«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
статья по развитию речи (младшая группа)

Юдина Елена Ивановна

       Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача взрослых в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.

 Цель: Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора.

 Задачи:

Социально-коммуникативное развитие: - воспитывать у детей младшего дошкольного возраста дружелюбие, доброжелательность, чувства сопереживания, используя народный фольклор; - воспитывать любовь и уважительное отношение к своей семье, малой родине и Отчизне.)

Познавательное развитие: Регулярное использование потешек в детском саду предполагает успешность общего развития младшего дошкольника. Малые формы фольклора активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром. - развивать воображение и творческую активность; - формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.) - учить детей использовать знакомые потешки в самостоятельной игровой деятельности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

 Е.И. Юдина воспитатель

 ГБДОУ№27 Красногвардейского района

Санкт Петербурга

  Для маленького ребёнка овладение речью – это сложнейший процесс, которому нужно помочь протекать в нужном русле и здесь большую роль играют взрослые, те люди, которые окружают ребёнка. Нужно создать условия, чтобы у ребёнка появилась потребность в речи не только с близкими ему людьми – взрослыми, но и со сверстниками. Для этого нужно создать благоприятные условия для совместной деятельности взрослых и детей.

 

       Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главная задача взрослых в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества.

 

       Исходя из этого, знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса. Перед родителями и педагогом стоит одна из сложных задач – заложить в душе ребёнка первые ростки человеколюбия и гуманизма ко всему живому. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

 

       Уже в раннем  возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величие человеческого духа. Третий год для ребёнка – это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет оснащён солнцем народного поэтического творчества. Фольклор с детских пор учит, наставляет, приобщает к сокровищам народной мудрости. Так давайте же вместе с детьми учиться родному языку на фольклоре, нам самим это необходимо нисколько не меньше, чем нашем детям!

 Цель: Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста с использованием малых форм фольклора.

 Задачи:

Социально-коммуникативное развитие: - воспитывать у детей младшего дошкольного возраста дружелюбие, доброжелательность, чувства сопереживания, используя народный фольклор; - воспитывать любовь и уважительное отношение к своей семье, малой родине и Отчизне.)

Познавательное развитие: Регулярное использование потешек в детском саду предполагает успешность общего развития младшего дошкольника. Малые формы фольклора активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром. - развивать воображение и творческую активность; - формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира.) - учить детей использовать знакомые потешки в самостоятельной игровой деятельности.

 

        Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Доброжелательное подтрунивание, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

 

       В устном народном творчестве, как нигде больше, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно они являются прекрасным материалом для обучения детей раннего возраста развитию речи. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями. Всё это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу. Очень хорошо использовать театрализованные игры, игры – драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям фольклорных произведений. Знакомство ребёнка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песенок, хороводов. Затем дети увлеченно слушают народные сказки. Глубокая человечность, живой юмор, образность языка – особенность этих фольклорных произведений – миниатюр. Но в связи с тем, что дети раннего возраста не могут воспринимать быстрой речи, потешки, народные песенки читают неторопливо, отчётливо, чтобы ребёнку был ясен смысл каждого слова. Прежде чем прочитать ребёнку потешку, необходимо заранее продумывать выполняемые действия, обязательно заучивать наизусть текст и выразительно рассказывать. Не просто прочитать, а продумать, в какой форме преподнести, чтобы вызвать эмоциональный отклик. Так например, разучивая потешку «Пошёл котик на торжок» можно использовать шапочку кота (маску, пирожки).

 

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребёнка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается грамматический строй речи, способность к овладению родной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя 1 младшей группы «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

Активизация речевой деятельности детей раннего возраста с помощью произведений русского фольклора, развитие  творческих, познавательных, коммуникативных способностей малышей на основе устного нар...

Самообразование: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

Самообразование: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет»....

План самообразования воспитателя «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

      В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия лите...

План самообразования «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 1,5-3 лет».

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повыша...

Самообразование: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».

Главная задача педагога в области развития речи детей раннего дошкольного возраста – помочь им в освоении речи, родного языка. Важнейшим  источником  развития выразительности дет...