Применение современных образовательных технологий для развития логического мышления и познавательных интересов детей в СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с. Камышла
методическая разработка
Известный психолог Лев Семенович Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svu_vystuplenie_na_okruzhnoy_konferentsii_2018_sp_ulybka_s._kamyshla.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
(1 слайд)
Применение современных образовательных технологий
для развития логического мышления и
познавательных интересов детей
в СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с. Камышла
(выступление на окружной конференции работников ДО)
(2 слайд) Известный психолог Лев Семенович Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне интеллектуальных процессов, т. е. в качественных особенностях детского мышления.
(3 слайд)
(4 – 6 слайды) Во многих ДОО в последнее время успешно внедряются разные педагогические технологии. Сегодня наше ДОО познакомит вас опытом работы по использованию игровых технологий интенсивного развития интеллектуальных способностей детей, которые внедряются педагогами с 2015 года. Особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам, среди которых мы выделяем «Логические блоки Дьенеша» и «Цветные палочки Кюизенера», развивающих логическое мышление, обеспечивающих интеллектуальное развитие.
Почему именно эти технологии начали внедряться в нашем ДОО?
1.Внедрение ФГОС ДО, который предусматривает реализацию одного из важных принципов документа - принцип поддержки разнообразия детства.
2.Запросы со стороны родителей, так как по результатам анкетирования они считают главным в воспитании ребенка – развитие физических и умственных способностей.
(слайд 7)
3.Основной вид деятельности дошкольников – это игра. Именно в игре можно с помощью данных технологий развивать не только интеллектуальные способности, но и творческие, коммуникативные.
4.Развитие умственных способностей, имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.
(на 8 слайде) Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Дошкольники же с развитым интеллектом, быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
(слайд 9)
С целью повышение уровня интеллектуальных и творческих способностей, развитию логического мышления детей дошкольного возраста через систему инновационных игровых технологий создана парциальная образовательная программа ДОО «Умный дошколенок».
На основе использования данных технологий в ДОО разработаны конспекты образовательной деятельности, методический материал, картотеки игр, планирование работы по каждой возрастной группе по внедрению данных игровых технологий, диагностический материал по выявлению уровня развития логического мышления у дошкольников
(на основе диагностических методик Р.С. Немова) Программой предлагаются создание в группах центров активности, обязательным из которых является центр математики и манипулятивных игр.
(слайд 10 - 14) Игровой материал используется как во время образовательной деятельности, так и в играх, в свободное время. Дети с удовольствием, с большим желанием и интересом занимаются, играют, фантазируют, придумывают свои варианты игр с дидактическим материалом. Используется в разных видах детской деятельности, в интеграции образовательных областей.
Игровые технологии активно используется в группе компенсирующей направленности, с целью развития мыслительных процессов и коррекции речевых нарушений.
(слайд 15) Формирование мыслительных операций у дошкольников помогает им в их дальнейшем развитии. Многие наши воспитанники, принимали участие в различных интеллектуальных, познавательно – исследовательских, творческих конкурсах и занимали призовые места. 16 воспитанников приняли участие в интеллектуальных детских конкурсах (за прошлый учебный год). Их успехи, достижения доказывает о том, что наши воспитанники стали более уверенными в себе, умеют мыслить, рассуждать, анализировать, доказывать, творить, экспериментировать.
Мониторинг достижения воспитанников
СП «Детский сад Улыбка» ГБОУ СОШ с. Камышлаза 2018 год
Ф.И.О. ребенка | Наименование конкурса | Результат |
Исламов Радмил | Окружной конкурс детских исследовательских проектов «Мои первые открытия» | участник |
6 участников | Окружной конкурс детских исследовательских проектов «Мои первые открытия» г.о. Кинель | 1 место |
Гайсин Ильмир Дерзиманова Азалина - Абрамова Виктори - Хамидуллин Реваль | Областной конкурс детского рисунка «Мое любимое животное. Я твой друг и мне необходима твоя защита». «Грызуны Самарской области» | участники |
Валиева Ясмина Загретдинов Далиль Хайбрахманов Реналь | Окружной конкурс, проводимый в рамках регионального фестиваля детского творчества «Экология. Творчество. Дети.» | 1 место участник участник |
Коллектив детей (педагог Зиннурова А.М.) | Региональный фестиваль детского творчества «Экология. Творчество. Дети» в номинации «Елочка, живи!» | победители |
Каримов Тимур Шатдинова Камила Гайсин Ильмир Абдрахимов Амир Гайсин Альмир | Окружной конкурс «Театральный калейдоскоп» | 1 место 3 место 3 место 3 место 3 место |
Насибуллин Радмил Загретдинов Далиль | Окружной конкурс «Талантики - 2018» | участник участник |
Гафиятуллин Дамир | Окружной конкурс детского мультипликационного творчества «Мультфейерверк» | 1 место |
Шайдуллин Эмиль Исламов Радмил Нуриева Аделина Гилязов Ильдар Гайсин Ильмир Гайсин Альмир Шаймарданов Ильдар | Первая районная интеллектуальная Олимпиада для дошкольников «Совушка – 2018» | 1 место 1 место участники |
Команда «Моряки» Команда «Солдаты» | Первая районная военно – патриотическая игра «Зарничка – 2018» | 1 место 3 место |
(слайд 16) С целью выявления и поддержки дошкольников, обладающих высоким уровнем интеллектуальных способностей, в мае 2018 года на базе нашего детского сада была организована районная детская интеллектуальная олимпиада для дошкольников «Совушка – 2018». На олимпиаде приняли участие 23дошкольника (7 участников с нашего детского сада). Два первых призовых места заняли воспитанники нашего детского сада. (слайд 17 - 19)
(слайд 20)Совместная деятельность с детьми подтолкнула нас педагогов на создание авторских игровых пособий на основе блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, отвечающих возможностям и интересам детей: «Волшебное дерево», «Поле чудес», «Найди нужный предмет», «Прочитай зашифрованное письмо», «Заполни пустые клетки», «Засели жильцов», «Угости гостей», «Путешествие по сказке», «В царстве блоков», «Космический корабль», «Морские обитатели», «Путешествие в сказку», «Наряди елку», «Собери бусы», «Логические кубики» и др.
(слайд 21-24) Более 20 авторских игровых пособий созданы педагогами на основе данных игровых пособий.
С авторскими игровыми пособиями приняли участие на «III фестивале педагогических идей и инноваций» - Лауреаты очного этапа конкурса с опытом работы по данному направлению.
(слайд 25) С целью развития логического мышления была проделана проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Развитие логико – математических способностей дошкольников с использованием игровых технологий блоков Дьенеша и палочек Кюизенера».
В результате проведенной работы, у детей видна положительная динамика развития различных мыслительных операций с применением современных образовательных технологий способствующих формированию логического мышления у дошкольников.
Дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций, сформировано логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, классифицировать. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать.
С проектной деятельностью приняли участие на очном этапе Окружного конкурса педагогических проектов на тему: «Использование логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера, как один из методов формирования мыслительных операций у дошкольников» и стали лауреатами конкурса
(слайд 26) Участие родителей является неотъемлемым условием успешной работы. Цель взаимодействия с родителями в программе «Умный дошколенок» - это установление партнерских отношений участников образовательного процесса. Родители присутствуют при организации непосредственной образовательной деятельности, вместе с детьми осваивают новые технологии.
(Взаимодействие осуществляется в разных формах:
- Рекомендации в ширмах и папках-передвижках;
- Проведение бесед;
- Организация совместных мероприятий. Открытых дверей;
- КВН с родителями
Для родителей представляются открытые НОД с использованием инновационных игровых технологий блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
Традиционным стало проведение совместно с родителями и с детьми КВНы с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.
(слайд 27)
Для эффективной работы ДОО использовались различные методы и формы методической работы, такие как, методические объединения, консультации, презентации, открытые показы образовательной деятельности, интерактивные методы и проектная деятельность.
№ | Форма работы | Название мероприятия | Кол-во уч-ков | Представление опыта |
2016- 2017 учебный год | ||||
1 | Семинар - практикум с учителями начальной школы ГБОУ СОШ с. Камышла. | «Готовимся к школе» | 5 | Мастер – классы, Презентация опыта |
2 | районный семинар | «Система работы по развитию логико – математических представлений у дошкольников с использованием инновационных игровых технологий в соответствии с ФГОС ДО. | 7 | НОД, Мастер – классы, выставка пособий, презентация опыта |
3 | Окружной методический день | «Опыт работы ДОО по развитию у дошкольников логического мышления с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера». | 6 | НОД, Мастер – классы |
4 | окружной семинар | «Развитие логико – математических представлений у дошкольников с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в соответствии с ФГОС ДО». | 7 | НОД, Мастер – классы, выставка пособий, презентация опыта |
(слайд 28-33)
(слайд 34)
(35 -40 слайд)
- Начиная с 2017 года мы начали внедрять данные игровые технологии с младшего возраста. Параллельно с блоками Дьенеша и палочками Кьюизенера используем и другие технологии: наборы Фребеля, игры Воскобовича, соты Кайе, метод моделирования, мнемосхемы, ИКТ, метод проектов, исследовательская деятельность, которые способствуют развитию познавательной активности дошкольников.
№ | Форма работы | Название мероприятия | Кол-во уч-ков | Представление опыта |
2017- 2018 учебный год | ||||
1 | окружной методический день | «Использование инновационных технологий в разных видах детской деятельности по разным образовательным областям в сотрудничестве всех педагогов» | 5 | Мастер – классы, Презентация опыта |
2 | окружной семинар | «Проектирование учебного занятия в рамках ФГОС ДО на основе современных образовательных технологий». | 8 | НОД, Мастер – классы, выставка пособий, презентация опыта |
3 | Окружной методический день | «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников». (применение инновационных игровых технологий по речевому развитию, развитию логического мышления в интеграции образов. областей) | 8 | НОД, Мастер – классы, выставка пособий |
(41 слайд) Педагоги ДОО представляют свой опыт работы по развитию логического мышления на различных конкурсах, фестивалях педагогического мастерства:
№ | Название мероприятия | Участники | Форма участия | |
1 | «Окружной конкурс педагогических проектов» | Гайсина Р.М. Гарифуллина В.Н. Каримова А.М. Шайдуллина Г.А. | лауреат 2 место 2 место участник | |
2 | «Окружной конкурс «Воспитатель года» | Кашапова Г.Х. | лауреат | |
3 | «III фестиваль педагогических идей и инноваций» | Гайсина Р.М. Гаязова Э.Р. | лауреат | |
4 | «Фестиваль педагогических идей и инноваций «ИнноФест» | Гаязова Э.Р. Гафиятуллина Ю.Ф. Шайдуллина Г.А. Мухаметзянова А.Р. | победитель победитель участник участник | |
5 | 7межрегиональный фестиваль педагогического творчества работников ДО Самарской области г.о. Кинель | Гайсина Р.М. | Участник очного этапа конкурса | |
6 | «Всероссийский интернет конкурс НОД по ФЭМП» | Яриева А.С. Зиннурова А.М. | 1 место 2 место | |
7 | Окружной конкурс НОД по ФЭМП | Зарипова Ф.Ф. | 2 место | |
8 | Окружной конкурс «Электронных дидактических пособий» | Шайдуллина Г.А. | Участник очного этапа конкурса | |
9 | Окружной конкурс «Театральный калейдоскоп» | Салахова С.А. Яриева А.С. Зиннурова А.М. | 1 место 3 место 3 место | |
10 | Окружной конкурс «Мультфейерверк» | Кашапова Г.Х. | победа |
(42 – 45 слайд)
Более 45 педагогов за этот период поделились опытом работы с коллегами из других детских садов района, округа.
С целью обмена опытом 151 педагогов района и округа посетило наше ДОО.
Опыт показал, что эти методики, дают большую возможность развития мыслительных навыков, формирования элементарных математических представлений, развитие речи, памяти, творческих возможностей, интеллектуальное развитие детей.
(слайд 46) Результаты в перспективе:
Работа по данной долгосрочной проектной деятельности продолжается. Надеемся, что развитие мыслительных процессов дошкольников будет проходить на более высоком уровне и наши воспитанники – к выпуску получат результаты еще лучше. Пойдут они в школу умеющими логически мылить, рассуждать, доказывать свое мнение, ответственными, добрыми и отзывчивыми.
(слайд 47)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему:"Использование современных образовательных технологий в развитии элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития."
Известно, что математические представления у детей с ЗПР имеют качественное своеобразие, связанное с особенностями их психического развития....
Применение современных образовательных технологий. "Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет"
Серия: "Здоровьесберегающая педагогика"Графические навыки относятся к сенсорным навыкам человека. Но, в отличие от большинства сенсорных навыков, графические навыки связаны с учебной деятельностью. ...
Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дошкольного образования. Личностно-ориентированный подход в обучении детей основам хореографии в детском саду.
Краткое описание применения современнных образовательных технологий(личностного подхода) при обучении детей основам хореографии в детском саду....
Применение образовательных квест-технологий при развитии логического мышления старших дошкольников
Дошкольный возраст самое благотворное время развития творческих способностей и логического мышления у ребенка. Данная статья посвящена опыту проведения образовательного квеста "Мир экологии"...
Выступление во всероссийской научно-практической конференции: "Современное образование: опыт, инновации и перспективы" с докладом на тему: " Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей "
Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не ...
Консультация для педагогов ДОУ на тему: "Применение современных образовательных технологий для развития речи дошкольников"
Развитие речи детей с помощью современных образовательных технологий (из опыта работы)....
«Применение современных образовательных технологий в развитии звуковой культуры речи детей раннего возраста».
Важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте - это овладение родным языком. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Име...