревянных палочек – коклюшек, на которые намотаны нитки. Кружевница передвигает коклюшки, делает узелки, и постепенно рождается у нее под руками кружевная сказка. (Рассматривание иллюстраций)
Игрушки.
С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Познакомимся с некоторыми из них.
(Показ иллюстрации игрушки «Кузнецы») Эта игрушка из села Богородское Московской области. Богородскую игрушку вырезают из липы. Особенно любят делать богородские мастера медведей. Здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Богородские игрушки умеют двигаться. Детям такие игрушки особенно нравятся.
А вот глиняные лепные игрушки. Называют их дымковскими. Их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».
А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются, угадайте, послушав загадку.
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А в нутрии секреты есть:
Может, три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ……… (Матрешка)
- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.
Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были пустыми внутри, а в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка, она даже формой чем-то напоминает яйцо. А название «матрешка» произошло от старинного женского имени Матрена, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен.
- Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу.
Обо всем на одном занятии не упомнишь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси.
Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами.
Приложение 6
Дидактическая игра «Предметы народного промысла» разрезные картинки.
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с предметами народного промысла. Упражнять в составлении целой картинки. Развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.
Материалы: Разрезные картинки и изображением предметов народного промысла.
Ход игры: Ребята я вам предлагаю узнать какие предметы народного промысла бывают. Для этого вам нужно будет собрать разрезные картинки. И вы узнаете на сколько разнообразны предметы народного промысла.
Приложение 7
НОД Украсим самовар «Гжельская роза»
Программное содержание: Продолжать знакомить с русских художественным гжельским промыслом; учить выделять характерные особенности промысла, рисовать основные элементы гжельской росписи, гжельскую розу; совершенствовать технические умения и навыки кистевой росписи; развивать эстетический вкус, творческие способности.
Материалы: Изделия гжельских мастеров; иллюстративный материал с изображением гжельской керамики; таблицы с изображением элементов росписи; гуашь, палитра; шаблоны самоваров формата А5.
Ход занятия:
Воспитатель: «Ребята, какие изделия народных мастеров вы знаете?». Педагог демонстрирует изделия гжельского промысла. Ответы детей. «Как необычайно красивы эти белые с синим чашки и чайники, вазы и сахарницы, подсвечники, фигурки людей и животных. Кто откажется стать обладателем в каждодневном быту таких красивых вещей? Откуда пришли к нам эти предметы?
Недалеко от Москвы находиться гончарный город Гжель, богатый белой глиной. Из глины мастера стали изготавливать посуду и украшать ее разными деталями. В распоряжении мастера всего два цвета - белый фон и синий цвет краски. Но при этом, какое богатство тональных переходов: цвет то разрежен, прозрачен и светел, то, сгущаясь, становиться иссиня-черным, жестким.
Помимо основных растительных мотивов, орнамента из листьев хмеля и винограда, крупных цветов и трав, в гжельской росписи есть сюжеты из деревенской и городской жизни, бытовые сценки, пейзажи, образы собаки, петуха, павлина, медведя. Особенно часто встречаются птицы.
Художники гжельского промысла для передачи разных оттенков разбеливают синий цвет белилами. Сейчас мы возьмем палитру и составим несколько оттенков синего цвета».
Дети работают самостоятельно. «Полученными цветами мы попробуем рисовать отдельные элементы». Педагог показывает, дети по методу «шаг за шагом» повторяют.
«Бордюры». Концом тонкой кисточки мы рисуем бордюры: волнистая линия с точками, петлеобразная, выпуклая – с сеточкой внутри.
«Капелька» - сплошной узкий мазок. Она не получится простым примакиванием. Этот мазок имеет свой ритм движения кисти. Набирайте кисточкой равномерно краску, ставьте ее на кончик, чуть тянем, прижимая (без растяжки), и отрываем кисть от бумаги. Выразительный убывающий ритм листьев на стебельке получается, если «капельки» разместить вдоль стебля, начиная с большой, постепенно уменьшая их почти до точки. Такие листочки могут украсить стебелек с одной или с двух сторон. Если «капельки» разместить по кругу – получиться головка цветочка, а между лепестками можно нарисовать волнистые линии или прямые с точками, это украсит ваш цветок.
«Живописный мазок» Его секрет в том, что краска набирается на одну сторону кисти и неравномерно распределяется на ней: к краю ее больше, к середине она совсем истаивает. Кисть плотно кладется на поверхность бумаги и мгновенно поворачивается вокруг черенка. Получается округлый мазок с постепенным переходом от темного к светлому. Его еще называют мазок на одну сторону».
«Роза». На втором чистом листе мы с вами нарисует основной цветок гжельской росписи – розу. Все лепестки цветка выполняются «живописным мазком», начинать цветок нужно с середины. Рисуем первый округлый мазок. Середина завершается присоединением еще двух округлых мазков с левой и правой стороны от первого. Чуть подождем, чтобы лепестки серединки высохли, начинаем рисовать следующую пару лепестков, чуть пониже. Во время росписи розы нужно вращать бумагу, чтобы было удобней.
Последняя пара нижних лепестков как бы поддерживает средние лепестки. Теперь можно писать стебельки с листочками. Краска для листочков меняет свою тональность: она должна быть намного светлее лепестков цветка. Листики выполняем широким сплошным мазком, а декоративные веточки с «капелькой». Завершающий этап – тонкие линии завитков, усиков и штрихов-прожилок. Цветок выглядит, как созревший плод, развернул свои дольки-лепестки, и тонкий стебелек согнулся под его тяжестью. По сторонам листа нарисуйте бордюр – рамку для вашей розы.
Дети работают самостоятельно. Педагог при необходимости оказывает помощь. В конце занятия все рисунки вывешиваются для обсуждения.
Приложение 8
Подвижная игра «Печём блинчики»
Программное содержание: Развивать координацию движений и ориентировки в пространстве; Развивать слуховое внимание, музыкальное восприятие.
Материалы: Сковорода с блинчиками, две тарелочки.
Ход игры: Дети делятся на две команды. Каждой команде раздается блюдо, с которым каждый участник должен добежать до сковороды взять блинчик затем вернуться в команду и передать эстафету следующему частнику. Выигрывает та команда, которая быстрее и аккуратнее «напечет» блинчиков.
Чтение стихотворения Даниила Хармса «Иван Иванович Самовар»
Программное содержание: Развивать интерес к художественной литературе; Учить эмоционально, воспринимать и осознавать содержание текста; Помочь понять юмор в стихотворении; Развивать умение отвечать на вопросы по произведениям Д. И. Хармса; Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Материалы: Фотография писателя. Иллюстрация самовара.
Содержание:
Сегодня я хочу вас познакомить с одним детским писателем. Даниил Иванович Хармс .( воспитатель показывает фотографию писателя).Он родился 115 лет назад в 1905г. В этом году наша страна празднует юбилейную дату его рождения. Даниил Хармс писал веселые, смешные и необычные стихи, которые заметил Самуил Маршак, и посоветовал напечатать их в детских журналах «Еж» и «Чиж». Даниил Хармс отнес эти стихи, и их стали печатать. С этого момента писатель стал знаменитым. С одним из этих стихотворений я хочу вас познакомить.
Воспитатель: Отгадайте ребята загадку, о герое сегодняшнего дня.
Кто такой стоит пузатый
И блестящие бока,
Торчит носик крючковатый,
В нём вода из родника.
Окружили его чашки,
Сахар, пирожки и мёд,
Он, как командир в фуражке
Чаю всем гостям нальёт.
(Самовар)
Воспитатель показывает картинку самовар.
Воспитатель: Правильно, послушайте стихотворение Даниила Хармса «Иван Иванович Самовар»
Иван Иваныч Самовар
Был пузатый самовар,
Трехведёрный самовар.
В нем качался кипяток,
Пыхал паром кипяток,
Разъярённый кипяток;
Лился в чашку через кран,
Через дырку прямо в кран,
Прямо в чашку через кран.
Утром рано подошел,
К самовару подошел,
Дядя Петя подошел.
Дядя Петя говорит:
«Дай-ка выпью, говорит,
Выпью чаю», говорит.
К самовару подошла,
Тетя Катя подошла,
Со стаканом подошла.
Тетя Катя говорит:
«Я, конечно, говорит,
Выпью тоже», говорит.
Вот и дедушка пришел,
Очень старенький пришел,
В туфлях дедушка пришел.
Он зевнул и говорит:
«Выпить разве, говорит,
Чаю разве», говорит.
Вот и бабушка пришла,
Очень старая пришла,
Даже с палочкой пришла.
И подумав говорит:
«Что-ли, выпить, говорит,
Что-ли, чаю», говорит.
Вдруг девчонка прибежала,
К самовару прибежала —
Это внучка прибежала.
«Наливайте! — говорит,
Чашку чая, говорит,
Мне послаще», говорит.
Тут и Жучка прибежала,
С кошкой Муркой прибежала,
К самовару прибежала,
Чтоб им дали с молоком,
Кипяточку с молоком,
С кипяченым молоком.
Вдруг Сережа приходил,
Всех он позже приходил,
Неумытый приходил.
«Подавайте!— говорит,
Чашку чая, говорит,
Мне побольше», говорит.
Наклоняли, наклоняли,
Наклоняли самовар,
Но оттуда выбивался
Только пар, пар, пар.
Наклоняли самовар,
Будто шкап, шкап, шкап,
Но оттуда выходило
Только кап, кап, кап.
Самовар Иван Иваныч!
На столе Иван Иваныч!
Золотой Иван Иваныч!
Кипяточку не дает,
Опоздавшим не дает,
Лежебокам не дает.
Воспитатель:
-Как называется стихотворение Даниила Хармса?
-Кто герои этого стихотворения?
-Кто первым пришел к Иван Иванычу Самовару?
-Что означает трехведерный самовар?
-Что означает пыхтит паром?
-Кто пришел последним?
-Почему Сереже не хватило кипятка?
-Кто такой лежебока?
-Как бы ты поступил на месте Сережи?
-Что вам понравилось в этом стихотворении?
Дидактическая игра «Где спряталась маленькая матрешка?»
Программное содержание: Развивать логическое мышления и навыки порядкового счета.
Материалы: набор из 5-8 матрешек
Ход игры: Воспитатель выставляет в ряд всех матрешек, а самую маленькую прячет в одной из больших, и сообщает детям: «Маленькая матрешка спряталась во 2й матрешке слева, или в 3й справа», - дети должны угадать, где спряталась матрешка. Дети продолжают игру самостоятельно.
Приложение 9
Совместная деятельность взрослого и детей. Пластилиновая мозаика «Украсим самовар»
Программное содержание: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; Формировать интерес к работе с пластилином; Развивать мелкую моторику.
Материалы: Картонные шаблоны самоваров; Пластилин; Дощечки.
Содержание: Ребята, сегодня я вам предлагаю выполнить необычную аппликацию, она называется Пластилиновая мозаика. Сначала мы рассмотрим и вспомним какие узоры бывают на самоварах, затем мы начнем украшать наши самовары. Я покажу вам приемы лепки, а дальше вы выберите себе любой самовар и будите украшать свой самовар так, как вы этого хотите. А я вам помогу.
Пословицы и поговорки.
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; Продолжать учить детей понимать смысл пословиц и поговорок; Учить различать пословицу и поговорку; Развивать речь; Воспитывать желание запоминать пословицы, поговорки и применять их в повседневной жизни.
Содержание:
Самовар - вошёл в классику русской литературы и искусства как атрибут семейного благополучия и покоя. Под пыхтенье самовара читали стихи, пели песни, водили хороводы.
Самовар - это часть жизни и судьбы русского народа, отражённая в пословицах и поговорках. Я нашла пословицы и поговорки о самоваре.
- Самовар кипит - уходить не велит!
- С самоваром - буяном чай важнее, беседа веселее.
- Выпей из самовара чайку - забудешь тоску.
Эти и многие другие пословицы отражают то уважительно-доброе отношение к самовару, которое он заслужил на протяжении нескольких столетий
Люди очень много трудились в те времена. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их. Я начну, а вы продолжите.
Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)
Делу – время, … (потехе – час)
Терпенье и труд… (все перетрут)
Сделал дело – … (гуляй смело)
Семь раз отмерь – … (один отрежь)
Приложение 10
Подвижная игра – конкурс «Собери шишки».
Программное содержание: Развивать быстроту, внимательность, аккуратность, умение играть в коллективе; Упражнять в беге не наталкиваясь друг на друга.
Материал: две корзинки, шишки.
Ход игры:
Ребята, а вы знаете, как грели самовар? Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. Под самовар клали щепочки, шишки, раздували огонь. Сейчас я вам предлагаю собрать шишек что б нам разжечь самовар что б согреть чаю.
Вам необходимо собрать в корзинки шишки. Корзина – у капитана команды. Остальные игроки команды приносят по одной шишке и складывают в корзину, бегают по очереди. Побеждает команда, набравшая больше шишек.
Подсчет шишек, жетон.
Дидактическая игра «Продолжи».
Программное содержание: Развивать речевую активность детей, логическое мышление, слуховое внимание; Чувство рифмы; Развивать творческое воображение.
Содержание: Ребята, сейчас я вам буду читать стихотворение, а вы – продолжать, когда я сделаю паузу. Готовы?
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе … (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый … (пирог).
Пирог, ножи и вилки тут,
Но что – то гости … (не идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек … (отломил).
Потом подвинут стул и сел
И весь пирог в минуту … (съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек … (не нашли).
Малоподвижная игра «У кого сушка»
Программное содержание: Развивать активность, внимательность, наблюдательность; Формировать умение играть в малоподвижные игры.
Материал: «Сушка» - кольцо.
Ход игры:
Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в интересную игру. Вставайте в круг. Под музыку будем передавать сушку за спиной друг другу. Когда музыка остановится, у кого – сушка, тот выходит их игры. Победитель – один, получает подарок.
Приложение 11
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Родные символы или неофициальные символы России как средство развития представлений о Родине у детей старшего дошкольного возраста ".
Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.[[{"...
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Номинация: «Символика России» для детей 4-6 лет
Проект в старшей группе по патриотическому воспитанию ( символы государственности : флаг, герб, гимн)...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Берёза — символ русской природы и символ России»...
Терренкур «Символы России» как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о символах России.
Патриотическое воспитание детей через игру. Формирование у детей патриотических чувств и любви к своей Родине. Физическое развитие....
Проект "В символах России открываю, в символах России познаю"
Ознакомление с государственными символами....
Проект по познавательному развитию «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций,...
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю"
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной осно...