Проект «Скоро в школу!»
проект (подготовительная группа)

Леонтьева Татьяна Владимировна
Проект "Скоро в школу!"

Организация и проведение проекта «Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе» для повышения педагогической, психологической и коммуникативной компетентности участников проекта, что позволит создать условия для успешного обучения детей в школе.

Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – пространственной развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с педагогами и учащимися начальных классов СОШ, использовании педагогических технологий при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

 

Детский сад и школа – учреждения, где ребенок развивается и

при их взаимодействии можно решить ряд проблем, с

которыми сталкиваются родители, педагоги, воспитатели

и сами дети. При взаимодействии этих двух

учреждений может сложиться прекрасный союз, и

ребенок будет чувствовать себя комфортно (при

индивидуальной работе), когда педагог знает подход к

каждому, зная их индивидуальные особенности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Проект "Скоро в школу!"2.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Аленушка» г.Тейково Подготовительная группа Выполнили: Щекоткина Елена Владимировна Леонтьева Татьяна Владимировна 2017 - 2018

Слайд 2

Авторы проекта: воспитатели Щекоткина Елена Владимировна Леонтьева Татьяна Владимировна

Слайд 3

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. А. Сухомлинский Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – пространственной развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с педагогами и учащимися начальных классов СОШ, использовании педагогических технологий при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Педагоги МДОУ № 1 «Алёнушка» и МСОШ № 4 активно взаимодействуют друг с другом. Между МДОУ № 1 «Алёнушка» и МСОШ № 4 существует тесная взаимосвязь. Сегодня мы работаем вместе со школой над теми направлениями модернизации, которые актуальны для всей системы образования, начиная с детского сада.

Слайд 4

Сроки реализации: долгосрочный (начало – апрель 2017 года; окончание апрель 2018 года) Вид проекта : познавательно – творческий Возраст детей : старший дошкольный возраст от 5 до 7 лет Участники проекта: педагоги ДОУ, дети группы № 5 «Почемучки», родители, педагоги и учащиеся НСОШ № 4. Идея проекта: Организация и проведение проекта «Взаимодействие детского сада и семьи по подготовке детей к школе» для повышения педагогической, психологической и коммуникативной компетентности участников проекта, что позволит создать условия для успешного обучения детей в школе. Тема проекта: «Скоро в школу!» Проблема: несформированность мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности.

Слайд 5

Цель: -формирование у детей старшего дошкольного возраста мотивационной готовности к обучению в школе, через использование педагогических технологий; - создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу. Задачи: 1. Способствовать формированию внутренней позиции будущего ученика (закрепление положительных представлений о школе, желание учиться в школе, чтобы знать много нового и уметь учиться). 2. Формировать учебно - познавательные мотивы. 3. Развивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, восприятие, воображение) и формировать их произвольность. 4. Продолжать формировать коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения. 5. Продолжать повышать уверенность в себе, развивать самостоятельность и адекватную самооценку. 6. Способствовать снижению чувства тревожности. 7. Повышать родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки детей.

Слайд 6

Методы решения задач: 1.Исследовательские методы: изучение и анализ методической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, диагностирование. 2. Практические методы: ритуал приветствия, прощания, релаксационные упражнения, упражнения–разминки, обыгрывание различных ситуаций решение проблемных ситуаций, коллективные работы, моделирование. 3. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий. 4. Игровые методы: дидактические и психологические игры, игровые действия, воображаемая ситуация. 5. Словесные методы: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц . Содержание проекта строится на принципах: • Принцип позитивности - создание поддерживающее, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества. • Принцип целостности развития – усиливает значение всех прошлых этапов жизни в позитивном ключе, организует целостность самосознания и личности ребенка, помогает строить позитивное будущее. • Принцип индивидуального подхода – максимальный учет психологического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка. • Принцип развития и саморазвития личности – активизация творческих возможностей, способности к самопознанию самоусовершенствованию и саморегуляции.

Слайд 7

Ожидаемые результаты проекта: Апробировав проект, мы ждём определённых результатов: формирование «внутренней позиции будущего ученика», эмоционально – положительное отношение к школе, новый уровень самосознания; расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике; освоение новых форм взаимодействия педагогов и родителей; повышение педагогической компетентности всех участников проекта; обмен положительным опытом подготовки ребенка к школе. Как следствие этого - более высокие показатели адаптированности детей в первом классе, успешность детей в школе, высокая активность родителей в решении задач обучения и воспитания детей.

Слайд 8

Педагоги: • получат необходимую и дополнительную информацию о детях и их родителях; • реализуют возможность обобщения и распространения передового педагогического опыта средствами сетевых технологий; • получат возможность оперативного получения «обратной» связи. Родители: • уточнят и пополнят знания: о современной школе, о возрастных психофизиологических особенностях детей, о способах подготовки детей к обучению, повысят свою компетентность в отношении знаний особенностей развития своего ребенка; • смогут своевременно проконсультировать по насущной проблеме со специалистами. Дети: • получат дополнительные знания о школе, освоят новые виды совместной деятельности с родителями.

Слайд 9

План реализации проекта проходит в три этапа: Подготовительный этап - «Круг проблем». В ходе подготовительного этапа происходит разработка структуры проекта и подбираются материалы: - изучение научной и методической литературы по теме проекта; - диагностика; - анкетирование родителей; - планирование образовательной деятельности в рамках проекта; - комплексный план взаимодействия педагогов ДОУ и родителей; -разработка методических материалов для обеспечения педагогического процесса. - подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.).

Слайд 10

На этом этапе родители задают вопросы, которые наиболее остро стоят перед ними. Определение круга проблем по подготовке детей к школе.

Слайд 11

Основной этап - «Копилка идей» (реализация проекта). Взаимодействие ДОУ и НСОШ (совместное мероприятие), а так же детей и родителей. Ответы на поставленные вопросы. Обсуждение путей решения «круга проблем», представление инновационного положительного опыта, эффективных методических приемов подготовительной работы: «А я это делаю так!». Формирование тематической копилки в помощь родителям и педагогам.

Слайд 12

Заключительный этап. На завершающем этапе планируется: - оформление аналитического отчета в формате мультимедийной презентации; - семинар – практикум для педагогов в рамках проведения ГМО «Подготовка детей к школьному обучению, через использование педагогических технологий»; - создание портрета и модели выпускника ДОУ как конечного результата воспитательно-образовательного процесса; - фотосессия.

Слайд 13

В психолого-педагогической литературе ведутся споры по поводу того, нужно или нет готовить дошкольников к обучению в школе, к переходу от игровой деятельности к учебной. Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни. Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно. Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое отношение к школьному обучению.

Слайд 14

Роль родителей в подготовке к школе Мы выделили два основных направления взаимодействия с семьей при психологической подготовке детей к школе: Первое направление – повышение уровня педагогической компетентности родителей через специальные лекции, семинары, пособия, родительские уголки, индивидуальные беседы, групповые консультации, буклеты по данной теме. Второе направление – привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий. Основные принципы организации работы с семьей: открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; отсутствие формализма в организации работы с семьей; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; выявление общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Слайд 15

Формы взаимодействия подразделяются: - на коллективные, - индивидуальные, наглядно-информационные. Нетрадиционные формы общения с родителями: • Совместные досуги, праздники. • Участие родителей в выставках. • Организация дней открытых дверей. • Выпуск газет. • Устные педагогические журналы. • Занятия о профессиях, которые проводят родители.

Слайд 16

1. Педсовет «Скоро в школу». 2. Родительские собрания. 3. Выставки творчества детей и взрослых. 4. Выставка детской литературы для семейного чтения. 5. Выставка педагогической литературы для родителей. 6. Рекламно-информационный стенд. 7. Подарки и приглашения к праздникам. 8. Газета для родителей «Скоро в школу». 9.Организация праздников и развлечений. 10.Изготовление костюмов и атрибутов; 11.Организация дней рождения детей; 12.Участие в спортивных развлечениях; 13.Фотографирование детей, видеосъемка. Организационные мероприятия в рамках подготовке детей к школе.

Слайд 17

Сотрудничества ДОУ и школы. Основные задачи: улучшение подготовки 5-6 летних детей к школе; обеспечение естественности перехода из детского сада в школу; углубление интереса к жизни в школе; обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь семьи в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу. Встречи родителей с будущими учителями. Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе. Игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста.

Слайд 18

Использование современных педагогических технологий в ДОУ . Современным педагогическим технологиям присущи следующие характеристики: гуманность, эффективность, наукоемкость, универсальность, интегрированность. Педагоги ДОУ при реализации современных образовательных технологий выполняют функции собеседника, исследователя, фасилитатора, эксперта. Все выше сказанное и составило предпосылки для совершенствования профессионального мастерства педагогов ДОУ. Поиск новых форм педагогической работы, способствующих повышению профессиональной компетентности, привел к тому, что в практике дошкольного учреждения стали широко использоваться технологии проектной деятельности. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Работая по современным образовательным технологиям, у воспитателя происходит постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование, что всегда актуально для педагогической профессии.

Слайд 19

Здоровьесберегающие технологии Технология проблемного обучения Игровые технологии Учебно-воспитательные технологии Психолого-педагогические технологии Организационно-педагогические технологии Личностно-ориентированные технологии Развивающие технологии Воспитательные технологии ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Технология проектного обучения

Слайд 20

Подготовка детей к обучению в школе в условиях ДОУ. Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: 1. всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое); 2. специальная подготовка к усвоению школьных предметов. Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя: • Вырабатывание у детей представления о занятиях, как важной деятельности для приобретения знаний. • Развитие настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности. • Воспитания у дошкольника опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам; усвоение способов активного воздействия на сверстников как участников общей деятельности. • Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива.

Слайд 21

Психологическая готовность к школе включает качество личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те условные ребенком правила поведения по отношению к другим людям, и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношение со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников. Мотивы учения и положительное отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовкедетей к школе. Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач: 1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении; 2. формирование положительного эмоционального 3. формирование опыта учебной деятельности.

Слайд 22

ФГОС ДО. На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: а) проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; б) посещали уроки первого класса детьми подготовительной группы; в) выбирают себе род занятий, участников по совместной деятельности; д) проявляют способность к волевым условиям; е) самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей; ж) проявляют способность к принятию собственных решений.

Слайд 23

Мероприятие Цель Сроки Ответственные Общее родительское собрание для старших, подготовительных к школе групп «Скоро в школу». Обозначение задач по подготовке детей к школьному обучению, знакомство с вариативными программами начального образования в школе. Сентябрь,2017 Воспитатели подготовительной группы Зам. заведующего Консультации: - «Психологическая готовность детей к школьному обучению» - «Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности у детей 6,5-7 лет» - «Тип личности ребенка и его готовность к школе». Повышение психолого-педагогической компетентности по вопросам мотивационной готовности ребенка к школьному обучению. Октябрь- декабрь, 2017 Воспитатели подготовительной группы Зам. заведующего Анкетирование родителей «Готов ли ребенок к обучению в школе». Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на начало учебного года. Январь, 2017 Зам. заведующего Семинар-практикум «В семье первоклассник». Подготовка родителей к новой социальной роли «родители первоклассника». Март, 2017 Зам. заведующего Анкетирование родителей по готовности их ребенка к школьному обучению. Выявление уровня готовности детей к обучению в школе на конец учебного года. Апрель, 2017 Зам. заведующего Посещение родителей занятий детей по основным видам деятельности в подготовительных группах. Ознакомление родителей с основными методами и приемами развития ребенка при подготовке к обучению в школе. Январь, апрель, 2017 Зам. заведующего Воспитатели подготовительной группы Индивидуальные консультации по результатам обследования готовности детей к школьному обучению и по запросам родителей. Рекомендации для родителей по успешной подготовке к обучению в школе. Регулярно Зам. заведующего Воспитатели подготовительной группы Оформление информационных стендов для родителей по подготовке детей к школе: «Советы родителям будущих первоклассников», «Готовим руку к письму», «Как подготовить ребенка к школе», «Леворукий ребенок», «Учим детей считать, писать, читать», «Формирование произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста», «Семья и ребенок: взаимоотношения и готовность к обучению в школе», «Как выбрать программу обучения для своего ребенка». Повышение психолого-педагогической компетентности родителей по вопросам подготовки детей к школьному обучению. Регулярно Зам. заведующего Воспитатели подготовительной группы План сотрудничества с родителями детей подготовительных к школе групп (апрель 2014 года - апрель 2015 года)

Слайд 24

Мероприятие Задачи Дата проведения Экскурсия в школу. Воспитывать интерес к школьному обучению. Знакомство с традициями школьной жизни. Ноябрь, 2017 Март, 2017 Беседа «Профессия-учитель». Расширять знания детей о профессии учителя, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Апрель, 2017 Октябрь, 2017 Интеллектуальная игра «Я знаю все». Воспитывать умение работать в коллективе, побуждать детей к интеллектуальной творческой деятельности. Февраль, 2018 Сюжетно-ролевая игра «Школа». Закрепить в игре правила поведения в школе. Воспитывать дружеские отношения между детьми. Периодически Встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ). Показать дошкольникам разницу между школой и детским садом, их сходство и взаимосвязь. Периодически Выставка детских работ «Я рисую школу». Развивать фантазию и творчество дошкольников, совершенствовать мелкую моторику руки. Апрель, 2018 Дидактическая игра «Собери портфель». Закрепление знаний о школьных принадлежностях. Развитие внимания. Сентябрь, 2017 Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Упражнять дошкольников в умении рассуждать на различные темы. Учит самостоятельно находить решение поставленной задачи. Январь, 2018 Заучивание стихотворений, чтение рассказов о школе Развивать выразительность речи. Побуждать дошкольников к самостоятельности. Периодически Беседа о школьной библиотеке. Формировать знания дошкольников о библиотеке и ее назначении. Февраль, 2018 Экскурсия в школьную библиотеку. Воспитывать интерес к книгам, бережное отношение к ним. Учить выбирать книги по интересам. Март, 2018 Вечер загадок «Скоро в школу». Воспитание интереса к школьной жизни. Развитие внимания, мышления. Периодически Беседа об уроках, переменах и школьном звонке. Продолжать знакомить со школьным распорядком, с правилами поведения в школе. Воспитывать интерес к школьному обучению. Периодически Игра-соревнование между детьми подготовительных групп «Как мы готовы к школе». Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать умение детей осознанно подчиняться установленным правилам. Апрель, 2018 Развлечение «Прощай, детский сад. Здравствуй, школа!» Вызвать у детей положительные эмоции, поддерживать желание идти в школу. Май План образовательной деятельности по подготовке детей к школе (подготовительная группа).

Слайд 25

Заключение. На основе проделанной работы, можно сделать следующие выводы: 1) поставленная нами цель была достигнута, задачи выполнены, а гипотеза доказана; 2) мы рассмотрели такие понятия как “социализация”, “семейная социализация”, “младший школьный возраст”; 3) мы подробно познакомились с такими учреждениями как детский сад и школа, узнали, что они могут взаимодействовать и при этом решать много проблем возникающие как у педагогов и родителей при взаимодействии с ребенком, так и у самого ребенка при подготовке и поступлении в школе. Сотрудничество этих трех институтов социализации (семья, детский сад и школа) необходимо для полноценного развития личности.

Слайд 26

Семья – первое “общество”, в которое попадает ребенок. Здесь он перенимает первые навыки выживания, общения, здесь ребенок учится на своих ошибках и перенимает опыт старших. В семье ребенок учится тому, что необходимо будет ему в дальнейшем. Школа – учреждение, в которое ребенок попадает после детского сада. Здесь возникает та же ситуация: новый коллектив, новые правила. Но здесь возникает и ряд других проблем: это невозможность ребенка быстро переключиться с детского сада на образ жизни школьника; это могут быть проблемы, не решенные в семье и детском саду на каком-либо этапе развития. Детский сад – учреждение, куда попадает ребенок сразу после воспитания в семье, но при этом родители не бросают заниматься с ребенком дома. Попадая в детский сад, ребенку приходится приспосабливаться к новым условиям, к новому обществу, к новым правилам поведения. Детский сад и школа – учреждения, где ребенок развивается и при их взаимодействии можно решить ряд проблем, с которыми сталкиваются родители, педагоги, воспитатели и сами дети. При взаимодействии этих двух учреждений может сложиться прекрасный союз, и ребенок будет чувствовать себя комфортно (при индивидуальной работе), когда педагог знает подход к каждому, зная их индивидуальные особенности.

Слайд 27

Советы родителям будущих первоклассников: Следует рассказать ребенку, что означает «быть школьником» и какие обязанности ему придется выполнять в школе. Нужно на доступ­ных примерах доказать ему важность уроков, оценок, школьного рас­порядка. Важно вызвать интерес у детей к содержанию самих уроков, к получению новых знаний, вытесняя тем самым привлекательность внешних проявлений школьной жизни (учебники, ранец и пр.) и заме­няя ее содержательной стороной. Ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ шко­лы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосре­доточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильны­ми и слабыми сторонами. Родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не лишая его при этом раз­нообразной и своевременной обратной связи. Реакции взрослых долж­ны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми -на одинаковые. Очень важно быть предельно внимательным к деятельности малы­ша и буквально выискивать повод для одобрения и похвалы. Если родители верят в своего ребенка, радуются самым незначительным его успехам, то малыш делает вывод о своей успешности в новой для него деятельности. Если же каждая неудача ребенка воспринимается ими как катастрофа, то он примиряется с собственной никчемностью. Обойтись без критических замечаний невозможно. Критика по­могает маленькому человеку формировать реалистические представ­ления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей не должна стать разрушительной, снижать самооценку ребенка, увеличивать его неуверенности тревожность. Очень важно уважение к миру ребенка. Не заглядывайте в ранец без его ведома. Он должен быть уверен, что отныне без его разрешения никто не будет трогать вещи, принадлежащие ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Скоро в школу мы пойдём»

Цель проекта: воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы.Задачи:-знакомство детей со школой и профессией учителя;-создание предметно-развивающей среды для ознако...

Проект "Скоро в школу мы пойдём"

Проект "Скоро в школу мы пойдём"...

Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе).

Проект «Скоро в школу» (Психологическая подготовка детей к школе)...

Методическая разработка Совместной деятельности взрослых и детей подготовительной к школе группы в рамках проекта «Скоро в школу»

Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л. С. Выготский назвал кризисом семи лет. ...

Проект "Скоро в школу" (подготовительная к школе группа)

Цель:- Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе.Задачи:1. Расширение знаний детей и родителей об обучении в школе.2. Развитие у детей «школьной зрелости».3...

Проект "СКОРО В ШКОЛУ" в подготовительной к школе группе

Цель: Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной группы с привлечением участников образовательного процесса для реализации ФГОС ДО. Задачи:Образователь...