НОД по познавательному развитию в средней группе "Путешествие в страну сказок"
методическая разработка (средняя группа)

Калашникова Надежда Георгиевна

Данная разработка будет полезна воспитателям средней группы.  Вид деятельности комплексный, интегрированный. Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел1.Общая информация

Фамилия, имя, отчество воспитателя

Калашникова Надежда Георгиевна

Категория

высшая

Образовательная область

Вид деятельности

Познание

Возрастная группа

Средняя (4-5 лет)

Тема

Путешествие в страну сказок

Оснащенность наглядными пособиями, ТСО, дидактическими раздаточными материалами

Используется объемная книга, макет «Теремок», каркасные фигурки животных-героев, аудио-колонка или магнитофон, аудиозапись «в гостях у сказки», «в лесу»

Предшествующая работа

Чтение сказок «Теремок», «Три медведя»; беседа по прочитанному, рисование по прочитанному материалу; рассматривание иллюстраций в книгах со сказками; просмотр мультфильма «Три медведя».

Раздел 2.  Тема, структура, цели, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Вид деятельности (традиционный, фронтальный, комплексный, интегрированный, комбинированный, индивидуальный, подгрупповой, итоговый,  тематический

Комплексный, интегрированный. Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие

Тип деятельности:

-закрепление знаний и умений. Результативность: результаты самостоятельного применения знаний и умений из разных областей.

Воспитанники самостоятельно ставят цель деятельности, закрепляют умение анализировать и сравнивать предметы по величине, цвету; закрепляют навыки рисования карандашами, навыки сюжетного рисования.

-приобретение новых знаний. Результативность: воспроизведение своими словами правил, понятий, новых слов, выполнение действия  по образцу;

Расширение словаря: лесная опушка, соседи.

Выполнений действий по образцу, сравнение и анализ цвета полосок и потерянного героя сказки.

-применение межпредметных умений. Результативность: самостоятельное решение ситуаций, задач, упражнений повышенной сложности отдельными воспитанниками или всем коллективом.

Самостоятельное решение ситуативных задач, целеполагание и осмысление полученного результата,

-обобщение и систематизация знаний. Результативность: умение сформулировать обобщенный вывод.

Умение делать выводы по итогам проведенной деятельности, формулировать обобщенный вывод с помощью педагога и соответственно возрасту.

Цель

Закрепление и обобщение знаний о некоторых русских народных сказках.

Задачи

Образовательные

  1. Уточнить знания о сказках «Теремок», «Три медведя»;
  2. Познакомить с понятием «книга сказок»
  3. Формированию у детей познавательного интереса;
  4. Учить работать в коллективе и индивидуально

Развивающие

  1. Развивать творческие способности; умение работать с карандашами, акварелью, гуашью.
  2. Развивать умение рисовать по замыслу и по заданной теме, навыки сюжетного рисования.
  3. Развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы решений.

Воспитательные

  1. Воспитывать внимательность, усидчивость, любознательность.

Формируемые УУД.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; постановка и формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований и критериев для сравнения; построение логической цепочки рассуждений; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий ; оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Раздел 3. Психологические требования к деятельности

Планирование   деятельности в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников

Использовались различные методы: привлечение сильных учащихся для помощи отстающим.
На занятии использовались такие формы работы, как индивидуальная, групповая, практическая работа, самостоятельная работа. 

Дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам, сочетание его с коллективной работой в группе

Индивидуальные ответы воспитанников, свободный выбор созданий любой иллюстрации для книги.

Соотношение нагрузки на память и мышление воспитанников

оптимальное

Выполнение санитарных норм: предупреждение утомления и переутомления, чередование видов деятельности. Своевременное и качественное проведение  физминуток. Осуществление контроля за осанкой

 Чередование видов деятельности: слушание, практическая деятельность.

- Проведение физминутки осуществлялось

- Соблюдение правильной рабочей позы. Педагог неоднократно напоминает воспитанникам о правильной позе во время сидения на ковре или за рабочими столами.

Время проведения НОД соответствует возрасту и соствавляет 20 мин.

 

Этапы деятельности

Время в мин.

Содержание  материала

Методы и приемы

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Формирование знаний, умений, навыков

1.Организационный

1 мин.

Колокольчик мой звени, всех ребят ты в круг зови!

(дети встают  вкруг)

Здравствуйте, я рада вас сегодня видеть.

Утро настало, солнышко встало!

Мы в кружочек собрались, крепко за руки взялись.

Скажем: «Здравствуйте!» друг другу,

И пожмем друг другу руки.

Звон колокольчика, словесно – устное сообщение

Проверяет готовность воспитанников к деятельности, приветствует, настраивает, пробуждает познавательный интерес  к теме. (сюрпризный момент, введение персонажа, интеллектуальная разминка, видео, сюжетные картинки, художественное слово)

Настраиваются на работу, отвечают на вопросы воспитателя, задают вопросы педагогу.

личностных, коммуникативных  качеств

(доброжелательность)

2.Сообщение темы и мотивация деятельности

1  мин.

Ребята, случилась беда,  в моей волшебной книге исчезли все сказки. Она совсем опустела.(показывает книгу с белыми чистыми листами) Это проделки злого волшебника. Нам нужно попасть в страну сказок. А как мы в нее попадем? (задается проблемный вопрос, который ориентирован на тему самого занятия)

Оказывается это очень просто, надо сказать волшебные слова:

Раз, два, три

Сказка двери отвори. (Звучит музыка « В гостях у сказки»)

Словесный, худ.слово,, игра, сюрпризный момент, музыкальное произведение, игра и т.д

 

Сориентировать и настроить  воспитанников на работу всей деятельности. Активизировать их мыслительную деятельность. Э

Мотивация воспитанников к дальнейшим поисковым действиям.

Создать проблемную ситуацию, показать и свою заинтересованность

Размышления ( рассуждения)  детей, ответы на вопросы педагога. Вопросы воспитанников к педагогу и друг другу.

Самопроверка ответов, выполнения заданий.

Дети высказывают свои предположения.

Активизация познавательной деятельности;

Анализ поставленной проблемной ситуации, и поиск путей решения;

Систематизация и уточнение знаний о сказках и книгах со сказками.

3.Основная часть

10 мин.

Педагог предлагает детям присесть на полянке на импровизированные пеньки.

Педагог читает загадку из книги:

На поляночке лесной

Стоит домик расписной.

Всех зверушек спрятать мог!

Что за домик? Теремок!

В какую мы сказку с вами попали? А страничка в книге все еще пуста, нужно ее заполнить! Но здесь только полосочки лежат цветные.

Ребята, представляете, в сказке случилась беда: злой волшебник превратил всех зверей в разноцветные полоски. Надо им помочь.

Нам надо угадать кого в какую полоску волшебник превратил? Для этого нам надо вспомнить сказку.

Давайте вспомним кто первым пришел в теремок? ( мышка)

Как вы думаете, в какую   полоску превратилась мышка? Почему? Ребята, а у нас несколько полосок серого цвета,  они разной высоты. Как вы думаете, какая из них мышка и почему? Какая по высоте? (самая низкая)

Кто пришел после мышки в теремок? (Лягушка) В какую полоску она превратилась? Почему?

Кто пришел  после лягушки? (Зайчик)  В какую полоску он превратился? Почему?

 Ребята, у нас еще две серые полоски, как вы думаете какая из них заяц? Почему? Кто после зайчика  пришел в теремок? (Лисичка.) В какую полоску она превратилась? Почему?

Кто после лисички пришел в теремок?  (Волк.) В какую полоску он превратился?

 Почему?

Кто после волка пришел в теремок? (Медведь.) В какую полоску он превратился? Почему?

Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали всех героев сказки и расколдовали их. Обратите внимание у вас полоски все разные. Чем они отличаются кроме цвета?( разные по высоте) На что похож ряд полосок?

Ребята одну сказку мы вернули на страничку нашей книги, отправляемся дальше. Находим страничку из сказки, где изображен домик.

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?

В какую сказку попали?

( « Три медведя»)

 

Давайте вспомним, как звали медведей в сказке?

Как звали папу?

Как звали маму?

Как звали сыночка?

 

Приемы активизации самостоятельного приема детей. Фантазирование. Моделирование. Решение проблемной ситуации.

 

Постановка логических задач, предполагающих обсуждение и включение логического мышления воспитанников.

Наглядный материал: объемный домик-теремок, картонные фигурки всех героев сказки «Теремок».

Иллюстрация к книге с изображением домика трех медведей и лесной опушки.

Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов.

Объяснение, рассказывание, организация поисковой деятельности. Подведение детей к разрешению проблемных ситуаций. Загадывается загадка и создается проблемная ситуация.

Педагог организует работу по открытию новых знаний (с опорой на знания  и  практику детей, при этом делается основной упор на сравнительную и аналитическую деятельность воспитанников). 

После того, как дети дают ответы на поставленные задачи, педагог включает в деятельность наглядно-иллюстративный материл (выставляет к теремку фигурки животных)

Участвуют  в процессе открытия новых знаний, делают выводы

Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждении.

Отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя), выполняют упражнения по образцу.

 Формируется способность к постановке цели собственной деятельности; умение определять цель предстоящей деятельности и способы её достижения, добиваться результата;

актуализация имеющихся знаний, их обобщение, уточнение;

способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность.  

4. Физминутка

1 мин.

Три медведя шли домой , Папа был большой, большой,

Мама с ним поменьше ростом,

А сынок-малютка просто,

Очень маленький он был, с погремушками ходил, Дзинь- дзинь-дзинь.

Показ, самостоятельное выполнение упражнений

Предлагает воспитанникам встать с импровизированных пеньков. Включает музыку, выполняет показ движений.

Переключение воспитанников с умственной деятельности на двигательную,  смена  позы детей.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта, переключение внимания

5. Самостоятельная деятельность детей

7 мин.

Ребята, теперь мы с вами знаем, как выглядели герои сказки «Три медведя» и даже сами немного побыли мишками. Давайте теперь создадим самостоятельно иллюстрации к этой сказке? Нарисуем трех медведей на лесной опушке?

Воспитанникам предлагается нарисовать медведей, используя различные материлы и художественные техники.

Самостоятельно практическую работу. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом (задают вопросы, помогают, договариваются, обмениваются предметами, распределяют действия в сотрудничестве и т.д.)

Организация практической работы. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата   

Учатся применять знания для решения практических задач. Анализируют результаты выполнения заданий друг другом, самоконтроль, сравнение с образцом.

Формирование элементарных навыков самоконтроля; Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; формирование умения работать с различными художественными материалами (гуашь, акварель, цветные карандаши);

Воспитание творческих способностей, фантазии, инициативности.

6. Подведение итогов. Рефлексия

1-2 мин.

Ну вот, ребята, мы с вами и подготовили иллюстрации для нашей книги, теперь в ней появились сказки. Давайте же вспомним, какие сказки вернулись в книгу? Каких сказках вам бы еще хотелось узнать? Или может вы бы хотели бы попасть в какую-нибудь сказку?

Представляете, ребята, в нашей книге появились не только сказки, которые мы вспомнили, но еще и раздел с раскрасками, специально для вас (Педагог достает из книги, заранее приготовленные раскраски с героями сказок и раздает их детям).

Если хотите, вы можете раскрасить их сегодня в детском саду, или дома вместе с родными.

Вопросы, игровые упражнения, взаимопроверка, самоконтроль, подарок.

Педагог организует подведение итогов НОД, обобщение полученного воспитанниками опыта, совместно с детьми рассматривает перспективы на дальнейшую деятельность, что хотели бы еще узнать.

Отмечает инициативность, поощряет активность детей.

6. Подведение итогов. Рефлексия

1-3 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию на тему: «Путешествие в страну сказок»

Материал представляет собой занятие с детьми старшего дошкольного возраста с использованием АМО. Целью прповедения данного мероприятия является формирование интереса у детей к детским книгам и сказкам...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Страна Безопасности» 31.03.2021

Цель: Закреплять знания о правилах безопасности в любых ситуациях.Задачи:Закреплять знания детей о правилах поведения в транспорте; знания о светофоре, о назначении сигналов светофора; знани...

Занятие по познавательному развитию в средней группе «Загадочная страна»

Занятие по познавательному развитию  в  средней  группе «Загадочная страна»...

Конспект мероприятия с детьми по познавательному развитию на тему: «Путешествие в страну сказок».

Конспект мероприятия с детьми по познавательному развитию на тему: «Путешествие в страну сказок»....

Конспект занятия познавательное развитие на тему: «Путешествие в страну Сказок» старшая группа

Цель: Расширять представления детей о богатстве устного народного творчества – сказках....