Адаптационная группа кратковременного пребывания "Вместе с мамой" (из опыта работы).
материал
В материален представлен текст выступления на ГМО раннего развития "Адаптационная группа кратковременного пребывания "Вместе с мамой" (из опыта работы), в рамках проекта ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Адаптационная группа кратковременного пребывания «Вместе с мамой» для вновь поступающих детей и их родителей (из опыта работы).
Выполнила Панкова С. В., воспитатель первой классификационной категории.
Одной из проблем, с которой сталкиваются и педагоги, и родители при поступлении ребенка раннего возраста в детский сад, является проблема адаптации малыша к новым условиям (незнакомой среде и незнакомым взрослым). Поступая в детский сад, дети переживают адаптационный стресс. Одним из способов помощи родителям дошкольников в данной ситуации является родна из форм дошкольного образования на основе пребывания детей в образовательной организации в течение неполного дня. Кратковременный, но систематический режим пребывания в дошкольной группе способствует дальнейшей успешной адаптации.
В нашем детском саду уже второй год реализуется практика работы адаптационной группы кратковременного пребывания «Вместе с мамой». Я с этой практикой работаю первый год. Ее основная цель- организация совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленная на обеспечение комфортной адаптации ребенка к детскому саду. Нами были поставлены следующие задачи:
- Способствовать выработке единого стиля воспитания и общения с ребенком в ДОУ и в семье (выработка совместно с каждой семьей единых требований в процессе непосредственного наблюдения за ребенком);
- Создавать условия для формирования у ребенка чувства защищенности и доверия к окружающему миру.
Все мы знаем, что уровень доверия родителей к педагогам, а значит и эмоциональное благополучие их малыша во многом зависит от того как пройдет первая встреча родителей с ДОУ. Потому получив список вновь прибывающих детей в наш детский сад, мы с напарницей посетили семьи будущих воспитанников. Родители получили приглашение на родительское собрание в рамках проведения в ДОУ «Дня открытых дверей» (апрель) и познакомились с будущими воспитателями своих детей. На собрании родителям была представлена подробная информация о деятельности нашего ДОУ. Педагог-психолог познакомила родителей с особенностями адаптации в раннем дошкольном возрасте, уделив особое внимание тому, что поможет облегчить малышу этот довольно трудный для него этап жизни. Познакомившись с предоставленной информацией, родители проявили интерес к работе адаптационной группы кратковременного пребывания «Вместе с мамой». На родительском собрании были обозначены сроки работы группы, которая начинала функционирование за 1 месяц до поступления ребенка в группу полного дня (в нашем случае с 06.08.2018 г.).
К моменту прихода детей была подготовлена и оснащена в соответствии с их возрастными особенностями игровая комната (группа в ДОУ, которую в дальнейшем они будут посещать). Предметно-пространственная среда отвечала интересам и потребностям детей, все игровое оборудование было доступно и безопасно.
В основу деятельности адаптационной группы был положен оптимальный режим пребывания детей – 5 раз в неделю от 1 до 4 часов в первую половину дня (с 8 до 12 ч).
Первичный прием детей в ДОУ осуществляли медицинская сестра (наличие подписанной медицинской карты), педагог-психолог (проводила анкетирование с целью определения степени тяжести адаптации и составления списка детей), воспитатели группы. Адаптация проходила по следующему плану:
- первый, второй день пребывания – 1-2 часа в день, в зависимости от поведения малыша и совместно с мамой;
- третий – шестой день пребывания – ребенок находится в ДОУ до 3-х часов, а мама ненадолго уходит в «магазин или по делам»;
- со вторника второй недели – ребенка находится в ДОУ до 4-х часов и уже без мамы. Данная схема корректировалась педагогом-психологом в зависимости от течения адаптации ребенка. Приём детей в группу во время адаптационного периода осуществляется в соответствии с графиком, составленным педагогом-психологом по схеме:
- не более 4-5 детей с предполагаемой легкой степенью адаптации одновременно с интервалом 2-3 дней и не более 1 -2 детей в неделю с тяжёлой степенью адаптации.
Этапы адаптации ребенка к ДОУ:
- 1 – «мы играем только с мамой»;
- 2 – «я играю, а мама рядом»;
- 3 – «я немножко поиграю один или с воспитателем, а мама может уйти на некоторое время»;
- 4 – «мне хорошо и спокойно, я могу остаться здесь без мамы».
В рамках деятельности группы осуществлялась специально-организованная деятельность воспитателя и психолога с детьми и родителями. Нами был составлен перспективный план работы по адаптации детей ГКП раннего возраста, в котором обозначены совместные занятия, в которых использовались основные виды детской деятельности (наибольший интерес представляла продуктивная (лепка из соленого теста и пластилина и нетрадиционные формы рисования – ладошками, ватными палочками, печатками и т.п.) и игры с водой и песком), различные игры, досуговые мероприятия, прогулки, общение и другие формы работы с детьми, направленные на облегчение процесса адаптации с учетом индивидуальных особенностей воспитанников.
Большое внимание уделялось социально-педагогической работе с семьей, которая предполагает активное включение родителей в организацию образовательного процесса и сам педагогический процесс, обучение родителей формам развивающего взаимодействия с детьми, оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания и образования детей.
К концу работы адаптационной группы кратковременного пребывания была скомплектована возрастная группа вновь поступающих детей. С целью обеспечения плавного перехода в постоянно действующую группу сверстников, прием детей в группу полного дня был организован сразу после окончания работы адаптационной группы (с сентября). Правом первоочередного поступления пользовались дети, посещавшие ГКП, учитывались и пожелания других родителей.
Результатами работы ДОУ по выстраиванию взаимодействия педагогов детского сада с родителями и детьми, вновь поступающими в дошкольное учреждение, стала: 1.Высокая оценка родителями данной формы работы: они имеют возможность помочь своим детям во время привыкания к ДОУ, оценить степень готовности своего ребенка к посещению детского сада. Родители становятся способными рефлексировать свои взаимоотношения с детьми; они знают, как организовать занятия с ребенком дома, учитывая его возрастные особенности, сильные и слабые стороны малыша.
2.Работа ГКП дает возможность педагогам согласовать педагогические цели с родителями. Узнать об особенностях взаимоотношений детско-родительских пар и найти индивидуальный подход к каждому ребенку.
3.Прослеживается динамика в увеличении количества детей с легкой степенью адаптации (снижение процента детей со средней степенью адаптации, отсутствие тяжелой степени адаптации, детей посещавших ГКП «Вместе с мамой».)
4.Совместное «вхождение» в жизнь детского сада соответствует потребностям ребенка и не наносит вреда его здоровью. Включение родителей в процесс воспитания и обучения не только облегчает адаптацию ребенка к новым условиям, но и учит родителей относиться к воспитанию ребенка как к сложному и кропотливому процессу введения ребенка в пространство культуры.
Мы считаем, что такая практика работы группы кратковременного, но систематического режима пребывания в дошкольной группе, способствует полноценному развитию ребенка и его дальнейшей успешной адаптации к детскому саду.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель практики : организация совместной деятельности семьи и ДОУ, направленная на обеспечение комфортной адаптации ребенка к детскому саду. Задачи: - способствовать выработке единого стиля воспитания и общения с ребенком в ДОУ и в семье (выработка совместно с каждой семьей единых требований в процессе непосредственного наблюдения за ребенком); - создавать условия для формирования у ребенка чувства защищенности и доверия к окружающему миру.
Этапы адаптации ребенка к ДОУ: Мы играем только с мамой. Я играю, а мама рядом. Я немножко поиграю один или с воспитателем, а мама может уйти на некоторое время. Мне хорошо и спокойно, я могу остаться здесь без мамы.
Играем вместе с мамой.
Рисуем вместе с мамой.
Гуляем вместе с мамой.
Я играю сам –мама рядом.
Я играю сам без мамы.
Гуляем сами без мамы.
Результатом работы адаптационная группы кратковременного пребывания «Вместе с мамой» стало: Высокая оценка родителями данной формы работы: они имеют возможность помочь своим детям во время привыкания к ДОУ, оценить степень готовности своего ребенка к посещению детского сада. Родители становятся способными рефлексировать свои взаимоотношения с детьми; они знают, как организовать занятия с ребенком дома, учитывая его возрастные особенности, сильные и слабые стороны малыша. Работа ГКП дает возможность педагогам согласовать педагогические цели с родителями, Узнать об особенностях взаимоотношений детско-родительских пар и найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Прослеживается динамика в увеличении количества детей с легкой степенью адаптации. Совместное «вхождение» в жизнь детского сада соответствует потребностям ребенка и не наносит вреда его здоровью.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание воспитательно-образовательной работы в адаптационных группах кратковременного пребывания детей.
содержание работы, рекомендации для родителей...

опыт работы в адаптационной группе кратковременного пребывания
Цель организации адаптационной группы: Гармоничное развитие личности ребенка, адаптация детей к условиям детского сада и обеспечение ранней социализации. Задачи организации работы в адаптаци...
Родительское собрание в подготовительной группе "Поговори со мною мама". Из опыта работы
Родительское собрание проводится с целью привлечь внимание родителей к вопросу обогащения внутреннего мира своих детей через совместное общение.Представлено много игр ,которые родители могут использов...

Организация работы адаптационной группы кратковременного пребывания в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида №36 « Колокольчик» города Губкина Белгородской области
Режим работы, учебный план, перспективный план...

Планирование работы по сенсорно-манипулятивному развитию детей от 2-3 лет адаптационной группы кратковременного пребывания
Адаптационная группа ГКП 2-3 лет...

Комплексное занятие по программам «КРОХА» и «Мама и Малыш» в адаптационной группе кратковременного пребывания с мамами для детей 2-3 лет
Комплексное занятие по программам «КРОХА» и «Мама и Малыш» в адаптационной группе кратковременного пребывания с мамами для детей 2-3 лет на тему: «В гостях у Миши»...

Анализ работы адаптационной группы кратковременного пребывания
На базе детского сада № 38 «Малыш» функционирует адаптационная группа кратковременного пребывания. Группа укомплектована детьми раннего возраста от 1,5 до 2-х лет, не посещающими дошкольно...