Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе Тема: "Волшебство бересты"
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспек для знакомства с русской культурой и бытом.Расширяем и уточняем представление детей о русской берёзе и бересты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebstvo_beresty.docx | 25.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной непосредственно - образовательной деятельности
по познавательному развитию
в старшей группе
Тема: "Волшебство бересты"
Воспитатель I квалификационной категории
Плотникова Анастасия Юрьевна
Санкт-Петербург
2019 г.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТИЯ: «Познавательно-исследовательская деятельность»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Цель: - расширить и уточнить представления детей о русской берёзе и бересты , о её удивительных особенностях, полезных свойствах.
-познакомить детей с полезными свойствами, и особенностями бересты.
- обогащать представления детей о мире предметов сделанных из бересты;
- расширить природоведческий словарь детей (чечевички)
- развивать творческие способности детей.
- воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Задачи:
Развивающие:
Развивать у детей познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, развивать эстетический вкус.
Познакомит со свойствами берёзы и её коры – бересты, в ходе экспериментальной деятельности (прочность, гибкость, многослойность).
Воспитывать осознанное отношение к эстетической и нравственной ценности природы и произведений народного творчества России.
Воспитывать интерес к народному искусству.
Обучающие:
Уточнять и конкретизировать представления детей о бересте, пластичном, легком и прочном материале, удобном для изготовления посуды и другой домашней утвари.
Познакомить обучающихся со свойствами берёзы и её коры – бересты ,строе-нием и использования её в быту. Дать представление о художественной ценности материала.
Обогащать словарь детей словами-прилагательными.
Материал:
Береста снятая с дерева, пенёк берёзовый, берестяные шкатулки , кузовок, лапоть, украшение , картина из бересты, стальная заострённая палочка, фотографии с письменностью на бересте.
Подготовительная работа:
Дети знакомятся с лиственными деревьями и песнями про берёзу.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Настасьей .На улице зима и я пришла к вам помочь натопить вашу печку.
Ребята как вы думаете с чем я к вам пришла?
Я принесла замечательных берёзовых дров. А где у вас печь?
Дети: Нет печки !У нас работают батареи.
Воспитатель:
А у нас в деревне дома отапливают дровами и самые лучшие из них это берёзовые, а растапливаем дрова берестой с поленца. Береста очень быстро разгорается и горит как спичка.
Вам знакомо слово «Береста»? (Ответы детей).
Как вы думаете зачем береста берёзе?( Ответы детей)
(Показ материала-бересты)
Береста-это верхний ,защитный слой у коры .Один из самых красивых и прочных материалов для изготовления разных предметов. Береста - это удивительно пластичный и теплый материал. Белый снаружи и золотисто-желтый изнутри. Недаром на Руси она была незаменима при изготовлении разных хозяйственно-бытовых предметов. Из бересты наши предки делали много полезностей .Но об этом я расскажу позже. Сейчас расскажу о самой бересте.
Давайте разглядим саму бересту. Потрогайте её.
Кора берёзы состоит из нескольких слоёв. Наружный слой – это береста, чистый и белый по всей площади которого имеются чёрточки.
Как вы думаете зачем береста берёзе?( Ответы детей)
Это защитный слой!
Как вы думаете зачем он –этот защитный слой? ( Ответы детей)
Эти чёрные чёрточки так называются чечевичками, через них берёза дышит, осуществляет газообмен. На зиму чечевички закрываются, заполняясь особым веществом. Береста состоит из тончайших слоёв, которые образуются в процессе роста дерева. Наружный слой шершавый и слоистый, а внутренний слой приятный как будто бархатный.
Таким образом, мы можем сказать, что береста – это чудо – материал: красивый, пластичный, прочный, лёгкий, а главное, обладает необыкновенной энергетикой. Об этом знали ещё наши прадеды.
В Новгороде была найдена берестяная книжка из 12 страниц, написанная в12 веке, молитва. Эти письма пролежали в земле более 800 лет и сохранились до наших дней.
- Вот мы с вами и выяснили, что это за материал такой – береста.
- А теперь поговорим о заготовке и хранении бересты.
Береста не продаётся в магазинах. Поэтому «заготовка бересты» - это то, без чего не обходятся.
Разглядываем пенёк берёзовый .Где ствол, кора, береста на нём.
Есть несколько правил заготовки бересты, которые нужно знать, чтобы не навредить природе:
1. Не нужно брать сырья больше, чем вы можно использовать .
2. Ствол должен быть ровным и гладким.
3. Бересту лучше собирать в конце весны, в начале лета. Когда соко-движение.
4. Выбираем дерево для снятия бересты которое пойдет на дальнейшую обработку. Например мебель ( табурет , стол) деревянные полы.
Снимать бересту можно несколькими способами:
1 способ - спиралью . По кругу отдирают бересту от ствола.
2 способ - пластование: делаем два надреза вокруг и надрез вдоль и лопаткой отделяем бересту от ствола.
3 способ – ско́лотень (цилиндр): спиливаем дерево чурбаки и длинным , тонким ножом отделяем бересту от ствола и выбивают осторожно.
- Вот мы и разобрали с вами способы заготовки бересты.
Давайте ребята с вами поиграем в старинную игру « Ручейок» , под песню «Во поле берёзка стояла».
А сейчас я вас приглашаю в небольшой музей берестяных изделий.
И поговорим о изделиях из бересты. Без бересты нашим предкам пришлось бы туго. Из неё делали предметы первой необходимости. Например: крыши домов, легкие летние жилища и лодки, поплавки для сетей, шляпы и лапти т.к. береста не промокает. Предметы бытовой утвари (туеса, короба, корзины, кошели), лапти, игрушки для детей. Использовали ее и как бумагу, о чем свидетельствуют берестяные грамоты, найденные в большом количестве в Новгороде среди древних вещей из бересты. Некоторые из них можно сделать прямо в лесу - это ковшики, ложки. Ковшики и посуду делали так искусно что хорошо воду держали и не пропускали не капельки.
Давайте опробуем налить воду в стаканчик из бересты. И мы увидим что вода не капает.
Хочу отдельно вас познакомить с таким не заменимым предметом как ТУЕС . В современном мире у нас есть термос , а раньше это был туесок. С ним ходили в поля работать и еда оставалась горячей или если надо холодной. Еда в нём могла долго храниться свежей благодаря свойствам коры. В нем солили грибы, квасят капусту, держат мед, сметану, ягоды, и ничего в туесе не портится.
Может быть, кто-то из вас знает предметы из бересты? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Ребята, давайте с вами повторим кто что запомнил про бересту. Скажите мне, пожалуйста, о чём мы с вами сегодня беседовали, с каким материалом познакомились?
Всё верно, мы познакомились с таким материалом, как береста.
- Что вы мне кратко можете рассказать о бересте?
- Кто может кратко сказать, как заготавливают бересту?
Молодцы, всё усвоили, занятие с вами было очень интересным.
- До свидания, до новых встреч. Мне было с вами очень приятно общаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной коррекционной группе по познавательному и речевому развитию «Игра по станциям».
Конспект полностью составлен по всем требованиям ФГОС....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: «Волшебство песка»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего возраста по теме «Волшебство песка»Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество»...
План-конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы компенсирующей направленности (ОНР) по теме «О зиме говорили – медвежат разбудили»
В плане-конспекте отражены коррекционно-развивающие задачи по активизации словарного запаса по теме "Зимние забавы", образованию дательного падежа существительных, формированию фонетико-фонематической...
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности "Путешествие в космос" для детей подготовительной группы
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности познавательно-речевой направленности "Путешествие в космос" для детей подготовительной группы с использованием технологий: ...
Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста комбинированной логопедической группы по теме «Весна»
Конспект непрерывной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста комбинированной логопедической группы по теме «Весна»...
Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие», тематический блок «Ознакомление с социальным миром»
laquo;Мир профессий»...
Методическая разработка конспекта непрерывной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Пропавшие краски»
Конпект НОД по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет....