Методическая разработка (Перспективное планирование работы по воспитанию основ гражданственности детей средней группы)
методическая разработка (средняя группа)
Представленная методическая разработка посвящена воспитанию гражданственности у дошкольников.
Гражданское воспитание молодого поколения осуществляется успешнее, если работа в данном направлении начинается с дошкольного возраста, когда формируются первые представления ребенка об окружающем мире, отношение к нему. Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для начал гражданского воспитания, т.к. ребенка этого возраста отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, доверие взрослому, подражание ему.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование работы по воспитанию основ гражданственности детей средней группы.
Месяц | Тема НОД | Задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Работа с родителями |
Сентябрь | Что я знаю о себе? | Учить осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности находить общее сходство с другими детьми и понимать существенные отличия. | Рисование «Автопортрет» Игры « Услышь свое мнение», «Где звенит?» Беседа «На кого ты похож» | Игры «Составь лицо» «Что перепутал художник?» (внешнее строение человека и животного) | Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми. «Почему меня так назвали?» |
Кто нас воспитывает? | Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость; уточнить знания о профессиях: воспитатель, младший воспитатель, мед.сестра, повар, музыкальный руководитель, тренер по физкультуре, дворник, прачка. | Экскурсии по детскому саду. Оформление фотоальбома «Мой любимый детский сад». Беседа «Что я люблю делать в детском саду». | Игры «Кто что делает?», «Профессии» Сюжетно ролевая игра «Детский сад» Рисование «Моя воспитательница» | Экскурсия по детскому саду, знакомство интерьером и помещениями. | |
Чудо -чудное, диво – дивное! | Познакомить с разнообразием русских народных игрушек; учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые, нежные чувства к русскому народному творчеству. | Рисование «Раскрась матрешку» Оформление выставки русских народных игрушек. Составление рассказа «Моя любимая игрушка». | Рассматривание и игры с матрешками, филимоновскими свистульками. Чтение наизусть стихов А.Л. Барто. | Выставка «Бабушкины игрушки» | |
Дружная семейка. | Закрепить знания детей о семье и членах семьи, о том что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Воспитывать чувства привязанности к членам своей семьи. | Рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о своих близких. | Рисование на тему «Моя семья». Сюжетно-ролевая игра «Семья». | Продолжать привлекать родителей к совместному выполнению творческих заданий. Фотоальбом «Я и моя семья» |
Месяц | Тема НОД | Задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Работа с родителями |
Октябрь | Взрослые и дети. | Развивать интерес к миру взрослых людей, вызывать желание подражать в достойном поведение; воспитывать доброжелательное отношение к взрослым, учить понимать, что взрослые- это первые помощники и защитники детей. | Составление рассказа «Кем ты будешь, когда вырастешь?» | Игры «Большие и маленькие», «Кем быть?» Сюжетно-ролевая игра «Семья». | Выставка семейного рисунка «Кем будет мой ребёнок ,когда вырастит» |
Хлеб – всему голова. | Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; дать знания о долгом пути хлеба до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. | Экскурсия в хлебный магазин. Лепка «Булки, бублики, баранки». Чтение пословиц о хлебе. Игра пантомима «Печем пироги» | Дидактическая игра «От зерна до калача» Игра «Составь колосок» | Создание мини-книги «Рецепты нашей семьи» «Плюшки и ватрушки, пироги и сушки» | |
Эти мудрые русские сказки. | Познакомить с величайшим богатством русской народной культуры - сказкой; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть , самостоятельно сочинять сказки. | Чтение русских народных сказок «Теремок», «Гуси – лебеди», «Хаврошечка», «Царевна – Лягушка». Дидактическая игра «Из какой сказки?» | Рассматривание иллюстраций к сказкам. Пальчиковый театр «Любимая сказка». Конструирование «Сказочный дворец» | Выставка детской литературы «Русские народные сказки» Участие в конкурсе рисунков «Наша любимая сказка» | |
Моя родная улица. | Познакомить с улицами нашего города. Закрепить знания детей о улицах на которых они проживают ( домашний адрес). Воспитывать любовь к своему городу. | Конструирование «Дом в котором я живу». Целевые прогулки по улицам родного города. Чтение стихов о городе. Разучивание песни «У залива синего город апельсиновый» | Рассматривание открыток с видом старого города Ломоносова. Строительные игры «Мосты и мостики». | Оформление фотоальбома «Вот моя улица, вот мой дом родной». |
Месяц | Тема НОД | Задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Работа с родителями |
Ноябрь | Краса ненаглядная (русские народные промыслы) | Воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых мастера делали различные изделия. | Экспериментирование с деревом, соломой, глиной. Игра- «Ярмарка». Лепка дымковской игрушки «Козлик». Рисование «Раскрась козлика» | Рассматривание предметов русского народного промысла из «Бабушкиного сундука» Рисование «Роспись посуды». | Выставка «Бабушкин сундучок» |
Волшебные слова | Воспитывать уважения друг к другу, к старшим, посторонним, формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека; обучать детей формулам выражения вежливой просьбы, благодарности. | Дидактическая игра «Подбери слово» «Этическая беседа «Добрые слова» Чтение рассказа В.Осеева «Волшебное слово» В.А. Сухомлинский «Для чего говорят спасибо» | Сюжетно ролевая игра «В гостях» Дидактическая игра «Отгадай настроение» | Папка передвижка для родителей «Помогите ребёнку научиться дружить» | |
Детский сад – моя вторая семья. | Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде, развивать логическое мышление, умение выражать свои чувства, развивать связную речь; способствовать развитию воображения, развивать творчество. | Целевая прогулка вокруг детского сада. Экскурсия по детскому саду (кухня, прачечная, медицинский кабинет) Высказывания детей «Каким я вижу детский сад в будущем» | Сюжетно ролевая игра «Детский сад» Конструирование «Детская площадка будущего» Рисование «Мой детский сад» | Фотовыставка «Когда мои папа и мама были маленькими» | |
Откуда текут молочные реки. | Закрепить знания о пользе домашних животных; воспитывать уважение к труду взрослых; прививать интерес к сельскому хозяйству и производству молочной продукции, полезной для здоровья человека. | Рассматривание иллюстраций, где изображены продукты, сделанные из молока. Подбираем атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Молочный магазин» | Сюжетно ролевая игра «Молочный магазин» Настольно печатная игра «Профессии» | Конкурс газет-коллажей «Вкусно и полезно» |
Месяц | Тема НОД | Задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Работа с родителями |
Декабрь | Мои друзья | Закрепить понятие «Друзья», учить понимать значение слов «знакомые», «друзья»; учить детей ценить дружбу, беречь её; прививать любовь, бережное отношение ко всему живому. | Рисование «Портрет моего друга» Дидактическая игра «Где настоящий друг» Игра «Узнай своего друга по голосу» | Рассматривание фотоальбома «Мой четвероногий друг» Рисование «Подарок для друга» | Предложение для родителей «Как провести выходные с детьми» |
Кто построил новый дом | Дать представление о строительных профессиях, воспитывать уважение труду человека; пополнить знания о конструкциях домов: продолжать знакомить с различными строительными материалами. | Д/и «Кем быть?» Целевая прогулка по улицам города. Рассматривание строения домов. Игры-эксперименты с деревом, бумагой, металлом. | Строительные игры «Построим дом» Рассматривание иллюстраций «Дом» Дидактическая игра «Что было до …?» | Выставка поделок "Мастерская Деда Мороза» | |
Сохрани свое здоровье сам | Учить, самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь; прививать любовь к физическим упражнения, самомассажу. | Разучивание новых физкультурных минуток. Чтение детям К.И. Чуковского «Мойдодыр». | Настольно печатная игра «Что хорошо, что плохо?», «Витаминка и её друзья» «Что лишнее?» Рисование « На зарядке» | Анкетирование «Спорт в вашей семье» | |
Наши праздники | Продолжать знакомить детей с главными праздниками нашей страны «Новый год» , создавать радостное настроение. | Презентация и беседа «Дед Мороз в разных странах нашей земли». Игрушки из бросового материла «Украсим зелёную красавицу». Целевые прогулки по улицам города «Праздничный город» | Д/и «Что перепутал Дед Мороз». Рассматривание подборки книг по теме «Зимушка –зима», «Новый год» | Праздник «Новогодняя сказка» |
Месяц | Тема НОД | Задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Работа с родителями |
Январь | Рождество | Продолжать знакомить детей с праздниками нашей страны. История праздника «Рождества». Воспитывать интерес к национальным традициям. | Экскурсия к главной елки города. Презентация для детей «Рождество» Беседа. Д/и «Что лишнее?» Просмотр мульт сборника «Щелкунчик» | Раскраски «Рождественские игрушки» Н/п игра «Укрась ёлку» | Конкурс поделок «Игрушка на рождественскую ёлку» |
Будь осторожен с огнем | Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности; привить интерес к работе пожарных. | Чтение детям С.Михалкова «Дядя Степа», К.И.Чуковского «Путаница» Д/и «Что лишнее?» | Дидактическая игра «Чьи вещи?». Рассматривание иллюстраций «Осторожно огонь». | Памятка по пожарной безопасности на новогодних праздниках. | |
Подружись с зубной щеткой | Продолжать знакомить с правилами личной гигиены; дать представление о детской зубной щетке и детской зубной пасте, подвести к пониманию их назначения и функций познакомить с методами ухода за зубами. | Чтение х/л В.В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра с мячом «Что полезно, что не полезно?» | Дидактическая игра «Что сначала, что потом». Рисование «Нарисуй улыбку» Настольно- печатная игра «Составь лицо» | Папка передвижка «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 4-5 лет» | |
Наше настроение | Развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас в области чувств и эмоций. | Дидактическая игра «Угадай какое настроение?». Рассматривание иллюстраций людей с разными настроениями. Рисование «Дорисуй лицо» | Работа в уголке «Настроений». Настольно- печатная игра «Автопортрет» | Консультация для родителей «Как помочь ребёнку преодолеть негативные эмоции». |
Месяц | Тема НОД | Задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Работа с родителями |
Февраль | Золотые руки мастеров | Воспитывать любовь и уважение к труду , интерес к изобразительному искусству и фольклору, эмоционально – оценочное отношение к художественному материалу. | Рассматривание дымковской , филимоновской игрушки. Лепка из глины «Козлик» | Рассматривание альбомов с русскими народными росписями «Гжель», «Городец» | Консультация для родителей «Приобщение к истории, традициям и культуре России» |
Наша армия родная | Сформировать понятия «Российская армия – защитница Родины».Уточнить представления о родах войск в армии. Сформировать эмоционально положительное отношение к войскам. | Встреча в детском саду «Познакомьтесь мой папа военный». Аппликация «Поздравительная открытка для папы» | Рассматривание иллюстраций с изображением различных родов войск. Игра «Собери картинку» | Фотовыставка «Папины профессии» Спортивный праздник «Наши защитники» | |
Опасные предметы дома | Закрепить у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. | Отгадывание загадок о домашних предметах. Рассматривание иллюстраций бытовой техники. | Дидактическая игра «Что можно, что нельзя» Сюжетно-ролевая игра «Семья» | Памятка для родителей «Безопасный дом» | |
Кто нас обувает и одевает | Обратить внимание детей на то, что люди всегда стремятся быть красивыми, модными. Дать представления о профессиях: портной, обувщик. | Игра «Что больше: обуви ил одежды?» Рисование «Одень куклу» Рассматривание журналов мод для детей. | Игры «Играем в профессии». «Четвертый лишний» (классификация обуви, одежды) «Кому что нужно для работы» | Папка-передвижка «Как одеть ребёнка в детском саду», «Гигиенические требования к одежде ребёнка» |
Месяц | Тема НОД | Задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Работа с родителями |
Март | Как мы отдыхаем? | Познакомить с понятиями «отдых» и показать его необходимость; формировать представление о том, что люди не только работают, учить ценить свободное время, заполнять его разумным и интересным делом. | Беседа с детьми «Как вы отдыхаете в выходные дни» Разучивание новых игр – забав. | Самостоятельная деятельность «Любимые игры» Рассматривание альбома с фотографиями «Как мы отдыхаем?» | Оформление фотоальбома «Дружная семья» (отдых и семейные традиции) |
В гостях у бабушки в деревне | Привить чувство любви к родной деревне, ее красоте, естественности, простоте, неразделимой связи с природой; воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий , но благородный труд. | Дидактическая игра «Домашние животные» Лепка « Избушка» Рисование «Укрась наличники на окнах» | Рассматривание иллюстраций с изображением русской деревни. Строительные игры «Мебель в деревенской избушке». | Экскурсия в краеведческий музей. Выставка «Русская изба» | |
Мамы разные нужны, мамы всякие важны. | Продолжать формировать представления о том, что такое профессия. Обратить внимание детей на то, что у каждой мамы есть профессия. Воспитывать любовь, уважение к матери, желание помочь, сделать приятное для мамы. | Составление рассказа по фотографии «Я в кругу своих родных». Аппликация. Открытка подарок «Цветы для мамы». Чтение стихов о маме. | Рисование «Портрет мамы». Сочиняем поздравления для мамы. | Праздник «8 марта-праздник мам». Выставка рисунков «Рисуют папы портрет мамы» | |
Спорт – это здоровье. | Дать знания о различных видах спорта, об Олимпиаде; развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься спортом. | Рассматривание альбома «Спорт». Игра «Мы чемпионы». | Игра « Физкультура». Спортивные игры «Футбол», « Попади в цель». | Спортивный праздник «Папа, мама, я-спортивная семья» |
Месяц | Тема НОД | Задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Работа с родителями |
Апрель | Мы - изобретатели | Дать детям понятия «человек – изобретатель»: это человек, обладающий такими качествами как наблюдательность, целеустремленность, любознательность. | Игры эксперименты с водой, песком, магнитом. Дидактическая игра «Что было до …» Наблюдение в природе. | Игры с конструктором «Лего» Дидактическая игра « На что похоже» Разрезные картинки «Собери велосипед». Самостоятельные игры с песком, водой, мыльными пузырями. | Мастер-класс для родителей на тему «Забавные эксперименты» |
Осторожно улица | Предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми; Способствовать развитию осторожности, осмотрительности; учить детей правильно вести себя в опасных ситуациях. | Целевые прогулки по улицам города Ломоносова. Беседа «Правила поведения на улице». | Игра «Что будет если..» Конструирование «Построим улицу» | Папка передвижка для родителей «Внимание- Улица» | |
Отгадай-ка загадки! | Познакомить с мудростью русского народа – загадками; показать, что загадки может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах. | Чтение и отгадывание загадок. Игра забава «Придумай загадку, а мы отгадаем». | Игра с кубиками «Собери отгадку». Рассматривание книг с загадками. | Выставка «Книжка –малышка» «Наши загадки» | |
Экскурсия в парк. | Уточнить представления детей о том, что парк это творение природы и рук человека: -обратить внимание на то, как работники парка заботятся о его чистоте и красоте - вызвать у детей желание посильно помогать взрослым сохранять природный и рукотворный мир родного города. | Составление рассказа о увиденном в парке. Рисование «В парке много деревьев». | Подвижные игры «К дереву беги», «Передай доброе слово» Труд на участке детского сада. | Субботник на участке детского сада. |
Месяц | Тема НОД | Задачи | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | Работа с родителями |
Май | Техника наша помощница. | Уточнить знания детей о разных видах бытовой техники, техники в окружающей жизни; познакомить с предметами, облегчающими труд человека в быту; обратить внимание детей на то, что вещи служат человеку, и он должен бережно к ним относиться. | Отгадывание загадок о бытовой технике. Беседа « Что вам дома помогает?» Просмотр презентации . | Сюжетно – ролевая игра «Семья». Игра «Что было – что есть». Рассматривание иллюстраций с изображением бытовой техники. | Консультация для родителей «Безопасность в быту» |
Праздник 9 Мая. | Привлечь внимание детей к исторической дате и празднику, связанных с жизнью всего народа - показать детям, что люди помнят о тех, кто защищал нашу Родину - воспитывать патриотические чувства за свой народ, город. | Целевая прогулка «Возложение цветов к памятнику». Чтение произведений о Великой Отечественной войне. | Рассматривание картин о Великой Отечественной войне. Рисование «Поздравительная открытка для дедушки». | Мастер-класс «Подарок для ветеранов войны». Акция «Никто не забыт – ничто не забыто» | |
Памятные места родного города. | Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города : рассказать о защитниках Отечества, познакомить с памятниками тем, кто отстоял город; воспитывать патриотические чувства ,любовь к Родине. | Рисование «Самый красивый город» Составления рассказов по материалам экскурсии. | Рассматривание открыток, фотографий «Памятники нашего города» | Экскурсии в парк «Ораниенбаум» | |
Скоро лето. | Расширить знание детей о лете, его признаках. Воспитывать любовь к природе родного края, бережного отношения к растениям и животным. | Наблюдение окружающего в природе. Труд на участке «Наш маленький огород». Чтение стихов . | Лото-парочки на темы «Цветы», «Деревья». Театрализованная игра | Традиционная ежегодная акция «Посади дерево» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Перспективное планирование работы с родителями во II младшей группе ДОУ"
Планирование разработано в соответсвии с Федеральными государственными требованиями....
Методическая разработка "перспективное планирование развития культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста"
В данной разработке представлены игры, перечень художественной литературы,игровые ситуации...
Методическая разработка - "Перспективное планирование по обогащению игрового опыта детей для сюжетно-ролевой игры в средней группе"
В планирование входят экскурсии, ознакомление с художественной литературой, дидактические игры, пополнение сюжетно-ролевых игр новыми атрибутами, рассматривание дидактических материалов, слушание музы...
Методическая разработка. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса подготовительной к школе группы для детей с ОВЗ (ТНР) на май
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса подготовительной к школе группы для детей с ОВЗ (ТНР) на май ...
Методическая разработка. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса подготовительной к школе группы для детей с ОВЗ (ТНР) на октябрь
Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса подготовительной к школе группы для детей с ОВЗ (ТНР) на октябрь...
Учебно - методическая разработка "Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по теме: "Ознакомление с правилами дорожного движения"
Учебно - методическая разработка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка «Перспективное планирование опытов и экспериментов для детей младшего возраста»
Данное перспективное планирование создано в помощь воспитателям дошкольных учреждений, работающих, с второй младшей группой детского сада...