Самообразование: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
методическая разработка (младшая группа)

Самообразование: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2019g.docx51.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»

План самообразования воспитателя 1 младшей группы «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

Подготовила: воспитатель
Давлатова Ольга Юрьевна

с. Калтук, 2019г.

Цель:    активизация речевой деятельности детей раннего возраста с помощью произведений русского фольклора, развитие  творческих, познавательных, коммуникативных способностей малышей на основе устного народного творчества.

Задачи:

  • Привлекать детей к прослушиванию народных песенок, потешек, сказок сопровождая чтение показом игрушек, картинок, персонажей  настольного театра и других средств наглядности, а так же прослушивании произведений без наглядного сопровождения;
  • Сопровождать чтение фольклорных произведений игровыми действиями;
  • Представлять детям возможность  договаривать слова, фразы при чтении знакомых произведений;
  • Поощрять попытки прочитать  текст песенки, потешки целиком с помощью взрослого;
  • Помогать детям играть в хорошо знакомую сказку.


Актуальность выбранной темы.

        В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух. 

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего дошкольного возраста – помочь им в освоении речи, родного языка. 

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пестушки,  потешки, прибаутки, песенки, колыбельные, сказки). 

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей раннего возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. 

         Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, колобок- румяный бок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения малышам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь. 

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

          Информационно-аналитический этап работы над темой           самообразования.

Этапы

Пути реализации и формы работы.

Содержание работы

Сроки

Способы оформления материала для использования в практической работе.

Практическая деятельность.

Подготовительный

Изучение литературы по теме:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС Д О).

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005

Оценка имеющихся условий для активизации речевой активности.  

Анкетирование родителей .
Подбор игр и материалов для оснащения предметно пространственной среды.

Познакомится с интернет- ресурсами.

Изучить ФГОС (целевые ориентиры ребенка-дошкольника).

Прогностический

 Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

Практический

Внедрение опыта работы.
Формирование методического комплекса.
Корректировка работы.
Исследовательская работа

(применение  игровой технологии для работы с детьми).
Оформление информационного -наглядного материала в родительском уголке.



Привлечение родителей к организации РППС в группе и использованию  развивающих игр дома.  

 

Результаты анкетирования родителей.

Рассказывание сказки» Курочка ряба» (с использованием театра би-ба-бо).
  Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

    Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

     Досуг «Кто к нам в гости пришёл?»  (повторение знакомых потешек, сказок).

Семейный конкурс: «Сделаем своими руками» (изготовление кукол, героев сказок, персонажей потешек из бросового материала).

    Опросник для
родителей
   «Читаете ли Вы дома ребенку и что ? »
      Консультация  «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет». 

  Анкетирование для родителей

 «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Открытый просмотр  в рамках весеннего утренника: театрализация сказки «Теремок»
  Отчёт по теме самообразования.

                                                                                                                        Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта своей работы.

Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах.

Результатами работы по данной работе я считаю:

  - Развитие речи как средства общения.

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развито  понимание речи и продолжается активизация словаря:            

   -Употребление усвоенных слов в самостоятельной речи детей

  - Способствование  развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания

  - Освоение диалогической и монологической речи.

  - Развитие предпосылок развития  сюжетно-ролевой игры

  -  Развитие активности и понимания речи

 - Реализуется система работы с родителями по развитию речи детей 2 – 3 лет

 - Обогащение  развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Речевое  развитие».



развитие»

В результате работы по теме самообразования

- у большинства детей повысился  интерес  к устному народному творчеству;

-обогатилась устная речь;

-развились фантазия и воображение;

-у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития    ребенка;

-расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.

Перспективный план по самообразованию.

Месяц

Тема

Формы работы

Задачи

Работа с родителями

Сентябрь

Потешка
«Курочка-рябушка…»


Сказка «Курочка-ряба»




Пальчиковая игра
«Сорока-сорока…»

Чтение, игры рядом

 






Рассказывание сказки (с использованием театра би-ба-бо).



Игровое упражнение







Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художественное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста, подражать действиям взрослого.

Рассказать детям знакомую сказку, поощрять попытки  детей произносить  отдельные  слова  из текста, использовать
средства  наглядности, обратить внимание детей на яркость кукол.



Упражнять детей в умении играть с пальчиками .

Консультация

«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет». 

Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей раннего возраста.












Октябрь                                              

Потешка

«Петушок, петушок…»


Сказка
«Репка»




Русская  народная песенка «Заинька, походи…»

Чтение потешки с использованием игрового упражнения

Настольный театр




Хороводная игра

Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик

Привлекать детей к посильному участию в театрализованном представление. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.
 

Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь.

Знакомство родителей с развивающей средой группы. Анкетирование родителей

 «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Ноябрь

Потешка

«Пошёл котик на торжок…»

Сказка «Козлятки и волк»


Пальчиковая игра

«Пальчики- грибочки».

Чтение потешки, рассматривание иллюстрации

Рассказывание сказки

Разучивание, игровое упражнение

Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик.

Познакомить детей с новой для них р. н. сказкой. Формировать умение слушать молча, не отвлекаясь.
 

Развивать речь посредством мелкой моторики. Поощрять попытки прочитать  текст песенки.

Беседа «Использование фольклора в развитие речи детей раннего возраста». Познакомить родителей с содержанием работы по ознакомлению детей с для родителей.художественной литературой и фольклором – как средством развития речи детей.

Декабрь

Потешка
«Как у нашего кота…»


Сказка «Колобок»

         


Песенка- присказка «Ай,  ду- ду, ду- ду, ду- ду…»

Чтение потешки, обсуждение

Рассказывание сказки с использованием пальчикового театра

Разучивание  песенки

Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать новое произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста.


Помочь детям понять содержание сказки, побуждать подговаривать слова в песенки колобка, вызвать желание послушать сказку ещё раз.


Напомнить детям песенку - присказку, поощрять попытки прочитать  текст песенки, целиком с помощью взрослого.

Разучивание фольклорного материала-  песенок, потешек, пальчиковых игр. Знакомство с тематикой, предоставить памятку текстов.

Январь





Потешка
«Наша Маша маленька…»




Сказка «Три медведя»


«Каравай»

Чтение потешки, ситуативный разговор

Рассказывание сказки

Хороводная игра

Помочь детям понять содержание потешки, запомнить слова : аленькая- аленька», опушка, чернобровая - черноброва; вызвать желание слушать потешку неоднократно и помогать воспитателю читать её.

Познакомить детей со сказкой, приучать их внимательно слушать относительно большие по объёму произведения.

Формировать у детей интерес к обрядовой поэзии. Вызвать эмоциональный отклик.

Сообщение «Воспитываем любовь к книгам». Расширять представление родителей о роли книги в воспитании ребёнка.

Февраль













Потешка

«Чики-чики-чикалочки...»  

Сказка «Заюшкина избушка»




Пальчиковая игра «Сорока-белобока…»

Заучивание наизусть потешки

Чтение сказки, ситуативный разговор



Игровые упражнения





 Помочь детям запомнить содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик.

Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять её содержание, оценить поступки героев.




Закреплять у детей умение играя с пальчиками самостоятельно проговаривать текст. Продолжать формировать интерес к обрядовой поэзии.

Знакомство с книжным уголком в группе. Предоставить тематику сказок и игр- театрализации по сказкам.

Март















Сказка «Теремок»




Пальчиковая игра. «Идёт коза рогатая…»

 
     


Загадывание загадок. «Комочек пуха, длинное ухо»
 

Инсценировка сказки. 





Чтение потешки с элементами движений




Решение  проблемных ситуаций


Помогать детям играть в хорошо знакомую сказку, воспроизводить диалоги между сказочными  персонажами.

Продолжать знакомить детей с обрядовой поэзией. Развивать речь посредством мелкой моторики. Закреплять у детей умение  играя с пальчиками самостоятельно проговаривать текст.


Познакомить детей с новой формой устного народного творчества – загадками.

Помочь детям понять содержание загадок, учить отгадывать.

Консультация  «Как организовать праздник в семье». Знакомство родителей с  играми, которые можно предложить на семейном празднике (игра- драматизация, пальчиковые игры, обыгрывание потешек, кукольный театр).

Апрель

Сказка «Маша и медведь»




Потешка «Травка-муравка…»
 


Пальчиковая игра. «Сорока-белобока…»

Рассказывание сказки, обсуждение



Чтение потешки




Игровая беседа с элементами движений

Воспитывать у детей умение слушать большую по объёму сказку и понимать её содержание, вызвать желание участвовать в обсуждении отдельных эпизодов.

Вызвать желание слушать потешку и активно подговаривать слова, развивать у детей воображение.

Закреплять у детей умение играя с пальчиками, самостоятельно проговаривать текст. Продолжать формировать интерес к обрядовой поэзии.

Сделаем своими руками.  Изготовление кукол, героев сказок, персонажей потешек из бросового материала.

Май

Потешка «Ай, качи-качи-качи…» .

Сказка «Маша и медведь».



Песенка «Заинька, походи…»
 


Чтение потешки



Рассказывание, драматизация эпизодов  сказки




Хороводная игра

Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик.
 

Воспитывать у детей умение слушать большую по объёму сказку и понимать её содержание, вызвать желание участвовать в драматизации отдельных эпизодов.

Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь.

Подведение итогов. Рассказать об успехах детей, об их достижении в речевом развитии. Об успешной работе педагогов и родителей.

















Анкета

 

                   «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка» !

 

Уважаемые родители!

 

         Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.

 

1.     Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?________________________________________________

 

 

 

2.     Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?____________________________________________________

 

 

 

3.     Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?_________________________________________________

 

 

 

4.     Надо ли знать народные сказки и былины?___________________________________________________

 

 

 

5.     Читаете ли Вы детям сказки, потешки, песенки? Как часто?___________________

 

___________________________________________________________

 

 

 

6.     Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?___________________________________________________

 

 

 

7.     Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы  в них с ребенком?____________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

8.     Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?_____________________________________________________

 

 

 

9.     Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?_________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

10.  Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?____________________________

 

__________________________________________________________

 
































Консультация для родителей.


«
Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

 

  Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.

 

       Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача взрослых в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.

 

       Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед родителями и педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

 

       Уже в раннем  возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребёнка – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет оснащён солнцем народного поэтического творчества. Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости. Так давайте же вместе с детьми учиться родному языку на фольклоре, нам самим это необходимо нисколько не меньше, чем нашем детям!

 

        Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

 

       В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей раннего возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры – драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений – миниатюр. Но в связи с тем, что дети раннего возраста не могут воспринимать быстрой речи, потешки, народные песенки читают неторопливо, отчётливо, чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде чем прочитать ребёнку потешку, необходимо заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так например, разучивая потешку «Пошёл котик на торжок» можно использовать шапочку кота (маску, пирожки).

 
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя 1 младшей группы «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

Активизация речевой деятельности детей раннего возраста с помощью произведений русского фольклора, развитие  творческих, познавательных, коммуникативных способностей малышей на основе устного нар...

План самообразования воспитателя «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

      В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия лите...

План самообразования «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 1,5-3 лет».

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повыша...

Самообразование: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

Главная задача педагога в области развития речи детей раннего дошкольного возраста – помочь им в освоении речи, родного языка. Важнейшим  источником  развития выразительности дет...