Вокальный проект по работе с детьми старшего дошкольного возраста «Соловушка»
проект (старшая, подготовительная группа)

Полякова Оксана Викторовна

Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, пение обладает большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Цель  проекта:     Формирование эстетической культуры, развитие эмоционально-выразительного исполнения песен, становление певческого дыхания, вокально-певческих способностей, правильного звукообразования и чёткости дикции у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vokalnyy_proekt_2018.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

На  заседании  Педагогического  

совета  МКДОУ  «Детский  сад  № 4 «Радуга»  (корпус «Ракета»)

01.09.2018 года.  Протокол  № 1.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом заведующего  МКДОУ  

«Детский  сад  № 4 «Радуга»  (корпус «Ракета»)

 _____________  Воронина  Л.А.

От  01.09.2018  г.     №  

Вокальный проект по работе с детьми старшего дошкольного возраста

«Соловушка»

муниципального  казённого  дошкольного  образовательного  учреждения  «Детский  сад  № 4 «Радуга» (корпус  «Ракета»)  

на 2018-2019 учебный год  

Составила: 

музыкальный  руководитель    МКДОУ  

«Детский  сад  № 4 «Радуга»   (корпус «Ракета»)

Полякова Оксана Викторовна

с. Поспелиха,

Ул. Алтайская  33

2018

Пояснительная  записка

     Музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что воспитанники, имеющие предрасположенность и  способности к музыкальной деятельности имеют ярко выраженный эмоциональный отклик, высокую степень заинтересованности, активности и качество выполнения музыкальных видов деятельности.  Они  испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала в дополнительных  занятиях.

      Пение – основное средство музыкального воспитания, а также наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес, как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.

Пение - один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, пение обладает большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем мире, развивается речь, ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно  организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Обучение детей пению, приобщение к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития. Проанализировав результаты диагностики, из которых следует, все дети поют, но у некоторых воспитанников больше развиты музыкальные способности: музыкальный слух, чистота интонирования. Во время  непосредственно образовательной деятельности нет возможности углубленно уделять внимание вокалу. 
       Таким образом, возникла необходимость проведения   дополнительных занятий для воспитанников с более развитыми музыкальными способностями. Руководствуясь данной проблемой, я разработала проект  вокального  кружка «Соловушка» для детей 6 -7 лет, имеющих высокие показатели по результатам диагностики музыкального развития детей.

Цель  проекта:     Формирование эстетической культуры, развитие эмоционально-выразительного исполнения песен, становление певческого дыхания, вокально-певческих способностей, правильного звукообразования и чёткости дикции у старших дошкольников.

Задачи  по  реализации  проекта:

1. Формировать интерес к вокальному искусству.

2.  Развивать умение петь естественным голосом, без напряжения, постепенно расширяя диапазон.

3. Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса.

4. Развивать умение различать звуки по высоте.

5. Развивать чистоту интонирования, чёткость дикции, правильное певческое дыхание, артикуляцию

6. Развивать умение петь выразительно, передавая характер песни.

7. Совершенствовать вокально-хоровые навыки.

Основные принципы обучения детей пению:

1.Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

2.Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.

3.Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

4.Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

5.Принцип  сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

6.Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

Проект по вокальному пению предназначен для детей от 5-7 лет. Занятия   проводятся с сентября по май. Основная форма работы с детьми – занятия длительностью до 25 минут, которые проводятся два раза в неделю.

Формы и методы реализации проекта:

1. Коллективная работа;

2. Индивидуальная работа;

3. Беседа;

4. Распевание по голосам;

5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;

6. Дыхательная звуковая гимнастика;

7. Артикуляционные упражнения;

8. Игра на детских музыкальных инструментах;

9. Музыкально-дидактические игры и упражнения.

Возрастные особенности воспитанников  позволяют включать в работу вокального кружка  два взаимосвязанных направления:

  1. Вокальную работу (постановку певческого голоса).
  2. Организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства, в которую входит: пение хором в унисон; хоровыми группами (дуэт, трио и т. д); тембровыми подгруппами; при включении в хор солистов; пение под фонограмму; пение по нотам.

Этапы работы с детьми по формированию вокальных навыков:

1. Выявление особенности певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии.

2. Определение ребенка в ту или иную тембровую подгруппу в соответствии с природным типом голоса.

Условия, необходимые для  формирования вокальных навыков

1. Новизна  музыкального репертуара, подобранного с учетом возможностей и предпочтений детей; он должен быть сложнее, разнообразным и вариативным.

2. Игровой характер музыкальных занятий и упражнений, практическое погружение воспитанников  в исполнительскую деятельность.

3. Атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия).

4. Сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста.

5. Звуковоспроизводящая аппаратура;

6. Активная концертная деятельность воспитанников.

          Приемы обучения пению:

1.   Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.

2.   Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.

3.   Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.

4.    Оценка качества детского исполнения  песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно

Методические приемы:

  1. Разучивание проходит  песен в три этапа:

- знакомство с песней в целом (трудный текст песни прочитывается  как стихотворение, пение без сопровождения);

-  работа над вокальными и хоровыми навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистое интонирование);

 - проверка знания у детей об усвоении песни (оценка педагогом и детьми).

2. Работа над произведением:

-  исполнение песни с полузакрытым ртом;      

- применение слогового пения («ля», «бом» и др.);

- четкое проговаривание согласных в конце слова;

- произношение слова шепотом в ритме песни;

- выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;

- настрой перед началом пения (тянуть один первый звук);

- задержка на отдельном звуке и прислушивание, как он звучит;

- акцентирование внимания на высоте звука, направление мелодии;

- использование элементов дирижирования;

- пение без сопровождения;

- использование зрительной наглядности.

3. Работа по звуковедению: 

- выразительный показ (a cappella);

- образные упражнения; вопросы;

- оценка качества исполнение песни    

     Проект включает подразделы:

  • восприятие музыки;
  • развитие музыкального слуха и голоса;
  • песенное творчество;
  • певческая установка;
  • певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции)

Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает:

• выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение;

• постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных;

• умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»;

• умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе.

Последовательность формирования гласных:

• гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания;

• гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора;

• «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок.

К слуховым навыкам можно отнести:

• слуховой самоконтроль;

• слуховое внимание;

• дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе его эмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения;

• представления о певческом правильном звуке и способах его образования.

Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается:

• выразительностью мимики лица;

• выражением глаз;

• выразительностью движения и жестов;

• тембровой окраской голоса:

• динамическими оттенками и особенностью фразировки;

• наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение.

Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению,  осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов:

• короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч;

• опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами;

• спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении.

Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка.

Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики:

• не очень сильно прикусить кончик языка;

• высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика;

• покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать;

• сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону;

• упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки;

• пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон);

• постукивая пальцами сделать массаж лица;

• делать нижней челюстью круговые движения вперед- вправо- назад- влево - вперед;

• сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой.

Все упражнения выполняются по 4 раза.

С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 8-10 раз с твердой атакой звука.

Структура занятия:

  1. Коммуникативная игра-приветствие.
  2. Артикуляционная гимнастика
  3. Интонационно-фонетические упражнения
  4. Скороговорки, чистоговорки.
  5. Упражнения для распевания

6 .        Разучивание новых песен

Перспективный план работы

Сентябрь - октябрь

Содержание работы

Программное содержание

Репертуар

1.Коммуникативная игра-приветствие

 

2.Артикуляционная гимнастика по системе

В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки,     чистоговорки.

5.Упражнения для распевания.

6. Песни.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

Упражнять детей в чистом интонировании поступенного и скачкообразного движения мелодии вверх и вниз.

Побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

 Побуждать детей исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе  и напевно в умеренном;

Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.

Побуждать детей исполнять песни а капелла.

«Приветствие»

 И. Евдокимовой.

«Здравствуйте»  Е. Картушина.

«Прогулка» (Занятие-игра).

«Паровоз» -короткий вдох, долгий выдох;

 «Машина»-вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

«Говорил попугай попугаю».

«Тигры».

«Вёз корабль карамель».

«Кит-рыба».

«Котенок и бабочка»

«Птичка и Лиса»

«Машенька и Медведь» А.Евтодьевой

«Плакала березка», муз. и сл. И.Осокиной

«Белые кораблики» муз. и сл. К.Костина

.             

Ноябрь

1.Игра-приветствие

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки.     Чистоговорки.

5.Упражнения для распевания.

6. Пение.

Психологическая настройка на занятие.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании трезвучий, удерживать интонации на повторяющихся звуках. Выравнивание гласных и согласных звуков. Формировать звучание голоса ближе к фальцетному. Следить за правильной певческой артикуляцией.

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке. (Далее задачи те же).

Расширять диапазон детского голоса, точно попадать на первый звук. Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии. Самостоятельно попадать в тонику.

1. Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам;

3. Выполнять паузы, точно передавать ритмический рисунок, делать логические (смысловые) ударения в соответствии с текстом песен;

4. Петь лёгким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него.

Упражнения:

«В гости».

«Здравствуйте».

М. Картушина.

Упражнения: «Обезьянки».

«Весёлый язычок».

Пропевание гласных

«А-О-У-И-Э» в разной последовательности.

Игра со звуком: «Волшебная коробочка».

«Няня мылом мыла Милу…»

«Сорок сорок ели сырок…»

«Шла Саша…»

Знакомый материал.

«Фокус-покус».

 «Чудо-лесенка».

«Храбрый портняжка» А.Евтодьевой

«Капризная песенка» муз. и сл. И. Горбиной

«Ябеда-корябеда» Б.Савельева

Декабрь

1.Коммуникативная игра-приветствие

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки, стихи.

5.Упражнения для распевания.

6. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

        Упражнять детей «рисовать» голосом, изображать звуковой кластер;

Побуждать детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

        

     Закреплять у детей умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

 Побуждать детей петь в унисон, а капелла.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Развивать у детей умение петь под фонограмму.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

«Приветствие»

И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Е.Картушина.

«Лошадка» -     прищёлкивание, язычок;

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

«Машина»- вибрация губ.

Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности

Игра голосом: «Звуки Вселенной» Модель Т. Боровик.

(Восход и заход солнца; парад планет - унисон).

«По волнам», «Качели», «По кочкам».

Проговаривание текста песен, попевок.

«Уточка»,

«На дворе трава».

Знакомый репертуар.

«Храбрый портняжка»,

«Золушка и сестры» А.Евтодьевой,

«Гроза»

Знакомый реп.

«Дед Мороз-художник» муз. и сл. Л.Еремеевой

«Веселый Дед Мороз» муз. и сл. А.Варламова

Январь

 

1.Коммуникативная игра-приветствие

2.Артикуляционная гимнастика по системе В.Емельянова.

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

4.Скороговорки, стихи.

5.Упражнения для распевания.

6. Пение

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм. Развивать дикцию и артикуляцию.

Побуждать детей ощущать и передавать интонацию в пении упражнений. Упражнять детей «рисовать» голосом, пропевать ультразвук. Побуждать детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат. Формировать слуховое восприятие. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо

Продолжать работу над развитием голоса детей.

Петь плавно, добиваясь чистоты  звучания каждого интервала

 1. Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения;

2. Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

3. Чисто интонировать в заданном диапазоне;

4. Закреплять навыки хорового и индивидуального пения с музыкальным сопровождением и без него.

5. Совершенствовать исполнительское мастерство.

6. Побуждать детей работать с микрофоном.

«Приветствие»

 И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр.

 «Я обиделся», «Я радуюсь».

«Крик ослика» (Й – а...)

«Крик в лесу»  (А – у).

«Крик чайки»  (А! А!).

«Кричит ворона» (Кар).

«Скулит щенок» (И-и-и)

«Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно).

«Король на корону копейку копил».

Чтение текста песен.

Знакомый репертуар.

«Волк и красная шапочка»

«По щучьему веленью» А.Евтодьевой

 

«Дело  было в январе»  В.Шаинского

Повторение знакомых песен

Февраль

1.Коммуникативная игра-приветствие

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонопедические упражнения.

4.Скороговорки.     Чистоговорки.

5.Упражнения для распевания.

6. Песни.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Упражнять детей выполнять голосом глиссандо снизу вверх и сверху вниз с показом движения рукой. Исполнять в среднем и низком регистрах.

Упражнять детей долго тянуть звук –У -  меняя при этом силу звучания. Развивать ритмический слух.

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия).

Упражнять детей  во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

1. Уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая на первый звук;

2.Чисто интонировать в заданном диапазоне.

3.Совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания.

4. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.

5.Побуждать детей работать с микрофоном.

«Приветствие»

 И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

«Прогулка» (Занятие-игра).

«Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох;

«Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос)

«Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной.

«Мороз» (по методу Емельянова)

«Вёз корабль камень»,

«Ди-ги, ди-ги дай»

«Петя шёл»

«Думал – думал»

«Три медведя» А.Евтодьевой

Знакомые распевки.

«Песенка про папу» В.Шаинского

«Модницы» И.Ростовцева

Март

1.Игра-приветствие

2.Артикуляц-ионная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонаци-

онно-фонопедичес-кие упражнения.

4.Чистоговорки.

5.Упражне-

ния для распевания.

6. Пение.

Психологическая настройка на занятие.

Подготовка голосового аппарата к дыхательным, звуковым играм, пению. Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

Формировать звучание голоса в разных регистрах, показывая высоту звука рукой  Следить за правильной певческой артикуляцией.

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Проговаривать с разной интонацией (удивление, повествование, вопрос, восклицание), темпом (с ускорением и замедлением, не повышая голоса), интонацией (обыгрывать образ и показывать действия). Петь на одном звуке.

Расширять диапазон детского голоса. Упражнять детей точно попадать на первый звук. Самостоятельно попадать в тонику. Развивать «цепное» дыхание, уметь интонировать на одном звуке.

Упражнять связывать звуки в «легато».

Побуждать детей к активной вокальной деятельности.

Закреплять умение петь в унисон, а капелла, пропевать звуки, используя движения рук.

Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.

Способствовать развитию у детей выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.

Продолжать развивать умение у детей петь под фонограмму и с микрофоном.

Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

Упражнение:

«В гости».

«Здравствуйте»

 Е.  Картушина.

                       

Упражнения:

«Обезьянки».

«Весёлый язычок».

   Знакомый репертуар.

«Лягушка и кукушка»

Игры со звуком: «Волшебная коробочка», «Волшебные предметы».

«Няня мылом мыла Милу…»

«Сорок сорок ели сырок…»

«Шла Саша…»

Знакомый материал.

«Теремок» Л.Олифировой

«Вот такая чепуха» И.Рыбкиной

«Мамочка моя» А.Ермолаева»

«Пешки-ложки»  Ю. Турнянского

Апрель

1.Коммуникативная игра-приветствие

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки, стихи.

5.Упражне

-ния для распевания.

6. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании, тренировать артикуляционный аппарат.

Упражнять детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость. Формировать слуховое восприятие. Побуждать детей использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

Добиваться более лёгкого звучания; развивать подвижность голоса.

Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы. Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, уметь раскрепощаться.

Продолжать побуждать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами, и перед началом пения.

Чисто интонировать в заданном диапазоне.

Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.

Формировать сценическую культуру.

Продолжать побуждать детей работать с микрофоном.

«Приветствие»

И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

 «Лошадка» - прищёлкивание, язычок;

«Паровоз» - короткий вдох, долгий выдох;

«Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос).

Проговаривание текста песен, попевок.

«Уточка»,

«На дворе трава».

Знакомый репертуар.

«Я хороший»,

«Да и нет» В.Н.Петрушина.

«Стрекоза и рыбка»

«Кот и петух» А.Евтодьевой

«Лошадка» (амер. нар.песня)

«Что  такое семья?» Е.Гомоновой

Май

1.Коммуникативная игра-приветствие

2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова.

3.Интонационно-фонетические упражнения.

4.Скороговорки, стихи.

5.Упражнения для распевания.

6. Пение.

Освоение пространства, установление контактов, психологическая настройка на работу.

Закреплять работу по развитию  певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей. Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.

Закреплять умение выстраивать голосом звуковую линию;

Закреплять умение детей соотносить своё пение с показом рук, добиваясь при этом осмысленного, эстетичного, выразительного и разнообразного музыкального действия. Использовать карточки для работы руками по извлечению звука.

Закреплять умение детей чётко проговаривать текст, включая в работу артикуляционный аппарат; Развивать образное мышление, мимику, эмоциональную отзывчивость..  Использовать различные эмоциональные выражения: грустно, радостно, ласково, удивлённо и.т.д.

Повысить жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, уметь раскрепощаться. Закреплять вокальные навыки детей

Совершенствовать вокальные навыки:

  1. Петь естественным звуком без напряжения;
  2. Чисто интонировать в удобном диапазоне;
  3. Петь а капелла, под аккомпанемент, под фонограмму;
  4. Слышать и оценивать правильное и неправильное пение;
  5. Самостоятельно попадать в тонику;

Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры.

«Приветствие»

 И. Евдокимовой.

«Здравствуйте» Картушина.

 «Прогулка»

М. Лазарев.

Голосовая разминка: «Весна»,

Т.Боровик

Проговаривание текста песен, попевок.

Знакомый репертуар.

«Только смеяться»,

«Я хороший»,

Знакомый репертуар.

«Любимый детский сад» К.Костина

«В самый первый раз» Н.Разуваевой.

Планируемый результат:

  • Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в постепенном движении вверх на квинту и на кварту.
  • Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения  на музыкальных инструментах и к пению.
  • Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания.  
  • Ребенок владеет определенными способами певческих умений: звуковедения, точности интонирования, певческого дыхания, дикции.
  • Может эмоционально передать в пении общий характер песни, смену ярких интонаций, а также особенности взаимодействия различных музыкальных образов, используя отдельные средства выразительности (музыкальные, внемузыкальные).
  • Может исполнять самостоятельно и довольно качественно выученные песни.
  • Умеет петь в ансамбле, слушать других детей в процессе пения.
  • Ребенок дает оценку своему пению, эмоционально высказывает эстетические суждения о содержании и характере песни; выражает свои впечатления в творческой исполнительской деятельности.

Итогом моей работы является:

  • Участие воспитанников  в концертных программах и досуговых мероприятиях, посвященных  календарным праздникам и знаменательным событиям на уровне ДОУ и района.
  • Участие в конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;
  • Воспитанники  по окончании детского сада продолжают заниматься в вокальных студиях района, ДШИ.

 


                                   Список литературы.

  1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с.
  2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002
  3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963.
  4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973.
  5. Веселый каблучок.  /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с.
  6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с.
  7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с.
  8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМ-ПРЕСС, 2000.- 33 с.
  9. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963.
  10. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы. Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М., 1988.
  11. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
  12.  Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010.
  13. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1998. – 44 с.
  14. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1940, № 11.
  15. Мовшович А. Песенка по лесенке. М.: ГНОМ и Д, 2000. – 64 с.
  16. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель. М., 2004 №2
  17. Никашина Т.А. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях. - М..
  18. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. — М..
  19. Струве Г. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. СПб.: Лань, 1999. – 64 с.
  20. Учим петь - система упражнений для развития музыкального слуха и голоса// Музыкальный руководитель. М., 2004 №5
  21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.
  22. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. М.: Просвещение, 1988. – 143 с.
  23. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса // Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л., 1959.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокально-хоровая работа с детьми старшего дошкольного возраста

Краткое описание педагогического опыта работы + календарный план по вокально-хоровой работе с детьми старшего дошкольного возраста. В работе были использованы методические пособия Л. Абелян, Боре...

Мастер-класс для музыкальных руководителей ВАО "Техника вокальной работы с детьми старшего дошкольного возраста".

Материал,содержащийся в данном занятии, позволяет более эффективно заниматься развитием детского голоса, формировать основные певческие навыки:дыхание,звукообразование,артикуляцию и другие....

Обобщение педагогический опыт «Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС »

Обобщение педагогический опыт «Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС »...

Проект для работы с детьми старшего дошкольного возраста "От колоска до каравая"

Россияне очень любят хлеб! Изделия из муки занимают львиную долю на полках в магазинах. Но как же мучные изделия становятся такими вкусными, ароматными, желанными гостями на нашем столе? какой путь пр...

Использование метода проекта в работе с детьми старшего дошкольного возраста для активизации мыслительной и познавательной деятельности.

Учитывая то, что в задачи обучения детей дошкольного возраста входят: развитие ребенка, а так же создание усвоения для приобретения знаний о природе, обществе  и  человеческой деятельности. ...