" Основные направления работы учителя-дефектолога в реабилитационном центре",учебно-методический материал
методическая разработка (младшая группа)
Основная задача этого направления – это прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших проблем. Выделяются два аспекта: психологический (изучение уровня умственного, речевого и моторного развития, межанализаторного взаимодействия, пространственно-временных представлений, характера произвольной деятельности) и педагогический (выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков, определение этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
insayt.zip | 130.58 КБ |
Подписи к слайдам:
Диагностическая работа специального педагога Основная задача этого направления – это прогноз возможных трудностей обучения на его начальном этапе, определение причин и механизмов уже возникших проблем. Выделяются два аспекта: психологический (изучение уровня умственного, речевого и моторного развития, межанализаторного взаимодействия, пространственно-временных представлений, характера произвольной деятельности) и педагогический (выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков, определение этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления )
Дефектологическое обследование детей с ОВЗ может проводиться с использованием стандартизированных методик (например, адаптированный вариант теста Г. Витцлака «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» ( Досмаева Г.Н., Лидерс А.Г., 1985), тест умственного развития младшего школьника (ТУРМШ) Е.М. Борисовой, В.П. Арсланьян (1999) и др.), а также с использованием практических материалов для проведения психолого-педагогического обследования детей, например, Забрамная С.Д. (1998); Забрамная С.Д., Боровик О.В., (2002) и др. Необходимым условием проведения обследования является соблюдение принципов и основных положений отечественной коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский , В.В. Лебединский, Б.Ф. Зейгарник и др.): комплексности, целостности, всесторонности, системности, динамичности.
Первичная диагностика Целью является определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Диагностическое исследование проводится в течение сентября (ориентировочные сроки 1-15 сентября). По его результатам происходит: определение оптимальных условий индивидуального развития, зачисление клиента на индивидуальные или групповые занятия. Дефектологом оформляется протокол обследования , индивидуальная карта развития ребёнка с ООП Динамическая диагностика Проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития ребенка. Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году (сентябрь-октябрь – май).
Протокол обследования ребенка Исследуемые параметры Зрительное восприятие : восприятие цвета, формы , величины, сюжетных картин, части и целого, сходства и различие изображений, наложенных и зашумленных изображений Ориентировка в пространстве и времени: ориентировка на себе, макроориентировка , микроориентировка , временные представления Развитие мелкой моторики: ручная умелость, графические навыки Ознакомление с окружающим и развитие речи: представления о себе и других людях, о профессиях, предметные представления , о природе, о явлениях общественной жизни Элементарные математические представления
Индивидуальная карта развития ребёнка с ООП I . Общие данные II. Анамнестические сведения III. Данные психолого-педагогического обследования 1. Психологические особенности 2. Работоспособность на занятиях 3. Некоторые типологические особенности 4. Особенности эмоционально-волевой сферы 5. Личностно-характерологические особенности
Тематическое планирование Ф.И.О. Дьякович Анастасия Богдановна Дата рождения: 04.06.2008г . Коррекционно - развивающая программа : работа с детьми 6-7 лет с ограниченными возможностями развития (нарушение зрения) Цель: формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений, коммуникативных способностей, моторики, пространственной ориентировки и всестороннее развитие психических процессов. Количество часов : 72 Сроки реализации: с 01.09.2014г. по 31.05.2015г. № Тема занятия (лексика \ математика) Количество часов Примечание 1 2 Диагностика 2 3 4 Диагностика 2 5 6 Начало осени. Изменения в жизни растений и животных осенью Числа от 1 до 10 1 1 Ориентировка на микроплоскости 7 8 Деревья и кустарники Количественные отношения: один, много, столько же 1 1 Тифлографика 9 10 Цвет предметов Образование числа 2 1 1 Развитие мелкой моторики 11 12 Растения огорода Образование числа 3 1 1 Развитие мелкой моторики 13 14 Фрукты и овощи Количество предметов 1 1 Ориентировка на макроплоскости 15 16 Овощи, фрукты, ягоды. Геометрические фигуры 1 1 Тифлографика
Программа для работы с детьми 4-7 лет с ограниченными возможностями развития Тип программы : модифицированная Срок реализации программы: 9месяцев Возраст клиентов : 4-7 лет Учитель-дефектолог: Ефимова С.В.
Особенности детей с ограниченными возможностями развития (ОВР) задержка психического развития, общая психическую незрелость, низкая познавательную активность во всех видах психической деятельности ребёнка особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы отставание в развитии лексической, семантической, фонетической стороны речи трудности ориентирования во времени и пространстве недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Коррекционно-развивающая программа Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями Тип программы: модифицированная Направление деятельности: развитие интеллектуальных способностей Срок реализации программы: 9 месяцев Возраст клиентов: от 4 до 12 лет Специалист: учитель-дефектолог Ефимова Светлана Викторовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления работы учителя-дефектолога
Чем мы занимаемся на занятиях дефектолога в средней группе...
Основные направления работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ в реабилитационном центре.
Статья посвящена основным формам и методам работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье подробно описываются задачи, принципы и направления работы специалистов по взаимод...
основные принципы работы учителя-дефектолога
данный материал предназначен для воспитателей, дефектологов, студентов...
Основные направления работы учителя-дефектолога в проекте Микрореабилитационный центр
В статье описывается работа учителя-дефектолога отделения ранней помощи в проекте "Микрореабилитационный центр на дому"...
Направления работы учителя-дефектолога в группе детей с ТМНР
Материал представлен в виде презентации для учителей дефектологов, работающих с детьми с ТМНР...
направление работы учителя-дефектолога
направление работы учителя-дефектолога...
Направления работы учителя-дефектолога
Диагностическое направлениеЦель обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков, в определении этапа, на котором эти трудности возникли, и условий их преодоления. Для...