ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: мини – музей «Мир музыкальных инструментов»
проект (старшая, подготовительная группа)

Полякова Оксана Викторовна

В настоящее время мир музыкальных инструментов стал очень  разнообразным и богатым - появилось огромное количество новых, видоизменились старые инструменты. Электроника также не обошла стороной мир музыки. Но как же редко современные дети видят и слышат это богатое разнообразие инструментов! Все чаще они с самого раннего детства слышат аудиозаписи, причем не очень хорошего качества. Современная облегченная музыка предполагает и облегченные оркестровки, выполненные на компьютере и предполагающие лишь имитацию звучания настоящих музыкальных инструментов. Большие концертные залы недоступны жителям маленьких городов. И в связи с этим дети знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во всем своем многообразии! Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_muzykalnyh_instrumentov_polyakova.docx485.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Радуга» (корпус «Ракета»)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема: мини – музей «Мир музыкальных инструментов»


http://dshisosnovka.ru/_nw/3/18071423.png

Выполнили:
                                                     музыкальный руководитель МКДОУ «Детский сад № 4 «Радуга» (корпус «Ракета»)
Полякова Оксана Викторовна;
                                                     музыкальный руководитель МКДОУ                             «Детский сад № 4 «Радуга» (корпус «Ракета»)                                           Ершова Людмила Ивановна

Аннотация проекта

 Идею создания проекта мини-музей «Мир музыкальных инструментов» подсказали дети: во время слушания музыкальных произведений – у ребят возникал вопрос: «Какие инструменты звучат?», «Откуда они взялись и сколько им лет?», таким образом, возник интерес найти информацию и оформить паспорта музыкальных инструментов «История возникновения музыкальных инструментов».  

Желание играть на инструментах, стало связующим элементом проекта, например, рассказывая об ударных инструментах, мы сопоставляли звуки и предметы, окружающие нас - музицировали, интерес детей увеличивался, мы решили  предложить детям попробовать создавать своими руками самодельные инструменты. Ведь вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.

Актуальность:

Биологическая природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от музицирования безошибочны. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать.

Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры!). Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всѐ больше инструментов, которые использовали люди. В настоящее время мир музыкальных инструментов стал еще разнообразнее и богаче - появилось огромное количество новых, видоизменились старые инструменты. Электроника также не обошла стороной мир музыки. Но как же редко современные дети видят и слышат это богатое разнообразие инструментов! Все чаще они с самого раннего детства слышат аудиозаписи, причем не очень хорошего качества. Современная облегченная музыка предполагает и облегченные оркестровки, выполненные на компьютере и предполагающие лишь имитацию звучания настоящих музыкальных инструментов. Большие концертные залы недоступны жителям маленьких городов. И в связи с этим дети знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во всем своем многообразии! Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов!

Итак, возникновению проекта «Мир музыкальных инструментов» способствовало:                                                                                                        1. Желание создать условия для ознакомления детей с качественной музыкой. 2. Интерес детей к истории происхождения музыкальных инструментов.       3. Потребность у детей играть на инструментах.

Цель:

Создание условий для ознакомления детей с огромным миром музыкальных инструментов, воспитание в ребенке слушателя и настоящего ценителя хорошей музыки.

Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Создать условия для приобретения знаний о музыкальных инструментах: детские музыкальные инструменты, инструменты симфонического оркестра, народные инструменты (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения), самодельные инструменты;

2. Создать условия для обогащения словарного запаса детей, связанными со строением музыкальных инструментов и мира музыки в целом;

3. Способствовать развитию музыкальных способностей, эстетического вкуса, проявлению эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие творчества и креативности всех участников проекта;

4. Способствовать обогащению музыкальными впечатлениями от изобразительных свойств музыки, передаваемых средствами музыкальных инструментов («Как рассказывает музыка», « О чем рассказывает музыка»)

5. Способствовать развитию творчества детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

6. Создать условия для возникновения интереса к музыке и музицированию, а также бережное отношение к музыкальным инструментам.

Тип проекта: Творческий

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальные руководители, родители.

Сроки реализации: краткосрочный, март 2019 г.

Формы деятельности:

-поисковая,

-экспозиционная,        

-познавательная.

Принципы реализации проекта

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

 • Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

 • Принцип опоры на интересы детей;

 • Принцип наглядности;

• Принцип сотрудничества воспитателя, детей и родителей.

Ожидаемый  результат:

Реализация данного проекта предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение знаниями об инструментах, элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по исполнению  оркестровок знакомых песен и народных мелодий.

Создание условий для развития познавательно-творческой деятельности детей и педагогов. В итоге  оформлена фото - выставка «Инструменты своими руками».

А в заключении, пройдет праздник «Весѐлый оркестр», где будут отмечены активные участники проекта.

Родители, получив консультацию, заинтересуются изготовлением шумовых самодельных инструментов и примут участие в конкурсе.

Описание проекта:

Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий.

Этапы реализации проекта 

I. ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: 

1. Анкетирование родителей с целью изучения потребностей в музыкальном развитии ребѐнка.

2. Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта.

3. Оформление познавательной информации: подборка игр с музыкальными инструментами, дидактические игры.

4. Изучение интернет - ресурсов по теме проекта, подбор презентаций.

5. Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта:  картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов, музыкантов играющих на них соло или в оркестре.

 6. Оформление папок-передвижек на тему «Роль музыки в воспитании ребѐнка», «Музыка, живущая рядом».

7. Организация мини-музея «Мир музыкальных инструментов»

II. ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ:

 

Образовательная деятельность.

Вид детской деятельности.

1.

Социально-коммуникативное развитие

- Оформление музыкального уголка в группе детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей с музыкальными инструментами.

 - Проведение сюжетно-ролевых игр с использованием темы музыкальных инструментов «Идем на концерт».

- Беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе)

- Беседа с детьми о профессиях людей, которые изготавливают музыкальные инструменты.

 - Беседа с детьми о профессии музыканта.

2.

Познавательное развитие

- просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением музыкальных инструментов и музыкантами, играющих на них соло или в оркестре.

 - оформление альбома «Из истории возникновения музыкальных инструментов»

 - планирование посещения мини-музея детского сада «Мир музыкальных инструментов»;

 - просмотр слайд - презентаций: «Струнная группа», «В стране ударных инструментов», «В гостях у клавишных инструментов», «Симфонический оркестр», «История появления первого музыкального инструмента», «Оркестр русских народных инструментов», «Деревянные истории», «Металлические фантазии», 
«Стеклянное королевство»;

3.

Речевое развитие

- Чтение стихов и рассказов о музыкальных инструментах.

 - Чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты: «Дудочка и кувшинчик», «Бременские музыканты», «Гусли - самогуды», «Садко», «Городок в табакерке»

4.

Художественно – эстетическое развитие

- Организация мини-мастерской для самостоятельного изготовления детских музыкальных инструментов (шумовых и ударных)

- Рисование детьми музыкальных инструментов.

- Раскрашивание картинок музыкальных инструментов.

- Рассматривание картин знаменитых художников, на которых изображены музыкальные инструменты.

- Конкурс рисунков «Рисуем музыку».

5.

Физическое развитие

- Музыкальные подвижные игры:

«Ворон»
«Водят пчелы хоровод»
«Веселые музыканты», «Соберись вокруг своего инструмента»
«Раз, два, три… ко мне беги! "»

6.

Сотрудничество с родителями

- Помощь в организации предметно-музыкальной среды.

 - Консультация для родителей с рекомендациями «Изготовление самодельных шумовых инструментов».

- Конкурс - творческое задание для родителей и детей «Инструмент своими руками».

 - Круглый стол с родителями «Развитие музыкальных способностей посредством ознакомления с музыкальными инструментами».

III. ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:         

Проведение праздника «Весѐлый оркестр».

Презентация альбома «Паспорт музыкальных инструментов».

Подведение итогов - награждение активных участников проекта. Организация фото – выставки

Выступление детей ДШИ.

                                   Характеристика мини-музея.

Основной фонд мини-музея составляют подлинные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки и шумовые инструменты.             Вспомогательный фонд составляют:

  • «Паспорта музыкальных инструментов», включающие в себя увлекательные беседы, загадки и кроссворды;
  • иллюстрации и фотографии с изображением музыкальных инструментов;
  • «Музыкальная азбука» - картотека дидактических игр;
  • «Музыкальная библиотека» - художественная литература о музыке и музыкальных инструментах;
  • раскраски с изображением музыкальных инструментов;
  • поделки и рисунки детей.

Экспонаты мини-музея:

         «Ударные  и детские шумовые инструменты».

Название экспоната

Постоянное/временное хранение

Фамилия/имя, представившего экспонат

Маракасы

постоянное

Оборудование  детского сада

Деревянные ложки

постоянное

Бубен средний

постоянное

Бубен малый

постоянное

Ложки

постоянное

Треугольник

постоянное

Бубенчики

постоянное

Ксилофон

постоянное

Металлофон

постоянное

Погремушки

постоянное

Губная  гармошка

постоянное

Барабан средний

постоянное

Барабан  малый

постоянное

Дудочка детская

постоянное

Свистульки

постоянное

Металлофон  диатонический

постоянное

Тарелки

постоянное

Трещетка

постоянное

Калатушка

постоянное

Колокольчики

постоянное

«Русские народные и детские музыкальные  инструменты».

Название экспоната

Постоянное/временное хранение

Фамилия, имя предоставившего экспонат

Домра малая

          временное

Домра  альтовая

временное

Балалайка  прима

постоянное

Баян

постоянное

Собственность детского  сада.

Аккордеон

постоянное

Гармошка

временное

Гитара

постоянное

Скрипка

постоянное

Детские клавишные инструменты

постоянное

Труба

постоянное


Результативность проекта:

  1. Воспитанники:

• Воспитанники увлеченно слушают классическую музыку: умеют сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.

• Содержательно высказываются об эмоциональном и образном содержании музыки, активный словарь пополнился новыми словами.

• Находят яркие тембровые краски, при помощи музыкальных инструментов делают оркестровку.

• Различают на слух и дают название музыкальных инструментов, произведений и авторов музыки.

• Определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.

• Различают и называют музыкальные инструменты, умеют о них рассказать.

  1. Родители: 

• Активные и заинтересованные участники педагогического процесса.

 • Принимали участие в изготовлении детских шумовых инструментов.

• Повышают общую и музыкальную культуру.

• Слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей.

3. Оформление центра музыкальных инструментов (созданы условия для ознакомления с музыкальными инструментами).

4. Повышение компетентности педагогов ДОУ. 

Перспективы дальнейшего развития проекта. 

Продолжать знакомить воспитанников с музыкальными инструментами - их внешним видом, устройством, тембром звучания, историей возникновения, способствуя воспитанию интереса и любви к музыке.

Сделать подборку сказок, рассказов о музыке и музыкантах. Все это поможет воспитывать внимательного слушателя, развивать эмоциональную сферу ребенка, способствовать бережному отношению его к музыкальным инструментам.

Работать над формированием духовно - нравственного воспитания, способствовать созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.

Используемая литература:

1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы детском саду» Волгоград, 2011г.

2. Вохренцева С. Методическое пособие с дидактическим материалом «Музыкальные инструменты». Екатеринбург. Изд. «Страна Фантазий», 2014г.

3. Волков С. Ю. «Детям о музыке». Издательство «Омега», 1998г.

4. Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры» Москва, 2001г.

5. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для воспитателя и муз. руководителя детского сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1999.

6. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» Ярославль, 2009г.

7. Тютюнникова Т.Э. «Сундучок с бирюльками» Москва, 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "мини-музей головных уборов"

Педагогический проект "Мини-музей головных уборов"...

МИНИ-МУЗЕЙ «Самодельные музыкальные инструменты»

1.           Цель создания мини-музея: Сформировать представления детей разных дошкольных возрастов о  возможности использования различных матери...

Педагогический проект «Мини - музей трафаретов, используемых в нетрадиционной технике рисования»

Педагогический проект "Мини-музей трафаретов, используемых в нетрадиционнной технике рисования"...

Педагогический проект Мини-музей Медвежонок

1.     Тема проекта: Проект мини-музей «Медвежонок». Тип: Средне продолжительный, познавательно-исследовательский.2.     Цели и задачи проекта:...

Педагогический проект мини-музей "Мульти-пульти"

В рамках музейной педагогики и реализации ФГОС...

Мини-музей "Деревянные музыкальные инструменты и игрушки"

Мини-музей "Деревянные музыкальные инструменты и игрушки"...

проект мини-музей "Мир музыкальных инструментов"

Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать....