ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЗАНЯТИЯХ ПО ФЭМП В ДЕТСКОМ САДУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО НАБОРА «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»
методическая разработка по математике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данном материале содержатся игровыеупражнения по ФЭМП в детском саду с использованием игрового набора "Дары Фребеля"
Скачать:
Предварительный просмотр:
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ЗАНЯТИЯХ ПО ФЭМП В ДЕТСКОМ САДУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВОГО НАБОРА «ДАРЫ ФРЁБЕЛЯ»
Рассадина Надежда Александровна,
воспитатель, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 1», г.о.Самара.
Для развития детей на современном этапе недостаточно расширить объем усваиваемых знаний, требуется овладеть способами и приемами эффективной мыслительной деятельности, основы которой закладываются в дошкольном возрасте, в момент формирования предпосылок для овладения общеучебными умениями и навыками, навыками, необходимыми для развития умения познавать новое, исследовать, думать.
Основной формой для формирования навыков в дошкольном детстве является игра. Настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, подвижные и спортивные – каждый вид игры развивает в ребенке такие качества мышления, использование которых в дальнейшем образовании будут служить развитию таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность. Игра так же стимулирует поисковую активность, побуждает стремиться к новизне, развивает речь и творческое воображение.
В раннем возрасте развитие мышления ребенка связано с предметными действиями в игре и бытовой деятельности. Соотнесение действий осваивается при складывании пирамидок, матрешек, закрывании коробок, постройке домов из кубиков. Такие действия требуют представления о свойствах предметов, поэтому именно взрослый предлагает ребенку образец соотносящегося действия.
Основная задача мышления заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений во времени и пространстве.
Необходимо иметь ясное представление о развитии в играх и других качеств мышления. Игры с использованием набора «Дары Фрёбеля» помогают в решении задач в образовательной области «Познавательное развитие» [ 1, с. 4]
1.Пространственное ориентирование.
"Собери модель по ориентирам".
Цель: учить детей ориентироваться на плоскости, совершенствовать счетные навыки, уточнять знания о геометрических фигурах развивать целеустремленность, усидчивость, развивать мелкую моторику и воображение.
Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".[3, с. 68]
2.Логические закономерности.
"Что лишнее?".
Цель: Закреплять знания о геометрических фигурах, развивать логику, мышление.
Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент .
Работа по карточкам
«Упражнения на продолжение ряда»
Цель: Развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.
Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.
Работа по карточкам
3.Множества.
Цель: учить детей классифицировать предметы по признаку, уметь сравнивать их (по форме, размеру, цвету), уметь находить отличие.
"Выдели похожие"
Классификация по одному свойству. Педагог показывает детям набор деталей и выделяет ниткой замкнутую область. Затем устанавливает правило, по которому надо располагать детали: например, так , чтобы внутри выделенной области оказались только красные детали или только кирпичики.
4.Симметрия.
"Выложи вторую половину узора".
Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.
"Составь узор".
Дети самостоятельно составляют симметричные узоры -можно изображать бабочек, цветы и т. д.
5. Игры развивающие логическое мышление
"Собери модель по памяти".
Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.
Педагог показывает детям в течение нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
"Запомни и выложи ряд".
Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность с которой поставлены детали в образце. Дети в течении нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.
Так же игровой набор «Дары Фрёбеля» можно использовать по:
- обучению количественного и порядкового счета,
- образование числа,
- обучать детей делить целое на части, сравнивать каждую часть и т.д.
Предлагаемые нами игровые упражнения при использовании набора «Дары Фрёбеля» позволяют педагогах учитывать специфику деятельности образовательного учреждения и его приоритеты. Данный материал дает воспитателям возможность реализовать свой творческий потенциал и учитывать особенности конкретной возрастной группы детей от 3 – 7 лет. [3, с. 3]
Список литературы:
- Карпова Ю.В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие» :Метод. Рекомендации / Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В.Соколова; Под. общ. Ред. В.В. Кожевниковой. – М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД Светоч», 2014. – 36с.
- Карпова Ю.В. Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО :Метод. Рекомендации / Ю.В. Карпова, В.В. Кожевникова, А.В.Соколова; Под. общ. Ред. В.В. Кожевниковой. – М.: ООО «Издательство «ВАРСОН», 2014; Самара: ООО «ТД Светоч», 2014. – 20с.
- Помараева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 168с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов и специалистов ДОО: "Использование дидактического набора "Дары Фрёбеля" в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста"
В докладе представлен опыт работы с использованием дидактического игрового набора Фридриха Фрёбеля "Дары Фрёбеля" в логопедической работе с детьми по следующим направлениям: коррекция звукоп...
Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в работе логопеда ДОУ
У детей с тяжелыми нарушениями речи различные речевые отклонения. Чаще всего у детей в ходе обследования выявляется недоразвитие фонематического слуха, нарушение звукопроизношения большинства зв...
«Использование развивающего набора «Дары Фрёбеля» с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи».
laquo;Использование развивающего набора «Дары Фрёбеля» с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи». Я хочу рассказать, как можно использовать набор «Дары Фр...
Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ментальными нарушениями
Использование дидактического набора «Дары Фрёбеля» в работе с детьми с ментальными нарушениями...
Конспект ОД для детей дошкольного возраста (6-7 лет) по этике с использованием методического набора "Дары Фрёбеля" на тему: "Винни-Пух в гостях у ребят".
Данный конспект способствует развитию у детей культуры общения с окружающими, этикету за столом; позволяет уточнить знания детей о чайной посуде, её характерные признаки через конструктивные задания, ...
"Использование игорового набора "Дары Фрёбеля" в коррекции речевых нарушений у старших дошкольников"
В статье рассматривается возможность решать задачи по всем направлениям речевого развития для детей старшего дошкольного возраста в условиях индивидуального или подгруппового логопедического занятия с...
Проект с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с использованием методического набора "Дары Фрёбеля" на тему: "Креативные строители".
Данный проект разработан для детей 3- 5 лет для создания условий построения целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, всестороннее, гармоничное развитие дошкольников; на обесп...