Дополнительная программа «Юный шахматист» (для детей 6-7 лет)
рабочая программа (подготовительная группа)
Цели. создание условий для развития интеллектуально- творческой, одаренной личности через занятия шахматами.
Задачи. Познакомить с историей шахмат; обучение основам шашечной игры; обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры. Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности; сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику; формировать навыки запоминания. Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств; прививать навыки самодисциплины; способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки. Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий ( шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т. д.)Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами. Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_daudova_rahima_a.doc | 209 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО приказом МАДОУ «Чебурашка» от «25» сентября 2019г. №283 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
_________________________ направленности
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА КОГАЛЫМА «ЧЕБУРАШКА»
на 2019- 2020_ учебный год
Кружок «Юный шахматист»
(для детей 6-7 лет)
Составила:
Даудова Рахима Абдуллаевна
должность: воспитатель
МАДОУ «Чебурашка»
г. Когалым, 2019
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
- Целевой раздел
- Пояснительная записка:
- В детском саду происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать еѐ и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Обучение игры в шахматы способствует повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает целеустремлѐнность, терпение и характер. Введение шахматного кружка в ДОУ позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом обучения игры в шахматы становится деятельность ребят, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, различных дидактических игр и заданий, шахматных дидактических игрушек создание игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, использование приема обыгрывания учебных заданий. Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с дошкольного возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Кроме этого, начальное обучение игре в шахматы максимально просто и доступно дошкольникам.
Актуальность программы состоит в её востребованности, в требованиях современного общества к личности, которая должна быть всесторонне развита, чему и способствует игра в шахматы. Она развивает ребёнка умственно, развивает логическое мышление, воспитывает усидчивость, приучает к культурному проведению свободного времени, толерантному отношению к сопернику по игре и другим окружающим.
Цели. создание условий для развития интеллектуально- творческой, одаренной личности через занятия шахматами.
Задачи. Познакомить с историей шахмат; обучение основам шашечной игры; обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры. Развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности; сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику; формировать навыки запоминания. Бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств; прививать навыки самодисциплины; способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки. Способствовать освоению детьми основных шахматных понятий ( шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция, шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведенное на партию, т. д.)Познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами.
- Учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры.
- Ожидаемые результаты.
К концу учебного года дети должны знать: иметь представление о истории и происхождении шахмат; правила игры в шахматы; права и обязанности игрока; шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
К концу учебного года дети должны уметь: применять указанные знания на практике; концентрировать внимание, ценить время; играть в шахматы с удовольствием; ориентироваться на шахматной доске; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
Недельная нагрузка 1 час, 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Состав кружка - 15 детей. При проведении занятий большое внимание уделяется развитию личностных качеств учащихся, таких как логическое мышление, выдержка, дисциплина, терпение, находчивость.
- Содержательный раздел
Содержание программы.
Особенности содержания программы:
Процесс обучения необходимо сделать максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным. Ведь дошкольник обучается лишь в той мере, в какой она становится его собственной программой. А это значит, что занятия должны увлекать ребенка, строиться на свойственных детям-дошколятам потребностях и интересах, на использовании “дошкольных” видов деятельности. Именно действие – способ познания ребенком окружающего мира. И если мы хотим, чтобы ребенок что-то всерьез усвоил, мы должны воплотить это в деятельность самого ребенка. И, что также важно для наших целей, что ведущей деятельностью дошкольников является игра.
Отведение нескольких занятий для изучения каждой фигуры объясняется тем, что на первом занятии дается лишь краткая информация об особенности этой фигуры, ее возможностях, а закрепление хода обеспечивается при минимальном количестве других фигур. На следующих занятии возможности этой же фигуры рассматриваются во взаимодействии с большим количеством своих и неприятельских фигур, а навыки и умения оперирования изучаемой фигурой всеми детьми доводятся до сравнительно высокого уровня, позволяющего в дальнейшем без затруднения перейти к изучению последующего материала.
Особое внимание следует уделить шахматным играми и отработке шахматных упражнений, выполнение которых способствует не только закреплению пройденного материала, но и повышает интерес учащихся к шахматным занятиям. Такие занятия планируются после изучения крупных тем.
Особую трудность представляет усвоение учащихся понятия «мата» и «пата», то есть того, без чего шахматная партия не имеет смысла. В первый год обучения дети получают лишь общее представление об этих понятиях. На втором году обучения этому моменту программы уделяется гораздо большее внимание. Для разъяснения этих понятий педагог подбирает как можно больше матовых и патовых позиций и применяет разнообразные формы. Одной из эффективных форм этой работы является коллективное, групповое и индивидуальное придумывание таких позиций самими учащимися.
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
- Описание форм и методов проведения занятий.
Словесный метод даёт возможность передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути его решения.
Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. При использовании игрового метода за воспитателем сохраняется ведущая роль: он определяет характер и последовательность игровых и практических действий.
Наглядный - один из основных, ведущих методов дошкольного образования. Ведущая роль этого метода связана с формированием основного содержания знаний дошкольников – представления о предметах и явлениях окружающего мира. Наглядный метод соответствует основным формам мышления дошкольника. Наглядность обеспечивает прочное запоминание. Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход.
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения
1.Теоретические занятия
2.Практическая игра.
3.Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
4.Дидактические игры и задания, игровые упражнения.
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:
1. При знакомстве с шахматными фигурами.
2. При изучении шахматной доски.
3. При обучении правилам игры;
- Перспективное планирование деятельности.
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Октябрь | «Чтение сказки о шахматах». | Рисуем шахматные фигуры. | «Удивительные клетки». | «Нарисуем доску». |
Ноябрь | «Продолжаем знакомство». | «Что мы видим на доске». | «Обозначения на доске». | «Поиграем». |
Декабрь | «Шахматные игры». | «Пешка». | «Куда бегут пешки». | "Пешечная дорожка" |
Январь | «Ход пешкой». | «Правила пешки». | «Правила пешки». | «В стране шахматных чудес». |
Февраль | «Ладья». | «Правила ладьи». | "Ход пешки против ладьи». | «Загадки шахматной шкатулки». |
Март | «Слон». | «Правила игры со слоном». | «Какие бывают фигуры (слоны)?» | Игра «Шахматный мешочек». |
Апрель | «Шахматная арифметика». | «Найди фигуре место». | «Новые правила игры». | «Шахматная фигура - ферзь». |
Май | «Правила ферзя». | «Правила шахматного поведения». | Вопросы из «Шахматной коробки». | «Угадай, назови». |
- Критерии и формы оценки качества знаний.
Высокий уровень - ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. Делает правильные ходы, направленные на то, чтобы напасть на фигуру противника, ограничить ее подвижность, вывести из - под удара.
Средний уровень - ребенок самостоятельно ведет шахматную партию. В игре допускает ошибки, некоторые фигуры остаются незадействованными.
Низкий уровень - ребенок не может вести игру
- Организационный раздел
Реализация программы шахматного кружка «Юный шахматист» требует наличия кабинета. Учебный кабинет со столами и стульями, который соответствует санитарным нормам и правилам для полного состава группы.
Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете содержательно-насыщенна, трансформируема, полу функциональна, вариативна, доступна и безопасна, и эстетически-привлекательна.
Материально-техническое обеспечение Программы
шахматные столы;
настольные шахматы разных видов;
демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
шахматные часы;
дидактические игры для обучения игре в шахматы;
наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты);
шахматы напольные;
автоматизированное рабочее место тренера;
электронные образовательные ресурсы (обучающие видео курсы, презентации, обучающие и игровые шахматные программы);
книжно-печатная шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и д.п.)
комплект методической литературы.
- Учебный план.
Наименование | День недели | Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
Кружок «Юный шахматист» | Пятница | 1 | 4 | 32 |
- Список детей.
------------------------
- Условия реализации образовательной программы (РППС).
- Список литературы.
- 1. И. Г. Сухин «Шахматы для маленьких» (книга – сказка для совместного чтения родителей и детей), Москва, издательство АСТ, 2016г. 2. А. Трофимова «Учебник юного шахматиста», издание пятое, Ростов – на – Дону, Феникс, 2016г. 3. Н. Петрушина «Шахматный учебник для детей», серия «Шахматы», Ростов –на- Дону, Феникс, 2016г
Вольф П. «Шахматы. Шаг за шагом» - 2003 г. – М.; ЗАО НПП «Ермак».
«Внешкольник» №8/2004 г., с. 2 – 4 «О развитии шахматного образования в системе образования РФ».
Костров В., Давлетов Д. «Шахматный учебник» - 2005 г. – С.-П.; издательский дом «Литера», 1 и 2 часть.
Костров В., Давлетов Д. «Рабочая тетрадь к шахматному учебнику» - 2005 г. – С.-П.; издательский дом «Литера».
Костров В., Давлетов Д. «Уроки шахмат» - 2006 г. – М.; ООО «Издательство Астрель».
Петрушина Н.М. «Шахматный учебник для детей» - 2008 г. – Ростов-на-Дону; «Феникс».
Пожарский В. «Школа шахмат» - 2008 г. - Ростов-на-Дону; «Феникс».
- Рекомендуемая литература для воспитанников:
Вольф П. «Шахматы. Шаг за шагом» - 2003 г. – М.; ЗАО НПП «Ермак».
Костров В., Давлетов Д. «Шахматный учебник» - 2005 г. – С.-П.; издательский дом «Литера», 1 2 часть.
Костров В., Давлетов Д. «Рабочая тетрадь к шахматному учебнику» - 2005 г. – С.-П.; издательский дом «Литера».
Костров В., Давлетов Д. «Уроки шахмат» - 2006 г. – М.; ООО «Издательство Астрель».
Петрушина Н.М. «Шахматный учебник для детей» - 2008 г. – Ростов-на-Дону; «Феникс».
Пожарский В. «Школа шахмат» - 2008 г. - Ростов-на-Дону; «Феникс».
- Тематический план.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
реализации программы кружка «Юный шахматист» в 2019- 2020 учебном году
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Планируемая дата реализации | Фактическая дата реализации |
«Чтение сказки о шахматах». | Знакомство с историей появления шахмат. | 04.10.2019 | ||
Рисуем шахматные фигуры. | Развитие логического мышления. | 11.10.2019 | ||
«Удивительные клетки». | Познакомить детей с шахматной доской. | 18.10.2019 | ||
«Нарисуем доску». | Учить штриховать косыми линиями черные поля. | 25.10.2019 | ||
«Продолжаем знакомство». | Сравнить косые и прямые линии: каждая прямая линия состоит из 8-ми полей, у косых – от 2-х до 8-и полей. | 08.11.2019 | ||
«Что мы видим на доске». | Познакомить с горизонтальными линиями и их обозначением. Закрепить цифры от 1 до 8. | 15.11.2019 | ||
«Обозначения на доске». | Познакомить детей с вертикальными линиями и их буквенным обозначением. | 22.11.2019 | ||
«Поиграем». | Учить правильно показывать вертикальные, горизонтальные, диагональные линии. | 29.11.2019 | ||
«Шахматные игры». | Учить хорошо ориентироваться на шахматной доске, используя игры: «Разложи на доске», «Составь доску», «Шахматное лото», «Пройди и назови поле». | 06.12.2019 | ||
«Пешка». | Познакомить детей с пешкой - она не является фигурой. | 13.12.2019 | ||
«Куда бегут пешки». | Закреплять знакомство детей с пешками, на каких полях они стоят, называть их. | 20.12.2019 | ||
"Пешечная дорожка" | Учить расставлять пешки на скорость, называя вслух поля. | 27.12.2019 | ||
«Ход пешкой». | Учить , как пешка бьет пешку противника (наискосок, влево или вправо по диагонали). | 10.01.2020 | ||
«Правила пешки». | Познакомить детей с пешечными заповедями. | 17.01.2020 | ||
«Правила пешки». | Закрепить знания о том, как ходит пешка. | 24.01.2020 | ||
«В стране шахматных чудес». | Учить хорошо ориентироваться на шахматной доске. Закрепить правила хода пешки. | 31.01.2020 | ||
«Ладья». | Познакомить детей с новой фигурой – ладьей. Показать, что при записи она обозначается большой буквой «Л». Развивать внимание, интерес к игре в шахматы. | 07.02.2020 | ||
«Правила ладьи». | Познакомить с шахматной фигурой – ладья, с еѐ правилами ходьбы. Воспитывать усидчивость, терпеливость. | 14.02.2020 | ||
"Ход пешки против ладьи». | Учить детей решать шахматные позиции. | 21.02.2020 | ||
«Загадки шахматной шкатулки». | Воспитывать усидчивость, терпеливость. | 28.02.2020 | ||
«Слон». | Познакомить детей со слоном, его обозначением и расположением. | 06.03.2020 | ||
«Правила игры со слоном». | Закрепить место слона в начальном положении. | 13.03.2020 | ||
«Какие бывают фигуры (слоны)?» | Закрепить с детьми понятия: чернопольные и белопольные слоны. | 20.03.2020 | ||
Игра «Шахматный мешочек». | Закрепить знания о шахматных фигурах, их правилах ходьбы. | 27.03.2020 | ||
«Шахматная арифметика». | Закрепить правила ходьбы пешки, ладьи и слона, на правильную и быструю их расстановку на исходную позицию, | 03.04.2020 | ||
«Найди фигуре место». | Продолжать учить правильно и быстро расставлять шахматы на исходную позицию, называя вслух поля, на которые они ставятся. | 10.04.2020 | ||
«Новые правила игры». | Учить, как спастись от слона, если он напал на пешку или ладью, почему слона называют легкой фигурой, а ладью – тяжелой? | 17.04.2020 | ||
«Шахматная фигура - ферзь». | Познакомить с фигурой - ферзь. | 24.04.2020 | ||
«Правила ферзя». | Расширить знания о ферзе: правила его поведения на шахматной доске. Развивать сообразительность, находчивость. | 08.05.2020 | ||
«Правила шахматного поведения». | Закрепить полученные знания на предыдущих занятиях. | 15.05.2020 | ||
Вопросы из «Шахматной коробки». | Учить назвать (по - шахматному) адрес дома, где «живет» фигура. | 22.0.2020 | ||
«Угадай, назови». | Учить овладевать шахматной игрой | 29.05.2020 |
ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
города Когалыма «Чебурашка» в 2019- 2020учебном году
(кружок «Юный шахматист»)
№ | Код ребенка | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ | ДЕКАБРЬ | ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ | МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВОСПИТАТЕЛЬ:
_____________/_______________________
подпись расшифровка подписи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная программа "Говорушкины" для детей с СНР 1 уровня
Дополнительная программа (в рамках кружка) "Говорушкины" для детей -5 - 7 лет с СНР 1 уровня...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная программа "Оригами" для детей 5-6 лет.
Дополнительная программа...
Дополнительная программа "Звуковичок" для детей 5-6 лет.
Дополнительная программа "Звуковичок" для детей 5-6 лет....
"Нескучный оркестр" Дополнительная программа по обучению детей игре на диатонических колокольчиках
Дополнительная программа по обучению детей игре на диатонических колокольчиках...
Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»
Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья....
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Инженерики» для детей 5-7 лет
Всероссийская общественная организация содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России».Игровые практики в реализации парциальной модульной обр...