Познавательно-творческий проект Тема проекта: «Сидит девица в темной темнице, коса на улице…»
проект (старшая группа)
Познавательно-творческий проект
Тема проекта:
«Сидит девица в темной темнице, коса на улице…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ovoshchi.docx | 926.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №38
Муниципального образования Кореновский район
Познавательно-творческий проект
Тема проекта:
«Сидит девица в темной темнице, коса на улице…»
Автор проекта
Виеру Алла Васильевна
Воспитатель старшей группы «А»
г.Кореновск
2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема проекта: «Сидит девица в темной темнице, коса на улице…»
Вид проекта: Познавательно-творческий
Продолжительность проекта: Краткосрочный
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.
Актуальность: Здоровье – это то, что мы едим. Еда должна быть правильной: вкусной, полезной, чтобы в ней были обязательно овощи, чтобы такая еда помогала ребёнку расти крепким и здоровым, давала ему энергию для активной деятельности.
Им необходимо научится классифицировать, сравнивать и обобщать полученные знания, что в дальнейшем будет способствовать умственному развитию детей, развивать интерес к окружающему миру и здоровому образу жизни.
Гипотеза проекта: закрепляя знания об овощах, дети расширяют кругозор, знакомятся с окружающим миром, прививаются к здоровому образу жизни.
Цель проекта: расширять и систематизировать представления детей с разнообразием овощей, расширить и обогатить знания детей о пользе овощей для здоровья человека.
Задачи проекта:
Образовательные:
- обогатить словарный запас детей названиями овощей;
- учить детей различать, называть и классифицировать овощи;
- учить описывать внешний вид овощей, систематизировать и закреплять знания об овощах.
Развивающие:
- развивать творческие способности у детей, умение работать сообща, согласовывать свои действия
- обогащать и развивать активный словарь детей.
Воспитательные:
- воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Методы проекта: утренний круг, беседа, рассматривание картин, сюжетно-ролевая игра, игра драматизация, проблемные ситуации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1 этап-мотивация
Во время утреннего круга воспитатель предлагает ситуацию: Загадка «Сидит девица в темной темнице, коса на улице…». Далее задаются вопросы: «Какие овощи мы знаем похожие на морковь?», « Для чего нужны овощи?»
2 этап-разработка совместного плана работы над проектом (используется модель трех вопросов Михайловой-Свирской)
Что мы знаем об овощах? | Что мы хотим узнать об овощах? | Что нужно сделать, чтобы узнать? |
1. Овощи можно съесть, они очень вкусные (Раксана) 2. Растут на грядке (Даша) 3. В овощах много витаминов и они полезны для здоровья (Влада Ш.) 4. Из них можно приготовить много разных блюд (Влада Я.) | 1. Какие овощи бывают на вкус? (Ксюша) 2. Где растут овощи? (Алиса) 3. Что можно приготовить из них? (Маша) 4. Почему нужно употреблять в пищу овощи? (А.В.) | 1. Рассмотреть овощи на картинках (Саша Вл.) 2. Узнать из рассказа воспитателя (Глеб) 3. Попробовать на вкус (Тимур П.) 4. Прочитать в книге (Илья) 5. Спросить у бабушки (Коля) |
На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом для каждого центра. Свои предложения вносили дети, педагоги, родители.
Центр науки:
*Узнать чем отличаются овощи друг от друга (Ксюша)
*Рассмотреть картинки овощей (Даша К.)
*Создать презентацию «Полезные овощи» (А.В.)
*Узнать, где растут овощи (Коля)
Центр экспериментирования:
*Поиграть в игру «Угадай на ощупь»
*Провести экскурсию на кухню детского сада (А.В.)
Центр книги и речевого развития:
*Побеседовать о том, что растет на огороде и в саду
*Выучить наизусть стихотворение А. Прокофьева «Огород»
*Проговорить чистоговорки «Огород. Овощи»
*Провести словесную игру «Назови правильно»
*Загадывание загадок об овощах и фруктах.
*Прочитать стихотворение Ю. Тувим «Овощи»
Центр математики:
*Найти большие и маленькие овощи, круглые и овальные (Глеб)
*Найти по цвету овощи (Даша К.)
Центр искусства:
*Нарисовать овощи на тарелочке (Влада)
*Слепить овощи для приготовления борща (Раксана)
Центр музыки и театра:
*Разучить песню «Огородная - хороводная»
*Инсценировка сказки «Репка»
Центр физкультуры:
*Поиграть в подвижные игры: «Овощи», «Сеял дедушка горох»,
«Собери урожай», «Зайка и капуста».
*Поиграть в пальчиковые игры: «Мы капусту рубим», «Овощи», «У Лариски две редиски»
Центр игры:
*Поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Мама варит борщ»
*Поиграть в дидактические игры: «Кто скорее соберёт»,
«Что где растет?», «Что сажают в огороде?», «Собери урожай»
Центр взаимодействия с семьей:
*Привлечь родителей к изготовлению альбома «Любимое блюдо» (родители).
*Подготовить консультацию для родителей на тему «Как приучить ребенка есть овощи?» (А.В.)
3 этап – практический
Просмотрев презентацию «Полезные овощи» дети узнали, что овощи отличаются: по форме, цвету и вкусу, некоторые овощи можно кушать сырыми, а также какую пользу они приносят для здоровья человека.
Просмотрев презентацию, решили посадить свеклу и репу. Дети учились ухаживать за овощами, поливать.
Рассматривая картинки овощей, дети узнали что овощи растут не только на грядке, но и в теплицах
Играли в сюжетно-ролевые игры
Играли в дидактические игры, учились находить необходимые продукты для приготовления борща
Рисовали овощи на грядке
Собрали урожай и отнесли поварам на кухню, чтобы они приготовили обед
Самым познавательным процессом проекта стала экскурсия с детьми на кухню детского сада, где дети с большим интересом посмотрели, как готовится обед, какие продукты повара используют для приготовления борща.
После экскурсии с детьми на кухню, где дети с интересом посмотрели, как готовится обед, дети с большим удовольствием кушали свеклу
Взаимодействие с родителями: создание альбома «Любимое блюдо»
4 этап – итоговый
Итоговым мероприятием проекта стало инсценировка сказки «Репка»
Проанализировав совместно с детьми, родителями и педагогами выполнение плана проекта, отметили заслуги каждого участника проекта.
Вопросы детям:
*Что нового вы узнали об овощах?
*Где растут овощи?
*Что можно приготовить из овощей?
*Что полезного для здоровья человека содержится в овощах?
*Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
Вопросы родителям:
*Как вы считаете, обогатились ли знания детей об овощах?
*Какие мероприятия плана были удачными, способствовали расширению у детей знаний об овощах?
*Что нового вы узнали, чему научились, участвуя в реализации проекта?
*Какую следующую тему проекта вы хотели бы выбрать?
Педагоги проанализировали результаты проекта:
Ожидаемые результаты проекта:
*У детей будут сформированы знания об овощах; их пользе для здоровья человека
*Дети и родители станут активными участниками в творческих выставках, досугах и развлечениях.
*Участие родителей в реализации проекта повысит заинтересованность в совместной с детьми познавательной и творческой деятельности.
*Использование знаний, полученных в процессе реализации проекта в самостоятельной деятельности детей.
Полученные результаты проекта:
*У детей повысился уровень знаний об овощах, обогатился словарный запас.
*У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.
Вопросы педагогам:
*Соответствуют ли полученные результаты проекта ожидаемым?
*Что удалось, а что нет в ходе реализации проекта? Почему?
*Какие мероприятия проекта оказались наиболее эффективным для решения задач проекта?
*Что помогло включить детей в общий проект?
*Что нужно будет учесть в следующий раз?
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградов Н.Ф., Куликова Т.А. «Дети, взрослые и мир вокруг» М., Просвещение 1993
2. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Комурникова Р.В. Д. 49 Почемучка – М.: Педагогика 1991
3. Доровский А.И. «Сто советов по развитию одаренности детей», М., 1997
4. Интернетресурсы: detsadclub.ru, ns.portal.ru, detsad-kitty.ru.
5. Карапетова Т.Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Волгоград «Учитель» 2009
6. Картушина М.Ю. «Быть здоровыми хотим» ТЦ Сфера, М. 2004
7. Ликум А. «Все обо всем». Популярная энциклопедия для детей. Т 1 «Слово» 1993
8. Мартынова С.М. «Здоровье ребенка в ваших руках» М., Просвещение 1991
9. Маханева М.Д. «Воспитание здорового ребенка», Москва 1997
10. Новикова Е.Н., Ладо К.С., Бренц М.Я. «Питание детей» Москва-Медицина 1996
11. Вераксы Н.Е. Программа От рождения до школы. – М.: Мозаика-Синтез, 2014
12. Голицына Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2008 г.
13. Виноградова Н.А, Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду», Москва, 2008 г.
14. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», составители: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, Москва, 2010 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин»
Цель: закрепить знания детей с обобщающим понятием «магазин», а также знания об овощах; развивать умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий. Способность формировать у детей умение взаимодействовать и ладить в совместной игре, прививать чувство коллективизма.
Дидактическая игра «Что где растёт?»
Цель: познакомить детей с урожаем овощей, упражнять в назывании овощей, формировать понятие « овощи». Развивать зрительное восприятие, внимание и наблюдательность. Воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения, приобщить к двигательной импровизации.
Материал: муляжи овощей, предметные картинки с изображением овощей (огурец, лук, капуста, помидор, морковь), корзинки, кукла.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей на огород посмотреть, что растёт на грядке. На полу грядки овощей: моркови, огурцов, лука, капусты, помидор.
Воспитатель:
Посмотрите-ка ребята
Урожай у нас богатый-
Очень много овощей.
Показывает детям овощи по порядку. Дети называют овощи на грядке.
Предлагает поиграть в игру « Кто быстрее соберёт?»
Дети с каждой грядки собирают в свою корзину.
Воспитатель хвалит детей и спрашивает, что лежит в корзине.
Пальчиковая игра «Засолка капусты».
Мы капусту рубим, рубим, (движения прямыми кистями вниз-вверх)
Мы морковку трём, трём, (движения кулаков к себе и от себя)
Мы капусту солим, солим, (движения пальцев, имитирующие посыпку солью)
Мы капусту жмём, жмём, (интенсивное сжимание рук в кулаки)
А потом в рот кладём. (поочерёдно подносить ко рту сложенные щепоткой пальцы правой и левой рук)
Дети садятся на стульчики, и проводится игра « Расскажем про наши овощи кукле Маше».
Дети поочерёдно берут из корзины овощи (муляжи) и рассказывают, что это и какого цвета (это огурец, он зелёный)
Кукла Маша приглашает всех в хоровод «Огородная».
Есть у нас огород
Там своя морковь растёт…
Кукла Маша угощает детей морковкой , прощается и уходит.
Дидактическая игра «Собери картинку (разрезные овощи и фрукты)»
Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывая картинку, разрезанную на 4 части. Действовать путем прикладывания. Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.
Загадки об овощах
Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
Не книжка,
А с листьями. (Капуста)
Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Вверху зелено,
Внизу красно,
В землю вросло. (Свекла)
Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка)
Маленький, горький,
Луку брат. (Чеснок)
Как на нашей грядке
Выросли загадки —
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры)
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки. (Горох)
Летом — в огороде, свежие, зеленые,
А зимою — в бочке, крепкие, соленые. (Огурцы)
Подвижная игра «Собери урожай»
Цели: физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы.
Пальчиковая игра «Мы капусту рубим»
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза) (ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза) (ребром ладошки водим вперед и назад) Мы капусту солим, солим! (2 раза) (собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза) (энергично сжимаем и разжимаем кулачки) Мы морковку трем, трем! (2 раза) (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) . |
Ю. Тувим «Овощи» |
Русская народная сказка «Вершки и корешки»
Поехал мужик в лес репу сеять. Распахал землю, тут к нему медведь подходит и говорит:
- Ты зачем в моём лесу репу сеешь? Я тебя съем за это!
- Не ешь меня, - говорит мужик, - я с тобой поделюсь: тебе все вершки, а мне - корешки.
Согласился медведь.
Пришла осень, поехал мужик за репой, отдал медведю вершки, погрузил на телегу корешки и собрался на базар репу продавать. А медведь и говорит:
- Дай твои корешки попробовать. Попробовал и как зарычит:
- Обманул ты меня, мужик, твои корешки сладкие, в следующий раз я их себе возьму, а тебе вершки достанутся.
Согласился мужик, да посеял на следующий год пшеницу. Приехал собирать, а медведь его уже ждёт. Отдал мужик корешки, а сам поехал хлеб молотить. Грызёт медведь корешки - невкусно. Понял он что опять мужик его обманул, и запретил ему в лесу сеять. С тех пор мужик в поле сеет, а медведь в лесу мёд да малину собирает.
Для заучивания наизусть Огород А. Прокофьев
В огороде много гряд: Тут и репа, и салат, Тут и свекла, и горох.
А картофель разве плох? Наш зеленый огород Нас прокормит круглый год.
Чистоговорки
Од-од-од – идем мы в огород
Ай-ай-ай – в огороде урожай
Офель-офель-офель – копаем мы картофель
Ай-ай-ай – собираем урожай
Адки-адки-адки пропололи грядки
Оры-оры-оры зреют помидоры
Овка-овка-овка яркая морковка
Цы-цы-цы мы полили огурцы
Ук-ук-ук там растет зеленый лук
Чок-чок-чок полезный чесночок
Ец-ец-ец свежий огурец
Уста-уста-уста хрустящая капуста
Ох-ох-ох посадили мы горох
Орщ-орщ-орщ сварим вкусный борщ
Ис-ис-ис у нас созрел редис
Щи-щи-щи очень любим овощи.
Песня «Огородная – хороводная»
Есть у нас огород
И капуста там растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты капуста к нам спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)
Есть у нас огород
Там морковка растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты морковка к нам спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)
Есть у нас огород
Там зелёный лук растёт.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты лучок сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай и в корзину полезай. (2 раза)
Есть у нас грузовик
Он не мал, не велик.
Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)
Ты шофёр сюда спеши и немножко попляши.
А потом не зевай, увози наш урожай. (2 раза)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Пушистая кошка – мягкие лапки».
Создание условий для успешного развития детей в изучении домашнего животного – кошки. Прививание детям бережного отношения к кошке. Воспитывать чувство сопереживания ко всему живому....
Познавательно-творческий, групповой проект. Тема: «Как я рад, как я рад – утром снова в детский сад!!!»
Содержание проекта направлено на воспитание у детей чувства привязанности к дому, детскому саду, любимым людям. Расширить знания детей о жизни детского сада. Формировать чувства взаимопомощи, дружелюб...
Познавательно-творческий долгосрочный проект «Нам на улице не страшно».
Представляю вашему вниманию познавательно-творческий долгосрочный проект по обучению детей правилам дорожного движения «Нам на улице не страшно»....
Познавательно – творческий групповой проект «Моя семья»
Формирование у детей понятия семья и семейные традиции, повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка....
Познавательно-творческий , групповой проект "Растительный мир Южного Урала"
Познавательно-творческий, групповой проект: «Растительный мир Южного Урала».(1 часть – «Деревья»).Автор проекта: воспитатель Грачёва Юлия Валерьевна.Участники проекта: воспитатели, дети коррекци...
Проектная деятельность по творчеству А.С.Пушкину». Тип проекта: информационный, познавательный, творческий. Участники проекта :дети, воспитатели, родители, специалисты ДОУ
Расширять знания детей о детстве и юности А.С.Пушкина...
Познавательно – творческий краткосрочный проект в подготовительной к школе группе №10 «Штурманы» на тему: «Великие люди России – М.В. Ломоносов»
Девиз пректа "Не стыдно не знать что-то, стыдно не хотеть узнать новое!"...