Вокально-хоровая работа с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) по теме
Краткое описание педагогического опыта работы + календарный план по вокально-хоровой работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В работе были использованы методические пособия Л. Абелян, Борец Т.П., Новиковой Г.П., Алиева Ю.Б., Куревиной О.А., Выходцевой Н.П.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема педагогического опыта:
«Вокально-хоровая работа с детьми старшего дошкольного возраста»
Актуальность проблемы:
Замысел и актуальность моей работы определяется стремление научить каждого ребенка петь независимо от природных данных, максимально развить его вокальные способности, используя интересные способы ее достижения. Успешный результат работы во многом зависит от вовлечения семьи в образовательный процесс. Недостаточность осознания родителями важности участия в процессе выражается в неверном отношении к детскому песенному репертуару. Часто дети поют "взрослые" песни, не отвечающие эстетическим и воспитательным целям, разговаривают и поют громко, кричат на улице и т.д. Все это может привести к заболеваниям голосового аппарата или потере голоса. С целью просвещения и разъяснения родителям необходимо проводить консультации, беседы как индивидуальные, так и на родительских собраниях.
Окружающая нас действительность не дает реального приобщения детей к хорошей песне. С экранов телевизоров, компакт дисков и т.п. звучат такие песни, которые зачастую приносят огромный вред ребенку. А музыка, вроде "тяжелого рока", будоражит и расшатывает психику ребенка, провоцирует неврозы, истерические состояния и другие психические заболевания. Все это необходимо восполнить посещением концертов классической музыки, песенных праздников, фестивалей детского творчества, выступлений хоровых коллективов и других культурных мероприятий. Сотрудничество ДОУ и семьи способно повысить интерес и ответственность родителей за успешное музыкальное развитие детей.
Цель работы:
Эмоциональное развитие ребенка через песню.
Расширение представления об окружающем мире.
Развитие способности к самовыражению, самореализации.
Задачи:
Учить ребенка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен, овладению необходимыми вокальными навыками, а именно:
а) овладение детей певческими навыками;
б) развивать музыкальные способности (слух, память, ритм, мышление);
в) развивать творческие и сенсорные способности (чувствовать, ощущать, сопереживать);
В работе с детьми необходимо:
Внедрение новых форм и методов в организацию занятий.
Широкое включение песни в повседневную жизнь детей в детском саду и дома. Организация индивидуальной работы с детьми вне занятий.
В работе с взрослыми: создание предметно-развивающей сферы.
Проведение бесед-консультаций с родителями на темы: "Песня в жизни ребенка", "Как беречь голос ребенка" и т.д.
Привлечение родителей к участию в праздниках в детском саду.
В работе музыкального руководителя:
Расширение профессиональных знаний путем посещения семинаров, фестивалей, конкурсов. Обзор новой методической литературы.
Накопление материала, CD записей для использования на занятиях.
Ход апробации.
Способы реализации вокально-хоровой работы с детьми:
1.Формирование репертуара и основные требования к подбору песенного материала.
Для работы со старшими дошкольниками был подобран специальный репертуар, включающий доступные детям явления, выражающие разнообразные эмоции, в котором использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образ песни.
Выбраны песни, помогающие решению воспитательных задач, расширению представлений, углублению чувств, усвоению певческих навыков.
2.Методические приемы.
Для повышения интереса у детей к пению, для развития и закрепления у них певческих навыков (дыхание, голосоведение, дикция, артикуляция, чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое пение) в работе использовались самые разнообразные приемы и творческие задания.
Приоритетом являлось разучивание и исполнение песен с детьми под инструментальное сопровождение, нежели под фонограмму.
Многие дети затрудняются петь под фонограмму, разучивая мелодию под фортепиано, дети привыкают к определенному "живому" звучанию музыки, которую можно замедлить, ускорить, сделать тихой, громкой. В ней можно изменить аранжировку, выделить отдельный мотив, фразу, мелодию, аккомпанемент и т.д. Фонограмма этих возможностей не имеет.
Использовать фонограмму как прием можно, но желательно не злоупотреблять частым ее применением, использовать изредка как новизну информации, как концертное выступление.
Полученный результат.
Осуществляя поставленные в работе цели и задачи, положительным итогом своей работы считаю:
Дети старшего дошкольного возраста имеют устойчивый интерес к песне, в особенности детской; эмоционально исполняют ее;
певческий диапазон расширен на 2-3 тона; поют выразительно, интонационно точно; творчески подходят к самостоятельному исполнению; поют индивидуально, подгруппами и коллективно; импровизируют, используют песню в самостоятельной деятельности; изъявляют желание участвовать в концертах.
Воспитатели знают все песни, которые поются с детьми, сами поют и выступают на утренниках; создают условия в группах для песенной деятельности детей; ведут работу с родителями по охране голоса ребенка.
Родители осознают необходимость и пользу пения; знакомы с детским песенным репертуаром; поддерживают интерес детей к музыке и песне в семье.
Предварительный просмотр:
№ занятия | Тема занятия | Компонент ДОУ | Музыкальный репертуар |
1,2 | «Что такое музыка? Для чего она нужна человеку?» | Раскрыть детям понятие «музыка», ее роль в жизни человека, при каких обстоятельствах человек поет и исполняет музыку. Ознакомить с новым песенным репертуаром. | Упражнение для распевания: «Лесенка», Е.Тиличеевой. «Как пошли наши подружки» рус.нар.песня |
3,4,5 | «Звуки вокруг нас» игротека. | Закрепление пройденного материала по предыдущим темам, работа над знакомыми уже песнями, ритмическая минутка. В игровой форме дети учатся слушать, различать и исполнять звуки. | «Лесенка», Е.Тиличеевой. «Как пошли наши подружки» р.н.песня Ритмическая минутка «Пастушок» р.н.песенка Игры: «Выдержи звук», «Горелки с платочками» |
6,7,8 | «Три кита в музыке» | Познакомить детей с основными видами музыки» песней, танцем, маршем. Отдельно поговорить о значении песни в жизни человека. На примере музыкальных фрагментов (песни, танца, марша) дети слушают и определяют, какая музыка прозвучала, каковы ее особенности | «Ласточка», Л. Батыркаева. «марш деревянных солдатиков», П.И.Чайковского. Полька, И.Штрауса. «Пастушок», Рус.нар.песня. «Лечебные травы», Н.Караевой. |
9,10 | «Звучащий мир музыки» | Цель занятий: развить внимание и воображение. Дети знакомятся с понятием «звук», какие звуки бывают по высоте, характеру звучания. Сами озвучивают «шумовые» звуки (звуки природы, окружающего мира) Участвуют в ритмической минутке. В работе над песней особое внимание уделяется напевному звучанию и внятному произношению текста. | «Воробей и кошка», П.И.Чайковский. «Лечебные травы», Н.Караевой. Ритмическая минутка «Чешская песенка» Игры: «Кто вдомике живет?», «Назови звук», «Угадай-ка». |
11,12 | «Музыкальные звуки» | Дети знакомятся с видами музыкальных звуков (инструментальными и вокальными), слушают, учатся их различать и исполнять. Приступают к разучиванию новой песни, дают ей устную характеристику. | «Игры со звуками» В.Келлер. «Осенью», П.И.Чайковский. Пальчиковая гимнастика «Овощи-фрукты»; Разучивание песни: «Дождик», Г.Романовой. |
№ занятия | Тема занятия | Компонент ДОУ | Музыкальный репертуар |
13,14 | «Слушаем, узнаем, исполняем» игротека | Закрепление пройденного материала по предыдущим темам. В игровой форме дети прислушиваются к «шумовым» и «музыкальным» звукам, узнают их и исполняют (озвучивают) с движениями | «У Кота-воркота», рус.нар.попевка. Игры: «Чья очередь?», «Музыкальный хоровод», «Слушай звуки». «Дождик», Г.Романовой Разучивание песни: «Про осень», Н.Соломыкиной |
15,16,17 | «Выразительные средства музыки» | Дети знакомятся с понятиями: «мажор», «минор», «ритм», «темп», «динамика», которые составляют общий характер музыки. Выполняют творческое задание: слушают музыкальную пьесу и с помощью рисования «изображают» (передают) характер музыки. Необходимо направить действия детей на то, как это можно сделать. | «Скок-поскок», рус.нар.попевка. «Я иду с цветами»; Пение: «Про осень», Н.Соломыкиной Ритмическая минутка: «Земляничка» В.Герчик Игры: «Рисуем музыку», «Какую линию выбрать?» |
18 | «Осень золотая» концерт | Дети исполняют песни и хороводы, читают стихи на осеннюю тематику, вместе с родителями участвуют в играх и праздничных развлечениях. | «Лечебные травы», Н.Караевой «Дождик», Г.Романовой «Про осень», Н.Соломыкиной Хоровод «В детсаду есть огород» Игры: «Рассортируй овощи», «Помощники», «Самый ловкий» и т.д. |
19,20,21 № занятия | «Развиваем ритмический и мелодический слух» Тема занятия | Дети знакомятся со «звуками речи» и «вокальными звуками», учатся различать их. Исполняют знакомые стишки и попевки, сопровождая хлопками, затем обращают внимание на мелодическую линию. Компонент ДОУ | Речевые игры, прибаутки. «Тки, дочка», немец.нар.песенка. Игры: «Ладушки», «Тили-бом», «Считалочка», «Угадай мелодию», «Как звучит». Музыкальный репертуар |
22,23 | «Высота звука. Сила звучания» | Занятие раскрывает детям понятие о высоте звука и силе его звучания. В игровой форме дети определяют и исполняют различные по высоте и динамике звуки. Знакомятся и разучивают новую песню, характеризуют ее. | Игры: «Великаны и лилипуты», «Зов», «Как звучит», «Тихо-громко». Упражнения на развитие представлений о динамике Логоритмика «Первый снег» Разучивание «К нам пришла зима» Е.Лагутиной |
24,25 | «Веселые нотки» | Дети узнают, что такое «звукоряд», как возникли нотные знаки, как записываются и называются, что такое длительность. Разучивают новую песню. | Распевание: «Лесенка» Тиличеевой Е. «К нам пришла зима» Е.Лагутиной Игры: «Матрешки», «Чудо-лесенка», «Автомобили». |
26,27 | «Живые звуки» игротека | Закрепление пройденного ранее материала. В игровой форме разучивают и исполняют гамму с названием нот, учатся сочинять мелодию, записывают знаки на нотном стане, участвуют в ритмической минутке. | «Гамма», попевка. «Елочка-красавица» Е.Лагутиной Игры: «У каждой ступеньки свое название», «песенка бубенчиков», «Придумай нотам имена» |
28,29 | «Тембр звука» | Занятия раскрывают детям понятие «тембр звука». На основе пройденного материала дети вспоминают, какие бывают звуки, чем отличаются, узнают, что звуки имеют свою окраску-«тембр». Тембр звучания присущ как человеческому голосу, так и музыкальным инструментам | «Скок-поскок», рус.нар.песня. Игры: «Слушай звуки», «Кто поет?», «Звучащие инструменты» Тот же песенный репертуар. |
30,31,32 | «Новогодний карнавал» подготовка к новогоднему утреннику, праздничный концерт. | Дети исполняют знакомые упражнения и песни в хороводе, с движениями, уверенно, выразительно и артистично. В канун Нового года дети читают стихи, исполняют праздничные песни, играют. В мероприятии так же участвуют родители. | «К нам пришла зима» «Елочка-красавица» Е.Лагутиной Хоровод «Как у дедушки Мороза», Новогодние игры и забавы |
№ занятия | Тема занятия | Компонент ДОУ | Музыкальный репертуар |
33 | «Рождественская сказка» | Занятие посвящено празднованию Рождества Христова, дети участвуют в импровизированном спектакле, разучивают и исполняют народные попевки и хороводы, игры. | Пение: «Коляда», «Как на тоненький ледок», «В канун Рождества» Убанкина Е.В. Игры: «Пирог», «Золотые ворота», «Шла коза» |
34,35 | «Вокально-певческая постановка корпуса» | Обучение детей правильному положению тела, головы, рук и ног во время пения стоя и сидя. Усваивают материал с помощью образного рассказа и песни, с которой знакомятся на занятии и разучивают. | Распевание «Скок-поскок», рус.нар.песня; разучивание песни «Петь приятно и удобно» Л.Абелян. Ритмическая минутка: «Похлопаем», Е.Д.Макшанцевой |
36 | «Как беречь голос» | На занятии дети узнают, что такое голос, как он возникает, как беречь свой голос. Получают домашнее задание на закаливание горла. Усвоение и закрепление материала через песню. | «Петь приятно и удобно» Л.Абелян. «Вокализ», упражнение для распевания. Ритмическая минутка. |
37,38 | «Освоение певческого дыхания» | Обучение детей основным принципам дыхания, с помощью специальных дыхательных упражнений (по системе А.Н.Стрельниковой, лечебная дыхательная гимнастика А.С.Галанова) | Дыхательная гимнастика: «Мяч», «Насос», «Король ветров», «Считалочка». Ритмическая минутка «Бьют барабаны». «Петь приятно и удобно» «Я красиво петь могу», Л.Абелян |
39,40 | «Вдыхаем аромат цветов» | Закрепление пройденного материала. В игровой форме дети выполняют знакомые и новые дыхательные упражнения, осваивают «полный» вдох. В исполнении песен следят за певческим дыханием. | Дыхательная гимнастика: «Мяч», «Пастушок дудит в рожок»,«Аромат», «Я красиво петь могу»,Л.Абелян песенное творчество «Что ты хочешь, кошечка?» М.Скребковой |
41,42 | «Звукообразование и звуковедение» | На занятии дети учатся различать правильное, красивое пение от небрежного, фальшивого, некрасивого. С помощью вокальных упражнений дети учатся правильно дышать, следить за положением рта и губ во время исполнения. | Дыхательная гимнастика. «Вокализ». «Петь приятно и удобно» «Песенка про гласные», Л.Абелян. «Бравые солдаты» А.Филиппенко |
№ занятия | Тема занятия | Компонент ДОУ | Музыкальный репертуар |
43,44 | «Я красиво петь могу» Игротека. | Продолжение занятия на тему звуковедения. Дети во время распевания и исполнения песен учатся следить за постановкой певческого корпуса, дыханием, звуковедением. | Дыхательная гимнастика. «Музыкальное эхо». «Песенка про гласные», Л.Абелян. Игры: «Кого зовет музыка?»,«Дирижер». «Бравые солдаты» А.Филиппенко «Моя Россия» Г.Струве |
45,46 | «Формирование качества звука. Интонация» | В игровой форме «вопрос-ответ» дети развивают слух, интонацию, учатся петь характерным для определенного исполнения звуком. Проявляют творчество в пении, сочиняя ответ на заданную мелодию, изменяют ритмический рисунок, темп. | Дыхательная гимнастика. «Музыкальное эхо». «Птичка-синичка», «Баю-баю», рус. нар.песня. . «Моя Россия» Г.Струве Разучивание: «Самая хорошая» В.Иванникова Песенное творчество «Как тебя зовут?» |
47,48 | «Хрустальные звуки» | На занятии осуществляется работа над чистотой интонации, развитием музыкального слуха и голоса. Дети учатся петь знакомую мелодию песен на слоги, закрытым звуком, «цепочкой». | Дыхательная гимнастика. Пение: «Музыкальное эхо». «Птичка-синичка». Ритмическая минутка «Я иду с цветами» «Самая хорошая» В.Иванникова «Ласточка» Л.Батыркаева |
49 | «Мамин праздник» | Занятие посвящено празднованию дня 8 марта. Дети поздравляют мам и бабушек, исполняют песни и стихи, участвуют в импровизированных сценках, в играх принимают участие родители вместе с детьми. | «Самая хорошая» В.Иванникова «Ласточка» Л.Батыркаева Сценка «Мы любим маме помогать», «Модница» Игры «Помощники», «Кто быстрее» и т.д |
50,51 № занятия | «Ансамбль» Тема занятия | Дети знакомятся с понятием «ансамбль» как группы музыкантов и их наименованиями, слушают музыкальные фрагменты в исполнении вокальных и инструментальных ансамблей. Учатся петь дуэтом, трио, квартетом. Компонент ДОУ | Дыхательная гимнастика: «Рожок», «Насос» Ритмическая минутка «Земляничка» В.Герчик Распевание «Цветики» В.Карасевой Пение «Ласточка» Л.Батыркаева Песенное творчество: «Зайка, где бывал?» Г.Зингера Музыкальный репертуар |
52 | «Дирижер» | Дети знакомятся с понятием «дирижер», роли дирижера как руководителя музыкальных коллективов, выступают в роли дирижеров. | Дыхательная гимнастика: «Мяч»,«Аромат»; Распевание «Пастушья песня» франц.песенка «Ходила младешенька по борочку» в обработке Н.Римского-Корсакова |
53,54 | «Поем по руке» | Дети учатся петь с дирижерским жестом: вступать вместе и заканчивать, петь легато и стакатто, громко и тихо «по руке» Творческое домашнее задание: создать и управлять импровизированным ансамблем с родителями | Распевание «Пастушья песня» франц.песенка, «Часы» «Во поле березка стояла», «Ходила младешенька по борочку» в обработке Н.Римского-Корсакова «Музыкальное эхо» М.Андреевой |
55,56 | «Веселый оркестр» | Дирижерский жест на занятиях применяется в игре на детских музыкальных инструментах. Задачи те же. Дети исполняют знакомые песни, подыгрывая на муз.инструментах | «Звенящий треугольник» Рустамова, «Смелый наездник» Р. Шумана «Старинная французская песенка», музыка П. Чайковского; «Дождик», русская народная попевка |
57 | «Музыкальная сказка» | На занятии дети учатся импровизировать на заданную тему, выбирают сказку и под музыку исполняют роль соответствующего характера, импровизируют в пении. Осваивают сценическое мастерство. | Дыхательные упражнения «Считалочка», речевые упражнения; Музыкальная импровизация, сочинение песенок сказочных персонажей «Волк и коза» |
58,59,60 № занятия | «Народные мотивы» Тема занятия | Дети знакомятся с русским народным творчеством, исполняют знакомые народные потешки и песни, в том числе игры и упражнения. Осваивают новые интонации, свойственные народной музыке, слушают песни в исполнении фольклорного ансамбля. Компонент ДОУ | Для слушания «Сидел Ваня», «Во горнице» Распевание «Петушок» прибаутка Пение: «Барашеньки», «Лиса по лесу ходила» рус.нар. прибаутка. Песенное творчество: «Весной» Г.Зингера Музыкальный репертуар |
61,62,63 | «Детский фольклор» | На занятии дети знакомятся с детским фольклором на примере народных сказок, песен и потешек Принимают участие в инсценировке сказкок, проявляя фантазию и творчество. Учатся импровизировать в исполнении песен и танцевальных движений. | Русские народные сказки: «Репка», музыка П. Голещанова, вокально-танцевальная игра для детей. «Курочка ряба», музыка М. Магиденко, по мотивам русской народной сказки; музыкальное «Теремок», музыка Т. Попатенко |
64 | Концерт | Завершающее учебный год мероприятие в форме концерта, на котором дети исполняют знакомые песни и другие музыкальные номера. Участвуя в творческом процессе, дети учатся сценическому мастерству, проявляют вокальные и артистические способности. | Репертуар по выбору музыкального руководителя и детей. |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
МАДОУ «Детский сад № 72 комбинированного вида»
Авиастроительного района г.Казани
Календарно-тематический план
по вокально-хоровой работе
с детьми старшего дошкольного возраста
Разработала
музыкальный руководитель
Убанкина Елена Владимировна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения. От того, какой буд...
Использование игровых форм и методов в вокально-хоровой работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Выступление на ГМО...
Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми («Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»)
Логопедический игротренинг...
Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»
Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...
Сообщение из опыта работы на городском методическом совете воспитателей старших и подготовительных групп "Коммуникативные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение.Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования к це...
Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».
Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...
Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...