План самообразования воспитателя 1 младшей группы «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Давлетьярова Ильмира Камильевна

" Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3333.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«детский сад № 138».

План самообразования воспитателя 1 младшей группы «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

Подготовила:   воспитатель

    1 младшей группы

                                                                                                     Давлетьярова И.К.

Оренбург 2020 г

Введение.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи).

Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».

   Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать творческие способности детей.

     Весьма важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой.  Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.

Актуальность выбранной темы:

        В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

    Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей раннего дошкольного возраста – помочь им в освоении речи, родного языка.

   Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, пестушки, потешки, прибаутки, песенки, колыбельные, сказки).

    Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей раннего возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

      Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, колобок- румяный бок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения малышам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

     Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В работе с детьми младшего возраста необходимо учитывать следующие моменты:

1. ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;

2. в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;

3.Содержание материала должно соответствовать детскому опыту;

4. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;

5. Необходимо контролировать длительность занятия.

Исходя из этого я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи у младших дошкольников по средствам русского народного фольклора»

Этапы работы.

Теоретический этап: Изучение литературы по данной теме

Практический этап:

Использование интернет – ресурсов

Подбор фольклорного материала для режимных моментов (потешки, считалки, пестушки)

Подборка аудио сказок

Составление картотек загадок, потешек, поговорок

Составление картотеки речевых игр

Составление картотеки игр, для развития звукового произношения

 Пути реализации:

Индивидуальные и групповые занятия, беседы.

Повседневная жизнь в группе.

Изучение разных форм фольклора.

Работа с родителями:

Анкетирование родителей

Оформление папок передвижек

Подбор консультативного материала по данной теме

Родительское собрание «Развиваем речь в саду и семье»

Совместные посиделки ежеквартально

5. Работа с педагогами:

Консультация для педагогов «Создание условий в группе для речевого развития младших дошкольников»

6. Театрализованная деятельность.

Организация практической работы.

Моя тема по самообразованию: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

В начале года в группу пришли новые дети 2х лет. Работая с ними, я заметила, что дети очень плохо говорят. А ведь за речью ребенка важно следить с младенчества. Поэтому для развития речи маленьких детей решила использовать русский народный фольклор, который затрачивает интересы и потребности детского возраста и это - детский фольклор.

Цель: Использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей младшего возраста; сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью творчества, способностью познать себя, окружающий мир.

Исходя из всего этого, определила следующие задачи:

Развивающие задачи:

- Развивать речевые способности детей раннего возраста;

-Расширять словарный запас;

-Формировать связную речь;

Образовательная задача:

- Расширить представления детей о разных формах фольклора (потешки, пестушки, приговорки, заклички, колыбельные песни);

Воспитательные задачи:

- Воспитывать любовь к народному искусству и народным традициям;

- Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;

- Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

Образовательную деятельность строила на основании следующих жанров фольклора: потешки, заклички, считалки, колыбельные песни, загадки, сказки.

Народные песенки и потешки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей младшего возраста.



Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования.

Этапы

Пути реализации и формы работы.

Содержание работы

Сроки

Способы оформления материала для использования в практической работе.

Практическая деятельность.

Диагностический

Изучение литературы по теме:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС Д О).

2. Л., Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005

Оценка имеющихся условий для активизации речевой активности.

Анкетирование родителей



Подбор игр и материалов для оснащения предметно пространственной среды

Познакомится с интернет - ресурсами.

Изучить ФГОС (целевые ориентиры ребенка-дошкольника).

Прогностический

Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

Практический

Внедрение опыта работы.


Формирование методического комплекса.


Корректировка работы.


Исследовательская работа

(применение игровой технологии для работы с детьми).


Оформление информационного -наглядного материала в родительском уголке.


Привлечение родителей к организации РППС в группе и использованию
развивающих игр дома.

Результаты анкетирования родителей.

Рассказывание сказки» Курочка ряба» (с использованием театра би-ба-бо).
Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

  Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

   Досуг «Кто к нам в гости пришёл?» (повторение знакомых потешек, сказок).

Семейный конкурс: «Сделаем своими руками» (изготовление кукол, героев сказок, персонажей потешек из бросового материала).

  Опросник для
родителей «Читаете ли Вы дома ребенку и что ? »
    Консультация «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

Анкетирование для родителей

 «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Открытый просмотр в рамках весеннего утренника: театрализация сказки «Теремок»
Отчёт по теме самообразования.

        Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта своей работы.

Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах.

Результатами работы по данной работе я считаю:

- Развитие речи как средства общения.

На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развито понимание речи и продолжается активизация словаря:

-Употребление усвоенных слов в самостоятельной речи детей

- Способствование развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания

- Освоение диалогической и монологической речи.

- Развитие предпосылок развития сюжетно-ролевой игры

- Развитие активности и понимания речи

- Реализуется система работы с родителями по развитию речи детей 2 – 3 лет

- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды по образовательной области «Речевое развитие».

В результате работы по теме самообразования

- у большинства детей повысился  интерес  к устному народному творчеству;

-обогатилась устная речь;

-развились фантазия и воображение;

-у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития    ребенка;

-расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.

Перспективный план по самообразованию.

Месяц

Тема

Формы работы

Задачи

Работа с родителями

Сентябрь

Потешка
«Курочка-рябушка…»


Сказка «Курочка-ряба»



Пальчиковая игра
«Сорока-сорока…»

Чтение, игры рядом



Рассказывание сказки (с использованием театра би-ба-бо).

Игровое упражнение

Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать художественное произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста, подражать действиям взрослого.

Рассказать детям знакомую сказку, поощрять попытки детей произносить отдельные слова из текста, использовать средства наглядности, обратить внимание детей на яркость кукол.



Упражнять детей в умении играть с пальчиками .

Консультация

«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

Познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей раннего возраста.

Октябрь  

Потешка

«Петушок, петушок…»

Сказка
«Репка»



Русская народная песенка «Заинька, походи…»

Чтение потешки с использованием игрового упражнения

Настольный театр

Хороводная игра

Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик

Привлекать детей к посильному участию в театрализованном представление. Побуждать детей использовать в собственной речи отрывки из сказки.

Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь.

Знакомство родителей с развивающей средой группы. Анкетирование родителей

 «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Ноябрь

Потешка

«Пошёл котик на торжок…»

Сказка «Козлятки и волк»


Пальчиковая игра

«Пальчики- грибочки».

Чтение потешки, рассматривание иллюстрации

Рассказывание сказки

Разучивание, игровое упражнение

Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик.

Познакомить детей с новой для них р. н. сказкой. Формировать умение слушать молча, не отвлекаясь.

Развивать речь посредством мелкой моторики. Поощрять попытки прочитать текст песенки.

Беседа «Использование фольклора в развитие речи детей раннего возраста». Познакомить родителей с содержанием работы по ознакомлению детей с для родителей художественной литературой и фольклором – как средством развития речи детей.

Декабрь

Потешка
«Как у нашего кота…»


Сказка «Колобок»


Песенка- присказка «Ай, ду- ду, ду- ду, ду- ду…»

Чтение потешки, обсуждение

Рассказывание сказки с использованием пальчикового театра

Разучивание песенки

Воспитывать у детей умение слушать и воспринимать новое произведение, при повторном слушании произносить отдельные слова из текста.


Помочь детям понять содержание сказки, побуждать подговаривать слова в песенки колобка, вызвать желание послушать сказку ещё раз.


Напомнить детям песенку - присказку, поощрять попытки прочитать текст песенки, целиком с помощью взрослого.

Разучивание фольклорного материала - песенок, потешек, пальчиковых игр. Знакомство с тематикой, предоставить памятку текстов.

Январь

Потешка
«Наша Маша маленька…»

Сказка «Три медведя»

«Каравай»

Чтение потешки, ситуативный разговор

Рассказывание сказки

Хороводная игра

Помочь детям понять содержание потешки, запомнить слова : аленькая- аленька», опушка, чернобровая - черноброва; вызвать желание слушать потешку неоднократно и помогать воспитателю читать её.

Познакомить детей со сказкой, приучать их внимательно слушать относительно большие по объёму произведения.

Формировать у детей интерес к обрядовой поэзии. Вызвать эмоциональный отклик.

Сообщение «Воспитываем любовь к книгам». Расширять представление родителей о роли книги в воспитании ребёнка.

Февраль

Потешка

«Чики-чики-чикалочки...»

Сказка «Заюшкина избушка»

Пальчиковая игра «Сорока-белобока…»

Заучивание наизусть потешки

Чтение сказки, ситуативный разговор

Игровые упражнения

Помочь детям запомнить содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик.

Познакомить детей с новой сказкой. Помочь понять её содержание, оценить поступки героев.

Закреплять у детей умение играя с пальчиками самостоятельно проговаривать текст. Продолжать формировать интерес к обрядовой поэзии.

Знакомство с книжным уголком в группе. Предоставить тематику сказок и игр- театрализации по сказкам.

Март

Сказка «Теремок»


Пальчиковая игра. «Идёт коза рогатая…»


   

Загадывание загадок. «Комочек пуха, длинное ухо»

.

Инсценировка сказки.



Чтение потешки с элементами движений

Решение проблемных ситуаций

Помогать детям играть в хорошо знакомую сказку, воспроизводить диалоги между сказочными персонажами.

Продолжать знакомить детей с обрядовой поэзией. Развивать речь посредством мелкой моторики. Закреплять у детей умение играя с пальчиками самостоятельно проговаривать текст.


Познакомить детей с новой формой устного народного творчества – загадками.

Помочь детям понять содержание загадок, учить отгадывать.

Консультация «Как организовать праздник в семье». Знакомство родителей с играми, которые можно предложить на семейном празднике (игра- драматизация, пальчиковые игры, обыгрывание потешек, кукольный театр).

Апрель

Сказка «Маша и медведь»



Потешка «Травка-муравка…»


Пальчиковая игра. «Сорока-белобока…»

Рассказывание сказки, обсуждение

Чтение потешки

Игровая беседа с элементами движений

Воспитывать у детей умение слушать большую по объёму сказку и понимать её содержание, вызвать желание участвовать в обсуждении отдельных эпизодов.

Вызвать желание слушать потешку и активно подговаривать слова, развивать у детей воображение.

Закреплять у детей умение играя с пальчиками, самостоятельно проговаривать текст. Продолжать формировать интерес к обрядовой поэзии.

Сделаем своими руками. Изготовление кукол, героев сказок, персонажей потешек из бросового материала.

Май

Потешка «Ай, качи-качи-качи…» .

Сказка «Маша и медведь».



Песенка «Заинька, походи…»

Чтение потешки

Рассказывание, драматизация эпизодов сказки

Хороводная игра

Помочь детям понять содержание русской народной песенки. Вызвать эмоциональный отклик.

Воспитывать у детей умение слушать большую по объёму сказку и понимать её содержание, вызвать желание участвовать в драматизации отдельных эпизодов.

Помочь детям понять содержание русской народной песенки, учить детей водить хоровод, сопровождать свою речь

Подведение итогов. Рассказать об успехах детей, об их достижении в речевом развитии. Об успешной работе педагогов и родителей.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя 1 младшей группы «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

Активизация речевой деятельности детей раннего возраста с помощью произведений русского фольклора, развитие  творческих, познавательных, коммуникативных способностей малышей на основе устного нар...

Самообразование: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

Самообразование: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет»....

План самообразования воспитателя «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

      В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия лите...

План самообразования «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 1,5-3 лет».

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повыша...

Самообразование: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

Главная задача педагога в области развития речи детей раннего дошкольного возраста – помочь им в освоении речи, родного языка. Важнейшим  источником  развития выразительности дет...