«Взаимодействие с родителями, как условие создания комфортной воспитательно- образовательной среды».
консультация
Работа с родителями
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 4 «ЛЕСОВИЧОК»
Выступление
«Взаимодействие с родителями, как условие создания комфортной воспитательно- образовательной среды».
Детское дошкольное учреждение – это структура со своими законами и задачами, с другой стороны, этот коллектив состоит из индивидуальных личностей – педагогов, родителей, детей.
Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.
Впервые в Законе «Об образовании» определено, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Сменились акценты, главной стала семья, хотя вопросы педагогического просвещения по-прежнему актуальны. Сегодня, признав приоритет семейного воспитания перед общественным, возложив ответственность за воспитание детей на родителей мы понимаем, что это требует и новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».
От стремления наладить контакт между сторонами и выработать сотрудничающую позицию будет зависеть комфортность обстановки, что в первую очередь важно для детей.
Взаимодействие детского сада с семьей не должно быть источником конфликтов и оппозиции детского сада и родителей, а, напротив, должно стать стимулом педагогической рефлексии, самоэкспертизы достижений детского сада, поисков новых путей развития.
Но конфликты все-же случаются и у нас в частности.
Каковы же причины возникновения конфликтов между воспитателями и родителями? Почему зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушиваться друг к другу и встают по разные стороны баррикад? Исходя из опыта своей работы могу сказать, что конфликты могут происходить как по объективным, так и по субъективным причинам.
Объективные причины – например, недобросовестное отношение воспитателей к своему делу, их низкая квалификация.
Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны родителей, и со стороны воспитателей:
- неоправданно позитивные или негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад «всему научит», а родителям ничего не нужно будет делать. Ожидания родителей оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами;
- другая субъективная причина конфликтов связана с тем, что воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие - то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;
- еще одна причина – чем квалифицированнее воспитатель, чем больше он любит свою работу, тем более ревностно он относится к детям, пытаясь передать родителям своё представление о самых разных сторонах воспитания и развития ребенка. В сознании родителей может сложиться мнение, что воспитатель «навязывает» им свою точку зрения. Естественно, такие нравоучения воздействуют на родителей очень негативно;
- будучи весьма прозорливыми психологами, дети быстро понимают, что взрослого интересуют, прежде всего, негативные рассказы о детях или воспитателях, и, подлаживаясь под родителя, ребенок начинает сочинять такие истории "специально для мамы". Это обычно происходит в возрасте 5—6 лет, когда дети уже понимают, как можно манипулировать людьми. Искусственно создавая конфликт, они стоят в стороне и смотрят, "что произойдет", получая от этого жгучее удовольствие и утоляя свое любопытство. Поэтому родители должны научиться спокойно и с пониманием относиться к таким вещам.
Современные родители придерживаются различных методов и теорий воспитания, и часто бывает, что их концепция полностью противоречит принятой в детском саду системе. Поэтому, не информируя родителей на начальной стадии, мы закладываем множество конфликтов. Но родители должны также понимать, что привычные методы воздействия на ребенка могут не работать, когда их чадо находится в окружении других детей.
Теперь коснемся проблем, которые возникают со стороны воспитателей. Когда обращаешься к последним и спрашиваешь, каких знаний им не хватает для работы с детьми, они практически все в один голос говорят, что не знают, как работать с родителями! Действительно, все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Можно даже сказать, что большинство воспитателей боятся родителей, потому что воспринимают их как,
во-первых, некую силу, которая борется за ребенка, за власть над ним;
во-вторых, как контролеров, которые придут и проверят, что они делают;
в-третьих, воспитатели просто не умеют правильно общаться и доносить информацию о ребенке в неагрессивной форме.
Самый эффективный путь разрешения конфликтов между воспитателем и родителем — это хорошая работа воспитателя. Если он действительно работает с душой, увлечен ею, "горит" на работе, то родители прощают ему многое. У такого воспитателя, как правило, вообще не возникает конфликтов!
Однако в большинстве случаев конфликты все-таки имеют место. Но их можно свести к минимуму!
Советы воспитателям:
1) информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане взаимоотношений и педагогических воздействий.
2) показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они возникают.
3) научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей. Например, сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного отзыва и только, потом формулировать проблему.
4) Использовать в работе с родителями основные принципы:
- принцип индивидуального подхода к каждому родителю
– Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок).
– Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
– Отсутствие формализма в организации работы с семьей.
– Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
5) использование воспитателем различных форм и методов в работе с родителями (мы в своей работе применяем все доступные для нас форм работы, что демонстрирует этот видеоряд).
1. Изучение условий семейного воспитания через анкетирование, посещение детей на дому
2. Использование интерактивных методов для привлечения внимания родителей — это организация конкурсов, викторин, проектов, развлечений и т. п.
3. Организация консультативного пункта для родителей в ДОУ для профилактики и коррекции
4. Педагогическая диагностическая работа с детьми, направленная на определение уровня развития детей. Отслеживание динамики развития детей.
5. Совместные досуги, мероприятия и семейные клубы по интересам. Организация совместных посиделок.
6. Ознакомление родителей с деятельностью детей при использовании видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями.
7. Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Моя семья», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др.
8. Организация партнёрской деятельности детей и взрослых по выпуску семейных газет создания продуктов творческой художественной речевой деятельности
9. Совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Семья и спорт», «Как мы отдыхаем» и др.
10. Привлечение родителей к участию в детском празднике, театрализованной деятельности (разработка идей, подготовка атрибутов, ролевое участие). Организация экскурсий.
11. Привлечение родителей к совместным мероприятиям по благоустройству и созданию условий в группе и на участке.
12. Распространение инновационных подходов к воспитанию детей через рекомендованную психолого-педагогическую литературу, периодические издания.
Надо отметить, что обязательно благодарим каждого родителя, кто внес пусть и небольшой вклад в развитие образовательной среды в ДОУ, грамотами устными благодарностями на родительских собраниях и это ключевой момент.
Что можно по советовать родителям
1) Родителям, прежде всего, нужно помнить, что детский сад не заменит родительского воспитания.
2) Родители должны понимать, что поведение ребенка, который попадает в детский сад, кардинально меняется.
3) Родители также должны учиться доносить до воспитателей информацию в неконфликтной форме.
Таким образом, Взаимодействие детского сада с семьей- это многомерная педагогическая проблема, это система, объединившая усилия большого количества людей: педагогического коллектива, родителей, социальных партнеров основная цель которого создание комфортной воспитательно-образовательной среды в дошкольном учреждении.
Практическая часть.
Чтобы осуществить индивидуальный подход, необходимо изучать семьи воспитанников.
Но следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее проявления, уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей.
Предлагаем вам пример изученияиндивидуальных особенностей родителей через анкетирование.
Анкета «Портреты родителей – как общаться, чтобы к вам прислушивались»
Старший воспитатель Горбунова Д.И.
МДОБУ ЦРР – д/с № 4 «Лесовичок»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание организационно- методических условий и проведение воспитательно – образовательного процесса в соответствии с ФГТ в ДОУ» по образовательной области «Коммуникация»
небольшой доклад об организации условий в соответствии с ФГТ по образовательной области "Коммуникация"....
"Создание развивающей воспитательно – образовательной среды ДОУ на основе социального партнёрства учреждений образования и культуры" публикация
"Создание развивающей воспитательно – образовательной среды ДОУ на основе социального партнёрства учреждений образования и культуры"...
Методическая разработка педагогического совета "Психологическая комфортность воспитательно-образовательной среды в ДОУ как основа физического и психического здоровья детей"
Методическая разработка педагогического совета "Психологическая комфортность воспитательно-образовательной среды в ДОУ как основа физического и психического здоровья детей". Цель: Анализ пси...
эссе"Какими компетенциями должен владеть педагог для создания комфортной развивающей образовательной среды ДОО
Эффективность работы детского сада зависит от многих факторов. Это и условия образовательного процесса, наличие и реализация актуальной программы развития детей, и гр...
Игры как условие создания психологически безопасной образовательной среды в ДОУ.
Игры как условие создания психологически безопасной среды в ДОУ....
Презентация на тему: "Развитие эмоционального интеллекта детей, как одно из условий создания психологически безопасной образовательной среды"
В презентации рассматриваются вопросы развития эмоционального интеллекта детей, как условие создания психологически безопасной образовательной среды....
Круглый стол для родителей на тему: «Создание комфортных условий, влияющих на эмоционально – благополучное состояние детей»
Эмоциональное благополучие является одним из основных качеств жизни человека и закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакц...