Познавательно-исследовательское занятие на тему: «Путешествие по реке времени. История создания книги».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Познавательно-исследовательское занятие на тему: «Путешествие по реке времени. История создания книги».
Цель: Расширить и систематизировать знания детей о книгах, об истории создания книги. Учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.
Продолжать воспитывать бережное отношение к книгам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_reke_vremeni._istoriya_sozdaniya_knigi.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №1828 «САБУРОВО»
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Познавательно-исследовательское занятие на тему:
«Путешествие по реке времени.
История создания книги».
Брагина Людмила Николаевна,
воспитатель
2016 г.
Познавательно-исследовательское занятие на тему: «Путешествие по реке времени. История создания книги».
Цель: Расширить и систематизировать знания детей о книгах, об истории создания книги. Учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.
Продолжать воспитывать бережное отношение к книгам.
Материал к занятию: макет «Река времени»; письмо в виде свитка с египетскими символами; картинки (или макеты) по занятию: пещера каменного века, Древняя Месопотамия (пирамида Зиккурат), Древний Египет (пирамида Хеопса), Древняя Русь (бревенчатая изба), современный мир (многоэтажный дом), картинка - пазл «Лодка», карточки - египетские символы с переводом на русские буквы; иллюстрации: ученики в египетских школах, египетский жрец со свитком, сказитель; наглядный материал: камень, глиняные таблички, папирус, береста, книга. Аудиозапись со звуком плывущей лодки.
Дополнительный материал для свободной деятельности: плоские камни (или плитка), уголь, глиняные таблички, палочки, «папирус» (бумага желтого цвета), гуашь, береста (бумага с горизонтальными черными полосами), писало (ручка-перо).
Ход занятия.
Воспитатель и дети приветствуют друг друга и гостей.
- Ребята, сегодня утром, я как обычно заглянула в почтовый ящик, там оказался вот этот свиток! Но так как я к вам очень-очень спешила, то не успела его прочитать. Давайте вместе его откроем! (Разворачиваем)
- Ой, смотрите, а тут ничего непонятно! Как же нам узнать, что там написано, и самое главное – кто это написал?? (дети предлагают варианты)
- Я вам предлагаю отправиться в прошлое, по реке времени и узнать побольше об этом загадочном письме! Вы согласны?
- На чем мы можем отправиться по реке? (Отвечают). А теперь попробуем собрать картинку и узнаем, на чем мы отправимся в путешествие. (Два ребенка собирают картинку на мольберте). Что же у нас получилось? (Лодка)
- Ну что, вы готовы отправиться в путешествие? Садимся в лодку, берем весла в обе руки и начинаем грести! (Включается звук плывущей лодки)
1 остановка – Каменная книга. Мы начинаем наше путешествие с глубокой Древности. Давайте остановимся и осмотримся здесь. Смотрите, какая большая пещера! Заглянем внутрь? Посмотрите, как красиво расписаны стены. Что вы тут видите? (Охота).
- Люди всегда передавали жизненный опыт, победы, открытия своим детям, а те дети – своим детям. И так из поколения в поколения. А почему именно в пещерах они рисовали? (Потому что они там жили).
- Посмотрите, какие яркие рисунки, ведь прошло несколько тысячелетий. Чем же они рисовали? (Предполагают). Рисунки они наносили с помощью камней, золы от костра, а также использовали растения, которые содержат в себе краску.
- Вот так первобытные люди создали первую каменную книгу, где рассказали о своей жизни.
- Поплыли дальше? (Включается звук плывущей лодки)
2 остановка – Глиняная книга. Следующая остановка – удивительная страна Месопотамия. Прошло много – много сотен лет, люди вышли из пещер и стали возводить вот такие загадочные постройки. Посмотрите, на нашем берегу много маленьких кирпичиков, они застывшие и очень интересно расписаны.
- Люди здесь имели очень много глины, поэтому использовали ее везде: были у них глиняные дома, глиняная посуда. А как вы думаете, из чего они делали книги? (Из глины). Они разводили глину, придавали ей нужный размер и форму, пока глина не застыла – писали на этом кирпичике с помощью палочки, а потом сушили. И я вам открою секрет, что такие вот глиняные книги сохранились до нашего времени. Наш свиток, к сожалению, не похож на книги этого времени.
- Поплыли дальше искать? (Включается звук плывущей лодки)
3 остановка – Папирус. Ребята, долго плыть не пришлось, это практически одно и то же время. Посмотрите, где мы оказались! Это же Древний Египет – страна Пирамид! Они чем-то похожи на пирамиды в Месопотамии.
Смотрите, там как много детей, наверное, это египетская школа! Давайте зайдем туда!
- Как вы думаете, чем здесь занимаются дети? (Учатся)
- Посмотрите у каждого в руках известняковые таблички. Если ребенок учился отлично, то ему давали кусочки папируса – первая тонкая растительная бумага из тростника. Очень дорогая по тому времени, поэтому разрешали на ней писать только избранным. Писали палочками, которые макали в краску, добытую из растений.
- Давайте заглянем в соседнее помещение. Ребята перед вами – жрец! Жрецами становились единицы! После окончания школы, они изучали разные науки: строительство, изобретательство, военное дело. И только им было дозволено писать на свитках папируса.
- Посмотрите какой длинный свиток у него в руках! Он чем-то напоминает наш! Так неужели наш свиток из самого Древнего Египта! Давайте попросим жреца дать подсказку, чтобы прочитать письмо! Ведь мы не знаем египетских букв. (Дает подсказку). Ура, осталось вернуться домой и разгадать!
- Ребята, жрец нам предлагает немного размяться, после долгого путешествия. Вы согласны?
Физкультминутка.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - обратно в лодку сесть!
- Берите весла и скорей поплыли. (Включается звук плывущей лодки)
4 остановка – Берестяная книга. Прошло не одно тысячелетие, мы оказались близки к нашему времени. Это эпоха старины. Ребята, я вижу знакомые избушки и деревья! А под деревьями сидит мудрец – сказитель, у него в руках гусли и он рассказывает былины! Посмотрите, какая на нем одежда! Такую одежду носили раньше на Руси. Давайте спросим у него, как же раньше наши предки записывали былины, писали книги, указы.
- Смотрите, что он нам показывает. Бумага очень напоминает кору какого-то дерева. Вам знакомо это дерево? (Береза). Раньше на Руси писали на бересте – коре березы, острым металлическим стержнем, который назывался «писало». На мягкой березовой коре буквы выдавливались или процарапывались. Лишь в редких случаях на бересте писали пером и чернилами.
- Теперь нам осталось вернуться домой, к привычным для нас книгам. Поплыли? (Включается звук плывущей лодки)
5 остановка – Современные книги. Вот и наш современный мир. Как же выглядят наши книги? Каждая книжка имеет обложку, которая нам подсказывает, о чем мы прочтем в книге. А где же пишутся сами сказки? (На страничках).
А теперь самое главное! Из-за чего же случилось наше путешествие? Нужно расшифровать наше письмо. Вы готовы?
Игра «Расшифруй письмо». В письме текст написан на египетском языке – картинками - символами. Нужно подобрать к каждому символу в письме, такой же символ – карточку, но уже напечатанная с буквой. Когда все символы будут собраны, появится текст на русском языке, который воспитатель вместе читающими детьми зачитает остальным.
Фраза в свитке: «Книга - мост в мир знаний»
- Воспитатель благодарит детей. Предлагает продолжить занятие в свободной деятельности – на выбор детям предлагается попробовать написать книгу любой эпохи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развития в подготовительной к школе группе "Путешествие по реке времени: история происхождения первого человека"
Данная образовательная деятельность познавательного цикла носит ознакомительный характер по лексической теме "Человек". Оно построено в форме игры-путешествия, что соответствует ведущнму виду деятельн...
Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группе Тема «Путешествие по реке времени: история перчаток»
Современное педагогическое сообщество сейчас активно использует инновационные педагогические технологии.Я тоже не стою на месте,внедряю апробирую новые технологии.В данной непосредственной деятельност...
Технологическая карта (конструкт) НОД по технологии «Путешествие по «реке времени»: «История создания автомобиля» в соответствии ФГОС ДО
Технологическая карта (конструкт) НОД по технологии « ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «Реке времени»...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе. Речевое развитие. Тема «Путешествие по реке времени. История жилища и бытоустройства»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной к школе группе....
Статья на тему "Путешествие по «Реке времени» (познавательно-исследовательская деятельность детей)
...Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она позволяет дать детям представлени...
Технологическая карта занатия «Путешествие по «реке времени»: «История создания автомобиля»
Технологическая карта занятия "Путешествие по "реке времени":"История создания автомобиля"...
Методическая разработка на тему "Путешествие по реке времени. История появления лампочки"
знакомство с историей возникновения лампочки.....