Выступление во всероссийской научно-практической конференции: "Современное образование: опыт, инновации и перспективы" с докладом на тему: " Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей "
учебно-методический материал

Елецкова Яна Сергеевна

Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не каждый взрослый, а что уж говорить о дошкольнике! Зачем это ребёнку? Дело в том, что навыки и умения, приобретенные в младшем дошкольном возрасте, служат фундаментом для получения знаний и развития познавательных способностей в более старшем возрасте. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_iz_opyta_raboty_1.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы «Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Автор: Елецкова Яна Сергеевна

Организация: МКДОУ БГО Детский сад № 20 комбинированного вида

Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не каждый взрослый, а что уж говорить о дошкольнике! Зачем это ребёнку? Дело в том, что навыки и умения, приобретенные в младшем дошкольном возрасте, служат фундаментом для получения знаний и развития познавательных способностей в более старшем возрасте. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка, снизится интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребёнок становится более внимательным, мыслит ясно и чётко, умеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Для того чтобы целенаправленно, дифференцированно, комплексно решать задачи по развитию логического мышления в начале учебного года мы провели педагогическую диагностику и проанализировали: все ли дети умеют считать предметы, обозначать их соответствующей числовой карточкой или цифрой, сравнивать рядом стоящие числа и устанавливать равенство разными способами независимо от расстояния, расположения и размеров предметов, умеют ли сравнивать, классифицировать, обобщать. Анализ результатов показал:

  • не все дети самостоятельно находят лишние предметы на картинке, затрудняются объяснить, почему он лишний или почему эта фигура недостающая в ряду;
  • испытывают затруднения в классификации предметов;
  • некоторые не понимают цели задания или справляются с заданием за длительный промежуток времени.

Результаты диагностики были таковы:

  • высокий уровень - 8%
  • средний уровень - 68%
  • низкий уровень - 24%

Исходя из этого, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и их изображения.
  2. Развивать у детей познавательные интересы, творческое воображение, произвольность внимания.
  3. Воспитывать уверенность в себе, стремление к преодолению трудностей, коммуникативные навыки, желание вовремя прийти на помощь товарищу.

Успешность работы по развитию логического мышления у дошкольников во многом определяется не только планомерными играми и занятиями, организуемыми воспитателем, но и окружающей детей развивающей предметно - пространственной средой, которую стараемся создать в группе в соответствие с требованиями ФГОС ДО: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

В нашей группе имеется центр интеллектуального развития, который постоянно обновляется и пополняется:

В этом учебном году приобрели новый комплект «Система «Мате: плюс®. Математика в детском саду», который специально разработан для развития математического мышления у детей. Благодаря материалам данного комплекса у детей расширяются математические знания о числах, геометрических фигурах и их свойствах. Предлагаемые в комплекте увлекательные игровые задания помогают развитию логического мышления и творческого воображения детей. Также приобрели магнитные наборы «Пифагор», «Геометрическое фигуры»;

  • оформили новые настольно - печатные игры: «Ассоциации», «Логика», «Что напутал художник?», «Весёлая логика»;
  • игры на плоскостное моделирование: «Геометрическое лото», «Танграм», игры со счетными палочками;
  • приобрели развивающие игры Б. Никитина «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Логические блоки Дьенеша», разнообразные конструкторы и строительные наборы.
  • Изготовили дидактические игры и пособия «Продолжи логический ряд», «Найди общий признак», «Что лишнее», «Магический квадрат», «Зоопарк», карточки со знаками – символами, на которых отражены признаки предметов (цвет форма, размер, толщина).
  • Составили схемы для игр и упражнений с логическими блоками и алгоритмами: «Засели домик», «Где, чей гараж», «Зоопарк», «Строители дорог».
  • Подобрали загадки и стихи-небылицы с логическими ошибками.

Игры и пособия выставляем не все сразу, а периодически одни заменяются другими. Удобное расположение центра делает их доступными детям, способствует самостоятельной деятельности с ними.

Как и где подбирался дидактический материал? Использовали пособие Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е. «Игралочка – ступенька к школе», Н.И. Захаровой «Играем с логическими блоками Дьенеша», Л. Венгера «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста», З. Михайловой «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Е. Сербиной «Математика для малышей», О. Дьяченко «Чего на свете не бывает, А. Столяр «Давайте поиграем», Г. Урунтаевой «Помоги принцу найти Золушку», журнал «Веселые картинки».

Работу по познавательному развитию мы проводим в соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, опираясь на рекомендации И.А. Пономаревой и В.А. Позиной «Формирование элементарных математических представлений», а также используем современные технологии развивающего обучения: Б. Никитина, А. Столяра, З. Дьенеша. Большое значение в развитии умственных способностей имеет системность и планомерность, поэтому мы разработали комплексно-тематическое планирование ООД по математике на год, составили подробные конспекты, каждый из которых включает проблемно - игровую мотивацию, игры и упражнения развивающего характера в соответствии с учебным планом и образовательной программой ДОУ.

 

Для реализации задач по развитию логического мышления используем три основные формы взаимодействия с детьми:

  • обучение в организованной образовательной деятельности;
  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • самостоятельная деятельность детей в течение дня

Отбирая методы и приёмы, стараемся включать в основу образовательного процесса игры, как основной метод обучения дошкольников: дидактические, развивающие, логико-математические, а также игровые упражнения, экспериментирование, решение творческих и проблемных задач, практическую деятельность. В своей работе также используем ИКТ – технологии: создаем презентации при помощи программы Power Point, включая необходимые задания либо для всего занятия, либо как часть ООД. Это помогает нам обеспечить наглядность, улучшить запоминание материала, способствует проявлению интереса к поиску решений поставленных задач.

Формы организации ООД у нас самые разнообразные: игры-путешествия, игры – сказки, с использованием литературных героев, сюжетно – дидактические игры, КВН, викторины. В содержание ООД обязательно включаем проблемно – поисковый метод, который помогает нам научить ребенка использовать известные способы действия, перенося их в незнакомые условия. Мы стараемся не давать детям готовых ответов на поставленные вопросы, а ставим их в ситуацию таким образом, что сообща, все вместе, путем проб и ошибок, выдвигая различные гипотезы и предложения, ищем ответ на поставленный вопрос. И все это без нагрузки на психику ребенка ведь он играет, а не просто что-то запоминает.

Содержание ООД в основном предусматривает 4-5 частей:

  • Логическая разминка.
  • Знакомство с новой темой (на демонстрационном материале)
  • Закрепление нового материала (на раздаточном материале).
  • Игры и упражнения на развитие логического мышления. 

Формирование предпосылок по развитию логического мышления мы начали с младшего дошкольного возраста. Использовали простейшие игры «Разрезные картинки», «Сложи квадрат» из 2-4 частей разными способами, «Собери пазлы», «Подбери узор» и другие. В средней группе расширяли и усложняли содержание работы.

В старшей группе мы познакомили детей с играми более сложного содержания: головоломки «Абрис», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра». Мы показываем детям, как наложением деталей на образец можно собирать картинку, при этом чётко проговаривали название используемых фигур. Начинали с самых простых картинок, состоящих из 4-5 фигур (домик, неваляшка, гриб). В настоящее время учим создавать силуэты человека, домашних животных, птиц, рыб, предметов обихода по расчлененному образцу.

Также в работе с детьми мы активно используем развивающие игры «Танграм» и «Пифагор». Вначале мы учили анализировать рисунок, схему (из каких фигур состоит, где они расположены), затем перешли к упражнениям по составлению более сложных фигур и предметов по расчлененному чертежу, затем по частично расчлененной схеме. Сейчас некоторые дети используют уже схемы силуэтного изображения: они анализируют силуэтный образец, сопоставляя части, проверяют свои предположения и составляют эту фигуру или предмет. Поддерживать интерес к данным играм помогает видоизмененные варианты. В 2018 году приобрели магнитную игру «Танграм», которая вызывает большой интерес и желание выполнять различные задания, придумывать новые варианты составления различных предметов.

Игра с кубиками «Сложи узор», разработанная известным российским педагогом Б. Никитиным – одна из самых востребованных. Детей очень увлекла эта играНа начальном этапе они учились по схемам - заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Следует отметить, что складывание головоломки по схеме ни в коей мере не ограничивает ребёнка в свободе творчества. Поняв, что из разных геометрических фигур путём приложения могут получаться различные предметы, животные и т.п., дети начинали придумывать собственные постройки (собачка, динозавр, Маринкина башня) из 9, затем 16 кубиков, каких ещё нет в схемах, т.е. выполнять творческую работу.

Мы отметили, что составление узоров детьми по принципу «от простого к сложному» расширяет их интеллектуальные и творческие способности в целом. Они учатся находить ход решения, который ведёт к нужному результату.

Следующим видом работы являются занимательные упражнения со счетными палочками. Дети учатся выкладывать разные фигуры (рыбку, самолётик, ракету, качели), считают количество палочек в каждой фигуре, называют геометрические формы, из которых составлена фигура (количество углов и сторон); сами придумывают и складывают фигуру, т. е мы закрепляем знания детей о фигурах и их видоизменениях, а также учатся преобразовывать фигуры путем перекладывания палочек (н-р, «переложить две палочки так, чтобы домик был перевернут в другую сторону» или составить домик из 6 палочек, а затем переложить две палочки так, чтобы получился флажок и др.)

Прекрасным материалом в развитии мыслительных операций дошкольников являются логические блоки Дьенеша. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определённым правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числу относятся умения анализа, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие. Подробно с методикой обучения игре с блоками Дьенеша вы познакомитесь на мастер-классе.

В своей работе также используем математические игры и упражнения, которые направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур, т.е. нахождение закономерностей. Дети с удовольствием включаются в эти игры и практически все самостоятельно справляются с поставленными задачами.

Игры с алгоритмами занимают значительное место в нашей работе с детьми. Эти игры развивают такую функцию мышления как умение действовать по правилам, строго их выполнять, выражать свои действия словом. Они открывают большие возможности для раннего внедрения в обучение простейших идей информатики. Вначале мы учили детей «читать» простые алгоритмы - линейные (из 2-3 команд). Основной задачей было подготовить детей к пониманию того, что для достижения результата необходимо выполнить действие в соответствии с условием (правило, которое отражает последовательность действия, изображено на схеме с помощью условного знака – стрелки). Количество шагов постепенно увеличивали до пяти. Использовали специальные игры и упражнения на использование алгоритмов: «Гаражи», «Зоопарк», «Выращивание дерева», «Найди домик» и др. В будущем планируем научить детей играть в игру «Вычислительные машины» (игры с числами)

Немаловажное значение для развития логического мышления имеют занимательные задачи на смекалку, загадки. («Назови одним словом», «Что лишнее?», «Что для чего предназначено?», «Картинки – противоположности», «Найди пару».) Чтобы выполнить задание, ребёнок должен:

  • выделить указанные признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
  • сопоставить и объединить эти признаки, т.е. произвести синтез;
  • на основе соотнесённых признаков и выявленных связей сделать умозаключение, т.е. выполнить задание.

Предлагая детям подобные задания, мы подбираем красочные иллюстрации или выкладываем на фланелеграф яркие картинки, соответствующие теме ООД. Наглядность дидактического материала способствует более успешному усвоению нужных знаний и умений, делает процесс обучения ненавязчивым и интересным.

В своей работе используем загадки - небылицы с логическими ошибками. Нахождение несоответствия занимает немного времени, но, тем не менее, подобные загадки учат думать и анализировать, т.е. активизируют мыслительную деятельность.

Большой интерес вызывают у детей интеллектуальные праздники, вечера досугов, дни здоровья с заданиями на смекалку и сообразительность. В их содержание включаем загадки, игры - развлечения, разгадывание ребусов, лабиринтов и др. Подобранные по теме стихотворения, шутки, песни, игры и танцы оживляют такие мероприятия, являются средством переключения внимания, обеспечивают кратковременный отдых.

Один раз в месяц во второй половине дня мы проводим игру «Состязания Умников», где закрепляем пройденный материал, размышляем над проблемными ситуациями, упражняемся в решении логических, познавательных задач. Дети делятся на подгруппы, получают от сказочного героя (Незнайки, Умной Совы) конверт с заданиями и самостоятельно вместе находят пути решения. Детям предлагаем задания разной степени сложности: главное - чтобы решение проблемы увлекло их. Если дети затрудняются в решении заданий, то на помощь приходит вся группа, и решения принимают вместе. В конце учебного года планируем провести развлечение «В гостях у Королевы Математики», где детям будет предложено решить множество логических задач, чтобы заслужить награду самой Королевы Математики. В летнее время, когда ООД с детьми не проводится, интеллектуальные праздники будем проводить на улице. («Разноцветная радуга», «Цветик – семицветик»).

Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. В октябре мы подготовили и провели родительское собрание на тему «Развитие умственных способностей детей». На собрании родителям были показаны игры и упражнения по развитию логического мышления, которые мы используем в ООД и в свободной деятельности с детьми, с целью привлечь внимание родителей к решению этих задач и сделать их активными нашими помощниками. У родителей появилось внимание к интересам детей, и в этом немаловажную роль играют подобранные нами игры. Также для родителей проводятся индивидуальные беседы с рекомендациями, консультации. В апреле планируем провести день открытых дверей, где родители смогут убедиться, как много уже знают и умеют их дети.

Периодически обновляем информационно-тематический стенд для родителей, где размещаем советы и материалы по освещению этапов развития у детей логического мышления, познавательного интереса, рекомендуем литературу.

Вся проделанная работа приносит свои плоды – дети стали более раскрепощёнными, научились анализировать, сравнивать, обобщать, пытаются отстаивать свою точку зрения. У детей появился интерес к познанию, они обрели уверенность в себе, делают первые шаги по высказыванию суждений, доказательств. Значительно возросла степень активности воспитанников в самостоятельной деятельности. Всё это является прочным фундаментом для успешного обучения детей в школе.

В дальнейшем мы планируем продолжать работу по формированию логического мышления и развитию познавательного интереса, творческого воображения у детей, используя более сложные задания для игр - головоломок, таблиц и схем, будем искать новые формы организации, более эффективные методы и приемы. Будем поощрять их стремление к самостоятельной деятельности, умение отстаивать свою точку зрения. Особое внимание обратим на тесное сотрудничество, вовлекая детей и родителей в совместную деятельность, всячески поддерживая инициативу и творчество. Также мы будем продолжать работу по созданию развивающей предметной среды. Нашей задачей на сегодняшний день остается обновление содержания образовательной деятельности, чтобы каждый день пребывания в детском саду для ребенка был праздником.

 

Список используемой литературы

  1. Михайлова З.А., Е.И. Носова. Логико – математическое развитие дошкольников:игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. – СПб.: ООО «Детство – Пресс», 2016.
  2. Н.И. Захарова. Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 4-5 лет. – СПб.: ООО «Детство – Пресс», 2018.
  3. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2007.
  4. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Ювента, 2011.
  5. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников/ Л.Ф. Тихомирова. - Ярословль: Академия развития, 2007.
  6. Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. - Ярословль: Академия развития, 1997.
  7. Никитин Б.Н. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – 3 изд., доп. – М. – Просвещение, 1996.
  8. Шалаева Г. Большая книга логических игр. - М.: АСТ, Слово, 2013.
  9. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Академия развития, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ.(Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Толерантность и дошкольное образование: проблемы взаимодействия ДОУ, семьи, общества").

На современном этапе развития отечественной системы специального образования реализация личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья осуществ...

«Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей дошкольного возраста»

Важнейшим  навыком является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба – ре...

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Современное образование: проблемы и перспективы развития"

Особенности использования современной иновационной технологии "Утренний круг" в условиях  дошкольной образовательной организации....

Презентация "Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста."

Данная презентация направлена на использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей  у детей с....

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Использование элементов ТРИЗ-технологии в развитии связной речи и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

АктуальностьВ современном образовании стоит задача, воспитания творческой личности, подготовленной к решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Одним из основных показателей уровня...