Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие по реке времени» «История создания книги»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Конспект познавательно-исследовательской деятельности
«Путешествие по реке времени»
«История создания книги»
Цель: расширение и систематизация знаний детей о книгах, об истории создания книги; развитие познавательной активности, самостоятельности, умений рассуждать, делать умозаключения.
Задачи:
Образовательные:
-знакомить детей с историей создания книг;
-формировать понятие временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему);
Развивающие:
-развивать процессы мышления (анализ, сравнение, классификация);
-развивать активную речь детей;
-формировать умение вести диалог с воспитателем;
-развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления, радости, занимательности, эмоциональных переживаний
Воспитательные:
-воспитывать потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, уважать мнение друг друга;
-воспитывать желание самоутверждаться в процессе совместной деятельности
Материал и оборудование: макет «Река времени»; письмо в виде свитка с египетскими символами; картинки (или макеты) по занятию: пещера каменного века, Древняя Месопотамия (пирамида Зиккурат), Древний Египет (пирамида Хеопса), Древняя Русь (бревенчатая изба), современный мир (многоэтажный дом), картинка - пазл «Лодка», карточки - египетские символы с переводом на русские буквы; иллюстрации: ученики в египетских школах, египетский жрец со свитком, сказитель;
наглядный материал: камень, глиняные таблички, папирус, береста, книга. Аудиозапись со звуком плывущей лодки.
Дополнительный материал для свободной деятельности: плоские камни (или плитка), уголь, глиняные таблички, палочки, «папирус» (бумага желтого цвета), гуашь, береста (бумага с горизонтальными черными полосами), писало (ручка-перо).
Ход занятия.
Воспитатель и дети приветствуют друг друга.
- Ребята, сегодня утром, я как обычно заглянула в почтовый ящик, там оказался вот этот свиток! Но так как я к вам очень-очень спешила, то не успела его прочитать. Давайте вместе его откроем! (Разворачиваем)
- Ой, смотрите, а тут ничего непонятно! Как же нам узнать, что там написано, и самое главное – кто это написал?? (дети предлагают варианты)
- Я вам предлагаю отправиться в прошлое, по реке времени и узнать побольше об этом загадочном письме! Вы согласны?
- На чем мы можем отправиться по реке? (Отвечают). А теперь попробуем собрать картинку и узнаем, на чем мы отправимся в путешествие. (Два ребенка собирают картинку на мольберте). Что же у нас получилось? (Лодка)
- Ну что, вы готовы отправиться в путешествие? Садимся в лодку, берем весла в обе руки и начинаем грести! (Включается звук плывущей лодки)
1 остановка – Каменная книга. Мы начинаем наше путешествие с глубокой Древности. Давайте остановимся и осмотримся здесь. Смотрите, какая большая пещера! Заглянем внутрь? Посмотрите, как красиво расписаны стены. Что вы тут видите? (Охота).
- Люди всегда передавали жизненный опыт, победы, открытия своим детям, а те дети – своим детям. И так из поколения в поколения. А почему именно в пещерах они рисовали? (Потому что они там жили).
- Посмотрите, какие яркие рисунки, ведь прошло несколько тысячелетий. Чем же они рисовали? (Предполагают). Рисунки они наносили с помощью камней, золы от костра, а также использовали растения, которые содержат в себе краску.
- Вот так первобытные люди создали первую каменную книгу, где рассказали о своей жизни.
- Поплыли дальше? (Включается звук плывущей лодки)
2 остановка – Глиняная книга. Следующая остановка – удивительная страна Месопотамия. Прошло много – много сотен лет, люди вышли из пещер и стали возводить вот такие загадочные постройки. Посмотрите, на нашем берегу много маленьких кирпичиков, они застывшие и очень интересно расписаны.
- Люди здесь имели очень много глины, поэтому использовали ее везде: были у них глиняные дома, глиняная посуда. А как вы думаете, из чего они делали книги? (Из глины). Они разводили глину, придавали ей нужный размер и форму, пока глина не застыла – писали на этом кирпичике с помощью палочки, а потом сушили. И я вам открою секрет, что такие вот глиняные книги сохранились до нашего времени. Наш свиток, к сожалению, не похож на книги этого времени.
- Поплыли дальше искать? (Включается звук плывущей лодки)
3 остановка – Папирус. Ребята, долго плыть не пришлось, это практически одно и то же время. Посмотрите, где мы оказались! Это же Древний Египет – страна Пирамид! Они чем-то похожи на пирамиды в Месопотамии.
Смотрите, там как много детей, наверное, это египетская школа! Давайте зайдем туда!
- Как вы думаете, чем здесь занимаются дети? (Учатся)
- Посмотрите у каждого в руках известняковые таблички. Если ребенок учился отлично, то ему давали кусочки папируса – первая тонкая растительная бумага из тростника. Очень дорогая по тому времени, поэтому разрешали на ней писать только избранным. Писали палочками, которые макали в краску, добытую из растений.
- Давайте заглянем в соседнее помещение. Ребята перед вами – жрец! Жрецами становились единицы! После окончания школы они изучали разные науки: строительство, изобретательство, военное дело. И только им было дозволено писать на свитках папируса.
- Посмотрите какой длинный свиток у него в руках! Он чем-то напоминает наш! Так неужели наш свиток из самого Древнего Египта! Давайте попросим жреца дать подсказку, чтобы прочитать письмо! Ведь мы не знаем египетских букв. (Дает подсказку). Ура, осталось вернуться домой и разгадать!
- Ребята, жрец нам предлагает немного размяться, после долгого путешествия. Вы согласны?
Физкультминутка.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - обратно в лодку сесть!
- Берите весла и скорей поплыли. (Включается звук плывущей лодки)
4 остановка – Берестяная книга. Прошло не одно тысячелетие, мы оказались близки к нашему времени. Это эпоха старины. Ребята, я вижу знакомые избушки и деревья! А под деревьями сидит мудрец – сказитель, у него в руках гусли и он рассказывает былины! Посмотрите, какая на нем одежда! Такую одежду носили раньше на Руси. Давайте спросим у него, как же раньше наши предки записывали былины, писали книги, указы.
- Смотрите, что он нам показывает. Бумага очень напоминает кору какого-то дерева. Вам знакомо это дерево? (Береза). Раньше на Руси писали на бересте – коре березы, острым металлическим стержнем, который назывался «писало». На мягкой березовой коре буквы выдавливались или процарапывались. Лишь в редких случаях на бересте писали пером и чернилами.
- Теперь нам осталось вернуться домой, к привычным для нас книгам. Поплыли? (Включается звук плывущей лодки)
5 остановка – Современные книги. Вот и наш современный мир. Как же выглядят наши книги? Каждая книга имеет обложку, которая нам подсказывает, о чем мы прочтем в книге. А где же пишутся сами сказки? (На страничках).
А теперь самое главное! Из-за чего же случилось наше путешествие? Нужно расшифровать наше письмо. Вы готовы?
Игра «Расшифруй письмо». В письме текст написан на египетском языке – картинками - символами. Нужно подобрать к каждому символу в письме, такой же символ – карточку, но уже напечатанная с буквой. Когда все символы будут собраны, появится текст на русском языке, который воспитатель вместе читающими детьми зачитает остальным.
Фраза в свитке: «Книга - мост в мир знаний»
- Воспитатель благодарит детей. Предлагает продолжить занятие в свободной деятельности – на выбор детям предлагается попробовать написать книгу любой эпохи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности
«Путешествие по реке времени»
«История создания книги»
Цель: расширение и систематизация знаний детей о книгах, об истории создания книги; развитие познавательной активности, самостоятельности, умений рассуждать, делать умозаключения.
Задачи:
Образовательные:
-знакомить детей с историей создания книг;
-формировать понятие временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему);
Развивающие:
-развивать процессы мышления (анализ, сравнение, классификация);
-развивать активную речь детей;
-формировать умение вести диалог с воспитателем;
-развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления, радости, занимательности, эмоциональных переживаний
Воспитательные:
-воспитывать потребность в сотрудничестве в процессе группового взаимодействия, уважать мнение друг друга;
-воспитывать желание самоутверждаться в процессе совместной деятельности
Материал и оборудование: макет «Река времени»; письмо в виде свитка с египетскими символами; картинки (или макеты) по занятию: пещера каменного века, Древняя Месопотамия (пирамида Зиккурат), Древний Египет (пирамида Хеопса), Древняя Русь (бревенчатая изба), современный мир (многоэтажный дом), картинка - пазл «Лодка», карточки - египетские символы с переводом на русские буквы; иллюстрации: ученики в египетских школах, египетский жрец со свитком, сказитель;
наглядный материал: камень, глиняные таблички, папирус, береста, книга. Аудиозапись со звуком плывущей лодки.
Дополнительный материал для свободной деятельности: плоские камни (или плитка), уголь, глиняные таблички, палочки, «папирус» (бумага желтого цвета), гуашь, береста (бумага с горизонтальными черными полосами), писало (ручка-перо).
Ход занятия.
Воспитатель и дети приветствуют друг друга.
- Ребята, сегодня утром, я как обычно заглянула в почтовый ящик, там оказался вот этот свиток! Но так как я к вам очень-очень спешила, то не успела его прочитать. Давайте вместе его откроем! (Разворачиваем)
- Ой, смотрите, а тут ничего непонятно! Как же нам узнать, что там написано, и самое главное – кто это написал?? (дети предлагают варианты)
- Я вам предлагаю отправиться в прошлое, по реке времени и узнать побольше об этом загадочном письме! Вы согласны?
- На чем мы можем отправиться по реке? (Отвечают). А теперь попробуем собрать картинку и узнаем, на чем мы отправимся в путешествие. (Два ребенка собирают картинку на мольберте). Что же у нас получилось? (Лодка)
- Ну что, вы готовы отправиться в путешествие? Садимся в лодку, берем весла в обе руки и начинаем грести! (Включается звук плывущей лодки)
1 остановка – Каменная книга. Мы начинаем наше путешествие с глубокой Древности. Давайте остановимся и осмотримся здесь. Смотрите, какая большая пещера! Заглянем внутрь? Посмотрите, как красиво расписаны стены. Что вы тут видите? (Охота).
- Люди всегда передавали жизненный опыт, победы, открытия своим детям, а те дети – своим детям. И так из поколения в поколения. А почему именно в пещерах они рисовали? (Потому что они там жили).
- Посмотрите, какие яркие рисунки, ведь прошло несколько тысячелетий. Чем же они рисовали? (Предполагают). Рисунки они наносили с помощью камней, золы от костра, а также использовали растения, которые содержат в себе краску.
- Вот так первобытные люди создали первую каменную книгу, где рассказали о своей жизни.
- Поплыли дальше? (Включается звук плывущей лодки)
2 остановка – Глиняная книга. Следующая остановка – удивительная страна Месопотамия. Прошло много – много сотен лет, люди вышли из пещер и стали возводить вот такие загадочные постройки. Посмотрите, на нашем берегу много маленьких кирпичиков, они застывшие и очень интересно расписаны.
- Люди здесь имели очень много глины, поэтому использовали ее везде: были у них глиняные дома, глиняная посуда. А как вы думаете, из чего они делали книги? (Из глины). Они разводили глину, придавали ей нужный размер и форму, пока глина не застыла – писали на этом кирпичике с помощью палочки, а потом сушили. И я вам открою секрет, что такие вот глиняные книги сохранились до нашего времени. Наш свиток, к сожалению, не похож на книги этого времени.
- Поплыли дальше искать? (Включается звук плывущей лодки)
3 остановка – Папирус. Ребята, долго плыть не пришлось, это практически одно и то же время. Посмотрите, где мы оказались! Это же Древний Египет – страна Пирамид! Они чем-то похожи на пирамиды в Месопотамии.
Смотрите, там как много детей, наверное, это египетская школа! Давайте зайдем туда!
- Как вы думаете, чем здесь занимаются дети? (Учатся)
- Посмотрите у каждого в руках известняковые таблички. Если ребенок учился отлично, то ему давали кусочки папируса – первая тонкая растительная бумага из тростника. Очень дорогая по тому времени, поэтому разрешали на ней писать только избранным. Писали палочками, которые макали в краску, добытую из растений.
- Давайте заглянем в соседнее помещение. Ребята перед вами – жрец! Жрецами становились единицы! После окончания школы они изучали разные науки: строительство, изобретательство, военное дело. И только им было дозволено писать на свитках папируса.
- Посмотрите какой длинный свиток у него в руках! Он чем-то напоминает наш! Так неужели наш свиток из самого Древнего Египта! Давайте попросим жреца дать подсказку, чтобы прочитать письмо! Ведь мы не знаем египетских букв. (Дает подсказку). Ура, осталось вернуться домой и разгадать!
- Ребята, жрец нам предлагает немного размяться, после долгого путешествия. Вы согласны?
Физкультминутка.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - обратно в лодку сесть!
- Берите весла и скорей поплыли. (Включается звук плывущей лодки)
4 остановка – Берестяная книга. Прошло не одно тысячелетие, мы оказались близки к нашему времени. Это эпоха старины. Ребята, я вижу знакомые избушки и деревья! А под деревьями сидит мудрец – сказитель, у него в руках гусли и он рассказывает былины! Посмотрите, какая на нем одежда! Такую одежду носили раньше на Руси. Давайте спросим у него, как же раньше наши предки записывали былины, писали книги, указы.
- Смотрите, что он нам показывает. Бумага очень напоминает кору какого-то дерева. Вам знакомо это дерево? (Береза). Раньше на Руси писали на бересте – коре березы, острым металлическим стержнем, который назывался «писало». На мягкой березовой коре буквы выдавливались или процарапывались. Лишь в редких случаях на бересте писали пером и чернилами.
- Теперь нам осталось вернуться домой, к привычным для нас книгам. Поплыли? (Включается звук плывущей лодки)
5 остановка – Современные книги. Вот и наш современный мир. Как же выглядят наши книги? Каждая книга имеет обложку, которая нам подсказывает, о чем мы прочтем в книге. А где же пишутся сами сказки? (На страничках).
А теперь самое главное! Из-за чего же случилось наше путешествие? Нужно расшифровать наше письмо. Вы готовы?
Игра «Расшифруй письмо». В письме текст написан на египетском языке – картинками - символами. Нужно подобрать к каждому символу в письме, такой же символ – карточку, но уже напечатанная с буквой. Когда все символы будут собраны, появится текст на русском языке, который воспитатель вместе читающими детьми зачитает остальным.
Фраза в свитке: «Книга - мост в мир знаний»
- Воспитатель благодарит детей. Предлагает продолжить занятие в свободной деятельности – на выбор детям предлагается попробовать написать книгу любой эпохи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта (конструкт) НОД по технологии «Путешествие по «реке времени»: «История создания автомобиля» в соответствии ФГОС ДО
Технологическая карта (конструкт) НОД по технологии « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «Реке времени»...

Познавательно-исследовательское занятие на тему: «Путешествие по реке времени. История создания книги».
Познавательно-исследовательское занятие на тему: «Путешествие по реке времени. История создания книги».Цель: Расширить и систематизировать знания детей о книгах, об истории создания книги....
Технологическая карта занатия «Путешествие по «реке времени»: «История создания автомобиля»
Технологическая карта занятия "Путешествие по "реке времени":"История создания автомобиля"...
Конспект игры-занятия в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности, путешествие по реке времени «Посуда».
Возраст: 5-6 лет (старшая группа)Культурная практика: познавательно-исследовательская деятельность.Тип исследования: путешествие по реке времени.Автор: Кагерманова М.Э.Комментарии: данное занятие пров...

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по реке времени" Образовательная область «Познавательное развитие»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7»152150 Ярославская область, г. Ростов, Микрорайон...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие по «Реке времени» «История ёлочной игрушки». (средняя группа)
Узнать историю возникновения и видоизменения новогодней игрушки при помощи технологии "река времени" - интересно и увлекательно....

Конспект НОД с использованием одного из вида познавательно-исследовательской деятельности "путешествие по реке времени"
Конспект занятия с использованием одного из вида познавательно-исследовательской деятельности "путешествие по реке времени" для детей старшего дошкольного времени в игровой форме познакомит ...