Отчет по самообразованию в смешанной ранней группе детского сада на тему : «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
МДОУ «Кизильский детский сад №3»
Отчет по самообразованию в смешанной ранней группе детского сада на тему :
«Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
Воспитатель: Плотникова С.Е.
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражания окружающим его людям. Взрослые, находящиеся рядом с ребёнком должны приложить немало усилий, чтобы детская речь развивалась правильно и своевременно.
Набирая малышей в ясельную группу, я сразу определилась с темой : « Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
Эта тема стала для меня особенно актуальной после общения с вновь прибывшими ребятишками. Я обратила внимание что, многие дети из моей группы плохо разговаривают, у них нарушено звукопроизношение, у некоторых разговорная речь практически отсутствовала, словарный запас был скуден и невелик, общение со сверстниками и взрослыми велось в основном односложными словами и строилось или в виде просьбы, или на неречевых средствах.
Цель работы:
1) повышение своего профессионального мастерства и компетентности;
2) способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора.
Задачи:
1) приобщать детей к устному народному творчеству, развивать их речь;
2) вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам, сказкам, загадкам, пестушкам, народным песенкам и играм;
3) способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в МДОУ;
4) воспитывать гуманные отношения.
Неоценимую роль в решении этих задач я возлагала на русский народный фольклор т. к. он расширяет знания ребёнка об окружающем мире, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Фольклорные произведения очень хорошо воспринимаются детьми благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Приступая к работе по данной теме, я ознакомилась с методической литературой. Отбор фольклорного материала осуществляла в рамках тематических разделов Программы, учитывая возрастные особенности детей.
Прекрасным речевым материалом для меня явились народные сказки, потешки, заклички, песенки, которые можно было использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно - партнёрской деятельности с детьми.
Особенно эффективно было использование малых фольклорных форм в период адаптации детей к новым для них условиям. Для обеспечения вхождения нового ребёнка в группу и лучшего знакомства с ним использовала потешки, в текст которых надо было подставлять имя:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Анечка хорошая,
Анечка пригожая.
Красные кафтанчики
Синие карманчики
На дубу они сидят
Меж собою говорят - про Никиточку, про хорошего.
Знакомство детей с народными потешками я начала с рассматривания иллюстраций, картинок в книгах, игрушек. Потешки очень понравились ребятишкам. Они привлекли детей звучностью, напевностью, ритмичностью и вызвали желание слушать, повторять и запоминать занимательный текст. Для привития внимания я использовала все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, эмоциональность, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети легко их запоминают и вводят в свою речь. Ценность потешек состоит в том, что в них слова можно соединять с действиями.
Потешки не только легко запоминаются, но ещё легко и инсценируются. Ребятишки с удовольствием участвуют в показе, используя простые атрибуты.
Чики, чики, чикалочки.
Едет Максим на палочке,
Танечка в тележке
Щёлкает орешки.
Чтение потешек, в которых упоминаются имена детей вызывает у них радость. Вначале ребятишки с удовольствием слушают незнакомый тест, а потом хором все вместе повторяют его за воспитателем.
Потешки я использовала для развития речи, для обогащения словаря, для развития познавательных способностей и для овладения диалогом.
Чтение, заучивание, обыгрывание даже одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию.
Кисонька - мурысенька,
Где была?- На мельнице.
-Курочка - рябушка,
Куда пошла?
На речку.
-Курочка - рябушка
Зачем на речку пошла?
За водицей.
Курочка - рябушка, зачем тебе водица?
Цыпляток поить.
Как твои цыплята водичку будут пить?
-пи, пи, пи.
Воспитание звуковой культуры речи я осуществляла через проведение пальчиковых игр с опорой на фольклорный материал. Детям эти игры очень нравятся.
Они хорошо запомнили к концу года текст таких потешек, как: «Идёт коза рогатая», «Этот пальчик дедушка», «Сорока ворона», «Мы капусту рубим», «Стали мы гостей созывать». К концу года многие ребятишки стали проговаривать слова чётче и яснее.
Колыбельный напев и песни ребятишки услышали от меня в первые дни посещения детского сада. Когда им приходилось оставаться на тихий час. Детей трудно было уложить в кровать, они сильно плакали. Приходилось покачивать и напевать колыбельную. Дети, даже не понимая многие слова, слушали, успокаивались и потихоньку засыпали.
Сейчас они сами поют колыбельные песни, укладывая дочек спать. Сложив руки на груди, качая куклу, они поют и про серого волчка, про котика кота.
Заклички я применяю, когда выходим на улицу. Заклички ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают их при любом удобном случае хором.
Трудно представить мир ребёнка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Почти каждый день я читаю детям сказки. Слушая русские сказки «Три медведя», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Бобовое зёрнышко»и др., дети овладевают языком своего народа.
Для усвоения слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними красочные картинки, даю возможность самим пересказывать сказку, используя сюжетные иллюстрации, договаривая окончание текстовых фраз (Катится колобок по дорожке, а навстречу ему). Дети с удовольствием участвуют в театрализации сказок: сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», песни «Жили у бабуси», проявляя все свои речевые знания, эмоциональные качества.
Зная, что двигательная функция у маленьких детей является ведущей, я даю им возможность побегать, пошалить, покричать и провожу с ними народные игры, которые способствуют развитию у детей памяти, внимания, сообразительности, быстроте интеллектуальных, физических реакций.
Наши малыши любят играть в «Курочку хохлатку», «У медведя во бору», «Колпачок», «Каравай», «Во поле берёза стояла», «Гуси - гуси» .
Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. На глазах у детей сама наряжаюсь в бабушку, разговариваю за зверей разными голосами, приношу с собой разные игровые персонажи-петушка, ёжика, собачку Жучку . Введённая игровая мотивация побуждает детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества (отвечать на вопросы воспитателя, отгадывать
Большое значение для развития речи малышей играет специальная организация предметно - развивающей среды.
В нашей группе есть подбор книг с фольклорными произведениями, книги - раскладушки, атрибуты для театрализации, персонажи пальчикового театра, наборы сюжетных картинок и дидактических игр по сказкам, образные игрушки, народные музыкальные инструменты. Всё это даёт детям возможность самостоятельно учиться, повышает их активность и уровень познавательно-речевого развития.
В папке-передвижке помещены консультации «Устное народное творчество - как средство развития речи», «Детский фольклор».
В результате проделанной работы я отметила, что к концу года у большинства детей улучшилось звукопроизношение, что дети умеют отвечать на несложные вопросы, свободно общаются со взрослыми и сверстниками, пользуются формами речевого этикета, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Дети знают стихи, потешки, песенки, сказки и с удовольствием их рассказывают и поют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования воспитателя 1 младшей группы «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
Активизация речевой деятельности детей раннего возраста с помощью произведений русского фольклора, развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей малышей на основе устного нар...
Самообразование: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
Самообразование: «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет»....
План самообразования воспитателя 1 младшей группы «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
quot; Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет"...
План самообразования воспитателя «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 2-3 лет».
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия лите...
Отчет по самообразованию по теме " Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой деятельности у детей 2-3 лет"
Русское народное творчество не перестаёт удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой.Родная речь,звучащая в сказках,выразительные интонации русской песни,с которой встречается ребенок с м...
План самообразования «Малые фольклорные жанры как средство активизации речевой активности у детей 1,5-3 лет».
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повыша...