ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЗАНЯТИЯХ ПО ФЭМП В ДЕТСКОМ САДУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО НАБОРА «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»
методическая разработка по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Рассадина Надежда Александровна

В данном материале содержатся игровыеупражнения по ФЭМП в детском саду с использованием игрового набора "Дары Фребеля"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЗАНЯТИЯХ ПО ФЭМП В ДЕТСКОМ САДУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО НАБОРА «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»

Рассадина Надежда Александровна,

воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1», г.о.Самара.

Для развития детей на современном этапе недостаточно расширить объем усваиваемых знаний, требуется овладеть способами и приемами эффективной мыслительной деятельности, основы которой закладываются в дошкольном возрасте, в момент формирования предпосылок для овладения общеучебными умениями и навыками, навыками, необходимыми для развития умения познавать новое, исследовать, думать.

Основной формой для формирования навыков в дошкольном детстве является игра. Настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, подвижные и спортивные – каждый вид игры развивает в ребенке такие качества мышления, использование которых в дальнейшем образовании будут служить развитию таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность. Игра так же стимулирует поисковую активность, побуждает стремиться к новизне, развивает речь и творческое воображение.

В раннем возрасте развитие мышления ребенка связано с предметными действиями в игре и бытовой деятельности. Соотнесение действий осваивается при складывании пирамидок, матрешек, закрывании коробок, постройке домов из кубиков. Такие действия требуют представления о свойствах предметов, поэтому именно взрослый предлагает ребенку образец соотносящегося действия.

Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве.

Необходимо иметь ясное представление о развитии в играх и других качеств мышления. Игры с использованием набора «Дары Фрёбеля» помогают в решении задач в образовательной области «Познавательное развитие» [ 1, с. 4]

1.Пространственное ориентирование.

"Собери модель по ориентирам".

Цель:  учить детей ориентироваться на плоскости, совершенствовать счетные навыки, уточнять знания о геометрических фигурах развивать целеустремленность, усидчивость, развивать мелкую моторику и воображение.

Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".[3, с. 68]

2.Логические закономерности.

"Что лишнее?".

Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах, развивать логику, мышление.

Педагог  показывает  детям  ряд  деталей  и  просит  определить  лишний элемент .

Работа по карточкам

«Упражнения на продолжение ряда»

Цель: Развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.

Педагог  показывает  последовательность  элементов,  состоящих  из  деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.

Работа по карточкам

3.Множества.

Цель: учить детей классифицировать предметы по признаку, уметь сравнивать их (по форме, размеру, цвету), уметь находить отличие.

"Выдели похожие"

Классификация по одному свойству. Педагог показывает детям набор деталей и выделяет ниткой замкнутую область. Затем устанавливает правило, по которому надо располагать детали: например, так , чтобы внутри выделенной области оказались только красные детали или только кирпичики.  

4.Симметрия.

"Выложи вторую половину узора".

Педагог  выкладывает  первую  половину  узора,  а  дети  должны,  соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

"Составь узор".

Дети  самостоятельно  составляют  симметричные  узоры -можно  изображать бабочек, цветы и т. д.

5. Игры развивающие логическое мышление

"Собери модель по памяти".

Цель:  учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

Педагог показывает детям в течение нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

D:\Рабочий стол\Детский сад\Мастер-классы\Фребель\20190521_134701.jpg  D:\Рабочий стол\Детский сад\Мастер-классы\Фребель\20190521_134725.jpg  D:\Рабочий стол\Детский сад\Мастер-классы\Фребель\20190521_134740.jpg  D:\Рабочий стол\Детский сад\Мастер-классы\Фребель\20190521_134800.jpg

"Запомни и выложи ряд".

Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает,  что  для  лучшего  запоминания  надо  понять  закономерность  с которой  поставлены  детали  в  образце.  Дети  в  течении  нескольких  секунд  рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.

Так же игровой набор «Дары Фрёбеля» можно использовать по:

- обучению количественного и порядкового счета,

- образование числа,

- обучать детей делить целое на части, сравнивать каждую часть и т.д.

Предлагаемые нами игровые упражнения при использовании набора «Дары Фрёбеля» позволяют педагогах учитывать специфику деятельности образовательного учреждения и его приоритеты. Данный материал дает воспитателям возможность реализовать свой творческий потенциал и учитывать особенности конкретной возрастной группы детей от    3 – 7 лет. [3, с. 3]

Список литературы:

  1. Карпова Ю.В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие» :Метод. Рекомендации / Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В.Соколова; Под. общ. Ред. В.В. Кожевниковой. – М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД Светоч», 2014. – 36с.
  2. Карпова Ю.В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО :Метод. Рекомендации / Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В.Соколова; Под. общ. Ред. В.В. Кожевниковой. – М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД Светоч», 2014. – 20с.
  3. Помараева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 168с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов и специалистов ДОО: "Использование дидактического набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

В докладе представлен опыт работы с использованием дидактического игрового набора Фридриха Фрёбеля "Дары Фрёбеля" в логопедической работе с детьми по следующим направлениям: коррекция звукоп...

Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в работе логопеда ДОУ

У детей  с тяжелыми нарушениями речи различные речевые отклонения. Чаще всего у детей в ходе обследования выявляется недоразвитие фонематического слуха, нарушение звукопроизношения большинства зв...

«Использование развивающего набора «Дары Фрёбеля» с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи».

laquo;Использование развивающего набора «Дары Фрёбеля» с детьми  5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи». Я хочу рассказать, как можно использовать набор «Дары Фр...

Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ментальными нарушениями

Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ментальными нарушениями...

Конспект ОД для детей дошкольного возраста (6-7 лет) по этике с использованием методического набора "Дары Фрёбеля" на тему: "Винни-Пух в гостях у ребят".

Данный конспект способствует развитию у детей культуры общения с окружающими, этикету за столом; позволяет уточнить знания детей о чайной посуде, её характерные признаки через конструктивные задания, ...

"Использование игорового набора "Дары Фрёбеля" в коррекции речевых нарушений у старших дошкольников"

В статье рассматривается возможность решать задачи по всем направлениям речевого развития для детей старшего дошкольного возраста в условиях индивидуального или подгруппового логопедического занятия с...

Проект с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с использованием методического набора "Дары Фрёбеля" на тему: "Креативные строители".

Данный проект разработан для детей 3- 5 лет для создания условий построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, всестороннее, гармоничное развитие дошкольников; на обесп...