Статья: Создание коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.
методическая разработка по коррекционной педагогике
В статье рассказывается о создании коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ. | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание коррекционно-развивающей образовательной среды в ДОУ.
Дошкольное детство - один из драгоценных периодов в жизни человека, который оказывает огромное влияние на его дальнейшую жизнь. Именно в этот период закладываются основы физического и психического здоровья человека, формируются коммуникативные способности. В современном мире выдвигаются высокие требования к уровню развития личности, и в то же время растет количество детей с отклоняющимся развитием, в том числе, с нарушениями речи различного генеза и степени тяжести.
Дефекты речи, помимо неэстетического воздействия на окружающих, могут самым негативным образом отразится на формировании психической деятельности человека, привести к снижению школьной успеваемости, вызвать различные личностные нарушения. Поэтому так важно не упустить сензитивный период для формирования полноценной речевой деятельности ребенка - дошкольный возраст.
Анализ практической ситуации за последнее десятилетие свидетельствует о росте количества детей со сложными речевыми нарушениями. Если в 2010 году дети с речевыми дефектами составляли 49% от общего количества зачисленных в группы ДОУ, то в 2017 году этот процент поднялся до 81%.
Данные факторы, нацеливают на поиск вариативных форм коррекционно-развивающей работы. Это потребовало корректировки существующих программ и привело к созданию в нашем учреждении системы коррекционно-развивающей деятельности, которая предполагает мобилизацию всех ресурсов образовательного процесса в ДОУ на основе междисциплинарного взаимодействия логопеда и педагогов для создания единой речевой развивающей среды.
Для полноценного образования детей с ОВЗ необходимо создать специальные условия, к которым относятся:
- создание программно-методического обеспечения для ребенка с ОВЗ
- создание коррекционно-развивающей образовательной среды
- создание дидактического обеспечения
- функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинеты врача,
учителя - логопеда, зал ЛФК, кабинет педагога- психолога)
- взаимодействие с окружающим социумом (детская поликлиника, ПМПК,
соцзащита, социокультурное пространство)
- адаптированная образовательная программа
- система индивидуальной работы
В нашей статье мы остановимся подробнее на создании коррекционно-развивающей образовательной среды.
Коррекционно - развивающая среда в ДОУ является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии и имеет существенное отличие от предметно - развивающей среды дошкольных учреждений общего вида.
Предметная среда решает задачи ближайшего психического развития с тем, чтобы обеспечить достаточно полный контакт с окружающим миром.
Коррекционно-развивающая среда базируется на учете "зоны актуального развития ребенка" и определяет условия для формирования "зоны ближайшего развития" на принципах поэтапного, многоступенчатого введения ребенка в коррекционно-развивающую среду.
Коррекционно-развивающая среда должна предусматривать:
- обязательную зону коррекции
- уголки уединения
- индивидуальное авторское пространство ребенка
- развивающую среду с учетом «зоны ближайшего развития»
Коррекционно-развивающая среда включает: предметно-практический инструментарий: наглядные и дидактические материалы, методическое обеспечение, диагностические материалы, картотеки занятий и заданий.
Зона коррекции включает в себя несколько отдельных зон:
Сенсорная зона (или зона разномодальных ощущений), в которую включены материалы для развития зрительной, слуховой функции, материалы для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия, материалы для развития сенсорной интеграции.
В ДОУ создана сенсорная комната, занятия в которой проводит педагог-психолог. Сенсорная комната используется для педагогической коррекции детей, проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения; коррекции игровой деятельности, снятия стрессов, страхов, развития психических процессов и т.д;
Моторно-двигательная зона включает материалы для развития мелкой и общей моторики.
Для развития пальцевой моторики и коррекции нарушенных моторных функций в логопедическом уголке группы имеется набор красочных, увлекательных пособий (шнуровки, конструкторы, пирамидки, игровые доски Сегена, застежки, мячи разного диаметра с шипами для массажа рук, «кнопочные» игрушки), а так же индивидуальные печатные пособия для развития навыков штриховки, написания элементов букв.
Учебно-познавательная зона включает материалы для развития памяти и внимания, мышления для развития пространственно-временной ориентировки. Материалы для развития речи и представлений об окружающем, для формирования учебных навыков.
Для развития языкового чутья и лингвистических способностей дети решают кроссворды, разгадывают лексические загадки, шарады.
Индивидуальное авторское пространство ребенка
Мы придерживаемся личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию детей, который предполагает не только создание благожелательной творческой атмосферы, но и постоянное обращение к личному опыту ребенку: разнообразные формы организации учебной деятельности позволяют раскрыть субъективные способности обучаемых.
Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития»
Для развития фонематического восприятия, монологической связной речи, процессов словообразования и словоизменения, закрепления навыков чтения, профилактики нарушения зрения и снятия психофизического напряжения в образовательном процессе мы используем большое количество ярких, красочных наглядно-демонстрационных пособий, электрофицированных и музыкальных игр, сенсорно-координаторных тренажеров со зрительно-сигнальными сюжетами, как приобретенных в магазинах, так и собственноручно изготовленных.
В целях обучения используем игры малой и средней подвижности, такие как «Разложи картинки к символам», «Живые звуки», «Найди свой домик», «Найди пару» «Подпрыгни, пошагай» (деление на слоги), «Две колонны» (дифференциация звуков).
Использование информационно-коммуникационных технологий позволяют воспринимать информацию на качественно новом уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка.
Компьютерные задания расширяют возможности коррекционных методов и технологий. Применение компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе улучшает учебную мотивацию дошкольников с ОВЗ, повышает их интерес на занятии, а образовательную деятельность делает более интересной, современной, эмоциональной.
Таким образом, правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности образовательного процесса для детей с ОВЗ. При этом эффективность влияния окружающей среды на развитие речи выступает в качестве воспитательных средств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА С СЕНСОРНЫМИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В СОЗДАНИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ.
Нередко в школах для слабовидящих детей, особенно в начальных классах, выявляются дети с задержкой психического развития, которых подчас можно отнести к умственно отсталым слепым, которые также нуждаю...
Создание коррекционно-развивающей среды по формированию здорового образа жизни с детьми с особыми потребностями
В статье говорится об этапах работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности с детьми с особыми потребностями....
Методическая разработка: «Создание коррекционно-развивающей среды в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Успешное внедрение инклюзивного обучения детей с особыми потребностями, требует решения задач на государственном уровне, а именно: формирование новой философии государственной политики относител...
Проекты по созданию коррекционно-развивающей среды и разнообразию пространства территории детского образовательного учреждения
Чтобы время пребывания на свежем воздухе было для детей с ОВЗ интересным, разнообразным и максимально полезным, очень важно правильно и эффективно использовать пространственную среду образ...
СТАТЬЯ «Создание коррекционно-развивающей среды в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья».
Нормативно-правовые и научно-методические материалы последних десятилетий бесспорно доказывают необходимость создания в дошкольной образовательной организации предметно-развивающей среды для развития ...
Современные подходы к созданию коррекционно-развивающей среды в ДОУ и дома Как грамотно сформировать развивающую среду:Десять принципов
Описание подробно о 10 принципах к созданию условий развивающей среды...