проект мини-музей "Мир музыкальных инструментов"
проект (подготовительная группа)
Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_muzey_muzykalnyh_instrumentov.docx | 432.89 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 421
ИМЕНИ СЕРГЕЯ НИКОЛАЕВИЧА РОВБЕЛЯ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: Мини – музей «Мир музыкальных инструментов»
Выполнили:
музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 421имени Сергея Николаевича Ровбеля »
Терещенко Елена Владимировна;
Аннотация проекта
Идею создания проекта мини-музей «Мир музыкальных инструментов» подсказали дети: во время слушания музыкальных произведений – у ребят возникал вопрос: «Какие инструменты звучат?», «Откуда они взялись и сколько им лет?», таким образом, возник интерес найти информацию и оформить паспорта музыкальных инструментов «История возникновения музыкальных инструментов».
Желание играть на инструментах, стало связующим элементом проекта, например, рассказывая об ударных инструментах, мы сопоставляли звуки и предметы, окружающие нас - музицировали, интерес детей увеличивался, мы решили предложить детям попробовать создавать своими руками самодельные инструменты. Ведь вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.
Актуальность:
Биологическая природа человека мудра: ощущение радости и удовольствия от музицирования безошибочны. Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать.
Уже в глубокой древности люди любили услаждать свой слух музыкальными звуками. Самые старые музыкальные инструменты дудки и пищалки относятся еще к эпохе верхнего палеолита (а это 2522 тысячи лет до нашей эры!). Люди каменного века делали свои музыкальные инструменты из самых разных вещей. Одним из старейших "музыкальных инструментов" является само по себе человеческое тело. Первые звуки возникали из-за стука или удара по различным частям тела (например, по груди или бедру). Постепенно возникало всѐ больше инструментов, которые использовали люди. В настоящее время мир музыкальных инструментов стал еще разнообразнее и богаче - появилось огромное количество новых, видоизменились старые инструменты. Электроника также не обошла стороной мир музыки. Но как же редко современные дети видят и слышат это богатое разнообразие инструментов! Все чаще они с самого раннего детства слышат аудиозаписи, причем не очень хорошего качества. Современная облегченная музыка предполагает и облегченные оркестровки, выполненные на компьютере и предполагающие лишь имитацию звучания настоящих музыкальных инструментов. Большие концертные залы недоступны жителям маленьких городов. И в связи с этим дети знают лишь маленькую часть огромного мира, чем обделяют себя, недополучают тех музыкальных впечатлений, которые могут дать инструменты во всем своем многообразии! Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и их разнообразию, активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой, возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов!
Итак, возникновению проекта «Мир музыкальных инструментов» способствовало: 1. Желание создать условия для ознакомления детей с качественной музыкой. 2. Интерес детей к истории происхождения музыкальных инструментов. 3. Потребность у детей играть на инструментах.
Цель:
Создание условий для ознакомления детей с огромным миром музыкальных инструментов, воспитание в ребенке слушателя и настоящего ценителя хорошей музыки.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Создать условия для приобретения знаний о музыкальных инструментах: детские музыкальные инструменты, инструменты симфонического оркестра, народные инструменты (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения), самодельные инструменты;
2. Создать условия для обогащения словарного запаса детей, связанными со строением музыкальных инструментов и мира музыки в целом;
3. Способствовать развитию музыкальных способностей, эстетического вкуса, проявлению эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие творчества и креативности всех участников проекта;
4. Способствовать обогащению музыкальными впечатлениями от изобразительных свойств музыки, передаваемых средствами музыкальных инструментов («Как рассказывает музыка», « О чем рассказывает музыка»)
5. Способствовать развитию творчества детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
6. Создать условия для возникновения интереса к музыке и музицированию, а также бережное отношение к музыкальным инструментам.
Тип проекта: Творческий
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальные руководители, родители.
Сроки реализации: длительный , 2022-2023 г.
Формы деятельности:
-поисковая,
-экспозиционная,
-познавательная.
Принципы реализации проекта
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
• Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
• Принцип опоры на интересы детей;
• Принцип наглядности;
• Принцип сотрудничества воспитателя, детей и родителей.
Ожидаемый результат:
Реализация данного проекта предполагает, что к концу учебного года у старших дошкольников реализуется их естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Овладение знаниями об инструментах, элементарными навыками и способами игры на музыкальных инструментах, умение играть в ансамбле и импровизировать на них будут способствовать самостоятельной деятельности детей по исполнению оркестровок знакомых песен и народных мелодий.
Создание условий для развития познавательно-творческой деятельности детей и педагогов. В итоге оформлена фото - выставка «Инструменты своими руками», выставка инструментов из разных стран.
А в заключении, пройдет праздник «Музыкальный вечер», где будут отмечены активные участники проекта.
Родители, получив консультацию, заинтересуются изготовлением шумовых самодельных инструментов и примут участие в конкурсе.
Описание проекта:
Проект направлен на формирование духовно - нравственного воспитания, способствует созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре. Проект обеспечивает успешное взаимодействие с различными субъектами социума, выстраивание партнерских отношений между ними, за счет проведения занятий, мероприятий.
Этапы реализации проекта
I. ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
1. Анкетирование родителей с целью изучения потребностей в музыкальном развитии ребѐнка.
2. Подбор методической, художественной и энциклопедической литературы по теме проекта.
3. Оформление познавательной информации: подборка игр с музыкальными инструментами, дидактические игры.
4. Изучение интернет - ресурсов по теме проекта, подбор презентаций.
5. Подбор и изготовление наглядных материалов для осуществления проекта: картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов, музыкантов играющих на них соло или в оркестре.
6. Оформление папок-передвижек на тему «Роль музыки в воспитании ребѐнка», «Музыка, живущая рядом».
7. Организация мини-музея «Мир музыкальных инструментов»
II. ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ:
№ | Образовательная деятельность. | Вид детской деятельности. |
1. | Социально-коммуникативное развитие | - Оформление музыкального уголка в группе детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей с музыкальными инструментами. - Проведение сюжетно-ролевых игр с использованием темы музыкальных инструментов «Идем на концерт». - Беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе) - Беседа с детьми о профессиях людей, которые изготавливают музыкальные инструменты. - Беседа с детьми о профессии музыканта. |
2. | Познавательное развитие | - просмотр иллюстраций, фотографий, картин и карточек с изображением музыкальных инструментов и музыкантами, играющих на них соло или в оркестре. - оформление альбома «Из истории возникновения музыкальных инструментов» - планирование посещения мини-музея детского сада «Мир музыкальных инструментов»; - просмотр слайд - презентаций: «Струнные инструменты», «Ударные инструменты», «Путешествие по клавишам», «Симфонический оркестр», «История появления первого музыкального инструмента», «Русские народные инструменты», «Деревянные истории», «Металлические фантазии»; |
3. | Речевое развитие | - Чтение стихов и рассказов о музыкальных инструментах. - Чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты: «Дудочка и кувшинчик», «Бременские музыканты», «Гусли - самогуды», «Садко», «Городок в табакерке» |
4. | Художественно – эстетическое развитие | - Организация мини-мастерской для самостоятельного изготовления детских музыкальных инструментов (шумовых и ударных) - Рисование детьми музыкальных инструментов. - Раскрашивание картинок музыкальных инструментов. - Рассматривание картин знаменитых художников, на которых изображены музыкальные инструменты. - Конкурс рисунков «Рисуем музыку». |
5. | Физическое развитие | - Музыкальные подвижные игры: «Лента» |
6. | Сотрудничество с родителями | - Помощь в организации предметно-музыкальной среды. - Консультация для родителей с рекомендациями «Изготовление самодельных шумовых инструментов». - Конкурс - творческое задание для родителей и детей «Инструмент своими руками». - Круглый стол с родителями «Развитие музыкальных способностей посредством ознакомления с музыкальными инструментами». |
III. ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ:
Проведение праздника «Музыкальный вечер».
Презентация альбома «Паспорт музыкальных инструментов».
Подведение итогов - награждение активных участников проекта. Организация фото – выставки
Выступление детей ДШИ.
Характеристика мини-музея.
Основной фонд мини-музея составляют подлинные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки и шумовые инструменты. Вспомогательный фонд составляют:
- «Паспорта музыкальных инструментов», включающие в себя увлекательные беседы, загадки и кроссворды;
- иллюстрации и фотографии с изображением музыкальных инструментов;
- «Музыкальная азбука» - картотека дидактических игр;
- «Музыкальная библиотека» - художественная литература о музыке и музыкальных инструментах;
- раскраски с изображением музыкальных инструментов;
- поделки и рисунки детей.
Экспонаты мини-музея:
Название экспоната | Постоянное/временное хранение | Фамилия/имя, представившего экспонат |
Маракасы | постоянное | Оборудование детского сада |
Деревянные ложки | постоянное | Оборудование детского сада |
Бубен средний | постоянное | Оборудование детского сада |
Бубен малый | постоянное | Оборудование детского сада |
Ложки | постоянное | Оборудование детского сада |
Треугольник | постоянное | Оборудование детского сада |
Бубенчики | постоянное | Оборудование детского сада |
Ксилофон | постоянное | Оборудование детского сада |
Металлофон | постоянное | Оборудование детского сада |
Погремушки | постоянное | Оборудование детского сада |
Губная гармошка | постоянное | Оборудование детского сада |
Барабан средний | постоянное | Оборудование детского сада |
Барабан малый | постоянное | Оборудование детского сада |
Дудочка детская | постоянное | Оборудование детского сада |
Свистульки | постоянное | Оборудование детского сада |
Металлофон диатонический | постоянное | Оборудование детского сада |
Тарелки | постоянное | Оборудование детского сада |
Трещетка | постоянное | Оборудование детского сада |
Калатушка | постоянное | Оборудование детского сада |
Колокольчики | постоянное | Оборудование детского сада |
Водяные птички | постоянное | Личная коллекция |
Музыкальные камни | постоянное | Личная коллекция |
Пан-флейта | постоянное | Личная коллекция |
Курай | постоянное | Личная коллекция |
Жалейка | постоянное | Личная коллекция |
Камус | постоянное | Личная коллекция |
Тон-Блок | постоянное | Личная коллекция |
Результативность проекта:
- Воспитанники:
• Воспитанники увлеченно слушают классическую музыку: умеют сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
• Содержательно высказываются об эмоциональном и образном содержании музыки, активный словарь пополнился новыми словами.
• Находят яркие тембровые краски, при помощи музыкальных инструментов делают оркестровку.
• Различают на слух и дают название музыкальных инструментов, произведений и авторов музыки.
• Определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.
• Различают и называют музыкальные инструменты, умеют о них рассказать.
- Родители:
• Активные и заинтересованные участники педагогического процесса.
• Принимали участие в изготовлении детских шумовых инструментов.
• Повышают общую и музыкальную культуру.
• Слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей.
3. Оформление центра музыкальных инструментов (созданы условия для ознакомления с музыкальными инструментами).
4. Повышение компетентности педагогов ДОУ.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Продолжать знакомить воспитанников с музыкальными инструментами - их внешним видом, устройством, тембром звучания, историей возникновения, способствуя воспитанию интереса и любви к музыке.
Сделать подборку сказок, рассказов о музыке и музыкантах. Все это поможет воспитывать внимательного слушателя, развивать эмоциональную сферу ребенка, способствовать бережному отношению его к музыкальным инструментам.
Работать над формированием духовно - нравственного воспитания, способствовать созданию единого воспитательного пространства дошкольного образовательного учреждения и семьи, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре.
Используемая литература:
1. Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы детском саду» Волгоград, 2011г.
2. Вохренцева С. Методическое пособие с дидактическим материалом «Музыкальные инструменты». Екатеринбург. Изд. «Страна Фантазий», 2014г.
3. Волков С. Ю. «Детям о музыке». Издательство «Омега», 1998г.
4. Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры» Москва, 2001г.
5. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для воспитателя и муз. руководителя детского сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1999.
6. Михайлова М.А. «Развитие музыкальных способностей детей» Ярославль, 2009г.
7. Тютюнникова Т.Э. «Сундучок с бирюльками» Москва, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мой любимый музыкальный инструмент"
Проект напрвлен на развитие музыкальных способностей, знакомство с музыкальными инструментами, изготовление шумовых инструментов....
Педагогический проект "В стране музыкальных инструментов"
Проект разработан для старшей группы и расчитан на 5 месяцев. работа проходила в три этапа: подготовительный, практический и заключительный. В проекте использованы видеоролики из цикла " Лесной концер...
Педагогический проект "В мире музыкальных инструментов"
Музыка является одним из важнейших средств воспитания духовности человека. Основы музыкальной культуры закладываются в детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, накаплива...
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ФОЛЬКЛОР И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НАРОДОВ ЮЖНОГО УРАЛА: РУССКИХ, УКРАИНЦЕВ,ТАТАР,КАЗАХОВ»
Формирование основ народной культуры (фольклора) и развитие творческого потенциала детей через ознакомление с музыкальными инструментами народов Южного Урала: русских, украинцев, татар, ка...
Музыкально-образовательный проект "В стране музыкальных инструментов"
Музыкально-образовательный проект для детей подготовительной группы "В стране музыкальных инструментов"Цель данного проекта: желание воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в ве...
Музыкально-образовательный проект "В стране музыкальных инструментов.
Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения....
Музыкально - познавательный проект «Знакомство с музыкальными инструментами»
Целью данного проекта является желание воспитать в детях живой интерес к миру музыки; в веселой и увлекательной форме познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами....