Взаимодействие с семьей в России и в разных странах
консультация

Свиркова Ирина Евгеньевна

В современной дошкольной педагогике проблема организации взаимодействия ДОУ и семьи является остро актуальной. Успех в развитии, воспитании и образовании дошкольников во многом определяется эффективностью этого процесса. Педагогам и родителям важно взаимодополнять, понимать и уважать потребности и особенности друг друга.

Это диктует необходимость непрерывного поиска нового содержания, форм и методов организации взаимодействия. Важным здесь выступает ориентир на сотрудничество, сотворчество, конструктивное партнерство.

На сегодняшний день в условиях открытого информационного пространства обновление содержания взаимодействия детского сада и семьи целесообразно проводить на основе изучения и интеграции зарубежного опыта. В этом плане особенно интересным для российских педагогов представляется система работы британских и германских коллег.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx2.05 МБ
Microsoft Office document icon kons.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №12 «Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным Осуществлением деятельности по физическому воспитанию г. Кингисеппа» Консультация «Взаимодействие детского сада в России и разных странах » Выполнила: воспитатель И. Е. Свиркова Кингисепп 2019г.

Слайд 2

«Воспитывает все: люди, вещи , явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги .» (А . С. Макаренко )

Слайд 3

Процесс взаимодействия педагогов и родителей в Великобритании базируется на выделении основных проблемных зон: несовпадение ожиданий педагогов и родителей в ходе сотрудничества ; опасение чрезмерного контроля за воспитательно -образовательным процессом со стороны родителей, их оппозиционных настроений; конфликт ценностей семей и подходов педагогов.

Слайд 4

У словия эффективного взаимодействия детского сада и семьи Наличие активной позиции родителей, интереса к процессу взаимодействия . Наличие максимально полной информации о семье ребенка, его жизни вне образовательного учреждения .

Слайд 5

Средства для оптимизации и организации сотрудничества с родителями Определение оптимального времени общения педагогов с родителями, наличие желания и возможности у сторон использовать его также значимо для организации взаимодействия . Доброжелательный настрой педагога способствует сокращению времени адаптации сторон друг к другу, открытости взаимодействия, бесконфликтному общению, направленному на совместное решение обсуждаемых проблем . Хорошая репутация педагога напрямую связана с созданием обстановки доверия, осознания значимости и полезности взаимодействия.

Слайд 6

Основные формы работы взаимодействия детского сада и семьи Формирование родительских активов Родительские вечера Организация досуговой деятельности Размещение информации для родителей Привлечение проблемных групп родителей «Горячая телефонная связь» Индивидуальные консультации для родителей

Слайд 7

Взаимодействие ДОУ с семьей в Германии Родители имеют свободный доступ в пространство ДОУ : Завтрак с родителями Родительское кафе, родительский вечер Праздники Дни рождения Экскурсии детей на рабочие места родителей

Слайд 8

Основные формы работы взаимодействия детского сада и семьи В уставных документах детского сада постулируется сотрудничество родителей и сотрудников детского сада как неотъемлемая составляющая успешной помощи и поддержки ребенка. Сотрудничество построено на добровольной основе. Родители имеют возможность присоединиться к той или иной активности, заявить свой проект. Детский сад создает условия для общения родителей между собой, стимулирует разные формы родительской самоорганизации. Детский сад открыт для новых начинаний и предложений родителей. Он инициирует родительское самоуправление. Детский сад приветствует включение в свою жизнь не только родителей, но и всей семьи — младших и старших братьев и сестер, других родственников, соседей. Сотрудничество построено на добровольной основе, открыто для изменений, предполагает активность с двух сторон.

Слайд 9

Успешное взаимодействие детского сада с семьей в России возможно лишь в том случае, если: Взаимное информирование о ребенке и разумное использование полученной информации педагогами и родителями в интересах детей. Общение с родителями по поводу детей-важнейшая обязанность педагогического коллектива . Обеспечение открытости дошкольного образования: открытость и доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в пространство детского сада. Обеспечение максимального участия родителей в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях, образовательном процессе, в решении организационных вопросов и пр.) Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи .

Слайд 10

«Союз педагогов и родителей-залог счастливого детства» -основной принцип взаимоотношения семьи ДОУ.

Слайд 11

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Взаимодействие детского сада и семьи в России и в разных странах»


В современной дошкольной педагогике проблема организации взаимодействия ДОУ и семьи является остро актуальной. Успех в развитии, воспитании и образовании дошкольников во многом определяется эффективностью этого процесса. Педагогам и родителям важно взаимодополнять, понимать и уважать потребности и особенности друг друга.

Это диктует необходимость непрерывного поиска нового содержания, форм и методов организации взаимодействия. Важным здесь выступает ориентир на сотрудничество, сотворчество, конструктивное партнерство.

На сегодняшний день в условиях открытого информационного пространства обновление содержания взаимодействия детского сада и семьи целесообразно проводить на основе изучения и интеграции зарубежного опыта. В этом плане особенно интересным для российских педагогов представляется система работы британских и германских коллег.

В Великобритании накоплен обширный опыт конструирования сотрудничества педагогов и родителей на основе осознания его значимости, использования в единстве традиционных и инновационных форм.

Процесс взаимодействия педагогов и родителей в Великобритании базируется на выделении основных проблемных зон, а именно:

  • несовпадение ожиданий педагогов и родителей в ходе сотрудничества;
  • опасение чрезмерного контроля за  воспитательно-образовательным процессом со стороны родителей, их оппозиционных настроений;
  • конфликт ценностей семей и подходов педагогов.

Понимание этих и других проблемных зон позволяет выделить условия эффективного взаимодействия детского сада и семьи, среди которых ключевыми в Великобритании является наличие:

  • активной позиции родителей, интереса к этому процессу;
  • максимально полной информации о семье ребенка, его жизни вне образовательного учреждения.

Британские педагоги осознают важность семейного окружения, его уклада, т. к. это максимально естественная среда для развития и воспитания ребенка. В британском обществе уделяется особое внимание индивидуальности каждой семьи, ее традициям, нравственным и моральным ценностям. В то же время осознание ответственности за воспитательные воздействия лежит и на родителях, и на педагогах. Поэтому наличие максимально полной информации о семье ребенка, его жизни вне образовательного учреждения также крайне значимо.

Для британских педагогов в вопросах организации сотрудничества с родителями очень важен подбор средств для его оптимизации.   Ключевыми из них являются:

-Определение оптимального времени общения педагогов с родителями, наличие желания и возможности у сторон использовать его также значимо для организации взаимодействия. Для этого предварительно составляется перечень вопросов и пожеланий, позволяющих эффективно использовать это средство.

-Доброжелательный настрой педагога способствует сокращению времени адаптации сторон друг к другу, открытости взаимодействия, бесконфликтному общению, направленному на совместное решение обсуждаемых проблем.

-Хорошая репутация педагога напрямую связана с созданием обстановки доверия, осознания значимости и полезности взаимодействия.

В британской системе дошкольного образования для организации конструктивного взаимодействия и решения вышеуказанных и других задач активно используются разнообразные формы:

  • Формирование родительских активов-  налаживание конструктивных взаимоотношений родителей с педагогами.
  • Родительские вечера - организация встреч с родителями для ознакомления их с успехами и неудачами детей, особенностями обучения и воспитания в детском саду.
  • Организация досуговой деятельности - организация и проведение праздников, развлечений с участием родителей и детей.
  • Размещение информации для родителей - предоставление информации для родителей в виде писем, брошюр, объявлений в специально отведенных местах.
  • Привлечение проблемных групп родителей - организация специфических встреч и других мероприятий с проблемными родителями: матерями-одиночками, молодыми родителями, иммигрантами и пр.
  • «Горячая телефонная связь» - организация оперативной связи между педагогами и родителями.
  • Индивидуальные консультации для родителей - организация бесед с каждым родителем в атмосфере внимательного и заинтересованного общения, предполагающих детальное обсуждение вопросов воспитания и развития ребенка.
  • Мероприятия, проводимые Ассоциацией родителей и педагогов - обеспечение прогресса в развитии детей на основе создания неформальных объединений родителей и педагогов.

Следует отметить, что британцы, как и все родители, интересуются успехами и проблемами своих детей и общаются на эту тему с педагогами.                                       Однако родительских собраний, в российском понимании этого мероприятия, здесь нет. Родителям каждого ребенка отводится 5–10 минут для индивидуального общения с педагогом.

Для системы российского образования может быть актуальным введение в практику работы индивидуальных консультаций, специальных встреч с родителями проблемных групп. Такие мероприятия будут способствовать укреплению взаимопонимания между сторонами, позволят повысить авторитет педагога, акцентировать внимание на значимости проблем каждого ребенка и его семьи.

Кроме того, педагогам стоит взять на заметку важность тщательного планирования времени, места и содержания взаимодействия с родителями, что также поможет оптимизировать этот процесс

Взаимодействие ДОУ с семьей в Германии является достаточно новым направлением для немецкой педагогики дошкольного образования. Ранее считалось, что родители нуждаются лишь в передаче информации об особенностях детей.

Включение родителей как активных, полноправных субъектов в жизнь детского сада получило свое развитие после введения в социальную практику системного подхода, который предполагает согласованную, не противоречивую поддержку в развитии ребенка и семьи, и ДОУ.                                                                  

Основной характерной чертой для всех детских садов в Германии является открытость к общению с родителями.

Большинство форм работы с родителями схожи с российскими, но при этом имеются и существенные различия.

 Детские сады стремятся быть привлекательными не только для родителей, но и для семьи в целом. Родители имеют свободный доступ в пространство ДОУ:

−  Завтрак с родителями — важное событие, к которому дети готовятся: делают небольшие подарки для родителей или мастерят украшения для декорирования стола, разучивают песни. В некоторых детских садах на завтрак с родителями приходят и младшие (старшие) братья и сестры;

Родительское кафе, родительский вечер -такие встречи — родительская инициатива. (Иногда они называются «встреча родителей-завсегдатаев»). Регулярность встреч различна: один-два раза в месяц, перед большими праздниками, в начале и в конце года. Детский сад в данном случае предоставляет лишь помещение (во всех детских садах предусмотрена отдельная комната, для встреч родителей). В этой же комнате родители находятся в период привыкания ребенка к детскому саду;

− Праздники- ключевое отличие от праздников в российских детских садах заключается в том, что праздники в немецких детских садах больше похожи на народные гуляния, пикник или встречу большой семьи. Подготовка к праздникам, прежде всего связана с распределением обязанностей (кто что приносит, кто что готовит, кто отвечает за раздачу напитков, а кто за зажигание фонарей и т.п.). Значительную часть этой деятельности берут на себя и выполняют родители;

Дни рождения - в некоторых детских садах есть возможность бесплатно в выходной день использовать территорию детского сада (лужайки, игровые площадки, песочницы, столы и навесы) и некоторые помещения (кухню, туалет) для проведения детского праздника. Родители вечером в пятницу получают ключ от детского сада у воспитателя, подписывают договор, в котором обязуются обеспечить порядок во время праздника, убрать территорию после него. Чаще всего сам праздник проходит в субботу днем. Родители устраивают соревнования, конкурсы, игры.                                                                            

Этот пример демонстрирует идею того, что пространство детского сада может быть привлекательным для всей семьи;

Экскурсии детей на рабочие места родителей. - родители часто приглашают детей к себе на работу. Благодаря таким экскурсиям они лучше узнают друзей своего ребенка, воспитателей. Да и контакт с собственным ребенком приобретает новое содержание. Безусловно, у ребенка появляется уникальная возможность гордиться своими родителями.

Основные формы совместной работы родителей и воспитателей детского сада Германии.

1. В уставных документах детского сада постулируется сотрудничество родителей и сотрудников детского сада как неотъемлемая составляющая успешной помощи и поддержки ребенка.

2. Сотрудничество построено на добровольной основе. Родители имеют возможность присоединиться к той или иной активности, заявить свой проект.

З. Детский сад создает условия для общения родителей между собой, стимулирует разные формы родительской самоорганизации. Он предоставляет помещение, необходимое оборудование (столы, стулья, проекторы, возможности для приготовления чая, кофе).

4. Детский сад открыт для новых начинаний и предложений родителей. Он инициирует родительское самоуправление (например, посредством введения в устав детского сада пункта об участии в принятии решений родительского комитета).

5. Детский сад приветствует включение в свою жизнь не только родителей, но и всей семьи — младших и старших братьев и сестер, других родственников, соседей.

6. Сотрудничество построено на добровольной основе, открыто для изменений, предполагает активность с двух сторон.

Отмечается, что родительское собрание может быть организовано не только воспитателями, но и родителями. Основная цель собрания – выработка единой позиции по оказанию своевременной поддержки для развития ребенка. Нередко на собрании обсуждаются вопросы планирования совместной деятельности. Собрание может проходить в формальной обстановке, а может быть организовано в форме чаепития или вечера рукоделия.

Подводя итог, можно отметить, что такой процесс взаимодействия детского сада и семьи является многоступенчатым и многоаспектным, тщательно продуманным и детализированным.

Успешное взаимодействие детского сада с семьей в России возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, что позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, а именно:

  • Взаимное информирование о ребенке и разумное использование полученной информации педагогами и родителями в интересах детей. Общение с родителями по поводу детей-важнейшая обязанность педагогического коллектива.
  • Обеспечение открытости дошкольного образования: открытость и доступность информации, регулярность информирования, свободный доступ родителей в пространство детского сада.
  • Обеспечение максимального участия родителей в образовательном процессе (участие родителей в мероприятиях, образовательном процессе, в решении организационных вопросов и пр.)
  • Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • Обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

«Союз педагогов и родителей-залог счастливого детства» -основной принцип взаимоотношения семьи ДОУ («Манифест воспитателей России»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература для детей 6-7 лет по разделам: "Произведения поэтов и писателей России"; "Произведения поэтов и писателей разных стран".

Сборник текстов художественных произведений для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе по прогамме "От рождения до школы" по разделам: "Произве...

Сценарий ко Дню независимости России Как много разных нас живет в России.

Разработка моя для среднего и старшего возраста.Сценарий с использованием ИКТ.Участвуют родители, дети и педагоги.Выступления семей со соими нароными танцами , песнями и стихами о республиках.Концовка...

Тема недели: «Дикие животные разных стран» Тема НОД: «Гости из разных стран» (заучивание стихотворения С. Маршака «Зебры»)

Помочь детям запомнить стихотворение; развивать умение читать его выразительно; вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность. Упражнять детей в правильном произношении звуков (в зв...

"Деды Морозы разных стран в России"

Сценарий новогоднего праздника для подготовительной группы детского сада...

Конспект логопедического занятия «Деньги разных стран» и «Старинные монеты России»

Составила и провела:учитель – логопед Косолапова Светлана СтепановнаЦель: знакомство дошкольников с денежными знаками разных стран.Задачи:образовательные: - познакомить с денежными знаками разны...