Технологическая карта занатия «Путешествие по «реке времени»: «История создания автомобиля»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Технологическая карта занятия "Путешествие по "реке времени":"История создания автомобиля"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp._ist.sozd_._avtom.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»
Технологическая карта занатия
«Путешествие по «реке времени»:
«История создания автомобиля»
(подготовительная группа)
Составитель: Давлатова О.Ю.
2018 г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «РЕКЕ ВРЕМЕНИ»
Тема: «История создания автомобиля»
Возрастная группа: подготовительная
Форма НОД: Познавательно-исследовательская деятельность путешествие по «реке времени»
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) подгрупповая
Средства:
наглядные: демонстрационный материал, наборы иллюстраций по истории транспорта
мультимедийные: компьютерная презентация
музыкальные: звуковые эффекты
Оборудование: загадки о транспорте, мультимедийный проектор, презентация, коробка с машиной, таблица пятиэкранка «системный оператор» (ТРИЗ, методическое пособие «Река времени»).
Цель: формирование у детей представления об истории появления автомобиля и развития автомобилестроения.
Задачи:
- Обучающие задачи:
- Познакомить детей с историей появления и развития автомобилей;
- Рассмотреть предпосылки возникновения автомобиля, его изменения за время существования;
- Формировать навыки исследовательской работы (узнавать, сравнивать, различать и соединять факты и явления в историческом времени) с помощью мультимедийной технологии.
2. Развивающие задачи:
- Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера
- Развивать активную речь детей.
3. Воспитательные задачи:
- Воспитывать понимание того, что трудом людей создано богатство окружающего мира.
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения творческой задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.
Ход деятельности:
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат |
I. Обсуждение реального события | Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся и улыбнемся. - У вас хорошее настроение? Вы готовы к новым открытиям и исследованиям? Ответы детей - Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что лежит в этой коробке. Я загадаю вам об этом загадку. А ленточкой она завязана, потому что отгадка у моей загадки быстрая, шустрая, умчится быстрее ветра, и не догонишь её. Послушайте загадку: Чтоб тебя я повёз, Мне не нужен овёс. Накорми меня бензином, На копытца дай резину. И тогда, поднявши пыль, Побежит (автомобиль). | Педагог приветствует детей. Ведет диалог с детьми Воспитатель показывает детям коробку, крепко перевязанную ленточкой. Дети с воспитателем стоят у мольберта. Загадывает загадку | Дети свободно располагаются в группе. Заинтересованные дети присоединяются Отвечают на вопросы педагога Отгадывают загадку | Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность |
II. Постановка целей исследования | - Верно, это машина – верный друг и помощник человека. Сегодня на дорогах можно увидеть различные марки автомобилей. Какие марки автомобилей вы знаете? Ответы детей -Плохо было бы человеку без машин. Для чего нужна машина? (ездить, быстро передвигаться, перевозить грузы, путешествовать и др.) А в далёком прошлом не было автомобилей, человек не знал что это такое. Как же появился автомобиль? (Предположения детей.) Сегодня мы с вами будем учёными исследователями и узнаем, как появился автомобиль. | Педагог создает проблемную ситуацию | Озвучивают свои варианты ответов; выстраивают полный ответ. | Обогащение словаря по теме «Транспорт» Проявление готовности к совместной деятельности; Проявление интереса к предстоящей деятельности. |
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала | Работа с пятиэкранкой -А поможет нам в этом вот этот лифт (показывает пятиэкранку) . -Но на лифте можно ездить только вверх и вниз, а здесь – ещё и в стороны. Давайте покатаем на этом лифте автомобиль (помещает в середину изображение автомобиля) ; если поехать вниз, узнаешь части, из которых состоишь; если вверх – места, где можешь быть; если назад – узнаешь прошлое, вперед – будущее. Сначала поедем вверх. Где чаще всего мы можем встретить автомобиль? (на улице, на дороге) (вывешивает картинку с изображением улицы города) - Какие правила должен знать пешеход? (Ответы детей) - А теперь пора двигаться вниз по волшебному лифту. Из каких частей состоит автомобиль? (Ответы детей) Игра «Назови часть целого» Путешествие в прошлое - Наш волшебный лифт поехал влево, это значит, что пора отправиться в прошлое автомобиля. -Как в прошлом передвигался человек? (Пешком, верхом на лошади) -Ребята, закройте глаза, сейчас мы перенесемся из настоящего в прошлое, когда человек ещё не придумал автомобиль. (Звук машины времени) Рассказ воспитателя о предпосылках создания автомобиля и об изобретении первых автомобилей. Слайд 1, 2, 3. Мы оказались с вами в глубокой древности. Скажите, вы знаете, как жил первобытный человек? (Ответы детей) Давным-давно в древности первобытный человек жил в пещере, носил шкуру животных вместо одежды, жарил еду на костре и охотился на диких зверей, транспортом ему служили собственные ноги. Человеку приходилось догонять животных во время охоты, а иногда и убегать от хищников. Трудно было ему соревноваться с животными в беге. Слайд 4. Шли годы. Древний человек думал, как же ему облегчить себе жизнь? И однажды он приручил дикую лошадь, и она стала для человека другом и помощником. С помощью лошади человек охотился, пахал землю, перевозил грузы, она стала для него первым транспортом. Слайд 5. Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и как вы думаете, что он придумал? КОЛЕСО - великое изобретение, которое изменило жизнь людей. Слайд 6. Люди стали делать повозки на колёсах. В них стали запрягать лошадей, быков. Появился первый транспорт на колёсах. Прошло много лет, но весь современный наземный транспорт передвигается с помощью колес. Сможет ли машина двигаться без колёс? Физкультминутка с обручем. Обруч имеет такую же форму как колесо, может катиться. Предлагаю вам посоревноваться. Вы должны пробежать до кубика и вернуться, катая обруч. - Молодцы ребята, продолжим наше путешествие. Слайд 7, 8. Долгие годы лошадь оставалась самым распространённым видом транспорта. Лошадей запрягали в телеги, в сани. Знатные люди ездили в каретах. В кареты запрягали не одну, а несколько лошадей. Слайд 9. Очень любили на Руси кататься на тройке лошадей, запряжённой в сани или повозку. Под дугой подвешивали колокольчик и слышно далеко, да и ехать веселей. Слайд10. Шли годы, людям хотелось, чтобы перемещаться можно было удобнее, быстрее, на дальние расстояния. Человек хотел облегчить жизнь и себе, и бедной лошади, которая тянула повозку с тяжёлым грузом и в жару, и в мороз. Он думал: как сделать, чтобы тележка поехала сама? И вот наступило время создания автомобиля. Слайд11. Первые автомобили были похожи на кареты или повозки, поэтому их так и прозвали – «безлошадные повозки». Что же приводит в движение автомобиль? (двигатель, мотор) Первый автомобиль с паровым двигателем. Котёл с водой поставили на повозку, пар приводил в движение автомобиль. Слайд 12. Первый автомобиль с бензиновым двигателем Слайд 13, 14. Генри Форд - первый человек, создавший доступный для всех жителей планеты автомобиль( 1908 г) . Слайд 15, 16. -Машин на дорогах становилось всё больше и больше, не стало на улицах лошадей с повозками. Началось время автомобилей. Игра «Найти сходства и отличия» Воспитатель показывает две картинки с лошадью, запряжённой в тележку и автомобиль. Что общего? В чем отличие? - Ребята понравилось вам путешествие в прошлое? Пора возвращаться в наше время. Закройте глаза, мы возвращаемся. Звук машины времени. Слайд17, 18. -Ребята, мы с вами вернулись в наше время. - В настоящее время по дорогам ездят разнообразные модели автомобилей, с каждым годом появляются новые и новые: спокойные и надежные машины, удобные и скоростные, с хорошей проходимостью и безопасные. В современных машинах есть навигаторы, (спросить детей, что ещё есть в современных машинах) подушки безопасности, кондиционеры и многое другое. Человек чувствует себя уютно в своём автомобиле, он может ездить на далёкие расстояния, без особого труда, давит на педаль, немного поворачивает руль, и автомобиль едет сам. Автомобиль это великое изобретение человека, но всё ли так хорошо? Игра «Хорошо-плохо» Ребята, а сейчас поиграем в игру «Хорошо-плохо». В любом предмете есть хорошее и плохое. Автомобиль – это хорошо, почему? (Хорошо: автомобиль используют для передвижения людей, перевозки груза, он быстро может довезти в нужное место, в нём тепло, уютно.) Автомобиль – это плохо. Почему? (Плохо: автомобиль загрязняет воздух выхлопными газами при сгорании топлива, попадает в аварии, надо заправлять бензином, а он дорогой, пробки бывают.) Человек постоянно хочет сделать автомобиль всё лучше и лучше. Путешествие в будущее -Наш лифт поехал вправо, нам пора поговорить о будущем автомобиля. Ребята, каким вы представляете автомобиль будущего? Давайте пофантазируем. (Ответы детей. Воспитатель размещает фото автомобиля будущего.) Слайды 19-26. Уже сегодня учёные, изобретатели, дизайнеры работают над машинами будущего. Они разрабатывают автомобили, работающие на солнечных батареях, от электричества и не загрязняют воздух; автомобили амфибии, которые могут ездить по дорогам и плавать по воде, во время плавания колёса убираются и автомобиль превращается в катер; летающие автомобили уже стали не из мира фантастики, их тоже разрабатывают и представляют на выставках, они проходят первые испытания. Пройдёт немного времени, и мир автомобилей изменится. Без автомобиля мы не можем себе представить жизнь, ведь теперь он - друг и помощник человека. Игра «Пазлы» Составить из частей автомобиль будущего. | Вводит элемент новизны; использует наглядно информационные средства; вовлекает в слушание; стимулирует интерес детей; рассказывает | Слушают; узнают разновидности автомобилей и выстраивают последовательность | Обогащение знаниевого опыта; Проявление интереса к истории создания автомобиля
|
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» | Игра «Река времени» -Вы очень много узнали об истории создания автомобиля, предлагаю вам заключительную игру «Река времени». -Возьмите по одной картинке и расположите на макете «Реки времени» что было сначала, что потом. (Дети выполняют задание.) Вот так человек на протяжении всего времени пришёл к созданию автомобиля, и сейчас продолжает делать его всё лучше. | Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность; постановка проблемы; способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность ; наблюдает за детьми во время выполнения задания. | Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; наблюдают за преобразованием предмета; выражают собственное суждение; осваивают последовательность размещения средств связи на «реке времени»; практикуются в осуществлении выбора | Умение подбирать автомобили и транспорт на карточках, соответствующие «реке времени»; Умение делать логические выводы; Умение следовать правилам |
V.Размещение макета на стене группового помещения | - Ребята понравилось вам путешествие? - Что нового интересного вы узнали? - Как появился автомобиль? - Что же люди изобрели, чтобы исполнить свою сказочную мечту о чудо-машинах? (сначала колесо, потом двигатель, его поставили на повозку, и появился автомобиль). -Ребята, я предлагаю дома подумать и нарисовать свой автомобиль будущего и рассказать нам о нём в следующий раз. | Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение «реку времени». | Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. | Умение оценивать результат своей деятельности; Умение выражать чувства; Умение делать выводы; Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность. |
VI. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности | - У меня еще есть картинки, с которыми вы можете поиграть в группе со своими ребятами. | Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы | Выражают эмоции посредством речи, мимики, жестов. | Выполнение задания в соответствии приобретенного опыта |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развития в подготовительной к школе группе "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"
Данная образовательная деятельность познавательного цикла носит ознакомительный характер по лексической теме "Человек". Оно построено в форме игры-путешествия, что соответствует ведущнму виду деятельн...
Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе Тема «Путешествие по реке времени: история перчаток»
Современное педагогическое сообщество сейчас активно использует инновационные педагогические технологии.Я тоже не стою на месте,внедряю апробирую новые технологии.В данной непосредственной деятельност...
Технологическая карта (конструкт) НОД по технологии «Путешествие по «реке времени»: «История создания автомобиля» в соответствии ФГОС ДО
Технологическая карта (конструкт) НОД по технологии « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «Реке времени»...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе. Речевое развитие. Тема «Путешествие по реке времени. История жилища и бытоустройства»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе....
Конспект Организованной Образовательной Деятельности в старшей группе № 4 «Путешествие по реке времени, история быта»
Путешествие по «реке времени». История быта .Цель: освоение временных отношений от настоящего к прошлому, на примере материаль...
Познавательно-исследовательское занятие на тему: «Путешествие по реке времени. История создания книги».
Познавательно-исследовательское занятие на тему: «Путешествие по реке времени. История создания книги».Цель: Расширить и систематизировать знания детей о книгах, об истории создания книги....
Мастер-класс Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке времени”»
Мастер-классТема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке вр...