План-конспект ООД "Дымковская игрушка" с использованием игрового набора Дары Фрёбеля
план-конспект занятия (старшая группа)
План-конспект ООД "Дымковская игрушка" с использованием игрового набора Дары Фрёбеля для старшей группы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №119» Советского района город Воронеж
Дымковская игрушка
Методические рекомендации к презентации
Слюсарева О.В. воспитатель I кк
Воронеж 2018 г.
Цель: Знакомство детей с дымковской игрушкой.
Задачи:
- познакомить детей с историей промысла;
- формировать знания о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, учить расписывать дымковскими узорами; умение создавать узоры по собственному замыслу. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
- воспитывать любовь и уважение к труду народных промыслов, к народному искусству России.
- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности, конструкторские навыки. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа:
• Рассматривание дымковских глиняных игрушек.
• Дидактические игры: «Дымковское лото», «Собери узор», «Впиши круги в кольца»;
• Прорисовка элементов дымковской росписи.
Оборудования и материалы: Наборы Фрёбеля № 1, 7. 8, 9, 10, дымковские игрушки, силуэты дымковских игрушек, корзина, картинки, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины, металла,дерева,ткани.
Воспитатель: А у нас сегодня в группе оказались вот такие игрушки. Кто знает, как они называются? Из чего они сделаны?
Слайд 1 ИСТОРИЯ ПРОМЫСЛА
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов России, существует на Вятской земле более четырёхсот лет.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.
Слайд 2
Сделаны из глины
Игрушки всем на диво.
Дети в карусели
На лошадок сели.
Слайд 3
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка.
Все расписаны бока.
Слайд 4
Наши руки крендельком,
Щёки, будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Вот вам барыни,
А вот и кавалеры.
У барынь алые щеки и губки.
Нарядные платья и теплые шубки.
Хоть весь базар обойдёте,
Лучше барынь не найдёте.
Слайд 5
Мастерицы лепят игрушку из красной глины, белят её мелом, разведённом на молоке, и расписывают красками.
Слайд 6
Воспитатель: Кто герои дымковской игрушки?
Ответы детей.
Герои дымковской игрушки: Барыни. Кормилицы. Кавалеры. Мужики. Горожанки. Купчихи. Офицеры. Скоморохи. Звери. Птицы.
Слайд 7 ЭТАПЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Слайд 8 Красную глину на игрушки собирали обычно весной после половодья на реке Вятке и смешивали ее с мелким, чистым речным песком, чтобы не трескалась при обжиге.
Подготовка глины к работе не простое дело: ее рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой, а раньше и ногами месили.
Готовую глину раскатывают на шарики, из которых делают блины и сворачивают известным приемом основную форму нужной игрушки.
Слайд 9 Свернут блин, и получится колокол юбки для барыни. К ней «примажут» стан, ручки, головку.
Слайд 10 Украсят налепными оборками, витыми косицами, кокошником, шляпкой. Следы «примазки» при всем желании не заметишь: острой лучинкой мастерица ловко обрезает лишние кусочки глины, а сырой тряпкой все время «оглаживает» игрушку, и получается она ровная, гладкая, будто не руками сделанная, а отлитая в форме.
Слайд 11 Но игрушка еще не готова. После лепки ее несколько дней сушили, затем 3-4 часа обжигали в русской печи и остужали. Сейчас для обжига используют муфельные печи.
Слайд 12
Воспитатель: ребята, а игрушка готова? (Нет, её нужно раскрасить.)
Следующий этап работы – обеливание. Игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк. Молоко быстро скисало, и на поверхности изделия образовывалась пленка казеинового клея, лучшего закрепителя мела. Красная глиняная игрушка превращалась в ослепительно белую и была готова для росписи.
Слайд 13 О ЦВЕТЕ.
Воспитатель: Какие цвета используются для росписи игрушек?
Ответы детей.
Для росписи используют контрастные сочетания ярких цветов: красного, малинового, жёлтого, оранжевого, голубого, зеленого, синего и черного.
Слайд 14 ЭЛЕМЕНТЫ РОСПИСИ.
Воспитатель: Какие элементы росписи используются на игрушках?
Слайд 15 УЗОРЫ НА ЮБКЕ
Слайд 16 УЗОРЫ НА ЮБКЕ
Слайд 17 ПОЭТАПНАЯ РОСПИСЬ Лошадки
Слайд 18 ПОЭТАПНАЯ РОСПИСЬ Оленёнка
Слайд 19 ПОЭТАПНАЯ РОСПИСЬ Индюка
Слайд 20 ПОЭТАПНАЯ РОСПИСЬ Барыни
Слайд 21 Индюк, лошадка и барыня.
Воспитатель: Ребята, а хотите отправиться в Дымково и сделать такие игрушки?
Дети:
Воспитатель: А вы знаете дорогу? Осенние дожди размыли все дороги, так что нам придётся сделать сначала дорожку.
Задание: СОБЕРИ ДОРОЖКУ. Набор Фрёбеля №1
Дети нанизывают бусы, выполняя условия и соблюдая закономерность: можно менять либо цвет, либо форму.
Воспитатель: Какие красивые у вас получились дорожки! А вот нас встречают герои дымковского промысла. Но что-то с ними не так? (Белые силуэты)
Дети: Их надо раскрасить.
Воспитатель: Только я предлагаю вам не кисть и краски, а что-то особенное. Посмотрите, у меня есть вот такие волшебные коробочки. Что же в них? (Демонстрирует наборы Фрёбеля № 7, 8, 9, 10)
Дети выбирают себе силуэт дымковской игрушки (барыня, индюк, лошадка, козлик, олешек) и работают за столами.
Воспитатель: Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему. Вы будете украшать свою игрушку по своему желанию. Предлагаю подумать, перед тем как преступить к работе, какие краски хотите использовать и каким узором будете расписывать свою игрушку. Если кто-то затрудняется, то вам – помощники-подсказки изображения дымковских игрушек на доске.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЗАНЯТИЯХ ПО ФЭМП В ДЕТСКОМ САДУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО НАБОРА «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»
В данном материале содержатся игровыеупражнения по ФЭМП в детском саду с использованием игрового набора "Дары Фребеля"...
Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»
Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»...
Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»
Игровой набор "Дары Фребеля" обеспечивает психолого-педагогические условия для реализации программы дошкольного образования и применяется в 5 областях: "Социально-коммуникативном развит...
Конспект игровой деятельности по конструированию с использованием игрового наборов «Дары Фрёбеля» №4 Тема: «Чудеса на мебельной фабрике» (Жизненные формы) старшая группа
Конспект составлен для детей старшей группы. На основе использования игрового набора "Дары Фрёбеля №4", который состоит из восьми одинаковых брусков , воспитанники возводят по схемам по схем...
Конспект игровой деятельности по конструированию с использованием игрового наборов «Дары Фрёбеля» №4 Тема: «Архитектор» (Формы познания), старшая группа
Материал создан для знакомства воспитанников с понятием "архитектор". В процессе деятельности у детей закрепляется навык логически мыслить и ставить детали конструктора "Дары Фрёбеля&qu...
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками старшей группы « Поможем Осени» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»
Тема: « Поможем Осени»Интеграция образовательных областей:«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&ra...
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие на остров Фрёбеля» с использованием игрового набора Дары Фрёбеля
создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей, мышления, речи детей старшего дошкольного возраста через использование игрового набора Дары Фрёбеля....