Технология коллективного обучения
материал

                      Организационная структура групповых способов обучения

может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные

формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную.

При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kollektivnogo_obucheniya.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

                      Организационная структура групповых способов обучения

может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные

формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную.

При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение.

           Современный уровень образования характеризуется тем, что широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутри-классные групповые .

И. Б. Первин выделяет пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

1)        Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.

2)   Работа в статичных парах.

3)         Групповая работа (на принципах дифференциации).

4)   Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

5)       Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

 

Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь третий и четвертый уровень организации учебной работы в классе.

Групповая форма обучения решает три основные задачи.

Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией.

Коммуникативно—развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её приделами.

Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Классификационные параметры технологии: По уровню применения: все уровни. По философской основе: приспосабливающаяся По характеру содержания: проникающая. По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп

По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная, групповая

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преобладающему методу: диалогическая.

По категории обучаемых: все категории.

Акценты целей:

  • Обеспечение активности учебного процесса.
  • Достижение высокого уровня усвоения содержания.

Концептуальные позиции

 

Гипотеза: способ организации деятельности детей является особым фактором совместной (коллективной) деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка. Групповые   технологии как коллективная деятельность предполагают:

- взаимное обогащение учащихся в группе;

-       организацию совместных действий, ведущую к активизации учебнопознавательных процессов;

  • распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обусловливающихся особенностями изучаемого объекта);
  • коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
  • обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения; про блемы;
  • взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
  • рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Особенности организации

Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

 

Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения детей разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими

группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная -

выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы поощряется

совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг

к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени

возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику

как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает

при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания

актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются

именно при объяснении своему однокласснику.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих

элементов:

1Подготовка к выполнению группового задания.

а)   Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).

б)   Инструктаж о последовательности работы.

в)   Раздача дидактического материала по группам.

2)    Групповая работа.

г)   Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

д)  Распределение заданий внутри группы.

е)   Индивидуальное выполнение задания.

ж)   Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.

з)   Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения), и) Подведение итогов группового задания.

3)  Заключительная часть.

к) Сообщение о результатах работы в группах, л) Анализ познавательной задачи, рефлексия.

м) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя на группу.

   

  Наиболее эффективным использование технологии считаю при организации таких форм образовательной деятельности как:

организация экскурсий и походов,

экологические праздники и акции, игры – путешествия,

путешествия по «реке времени», по карте,

сценирование занятий,

составление творческих рассказов, сказок, загадок,

трудовые десанты,

«самоделкина мастерская»,

организация выставок рисунков и поделок,

изготовление декораций к спектаклям, атрибутов к играм, изготовление сувениров, подарков для друзей и др.

Коллективные творческие дела требуют от педагогов  и воспитанников определенной подготовки, продуманного плана действий или сценария.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работа по теме "Развитие волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии «Коллективное творческое дело» И.П. Иванова"

В методической разработке представлен опыт работы по технологии КТД Иванова И.П.. Данный опыт рассказывает о методах. этапах работы по данной технологии с детьми старшего дошкольного возраста....

Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова

Подготовка и проведение Коллективно Творческой Деятельности в старшей группе дошкольного учреждения...

Использование воспитательной технологии Коллективное творческое дело в детском саду

Одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Перед педагогами дошкольных организаций поставлены задачи формирования человека здо...

«Технология коллективной творческой деятельности как основа повышения эффективности обучения дошкольников»

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности в...

Конспект ООД в подготовительной к школе группе по теме: «Стальные крылья» с использованием технологии диалогового обучения и информационных технологий обучения

ЦЕЛЬ: Формирование у дошкольников духовных ценностей: чувства любви к Родине, гордости, уважения к людям военных профессий - защитникам Отечества.ЗАДАЧИ:Воспитательные:- воспитывать патриотически...

Доклад на тему: "Технологии коллективного творческого дела, творческой мастерской с детьми дошкольного возраста"

Доклад на тему:  "Технологии коллективного творческого дела, творческой мастерской с детьми дошкольного возраста"...

Конспект НОД "Использование современной образовательной технологии «Коллективный способ обучения» в развитии речи старших дошкольников"

Конспект НОД "Использование современной образовательной технологии "Коллективный способ обучения" в развитии речи старших дошкольников"...