Детский проект "Самовар"
проект (средняя группа)

Иванова Наталья Ильинична

Сегодня среди нас нет такого человека, который никогда бы не пил чай, самый любимый напиток во всех странах мира. Чаепитие на Руси – это многовековая традиция гостеприимства и застолий русского народа. В древние времена, бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!». Это сейчас мы ставим чайник на электрическую или газовую плиту или, если он электрический, просто включаем его. А раньше на Руси ничего подобного не было. Воду в заварочный чайник, стакан или чашку наливали исключительно из самовара. Самовар был популярен в России потому, что был необходим для русской церемонии чаепития. Он был символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Это непременный атрибут семейного покоя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение Цильнинский детский сад «Терем-Теремок» муниципального образования «Цильнинский район»

 Ульяновской области

(МДОУ Цильнинский детский сад «Терем-Теремок» МО «Цильнинский район»)

ДЕТСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

На тему: «Самовар»

Подготовила:

воспитанница средней группы «Солнышко»

Данилова Варвара 4 года.

Руководители:

Воспитатели средней группы «Солнышко»

Васина Н.Ю., Иванова Н.И.

Цильна, 2021г

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня среди нас нет такого человека, который никогда бы не пил чай, самый любимый напиток во всех странах мира. Чаепитие на Руси – это многовековая традиция гостеприимства и застолий русского народа. В древние времена, бывало, гость на порог, а хозяйка за самовар – «Гостю – чай, сахар и радость!». Это сейчас мы ставим чайник на электрическую или газовую плиту или, если он электрический, просто включаем его. А раньше на Руси ничего подобного не было. Воду в заварочный чайник, стакан или чашку наливали исключительно из самовара. Самовар был популярен в России потому, что был необходим для русской церемонии чаепития. Он был символом добра и домашнего уюта. Дети получали знания, впитывали традиции, учились говорить и слушать у самовара. Это непременный атрибут семейного покоя.

Проблема: дети младшей группы ничего не знают об истории появления самовара, где впервые начали производить, о значении его в жизни русского народа и  том, что самовары бывают разной формы и размера.

Актуальность: Я считаю, что данная тема является актуальной потому, что современный человек не помнит традиции своего народа. Человек, не знающий своей культуры, не может ничего оставить своим потомкам.

Цель моей работы: узнать для детей младшей группы «Пчелка» все про самовар.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 

1.Узнать, что такое самовар и почему он так называется?

2.Где и когда появились первые самовары?

3.Узнать, как устроен самовар и как он нагревает воду?

4.Узнать, из какого материала изготавливали самовар?

5.Узнать, какие виды самоваров бывают?

6.Узнать традиции чаепития на Руси.

Методы исследования:

- наблюдение

- обследование

- чтение художественной литературы

- рассматривание произведений искусства

- беседа

Основная часть

Однажды к нам обратились за помощью воспитанники младшей группы «Пчелка». Они просили помочь рассказать все о русской избе.

Сначала я определила для себя цель: узнать для детей младшей группы «Пчелка» все про самовар.

Цель разложила на задачи:

  1. Узнать, что такое самовар и почему он так называется?
  2. Где и когда появились первые самовары?
  3. Узнать, как устроен самовар и как он нагревает воду?
  4. Узнать, из какого материала изготавливали самовар?
  5. Узнать, какие виды самоваров бывают?
  6. Узнать традиции чаепития на Руси.

Составила план, где можно поискать информацию о истории самовара:

Могу узнать в энциклопедиях, книгах, детских журналах, интернете, у родителей., познавательных передачах для детей.;в музее « Горница»

Начала следовать своему плану:

Сбор информации я начала с изучения литературы.

1. Из журнала для детей «Филиппок» я узнала, Самовар – это устройство для приготовления кипятка. Сам варит – отсюда и слово произошло. 

2. Самовар оказывается, впервые появился не в России. Пётр Первый, который очень много путешествовал по всему миру, часто привозил в Россию что-то новое, ранее в нашей стране неизвестное. Благодаря ему же появился и доставленный из Голландии самовар, который назывался в Европе «чайной машиной». А самый первый русский самовар был сделан из меди на Урале. Но там их производилось очень мало. А в городе Тула их стали выпускать уже много.

          3. Я знаю, что у моей прабабушки сохранился старинный русский самовар, из которого они всей семьей пили чай. Чтобы узнать устройство самовара, мы с папой пошли к ней в гости. Там папа мне объяснил, что самовар состоит из большого бочонка, внутри которого находится труба. В трубу засыпали сосновые сухие шишки, щепки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. . Внизу у самовара есть отверстие, через которое поступает воздух, чтобы лучше горели дрова. Вокруг трубы наливали воду, которая и нагревалась. У каждого самовара есть ручки и краник, а чтобы самовар не дымил, на него надевалась труба, через которую уходил дым. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.

4. Из энциклопедии для дошкольников я узнала, что делали самовары из серебра, меди, железа и даже фарфора. Иногда самовары серебрили и золотили.  В настоящее время    самовар  можно  увидеть  в  любом краеведческом музее страны.

5. Я знаю, что в музее детского сада «Горница» есть выставка самоваров. В ней насчитывается более десяти самоваров разных видов и форм. Я рассмотрела экспозицию самоваров и сделала вывод, что формы самоваров также были различны. Я разложила все виды самоваров по группам:

Встречаются самовары – «банки», «рюмки», «шарики». А еще есть один из самых красивых – это самовар «Ваза».

6. Просмотрев детскую телевизионную передачу АБВГДейка «Как появилась посуда»,я узнала, как пили чай на Руси.

            Самовар считался, чуть ли не главным в доме, вокруг него собиралась вся семья, попить чая и поговорить. Проводили за чаем по несколько часов и выпивали 5-6 чашек ароматного чая . Пили из блюдечек, заедая его сахарком, расписными пряниками и баранками

         Работая над проектом, я узнала много интересного, и чтобы рассказать малышам о самоваре, мы с мамой изготовили для малышей игру Лэпбук «Самовар».

Поможет представить продукт мой друг Ваня. «Самовар- самоварыч»

Свой проект я планирую показать детям младшей группы «Пчелка», и записать для них виртуальную экскурсию к экспозиции «Самовары» нашего музея «Горница».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)

      Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обосно­ванную причину, которые просто-напросто вами н...

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.

Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»

В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений

Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...