эссе"Какими компетенциями должен владеть педагог для создания комфортной развивающей образовательной среды ДОО
статья

Ретина Татьяна Александровна

         Эффективность работы детского сада зависит от многих факторов. Это и условия образовательного процесса, наличие и реализация актуальной программы развития детей, и грамотное руководство. Тем не менее, ключевым звеном являются люди. Заведующий, педагогический коллектив, персонал, дети и родители - все они являются звеньями единой системы успешного дошкольного образования. Как правило, педагоги сами создают нужную атмосферу, задают тон взаимоотношениям внутри групп

     Основная задача руководства дошкольного учреждения обеспечить самые комфортные условия для воспитанников и сотрудников. Каждый садик индивидуален. Несмотря на одинаковые требования СанПиН ко всем дошкольным учреждениям, у каждого своя «изюмина». Многое зависит от того, кто стоит у власти, как хорошо работает команда и какая атмосфера в заведении. Тон доброжелательной атмосферы в группе задает воспитатель, именно он создает среду, которая помогает ребенку развиваться полноценно., стать в будущем личностью гармонично развитой счастливой.

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда – среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представления о красоте, вкусе, ценностные ориентиры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_kompetentsii_pedagoga_i_rpps.docx23.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №116»

г.Дзержинск, Нижегородская область

Эссе на тему:

«Какими компетенциями должен владеть педагог для создания комфортной развивающей образовательной среды ДОО»

                              Выполнила воспитатель

                                        МБДОУ «Детский сад №116»

                                                           город Дзержинск Нижегородская область

 Ретина Татьяна Александровна

2019г

Научить человека быть счастливым нельзя,

но воспитать его так, чтобы он был счастлив, можно.

А. С. Макаренко

         Эффективность работы детского сада зависит от многих факторов. Это и условия образовательного процесса, наличие и реализация актуальной программы развития детей, и грамотное руководство. Тем не менее, ключевым звеном являются люди. Заведующий, педагогический коллектив, персонал, дети и родители - все они являются звеньями единой системы успешного дошкольного образования. Как правило, педагоги сами создают нужную атмосферу, задают тон взаимоотношениям внутри групп

     Основная задача руководства дошкольного учреждения обеспечить самые комфортные условия для воспитанников и сотрудников. Каждый садик индивидуален. Несмотря на одинаковые требования СанПиН ко всем дошкольным учреждениям, у каждого своя «изюмина». Многое зависит от того, кто стоит у власти, как хорошо работает команда и какая атмосфера в заведении. Тон доброжелательной атмосферы в группе задает воспитатель, именно он создает среду, которая помогает ребенку развиваться полноценно., стать в будущем личностью гармонично развитой счастливой.

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда – среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представления о красоте, вкусе, ценностные ориентиры.

Особую роль развивающей среды в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях многие педагоги и психологи: Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Ревуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина.  Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в процессе становления личности ребенка, она обогащает личное развитие, способствует раннему проявлению разных сторон способностей. В общем, обогащенное развитие - это развитие всех индивидуальных возможностей каждого ребенка. Безусловно, наиболее высоким уровнем познавательного и личностного развития обладает индивидум, находящийся под воздействием развивающей среды.  А как должна создаваться РПСС в группе , какими компетенциями  должен обладать современный воспитатель, что ее создать ? Так какими же качествами должен обладать современный педагог, чтобы воспитать ребенка счастливым?

 На мой взгляд воспитатель должен быть сторонником личностно- ориентированного подхода  в работе с современными дошкольниками, ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним, Учитывать т индивидуальных особенностей в процессе  воспитания и обучения., создаватьть психолого-педагогических условий для каждого воспитанника.

    Я считаю, решение задач личностно-ориентированного образования не возможно без создания современной предметно-пространственной среды. И основная роль в этом отводится педагогам ДОУ, а поскольку педагог для ребёнка – значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги. Ключевым направлением в сопровождении внедрения ФГОС ДОУ является на данном этапе повышение профессиональной компетентности педагогов. Так какими компетенциями должен обладать воспитатель создающий развивающую   предметно- пространственную среду?

 На мой взгляд это прежде всего:

- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

– Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

 Как говорил  американский учёный,  специалист по теории развития организаций Питер Вейлл  «Быть компетентным — значит знать, когда и как действовать»  

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).Формирование профессиональной педагогической компетентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути.

Говоря о современном воспитателе,   я бы  отметила,  выделив  следующие виды компетентностей:

1. Компетентность в ведении образовательного процесса. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую компетентность, постоянный поиск новой информации. Глубокое знание дошкольной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением на практике. Использование различных методов обучения, различных видов деятельности и материалов, которые соответствуют уровню развития детей. Использование средств диагностики.

2. Компетентность в организации информационной основы деятельности воспитанников. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации.

3.Компетентность в организации воспитательной работы. Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Создание возможности для его осуществления. Моделирование отношения сочувствия и позитивных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов. Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка.

4.Компетентность в установлении контактов с родителями. Данная компетентность позволит воспитателю привлечь родителей и представителей общественности к совместному формированию критериев качества образования, конкретизировать социальный заказ, сделать ДОУ инвестиционно-привлекательным.

5.Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников. Организация собственной педагогической деятельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка. Владение средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы. Определение индивидуальных целей на краткосрочную и долгосрочную перспективу.

6. Компетентность в разработке и реализации авторских образовательных программ. Данная компетентность помогает расширить содержание образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду деятельности.

7. Компетентность во владении современными образовательными технологиями. Позволяет осуществить компетентностный подход в образовании. Способствует развитию обобщенных способов деятельности воспитанников, позволяющих им свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

8. Компетентность профессионально-личностного совершенствования. Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической деятельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.

9. Креативная компетентность педагога. Для оценки этого направления следует учесть, насколько воспитатель отличается способностью к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов решения педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стремление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздействия администрации. Проявление компетентности в обобщении и распространении педагогического опыта.

10. Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образовательного процесса. Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества образования – создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

11. Компетентность в создании предметно-пространственной среды. Данная компетентность позволяет обеспечить организацию детских сообществ и стимулирование процессов саморегулирования детей, предоставляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собственной деятельности. Важно создать РППс группы согласно современным требованиям, предъявляемым ФГОС ДО.

Если у педагога сформирована компетентность создания развивающей предметно-пространственной среды, он сможет достичь следующих результатов в ее организации:

  • Обеспечение всестороннего развития детей дошкольного возраста
  • Высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей и всего общества.
  • Охрана и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников.
  • Комфортное состояние воспитанников и педагогических работников.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно-насыщенной;

-трансформируемой;

-полифункциональной;

-  вариативной;

-доступной;

- безопасной

Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду должна:

- Иметь привлекательный вид;

 - Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

 - Снимать утомляемость;

 - Положительно влиять на эмоциональное состояние;

 - Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

 - Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью

Таким образом , можно сделать вывод:

         Современный педагог дошкольного образования – это человек широкого кругозора, обладающий необходимыми знаниями в области педагогики, психологии, методики, компьютерных технологий, хорошо разбирающийся в проблемах воспитания и обучения детей, способный проявлять инициативность, самостоятельность в постоянно меняющихся педагогических ситуациях и креативность в организации образовательного процесса

            «Человек не может по - настоящему  усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим». Чарльз  Диккенс.

 Педагогически грамотное оформление предметно-пространственной развивающей среды – это труд, требующий больших усилий и времени.  Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какими компетенциями должен владеть воспитатель

Нормативные документыВоспитатель ДОО должен знать нормативные документы, которые регламентируют информатизацию образования и использование сетевых технологий в образовательной деятельности:1. Федераль...

Статья: Создание коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.

В статье рассказывается о создании коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ....

Творческий проект "Палитра эмоций" в рамках создания личностно - развивающей образовательной среды в ДОО

Творческий проект "Палитра эмоций" в рамках создания личностно - развивающей образовательной среды в ДОО...

Проект по созданию личностно - развивающей образовательной среды «Группа – среда возможностей»

Проект направлен на создание условий индивидуализации в образовательной среде  и выявления детских интересов и потребностей  ....

Проект по созданию личностно- развивающей образовательной среды в ДОУ «Территория успеха и творчества»

Проект направлен на изменение личностно-развивающей образовательной среды (ЛРОС), с целью преобладания творческой среды в ДОУ, направленной на: социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 7 ле...

«Успех каждого ребёнка через создание личностно-развивающей образовательной среды»

В статье приводятся примеры и факты о важности развития навыков 4К у детей дошкольного возраста....