Методическая разработка (Перспективное планирование работы по воспитанию основ гражданственности детей средней группы)
методическая разработка (средняя группа)

Комлева Наталья Николаевна

Представленная методическая разработка посвящена воспитанию гражданственности у дошкольников.

Гражданское воспитание молодого поколения осуществляется успешнее, если работа в данном направлении начинается с дошкольного возраста, когда формируются первые представления ребенка об окружающем мире, отношение к нему. Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для начал гражданского воспитания, т.к. ребенка этого возраста отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств,  доверие взрослому, подражание ему.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование работы по воспитанию  основ гражданственности детей средней группы.

Месяц

Тема НОД

                          Задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Сентябрь

Что я знаю о себе?

Учить осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности находить общее сходство с другими детьми и понимать существенные отличия.

Рисование «Автопортрет»

Игры « Услышь свое мнение», «Где звенит?»

Беседа «На кого ты похож»

Игры «Составь лицо»

«Что перепутал художник?»

(внешнее строение человека и животного)

Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми. «Почему меня так назвали?»

Кто нас воспитывает?

Воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, желание им помогать, доставлять радость; уточнить знания о профессиях: воспитатель, младший воспитатель, мед.сестра, повар, музыкальный руководитель, тренер по физкультуре, дворник, прачка.

Экскурсии по детскому саду.

Оформление фотоальбома «Мой любимый детский сад».

Беседа «Что я люблю делать в детском саду».

Игры «Кто что делает?», «Профессии»

Сюжетно ролевая игра «Детский сад»

Рисование «Моя воспитательница»

Экскурсия по детскому саду, знакомство интерьером и помещениями.

Чудо -чудное, диво – дивное!

Познакомить с разнообразием русских народных игрушек; учить детей различать игрушки, знать характерные особенности разных промыслов; воспитывать добрые, нежные чувства к русскому народному творчеству.

Рисование «Раскрась матрешку»

Оформление выставки русских народных игрушек.

Составление рассказа «Моя любимая игрушка».

Рассматривание и игры с матрешками, филимоновскими свистульками.

Чтение наизусть стихов А.Л. Барто.

Выставка «Бабушкины игрушки»

Дружная семейка.

Закрепить знания детей о семье и членах семьи, о том что в семье все любят, заботятся и помогают друг другу.

Воспитывать чувства привязанности к членам своей семьи.

Рассматривание семейных фотографий, рассказы детей о своих близких.

Рисование на тему «Моя семья».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Продолжать привлекать родителей к совместному выполнению творческих заданий. Фотоальбом «Я и моя семья»

Месяц

Тема НОД

Задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Октябрь

Взрослые и дети.

Развивать интерес к миру взрослых людей, вызывать желание подражать в достойном поведение; воспитывать доброжелательное отношение к взрослым, учить понимать, что взрослые- это первые помощники и защитники детей.

Составление рассказа «Кем ты будешь, когда вырастешь?»

Игры «Большие и маленькие», «Кем быть?»

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Выставка семейного рисунка «Кем будет мой ребёнок ,когда вырастит»

Хлеб – всему голова.

Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания; познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий; дать знания о долгом пути хлеба до стола; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Экскурсия в хлебный магазин.

Лепка «Булки, бублики, баранки».

Чтение пословиц о хлебе.

Игра пантомима «Печем пироги»

Дидактическая игра «От зерна до калача»

Игра «Составь колосок»

Создание мини-книги «Рецепты нашей семьи» «Плюшки и ватрушки, пироги и сушки»

Эти мудрые русские сказки.

Познакомить с величайшим богатством русской народной культуры - сказкой; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть , самостоятельно сочинять сказки.

Чтение русских народных сказок «Теремок», «Гуси – лебеди», «Хаврошечка», «Царевна – Лягушка».

Дидактическая игра «Из какой сказки?»

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Пальчиковый театр «Любимая сказка».

Конструирование «Сказочный дворец»

Выставка детской литературы  «Русские народные сказки» Участие в конкурсе рисунков «Наша любимая сказка»

Моя родная улица.

Познакомить с улицами нашего города. Закрепить знания детей о улицах на которых они проживают ( домашний адрес). Воспитывать любовь к своему городу.

Конструирование «Дом в котором я живу».

Целевые прогулки по улицам родного города. Чтение стихов о городе. Разучивание песни «У залива синего город апельсиновый»

Рассматривание открыток с видом старого города Ломоносова.

Строительные игры «Мосты и мостики».

Оформление фотоальбома «Вот моя улица, вот мой дом родной».

Месяц

Тема НОД

                        Задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Ноябрь

Краса ненаглядная (русские народные промыслы)

Воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес  к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых мастера  делали различные изделия.

Экспериментирование с деревом, соломой, глиной.

Игра- «Ярмарка». Лепка дымковской игрушки «Козлик».

Рисование «Раскрась козлика»

Рассматривание предметов русского народного промысла из «Бабушкиного сундука»

Рисование «Роспись посуды».

Выставка «Бабушкин сундучок»

Волшебные слова

Воспитывать уважения друг к другу, к старшим, посторонним, формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека; обучать детей формулам выражения  вежливой просьбы, благодарности.

Дидактическая игра «Подбери слово»

«Этическая беседа «Добрые слова»

Чтение рассказа В.Осеева «Волшебное слово»

В.А. Сухомлинский «Для чего говорят спасибо»

Сюжетно ролевая игра «В гостях»

Дидактическая игра «Отгадай настроение»

Папка передвижка для родителей  «Помогите ребёнку научиться дружить»

Детский сад – моя вторая семья.

Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, о детском саде, развивать логическое мышление, умение выражать свои чувства, развивать связную речь; способствовать развитию воображения, развивать творчество.

Целевая прогулка вокруг детского сада.

Экскурсия по детскому саду (кухня, прачечная, медицинский кабинет)

Высказывания детей «Каким я вижу детский сад в будущем»

Сюжетно ролевая игра «Детский сад»

Конструирование «Детская площадка будущего»

Рисование «Мой детский сад»

Фотовыставка «Когда мои папа и мама были маленькими»

Откуда текут молочные реки.

Закрепить знания о пользе домашних животных; воспитывать уважение к труду взрослых; прививать интерес к сельскому хозяйству и производству молочной продукции, полезной для здоровья человека.

Рассматривание иллюстраций, где изображены продукты, сделанные из молока.

Подбираем атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Молочный магазин»

Сюжетно ролевая игра «Молочный магазин»

Настольно печатная игра «Профессии»

Конкурс газет-коллажей «Вкусно и полезно»

Месяц

Тема НОД

Задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Декабрь

Мои друзья

Закрепить понятие «Друзья», учить понимать значение слов «знакомые», «друзья»; учить детей ценить дружбу, беречь её; прививать любовь, бережное отношение ко всему живому.

Рисование «Портрет моего друга»

Дидактическая игра «Где настоящий друг»

Игра «Узнай своего друга по голосу»

Рассматривание фотоальбома «Мой четвероногий друг»

Рисование «Подарок для друга»

Предложение для родителей «Как провести выходные с детьми»

Кто построил новый дом

Дать представление о строительных профессиях, воспитывать уважение труду человека; пополнить знания о конструкциях домов: продолжать знакомить с различными строительными материалами.

Д/и «Кем быть?»

Целевая прогулка по улицам города. Рассматривание строения домов. Игры-эксперименты с деревом, бумагой, металлом.

Строительные игры «Построим дом»

Рассматривание иллюстраций «Дом»

Дидактическая игра «Что было до …?»

Выставка поделок "Мастерская Деда Мороза»

Сохрани свое здоровье сам

Учить, самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь;  прививать любовь к физическим упражнения, самомассажу.

Разучивание новых физкультурных минуток.

Чтение детям К.И. Чуковского «Мойдодыр».

Настольно печатная игра «Что хорошо, что плохо?», «Витаминка и её друзья»

«Что лишнее?»

Рисование « На зарядке»

Анкетирование «Спорт в вашей семье»

Наши праздники

Продолжать знакомить детей с главными праздниками нашей страны «Новый год» , создавать радостное настроение.

Презентация  и беседа «Дед Мороз в разных странах нашей земли». Игрушки из бросового материла «Украсим зелёную красавицу». Целевые прогулки по улицам города «Праздничный город»

Д/и «Что перепутал Дед Мороз».  Рассматривание подборки книг по теме  «Зимушка –зима», «Новый год»

Праздник «Новогодняя сказка»

Месяц

Тема НОД

Задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Январь

Рождество

Продолжать знакомить детей с праздниками нашей страны. История праздника «Рождества». Воспитывать интерес к национальным традициям.

 Экскурсия к главной елки города. Презентация для детей «Рождество» Беседа. Д/и «Что лишнее?» Просмотр мульт сборника «Щелкунчик»

Раскраски «Рождественские игрушки»  Н/п игра «Укрась ёлку»

Конкурс поделок «Игрушка на рождественскую ёлку»

Будь осторожен с огнем

Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности; привить интерес к работе пожарных.

Чтение детям С.Михалкова «Дядя Степа», К.И.Чуковского «Путаница»

Д/и «Что лишнее?»

Дидактическая игра «Чьи вещи?».

Рассматривание иллюстраций «Осторожно огонь».

Памятка по пожарной безопасности на новогодних праздниках.

Подружись с зубной щеткой

Продолжать знакомить с правилами личной гигиены; дать представление о детской зубной щетке и детской зубной пасте, подвести к пониманию их назначения и функций познакомить с методами ухода за зубами.

Чтение х/л В.В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Игра с мячом «Что полезно, что не полезно?»

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Рисование «Нарисуй улыбку»

Настольно- печатная игра «Составь лицо»

Папка передвижка «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 4-5 лет»

Наше настроение

Развивать умение понимать свое настроение и настроение других людей; формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас в области чувств и эмоций.

Дидактическая игра «Угадай какое настроение?». Рассматривание иллюстраций людей с разными настроениями. Рисование «Дорисуй лицо»

Работа в уголке «Настроений».

Настольно- печатная игра «Автопортрет»

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку преодолеть негативные эмоции».

Месяц

Тема НОД

Задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Февраль

Золотые руки мастеров

Воспитывать любовь и уважение к труду , интерес к изобразительному искусству и фольклору, эмоционально – оценочное отношение к художественному материалу.

Рассматривание дымковской ,  филимоновской игрушки.

Лепка из глины «Козлик»

Рассматривание альбомов с русскими народными росписями «Гжель», «Городец»

Консультация для родителей «Приобщение к истории, традициям и культуре России»

Наша армия родная

Сформировать понятия «Российская армия – защитница Родины».Уточнить представления о родах войск в армии. Сформировать эмоционально положительное отношение к войскам.

Встреча в детском саду «Познакомьтесь мой папа военный».

Аппликация «Поздравительная открытка для папы»

Рассматривание иллюстраций с изображением различных родов войск.

Игра «Собери картинку»

Фотовыставка «Папины профессии»

 Спортивный праздник «Наши защитники»

Опасные предметы дома

Закрепить у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они  встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

Отгадывание загадок о домашних предметах.

Рассматривание иллюстраций бытовой техники.

Дидактическая игра «Что можно, что нельзя»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Памятка для родителей «Безопасный дом»

Кто нас обувает и одевает

Обратить внимание детей на то, что люди всегда стремятся быть красивыми, модными. Дать представления о профессиях: портной, обувщик.

Игра «Что больше: обуви ил одежды?»

Рисование «Одень куклу»

Рассматривание журналов мод для детей.

Игры «Играем в профессии».

«Четвертый лишний» (классификация обуви, одежды)

«Кому что нужно для работы»

Папка-передвижка «Как одеть ребёнка в детском саду», «Гигиенические требования к одежде ребёнка»

Месяц

Тема НОД

Задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Март

Как мы отдыхаем?

Познакомить с понятиями «отдых» и показать его необходимость; формировать представление о том, что люди не только работают, учить ценить свободное время, заполнять его разумным и интересным делом.

Беседа с детьми «Как вы отдыхаете в выходные дни»

Разучивание новых игр – забав.

Самостоятельная деятельность «Любимые игры»

Рассматривание альбома с фотографиями «Как мы отдыхаем?»

Оформление фотоальбома «Дружная семья» (отдых и семейные традиции)

В гостях у бабушки в деревне

Привить чувство любви к родной деревне, ее красоте, естественности, простоте, неразделимой связи с природой; воспитывать уважение к сельским труженикам, на плечах которых лежит нелегкий , но благородный труд.

Дидактическая игра «Домашние животные»

Лепка « Избушка»

Рисование «Укрась наличники на окнах»

Рассматривание иллюстраций с изображением русской деревни.

Строительные игры «Мебель в деревенской избушке».

Экскурсия в краеведческий музей. Выставка «Русская изба»

Мамы разные нужны, мамы всякие важны.

Продолжать формировать представления о том, что такое профессия. Обратить внимание детей на то, что у каждой мамы есть профессия. Воспитывать любовь, уважение к матери, желание помочь, сделать приятное для мамы.

Составление рассказа по фотографии «Я в кругу своих родных».

Аппликация. Открытка подарок «Цветы для мамы». Чтение стихов о маме.

Рисование «Портрет мамы».

Сочиняем  поздравления для мамы.

Праздник «8 марта-праздник мам». Выставка рисунков «Рисуют папы портрет мамы»

Спорт – это здоровье.

Дать знания о различных видах спорта, об Олимпиаде; развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься спортом.

Рассматривание альбома «Спорт».

Игра «Мы чемпионы».

Игра « Физкультура».

Спортивные игры «Футбол»,  « Попади в цель».

Спортивный праздник «Папа, мама, я-спортивная семья»

Месяц

Тема НОД

Задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Апрель

Мы - изобретатели

Дать детям понятия «человек – изобретатель»: это человек, обладающий такими качествами как наблюдательность, целеустремленность,  любознательность.

Игры эксперименты с водой, песком, магнитом.

Дидактическая игра «Что было до …» Наблюдение в природе.

Игры с конструктором «Лего»

Дидактическая игра « На что похоже»

Разрезные картинки «Собери велосипед».  Самостоятельные игры с песком, водой, мыльными пузырями.

Мастер-класс для родителей на тему «Забавные эксперименты»

Осторожно улица

Предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми;

Способствовать развитию осторожности,  осмотрительности; учить детей правильно вести себя в опасных ситуациях.

Целевые прогулки по улицам города Ломоносова.

Беседа «Правила поведения на улице».

Игра «Что будет если..»

Конструирование  «Построим улицу»

Папка передвижка для родителей «Внимание- Улица»

Отгадай-ка загадки!

Познакомить с мудростью русского народа – загадками; показать, что загадки может сочинять любой человек; дать  представление о русских фольклористах.

Чтение и отгадывание загадок.

Игра забава «Придумай загадку, а мы отгадаем».

Игра с кубиками «Собери отгадку».

Рассматривание книг с загадками.

Выставка «Книжка –малышка» «Наши загадки»

Экскурсия в парк.

Уточнить представления детей о том, что парк это творение природы и рук человека:

-обратить внимание на то, как работники парка заботятся  о его чистоте и красоте

- вызвать у детей желание посильно  помогать взрослым сохранять природный и рукотворный мир родного города.

Составление рассказа о увиденном в парке.

Рисование «В парке много деревьев».

Подвижные игры «К дереву беги», «Передай доброе слово»

Труд на участке детского сада.

Субботник на участке детского сада.

Месяц

Тема НОД

Задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Работа с родителями

Май

Техника наша помощница.

Уточнить знания детей о разных видах бытовой техники, техники в окружающей жизни; познакомить с предметами, облегчающими труд человека в быту; обратить внимание детей на то, что вещи служат человеку, и он должен бережно к ним относиться.

Отгадывание загадок о бытовой технике.

Беседа « Что вам дома помогает?»

Просмотр презентации .

Сюжетно – ролевая игра «Семья».

Игра «Что было – что есть».

Рассматривание иллюстраций с изображением бытовой техники.

Консультация для родителей «Безопасность в быту»

Праздник 9 Мая.

Привлечь внимание детей к исторической дате и празднику, связанных с жизнью всего народа

- показать детям, что люди помнят о тех, кто защищал нашу Родину

- воспитывать патриотические чувства за свой народ, город.

Целевая прогулка «Возложение цветов к памятнику».

Чтение произведений о Великой Отечественной войне.

Рассматривание картин о Великой Отечественной войне.

Рисование «Поздравительная открытка для дедушки».

Мастер-класс «Подарок для ветеранов войны». Акция «Никто не забыт – ничто не забыто»

Памятные места родного города.

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города : рассказать о защитниках Отечества, познакомить с памятниками тем, кто отстоял город; воспитывать патриотические чувства ,любовь к Родине.

Рисование «Самый красивый город»

Составления рассказов по материалам экскурсии.

Рассматривание открыток, фотографий «Памятники нашего города»

Экскурсии в парк «Ораниенбаум»

Скоро лето.

Расширить знание детей о лете, его признаках. Воспитывать любовь к природе родного края, бережного отношения к растениям и животным.

Наблюдение окружающего в природе. Труд на участке «Наш маленький огород». Чтение стихов .

Лото-парочки на темы «Цветы», «Деревья». Театрализованная игра

Традиционная ежегодная акция «Посади дерево»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Перспективное планирование работы с родителями во II младшей группе ДОУ"

Планирование разработано в соответсвии с Федеральными государственными требованиями....

Методическая разработка "перспективное планирование развития культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста"

В данной разработке представлены игры, перечень художественной литературы,игровые ситуации...

Методическая разработка - "Перспективное планирование по обогащению игрового опыта детей для сюжетно-ролевой игры в средней группе"

В планирование входят экскурсии, ознакомление с художественной литературой, дидактические игры, пополнение сюжетно-ролевых игр новыми атрибутами, рассматривание дидактических материалов, слушание музы...

Методическая разработка. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса подготовительной к школе группы для детей с ОВЗ (ТНР) на май

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса подготовительной к школе группы для детей с ОВЗ (ТНР)  на май ...

Методическая разработка. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса подготовительной к школе группы для детей с ОВЗ (ТНР) на октябрь

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса подготовительной к школе группы для детей с ОВЗ (ТНР) на октябрь...

Методическая разработка «Перспективное планирование опытов и экспериментов для детей младшего возраста»

Данное перспективное планирование создано в помощь воспитателям дошкольных учреждений, работающих, с второй младшей группой детского сада...