Анализ педагогических технологий
консультация

Основы педагогики. Анализ педагогических технологий.Примеры применения в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_pedagogicheskih_tehnologiy.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

 «Анализ педагогических технологий»

Педагогические технологии

Содержание

Пример применения в дошкольном образовательном учреждении

1.

Здоровьесберега-ющие технологии

Овладение набором простейших форм и способов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья, увеличение резервов здоровья.

Цель здоровьесберегающих технологий – сформировать у дошкольника необходимые знания, умения и навыки  по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни; способствовать сохранению здоровья.

Пальчиковая гимнастика,

гимнастика для глаз,

дыхательная гимнастика

артикуляционная гимнастика, динамические паузы, обучение здоровому образу жизни (беседы).

2.

ТРИЗ - технология (теория решения изобретательских задач).

 Основатель-

  Г. С. Альтшуллер.

Главная идея ТРИЗсостоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного решения изобретательских задач.

Технология ТРИЗ используются в детских садах для развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, решать свои маленькие проблемы. В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ

- Метод мозгового штурма. (метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные)е.

- Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

- Метод фокальных объектов.  Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

- Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому  элементу.

- Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

- Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую),  с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

- Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

- Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

- Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

Метод ММЧ: объяснение агрегатного состояния твердых тел, жидкостей, газа.

Придумывание разных сказок, решение сказочных задач    ( что делать, если волшебная палочка перестала работать).

Фантазирование: придумай игрушку, в которую можно играть постоянно, чтобы не было скучно и т.д.

3.

Технология проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия. Проектная деятельность представляет собой особый тип взаимодействия ребенка и взрослого и строится на следующих принципах

1.Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое действие невозможно (ребенок сам видит проблему  и задумывается над ее решением).

2. Проектная деятельность предполагает движение ребенка в пределах возможного ( ребенок исследует различные варианты решения проблемы и выбирает оптимальный).

3. Проектная деятельность опирается на субъективность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.

4. Проектная деятельность предполагает не просто реализацию идей ребенка, а реализацию его смыслов.

5. Проектная деятельность имеет адресный характер

 (  ребенок выражает свое отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, он всегда ищет адресата – того, к кому обращено его высказывание , оформленное в виде продукта).

 Проекты бывают исследователь- ские, творческие, нормативные.

Исследователь-ский проект  предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется.

(Пример: «Почему слон не живет в Антарктиде?»,  «Почему собака кусает?»

В ходе творческого проекта создается новый творческий продукт.

(Пример: «Зимние забавы»

( оформление участка для прогулок)).

Нормативный проект подразумевает проект по созданию свода правил, по которому должны жить дети в детском саду.

(Пример: «Правила пользования ножницами».

4.

Технология проблемного обучения

 Технология направлена на развитие самостоятельности ребёнка. Основная идея данного метода - построение учебной деятельности через решение познавательных задач, имеющих недостаточные условия для получения ответа.

Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку воспитателем учебно-проблемной задачи, создание для детей проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Основные условия для успешного применения проблемного обучения

1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.

2. Быть доступными для детей и соответствовать их познавательным способностям.

3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.

4. Задания должны быть таковыми, чтобы ребёнок не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Конструирование: дать  двоим детям, сидящим за одной партой детали конструктора         ( каждому ребенку дается такое количество деталей, из которых невозможно сделать  нужную постройку одному)  и предложить построить гараж для машины.  Гараж можно построить только, объединив детали.

Детям предлагаются кубики разной формы и размеров, из которых они должны построить дом. Получив задание, дети сначала должны продумать план своих действий, подобрать кубики по форме, размерам, чтобы конструкция дома получилась устойчивой. Если дети упустят данные моменты, они не смогут справиться с той задачей, которую перед ними поставил воспитатель. Во время совместной деятельности дети учатся общаться, формируется чувство  коллективизма.

5.

Игровая технология

Понятие «игровые педагогические технологии» включает обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры с правилами, театрализованные игры, настольные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ современных педагогических технологий, применяемых в МБДОУ « Детский сад общеразвивающего вида № 173».

Главная задача современной образовательной практики в МБДОУ №173 - развитие личности ребенка в деятельности. В связи с этим в практической работе педагога, работающего с детьми дошкольного возраста, в...

Анализ педагогической деятельности и заболеваемости группы "Росинка" в сравнительном анализе.

Вашему вниманию представлен материал по педагогической деятельности и заболеваемости группы "Росинка"....

АНАЛИЗ использования педагогических технологий и методик в работе воспитателя

Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования п...

Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка....

Проект: «Личностно-ориентированный подход к дошкольникам через педагогические технологии «Постеры индивидуальных достижений» и «план-дело-анализ»

Внедрение в работу новых технологии для нового поколения «Постеры индивидуальных достижений» и «план-дело-анализ», направленных на формирование самостоятельности  и инициа...