Педагогический проект "Театр-волшебная страна"
проект (подготовительная группа)
Педагогический проект "Театр-волшебная страна" для детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ»
НАЗВАНИЕ: «ТЕАТР – ВОЛШЕБНАЯ СТРАНА!»
Руководитель проекта: Пронина Вера Николаевна, музыкальный руководитель Детского сада № 5 города Костромы
Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели и воспитанники подготовительной к школе группы, и их родители (законные представители), социум.
Пояснительная записка
Театр – это волшебный мир! Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.
Б.М. Теплов
Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!
Театрализованная деятельность – это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.
Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.
Дети, испытывающие трудности психологического плана, скованные в общении с окружающими, неуверенные в себе и своих возможностях, ранимые, часто испытывающие тревожность, страх, нуждаются в особом внимании.
Наблюдая за такими детьми, мы пришли к выводу, что театрализованная деятельность помогает им раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, самореализоваться, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир.
Важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности, через образы, краски, звуки, музыку, а также активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
В условиях апробации ФГОС ДО мы опирались на один из основных принципов дошкольного образования: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Концепция дошкольного воспитания ориентирована на формирование базиса личностной культуры. От того, каким было детство ребёнка, зависит его мировоззрение, отношение к действительности.
Театрализованная деятельность развивает у ребенка способность к творчеству в любой области, помогает социализироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т. е. формирует целевые ориентиры, заложенные в ФГОС ДО.
В работе с детьми по организации театрализованной деятельности мы опирались на работы современных педагогов: М.Д. Маханеву, Л.В. Артемову, Т.Н. Доронову, Е.В. Мигунову, в которых рассмотрены виды театров, особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, атрибуты, конспекты занятий.
Актуальность проекта обусловлена тем, что воспитанники и их родители уделяют недостаточное внимание к театрализованной деятельности. Умения детей в «творческом мастерстве» мало сформированы, присутствуют проблемы со звукопроизношением, словарным запасом, навыком связной речи. В предметной среде скудный ассортимент театральных костюмов, масок, атрибутов.
Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, активизирует словарь, совершенствует звуковую культуру речи.
Описание работы
Данный проект включает в себя план реализации по всем видам деятельности дошкольников старшего возраста, подборку художественных произведений, инсценировок, сценариев, консультаций, презентационных материалов, обыгрывание мини-сценок, список литературы.
В проекте описаны формы работы над выразительностью реплик персонажей. Изложенные методики направлены на развитие артистических способностей, творчества воспитанников, активизацию и обогащение словаря, развитие культуры речи.
Результатом деятельности в нашем дошкольном учреждении являются следующие музыкально-театрализованные представления, постановки:
- музыкально-театрализованного представления «Дорога в Теремок» для дошкольных учреждений города Костромы, в рамках муниципального конкурса «Светящийся карнавал»;
- музыкально-театрализованного представления «Чудесное превращение Федоры» для младших дошкольников, родителей и педагогов дошкольных учреждений города Костромы, в рамках муниципального конкурса «Театральная весна»
- музыкально-театрализованного представления «Красная шапочка на новый лад» для младших дошкольников, родителей и педагогов дошкольных учреждений города Костромы, в рамках муниципального конкурса «Театральная весна»
- музыкально-театрализованной сказки «Береги соседей наших, и природа станет краше!» для младших дошкольников, родителей и педагогов дошкольных учреждений города Костромы, в рамках муниципального конкурса «Театральная весна»
Проект представляет большой интерес как для педагогов, так и для родителей (законных представителей) воспитанников, интересующихся театрализованной деятельностью.
Рецензия
на проект «Театр – волшебная страна!»
Актуальность данного проекта связана с тем, что дети знакомятся с
окружающим миром во всем его многообразии через образы, сказочных персонажей, роли которых они играют.
Проект направлен на развитие артистических способностей дошкольников старшего возраста через театрализованную деятельность, на исследование позитивного влияния сказок, потешек и использование их в самостоятельной деятельности.
Новизна проекта в том, что именно театрализованная деятельность одновременно позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования художественно-эстетического, нравственного, интеллектуального воспитания, выразительности речи ребенка.
Практическая ценность проекта заключается в том, что включает ожидаемый результат:
- 75% семей воспитанников приняли самое непосредственное участие в реализации проекта на протяжение всего периода;
- у участников проекта сформирован стойкий интерес к театрализованной деятельности, повысился уровень развития актерских способностей.
Проект разработан с учетом возрастных особенностей участников, отвечает современным требованиям ФГОС ДО.
Организация театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста строится на следующих формах: игровой, познавательной, наглядной, словесной, практической.
Материалы проекта соответствуют специфики дошкольного образования: развивают коммуникативные навыки, обеспечивают самовыражение личности ребёнка в творческо-продуктивной, театрализованной деятельности; способствуют развитию художественных способностей, творческого потенциала личности; помогают воспитанникам почувствовать себя успешными; создают социокультурную среду общения.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса: педагогов, воспитанников и их родителей (законных представителей), учреждений социума (Костромской кукольный театр, театр «Чемоданчик»), можно оценивать успешную реализацию проекта.
Данный материал систематизирован, признан актуальным, соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и рекомендуется для использования в педагогической деятельности в учреждениях дошкольного образования.
Название проекта: «Театр – волшебная страна!»
Руководитель проекта: Пронина Вера Николаевна, музыкальный руководитель Детского сада № 5 города Костромы
Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели и воспитанники подготовительной к школе группы, и их родители (законные представители), социум.
Тип проекта: информационно-творческий
Продолжительность проекта: сентябрь 2015 г. – май 2019 г.
По характеру контактов (степени охвата): в рамках Детского сада № 5 города Костромы и учреждений города Костромы
Цель проекта: Познавательное и творческое развитие участников проекта посредством формирования интереса к театру и совместной театрализованной деятельности
Задачи проекта (по образовательным областям в соответствии ФГОС дошкольного образования):
Социально-коммуникативное развитие:
- стимулировать участников проекта к практической готовности в оказании помощи при организации театральной деятельности;
- воспитывать культуру общения взрослых и детей: эмоциональные состояния, личностные качества, уважения к себе, положительные взаимоотношения в процессе совместной деятельности, оценка поступков в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе
Познавательное развитие:
- развивать интерес к разным видам театра, профессиям людей, связанных с театрализованной деятельностью (актёр, режиссёр, костюмер, кассир, звукооператор и пр.);
- развивать умения наблюдать за явлениями природы, поведением человека и животных, для передачи конкретного образа, выделяя характерные черты, присущие только ему
Речевое развитие:
- развивать речевую активность детей;
- содействовать развитию монологической и диалогической речи;
- обогащать словарь: образные выражения, сравнения, эпитеты, синонимы, антонимы;
- формировать умение воспринимать художественное слово и понимать его значение;
- способствовать овладению выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами)
Художественно-эстетическое развитие:
- развивать у детей устойчивый интерес к театрализованной деятельности, импровизации, музыке, фольклору;
- развивать артистизм, навыки сценического воплощения, воображение, мышление, фантазию;
- формировать элементарные представления о видах искусства;
- стимулировать у воспитанников развитие творческой, поисковой и самостоятельной активности, средствами театрального искусства;
- приобщать родителей к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов, разных видов театра для обогащения развивающей среды
Физическое развитие:
- развивать умение согласовывать действия и сопровождающую их речь;
- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, исполнение основных видов движений
Новизна проекта:
Новизна проекта в том, что именно театрализованная деятельность одновременно позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования художественно-эстетического, нравственного, интеллектуального воспитания, выразительности речи ребенка.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир природы и предметов.
Активно применяются в работе с воспитанниками и их родителями информационно-коммуникативные технологии: использование презентаций, просмотр мультфильмов, видеоуроков.
Разработанный проект является инновационным и может быть рекомендован педагогам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.
Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка, помогает преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, робость, зажатость, сплачивает детей внутри группы.
Формы и методы реализации проекта:
деятельность с воспитанниками | |
Практический метод: | практические задания, постановка сказок, организация выставок, викторины, творческие работы, презентации по теме проекта, праздники, утренники, тематические встречи, конкурсы, викторины, игры-драматизации, театрализованные игры, посещения театров, библиотек, выставок |
Словесный метод: | беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ, слушание музыкальных произведений по теме проекта |
Наглядный метод: | наглядно-иллюстративный материал, подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театрализованной деятельности, демонстрация мультфильмов и видеофильмов, показ театрализованных представлений для детей младшего дошкольного возраста, приглашенных гостей |
деятельность с педагогами | |
Практический метод: | анкетирование, контроль, консультации, обмен опыта через семинары, мастер-класс пр., совместные досуговые мероприятия, практические задания, организации выставок, конкурсов по теме проекта, посещения театров |
Словесный метод: | беседы, консультации, советы, рекомендации |
Наглядный метод: | информационно-наглядные стенды, папки-раскладушки, размещения материалов на сайте ДОУ |
сотрудничество с родителями (законными представителями) | |
Практический метод: | анкетирование, собрания, консультации, совместные досуговые мероприятия, практические задания, организация выставок, конкурсов по теме проекта |
Словесный метод: | беседы, консультации, советы, рекомендации |
Наглядный метод: | информационно-наглядные стенды, папки-раскладушки, размещения материалов на сайте ДОУ |
Ожидаемый результат:
для воспитанников |
|
| |
| |
для педагогов |
|
| |
| |
| |
для родителей |
|
|
Материально-техническое обеспечение:
- информационно-наглядный материал: иллюстрации, репродукции, портреты, презентации, дидактически-игровой материал, атрибуты, оборудование, костюмы;
- музыкальные инструменты;
- музыкальный центр;
- ноутбук;
- проектор, экран;
- фонотека аудио-видео материалов;
- цветной принтер
Заключение
Проект реализуется с 2015 года. Можно поделиться итогами подготовительного и частично практического этапов:
- воспитанники стали больше проявлять активности, инициативы в театрализованной деятельности;
- у детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца);
- воспитанники стали более эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи;
- у детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи, мимике, жесте);
- у детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории, сочинять танцы и т.д.;
Промежуточным результатом инновационного проекта можно считать возросшую активность воспитанников, их родителей, педагогов участвовать в городских и региональных конкурсах, фестивалях: «Театральная весна», «Поэтическая семья», «Кострома Преподобного Никиты».
У детей появились позитивные изменения, которые можно сравнивать
по результатам промежуточной педагогической диагностики по развитию творческих способностей в театрализованной деятельности.
Обобщён опыт работы среди коллег ДОУ «Формирование творческих
способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1 этап (сентябрь-октябрь) - подготовительный
Мероприятия | Время проведения | Ответственные |
| сентябрь | заведующий |
| сентябрь | воспитатели |
| сентябрь | воспитатели |
| октябрь | Творческая группа |
| октябрь | Творческая группа |
| постоянно | воспитатели родители |
2 этап (ноябрь-апрель) – основной
Деятельность с воспитанниками
Мероприятия | Время проведения | Ответственные |
«Театральная азбука» | ||
| в течение проекта | муз. руководитель ст. воспитатель, воспитатели |
| ноябрь | ст. воспитатель, муз. руководитель воспитатели театр кукол |
| декабрь | |
| январь | |
| февраль | |
«Театральный калейдоскоп» | ||
| в течение проекта | ст. воспитатель, муз. руководитель воспитатели театр кукол родители |
Деятельность с педагогами
Мероприятие | Время проведения | Ответственные |
| по плану | ст. воспитатель Рабочая группа |
| в течение проекта | муз. руководитель |
| Творческая группа | |
| муз. руководитель | |
| муз. руководитель | |
| участники проекта |
Сотрудничество с родителями
Мероприятия | Время проведения | Ответственные |
| в течение проекта | воспитатели |
| воспитатели | |
| воспитатели | |
| родители | |
| родители | |
| воспитатели | |
| муз.руководитель |
3 этап (май) – заключительный
Мероприятия | Время проведения | Ответственные |
| 2016 | ст. воспитатель, муз. руководитель воспитатели |
| 2017 | ст. воспитатель, муз. руководитель воспитатели |
| 2018 | ст. воспитатель, муз. руководитель воспитатели |
| 2019 | ст. воспитатель, муз. руководитель воспитатели |
| май | воспитатели |
| май | воспитатели |
| май | Рабочая группа |
| июнь | Рабочая группа |
| июнь | Рабочая группа |
| в течение проекта | ответственный за сайт |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое мероприятие "В стране дорожных знаков"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улице города. В это мероприятие включены социо-игровые методы, загадки, игры на внимание, конкурсы...
Педагогический проект "В стране музыкальных инструментов"
Проект разработан для старшей группы и расчитан на 5 месяцев. работа проходила в три этапа: подготовительный, практический и заключительный. В проекте использованы видеоролики из цикла " Лесной концер...
Педагогический проект "Испания - страна вечного праздника!" для детей старшего дошкольного возраста
ПЛАН ПРОЕКТА «Испания – страна вечного праздника!»Автор проекта: Пастухова Елена Ивановна Цель проекта: расширять представления детей об окружающем мире; воспитывать у детей интерес к культу...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ " В СТРАНЕ МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ"
ВРЕД МУЛЬТФИЛЬМОВ И ПОЛЬЗА...
Педагогический проект "В стране Вежливости"
Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится поздн...
педагогический проект "В стране сказочных елочек"
педагогический проект для детей 6-7 лет...
Психолого-педагогическое просвещение родителей «Страна понимания»
Психолого-педагогическое просвещение родителей «Страна понимания» Дата проведения 30.11.2016 г. в 17.00ч.1....