Использование игровых форм и методов в вокально-хоровой работе с детьми старшего дошкольного возраста.
опыты и эксперименты на тему
Выступление на ГМО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_gmo_po_teme_ispolzovanie_igrovyh_form_v_vokalno-horovoy_rabote.docx | 176.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из задач музыкального воспитания детей в детских садах является развитие певческих навыков. Песня звучит на утренниках и развлечениях, музыкальных вечерах и спектаклях кукольного театра, она сопровождает многие игры, танцы, хороводы и повседневную жизнь воспитанников.
Пение - наиболее доступный вид исполнительской музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. В процессе активного пения у детей закрепляется интерес и любовь к музыке, развиваются основные музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма). Все это в огромной мере способствует общему развитию ребенка, становлению его как полноценной творческой личности.
В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание и улучшает осанку ребенка. Следовательно, пение способствует оздоровлению ребенка.
Проблема сохранения и укрепления здоровья является актуальной в наше время, так как врачи бьют тревогу, говоря, что у современных детей ослаблено здоровье. В снижении уровня психосоматического здоровья детей повинны прежде всего неблагополучие в экологической и социальной сфере, особенно в условиях современного города.
Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Дошкольные годы являются сенситивным возрастом для развития ребенка, а именно - для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что развитие ребенка происходит эффективно в процессе активной деятельности.
Большой интерес у дошкольников вызывает игровая деятельность. В этом возрасте игра является ведущим видом деятельности и основой всего последующего развития дошкольника. В игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические, духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы. Следовательно, через игру можно поддерживать интерес ребенка к пению.
Чтобы поддержать интерес к песне, необходимо создавать игровые ситуации, использовать музыкально-дидактические игры и пособия, проблемные задания, сюрпризные моменты.
Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка.
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Моя задача состоит в том, чтобы вовлечь ребёнка в процесс общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства, творчества. Решению этой задачи – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность – способствуют музыкальные игры, в ходе которых ребёнок приобретает опыт переживания музыки как бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, развивает музыкальные способности, реализует потребность в действенном художественно – образном освоении впечатлений окружающей жизни, приобретает способность эстетического мировосприятия.
С целью развития творческих способностей детей, стараюсь подбирать специальный музыкальный репертуар, включающий понятные детям явления, выражающий различные эмоции. В занятия включаю упражнения на дыхание, артикуляцию, песенки – упражнения, творческие задания, которые способствуют постепенной выработке естественного, лёгкого звучания голоса, чистоты интонации в пении. Для того чтобы пробудить фантазию ребят, продемонстрировать знакомые и мало знакомые образы, в музыкальном воспитании использую игровые формы и методы работы.
Использую методические разработки следующих авторов: О.Н. Арсеновская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», С.И.Бекина, Г.М. Орлова «Учите детей петь!», И. Каплунова И.М., Новоскольева И. , «Этот замечательный ритм!», Кинсбрунер Н. «Фонопедический подход в работе с плохо интонирующими детьми на музыкальных занятиях», Т. Э. Тютюнникова Т. «Элементарноемузицирование».
Работу над пением я начинаю с работы над певческим дыханием, которое является главным звеном единого певческого процесса. «Пение - это дыхание» - аксиома, известная всем, кто занимается этой областью искусства. Механизм пения можно определить как механизм «резонирующего дыхания».
Для работы над дыханием я включаю в занятия упражнения и игры из методических пособий Н. Кинсбрунера «Фонопедический подход в работе с плохо интонирующими детьми на музыкальных занятиях», И. Картушиной «Вокально-хоровая работа с детьми старшего дошкольного возраста». Детям нравятся упражнения «Насос», «Запыхавшаяся собачка», «Лесоруб» (для раскрепощения мышц голосового аппарата, ликвидация зажатости в психике воспитанников). Формированию правильной воздушной струи во время пения способствуют упражнения с пособиями «Летящий листик», «Снежинка-пушинка», «Разноцветные пёрышки» и другие пособия на ниточке (в зависимости от тематики занятия и времени года).
Большое значение в пении имеет хорошая артикуляция, которая неосуществима без раскрепощения артикуляционного аппарата. К артикуляционному аппарату относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо, ротовая полость, глотка, гортань.
По мнению педагога-музыканта Л.Б. Гавришевой и логопеда Н.В. Нищевой: «Музыкально-двигательные упражнения…», в том числе и артикуляционные, «…способствуют развитию у малышей общей моторики... творческого воображения. При этом дети учатся… подчиняться определенному темпу и ритму. У ребят формируются и навыки самоконтроля».
Поэтому использование на музыкальных занятиях артикуляционной гимнастики способствует не только раскрепощению артикуляционного аппарата и расторможению эмоциональной сферы воспитанников, но также и содействует развитию координации слуха и голоса, являющейся важнейшим условием развития певческих способностей детей.
Для развития артикуляции и дикции на музыкальных занятиях я применяю упражнения из авторской разработки «Комплексы игровой артикуляционной гимнастики». Также для раскрепощения артикуляционного аппарата и формирования представлений о регистрах звучания на занятиях использую упражнения «Машинки» и «Динозавр» из методики Н. Кинсбрунера.
Одной из главных задач музыкального воспитания является развитие чувства ритма. Ритм – это основа всей музыки, соотношение звуков в их последовательности. Объединяясь в определённых последовательностях, длительности звуков образуют ритмические фигуры, из которых складывается ритмический рисунок.
Чувство ритма, по мнению многих педагогов-музыкантов, наиболее трудно поддаётся развитию. Но если работа над ритмом ведётся постоянно, то обычно удаётся скорректировать природные недостатки.
Развитию ритмического восприятия, а также творческого воображения на музыкальных занятиях мне помогают упражнения и игры. Речевые игры «Мышки», «Колокольцы», «Ритмическая игра» с использованием орф-инструментов из методического пособия Т. Тютюнниковой «Элементарное музицирование» способствуют не только развитию чувства ритма, но и речевому развитию дошкольников на музыкальных занятиях. Работа с красочными пособиями из книги «Этот замечательный ритм!» И. Каплуновой вызывает большой интерес у детей и развивает зрительную память. Песенки-попевки «Василек», «Скок-поскок», «Снегири» из книги И. Картушиной «Вокально-хоровая работа с детьми старшего дошкольного возраста» мы с детьми не только поем, но и прохлопываем, а также выкладываем их ритмический рисунок на магнитной доске с помощью кружков.
Работа над чистотой интонации в пении - одна из главных задач в вокально-хоровой работе с детьми. Перед тем, как начать работу над песнями, детей необходимо распеть. Распевки «разогревают» певческий аппарат, на них легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух. Распевки не должны быть скучными и длинными. Чаще всего это небольшие песенки и попевки с мелодической линией, идущей, в основном, сверху вниз, поскольку при этом легче сохраняется «высокая позиция» звучания. Я применяю для распевания 2 попевки, такие как «Лесенка» и «Качели» Е. Тиличеевой, «Цветики» В. Карасевой из методического пособия «Учим детей петь» О.Бекиной; также попевки «Зимние забавы», «Друзья» вокальная игра «Попугаи» из методического пособия И. Картушиной «Вокально-хоровая работа с детьми старшего дошкольного возраста».
Важной задачей музыкального воспитания детей в дошкольных учреждениях является развитие музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости. Большая роль в этом принадлежит музыкально-дидактическим играм.
Применение музыкальных игр и пособий на занятии дает мне возможность провести его наиболее содержательно, интересно и позволяет детям творчески проявлять себя в песенных, импровизациях. На музыкальных занятиях я использую следующие музыкально-дидактические игры и пособия: 1. Бубенчики» (на различение звука по высоте в пределах квинты), 2. «Лесенка» (на закрепление интонирования поступенного движения мелодии снизу вверх и сверху вниз) Тиличеева Е.
3. «Музыкальные птенчики» (на развитие звуковысотных представлений),
4. «Домик-крошечка» (На закрепление интонирования поступенной мелодии вверх и вниз, творчество),
5. «Яблонька» (на закрепление знаний о длительности звука),
6. «Солнышко» (на различение звука по высоте, расположение нот на нотоносце).
7. «Подуем на картинку» (на формирование правильной воздушной струи).
8. «Музыкальная поляна» (на закрепление знаний о длительности звуков, составление простых попевок).
Пособия: 1. «Качели» 2. «Музыкальная лесенка»3. «Птичка».
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить результативность проделанной работы. Результатом реализации разработанной мной системы является то, что воспитанники проявляют большой интерес к произведениям музыкального искусства, развиваются их музыкальные способности. Выпускники в дальнейшем продолжают посещать вокальные студии, кружки, классы, выступают в школе, планируют заниматься пением профессионально. Показателем работы с детьми является участие воспитанников в городских конкурсах и фестивалях «Самотлорские роднички», «Вернисаж искусств», «Баю-бай». Таким образом, разработанная мной система работы по пению показала результативность и целесообразность в рамках педагогического процесса.
Литература:
1. О.Н. Арсеновская «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду», Волгоград 2011г.
2. С.И.Бекина, Г.М. Орлова «Учите детей петь!»
3. И.Каплунова И.М., Новоскольева И. , «Этот замечательный ритм!», С.-П. 2007-2009г.
4. Картушина М.Ю., Вокально-хоровая работа в детском саду, М. 2010г.
5. Кинсбрунер Н. «Фонопедический подход в работе с плохо интонирующими детьми на музыкальных занятиях»,
6. Тютюнникова Т. «Элементарноемузицирование», Москва 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование метода проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР"
Обобщение работы по использованию метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР...
Использование новых форм взаимодействия с родителями в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компе...
Использование игрового набора "Дары Фребеля" в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
С целью ознакомления педагогов со способами использования игрового набора "Дары Фребеля" и создания условий индивидуализации образовательного процесса представляем опыт работы с дошкольникам...
Использование методов арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Не секрет, что именно в дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаи...
«Использование метода виртуальных экскурсий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Ключевые слова: виртуальная экскурсия, наглядность, эффективность....
Использование метода интеллект-карт в работе с детьми старшего дошкольного возраста в процессе изучения правил дорожного движения.
Интеллект-карты – это уникальный и простой метод запоминания информации, который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах деятельности, и способствует взаимодействию д...
Из опыта работы на тему: "Использование игрового стретчинга как здоровье-сберегающей технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Проблема здоровья дошкольников – одна из важнейших в жизни современного общества. В соответствии с ФГОС ДО физическое развитие должно быть направлено на приобретение опыта двигательной деятельно...