Применение образовательных квест-технологий при развитии логического мышления старших дошкольников
статья (подготовительная группа)
Дошкольный возраст самое благотворное время развития творческих способностей и логического мышления у ребенка. Данная статья посвящена опыту проведения образовательного квеста "Мир экологии", как технологии развития творческого мышлениястарших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_logika.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение образовательных квест-технологий при развитии логического мышления старших дошкольников
Климова Надежда Викторовна,
Фурман Лариса Станиславовна
Шевченко Елена Александровна
педагоги дополнительного образования
дошкольного отдела
ГБУДО ДТ «У Вознесенского моста»
Образовательная практика на сегодняшний день выдвигает необходимость развития у дошкольников логического мышления, креативности. Согласно ФГОС одной из задач дошкольного образования является развитие творческого мышления учащихся, способствующего успешной социальной адаптации детей в современном неопределенном мире. Так, Д.И. Фельдштейн отмечает значимость развития у учащихся творческого мышления начиная с дошкольного возраста и до подросткового.
Среди многочисленных способов развития логического мышления у дошкольников можно выделить технологию образовательных квестов. Растет интерес к использованию квестов в образовательных целях и в рамках практической педагогической деятельности. Кузнецова Т.А. рассматривает квест как пример организации интерактивной образовательной среды. Яковенко А. раскрывает понятие квеста как проблемное задание c элементами ролевой игры.
Технология образовательного квеста позволяет уйти в учебном процессе от прямых вопросов, ориентированных на знание конкретных фактов и не требующих способности оценивать, сравнивать, анализировать, классифицировать и строить предположения. Данные навыки являются определяющими для развития логического мышления.
Организация экологического квеста для детей старшего дошкольного возраста и членов их семей также соответствует задачам, указанным в Постановлении Правительства Санкт-Петербурга от 07.02.2006 N 122 "О Концепции формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга", а именно:
- повышение действенности экологического просвещения, а также дошкольного, школьного и внешкольного экологического образования;
- распространение экологических знаний среди населения Санкт-Петербурга.
Образовательный квест «Мир экологии» - проводится с целью повышения эффективности образовательного процесса, развития логического мышления, экологической грамотности путём вовлечения участников (детей и родителей) в игровую и исследовательскую деятельность.
Выбор данной формы не случаен, поскольку с одной стороны квест не требует долгой подготовки дома, а с другой стороны способствует совместному досугу с детьми. Ребенок помогает родителям в выборе направления для прохождения всех этапов квеста. В процессе совместной деятельности дети и родители получают положительный эмоциональный опыт от совместного досуга.
Квест «Мир экологии» - адресован воспитанникам дошкольного образовательного комплекса «Черепашка» ГБУ ДО ДТ «У Вознесенского моста» 5-7 лет и членам их семей (родители, бабушки и дедушки, братья и сёстры и т.д.)
Данный квест разделен на семь этапов, каждый последующий этап связан с предыдущим. Продолжительность мероприятия составляет три недели.
Каждый этап квеста разделен на 2 блока: блок для детей и блок для родителей.
Блок для детей проходит во время занятий по дополнительной общеобразовательной программе. Каждое занятие посвящено изучению одного из этапов квеста. На занятии дети получают необходимые знания, которые им понадобятся при выполнении заданий квеста.
Блок для родителей проходит вне занятий, выполнение заданий предполагает самостоятельную работу дома совместно с детьми.
По итогам каждого занятия учащиеся получают задание, которое выполняют совместно с родителями, членами семей. Ребенок является проводником знаний при выполнении заданий, он делится знаниями с взрослыми. Роль взрослого заключается в помощи ребенку.
Например, задание «Экобокс». На занятии с детьми проводится беседа об одной из основных экологических проблем – проблеме опасных отходов, рассказ о том, какие вредные вещества содержат батарейки и почему их нельзя выбрасывать в мусорное ведро, рассказ о специальных пунктах приема батареек. Демонстрируется отрывок из мультфильма «Фиксики. Батарейки». После занятия ребята получают задание найти с родителями в городе ближайший к своему месту проживания специальный пункт приема батареек и сфотографироваться всей семьёй на его фоне.
Другими темами квеста предлагаются задания «Экологический след», «Цикл развития», «Редкие и исчезающие животные», «Свойства воды и её состояния», «Очистка воды», «Экологический девиз».
Квест «Мир экологии» успешно проводился в течение трех лет. За данный период в нем всего приняло участие 282 человека (из них учащихся 131, взрослых 151).
Образовательный экологический квест «Мир экологии» является составной частью методических рекомендаций по организации и проведению семейного экологического праздника «Экологические семейные традиции - ЭСТ».
Данная практика может служить ориентиром для сотрудников ОУ при проведение аналогичных мероприятий с семьями детей дошкольного и младшего школьного возраста. Овладение опытом подготовки и проведения квеста «Мир экологии» может стать основой для осуществления схожих по целям и задачам мероприятий в других организациях дополнительного образования детей.
- Образовательный квест – современная интерактивная технология [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247
- Макарова Л. П., Рябчикова В. Г., Мосягина Н. Н. Театрализованные праздники для детей. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж: Издательство «Учитель», 2006. -175с
- Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ – СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;
- Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дидактические игры как одна из основ развития логического мышления старших дошкольников»
Система дидактических игр для старших дошкольников, выполнение которых позволит, используя уже имеющиеся знания и умения, упражняться в решении более сложных логических задач и лучше подготовиться к п...
Методическая разработка по теме:"Развитие логического мышления старших дошкольников".
Примерные задания для успешного развития логического мышления старших дошкольников....
Развитие логического мышления старших дошкольников.Опыт работы по логическому мышлению
Математика- один из наиболее трудных учебных предметов , но включение игр создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознан...
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вэтой статье представлен материял о влиянии дидактической игры на развитие логического мышления у старших дошкольников....
План работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников посредством логических блоков Дьенеша
В материале определены цели и собраны формы работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша....
"Использование логических игр и упражнений для развития логического мышления старших дошкольников".
Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько ...
Подборка дидактических игр на развитие логического мышления старших дошкольников по средствам логических блоков Дьенеша
Подборка дидактических игр на развитие логического мышления старших дошкольников по средствам логических блоков Дьенеша...